Волошинова Л. Ф. Первый архитектор Нахичевани // Донской временник. Год 2005-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 13. С. 28-30. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=610
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2005-й
Архитектура Ростова-на-Дону
ПЕРВЫЙ АРХИТЕКТОР НАХИЧЕВАНИ
Иван Егорович Старов
14 ноября 1779 г. императрица Екатерина II подписала грамоту о предоставлении «... Обществу крымских христиан Армянского закона» льгот и права построить и основать сёла в округе крепости св. Димитрия Ростовского. В следующем 1780 г. был утвержден план нового армянского города на берегу Дона и заложена первая деревянная церковь [1. — С. 15]. В 1781 г. состоялось торжество освящения и основания города, получившего название Нахичеван-на-Дону [2]. Его первый генеральный план известен по обнаруженной академиком О. Халпахчьяном в архиве Москвы копии, снятой вахмистром Григорием Горлецким [1. — С. 15].
По мнению многих историков и искусствоведов, автором генплана, а также предшествовавшего ему эскиза был известный русский архитектор Иван Егорович Старов. Ему приписываются и проекты двух самых значительных культовых зданий Нахичевана: собора во имя св. Григория Просветителя на центральной площади и церкви монастыря Сурб-Хач в окрестностях города.
Подробности биографии Старова недостаточно известны, даже дату его рождения исследователи называют разную: 1743, 1744, 1745, 1748 гг. [3; 4. — С. 5; 5].
Будущий зодчий родился в семье дьякона. С 11 лет он учился в гимназии при Московском университете, с 1758 г. продолжил образование в Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1762 г. окончил её с золотой медалью, получил шпагу (знак дворянства) и стал вторым в истории Академии пенсионером-архитектором, которого отправили на стажировку в Западную Европу (Париж, Рим) [4]. В 1768 г. архитектор вернулся в Петербург и выполнил проект на соискание звания академика.
С 1772 г. он работал в «Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы», участвовал в реконструкции «погоревших мест» Москвы, Любима, Порхова; разрабатывал проекты планировки Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа. В эти годы он построил дворцовые ансамбли и усадебные комплексы в Богородицке и Бобриках под Тулой, в Никольском-Гагарине под Москвой, в Тайцах и Сиворицах пол Петербургом [4. — С. 18].
В конце 1770-х гг., после утверждения России на берегах Чёрного моря, зодчий активно работал по освоению земель Новороссии. Своими проектами он предопределил характер градостроительства в этом регионе, положил начало формированию художественного облика таких южнорусских городов, как Екатеринослав, Николаев, Херсон.
Одна из первых его работ — проект Нахичевана. В отличие от последующих грандиозных планов Старова, это был проект гражданского торгового поселения у судоходной реки. Близость природного строительного материала (камень-ракушечник, глина, камыш) и лесных массивов способствовали быстрому строительству города и его экономическому развитию [1. ― С. 16, 17].
Городская территория с небольшим уклоном к реке обрывалась у берегового склона, изрезанного оврагами.
Отведённая для Нахичевана площадь (780 х 1175 саж.) была рассчитана по нормам XVIII в. на перспективу роста города до 85-90 тыс. чел. |6]. Ориентация основных улиц определялась с запада на восток. Прямоугольные кварталы вытягивались с севера на юг.
Особенностью планировки города было размещение на главной композиционной оси центральной площади с торговым и административным центрами и собором. Вокруг размещались приходские церкви. На берегу намечалось расположить строения для обслуживания судов.
Город обращался лицом к Дону. У реки и в пределах трёх средних кварталов центральной площади предполагалось возвести собор, архиерейский дом, семинарию и другие административные здания. С крепостью город связывали две дороги. Одна из них, ранее ведущая в Полуденку (форштадт), спускалась от восточных ворот крепости к берегу Дона, другая новая шла к главной Соборной улице [1. — С. 16, 17].
При разработке плана Нахичевана Старовым были сформированы приёмы, получившие развитие в его последующих проектах городов Новороссии: прямоугольная разбивка кварталов, главная перспективная ось города, центральная площадь — административный, торговый, духовный центр, и ритмичное введение приходских церквей в сетку улиц.
С центральной площадью города был органически связан храм Григория Просветителя, занимавший на ней центральное положение и замыкавший перспективу главной улицы.
По преданию, во время возведения Таврического дворца в Санкт-Петербурге императрица Екатерина II сказала зодчему: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор» [6].
Долгая драматическая история строительства собора во имя Григория Просветителя (1783-1807) отразила первые страницы истории города. Храм возвели в стиле русского классицизма. В строгое убранство его фасадов и интерьеров органично вошли древние хачкары (XIV-XVI вв.), привезённые из Крыма.
Среди приземистой нахичеванской застройки начала XIX в. стройная звонница и купол собора стали неотъемлемыми градоформирующими элементами площади и панорамы Нахичевана с Дона.
Крестообразный в плане храм с пристроенной колокольней имел три входа, украшенных дорическими порталами. Аналогичные пилястры оформляли ярусы звонницы и светового барабана. Купола завершались малыми цилиндрическими объёмами, их увенчивали позолоченные кресты.
Местоположение и архитектурный образ храма во многом определил дальнейшее функциональное разделение обширной площади на четыре меньшие, разные по назначению: Екатерининскую, Базарную, Полицейскую, Бульварную, и на облик возводимых здесь строений.
Описывая собор Старова, нельзя не упомянуть о другом произведении архитектора — церкви и колокольне усадебного комплекса в Никольском-Гагарине, созданных в 1773 г. Этот однокупольный храм очень близок своему позднему нахичеванскому аналогу по композиционной основе и трактовке ордера. Надо отметить, что собор Григория Просветителя отличался большим композиционным единством, художественной законченностью и цельностью стиля, нежели никольско-гагаринская церковь [4. — С. 158]. К сожалению, ныне оба храма сохранились только на фотографиях.
Не чуждой оказалась стилистика лаконичных форм русского классицизма армянской монастырской церкви Сурб-Хач, расположенной в окрестностях Нахичевана в излучине реки Темерник.
Церковь заложили в 1783 г. одновременно с храмом св. Григория Просветителя. Монастырь назвали в честь одноимённого армянского комплекса близ поселения Старый Крым на Крымском полуострове.
Здание церкви прямоугольное, в плане оно незначительно расширено в средней части. На восток выступает полуциркулярная апсида. Храм венчался куполом на световом барабане. Его завершал глухой малый фонарь с купольным покрытием и с крестом. Входы оформлялись четырёхколонными портиками. Лаконичное убранство церкви было представлено трёхчастным антаблементом нижнего яруса, венчающим карнизом барабана, пилястрами на краях фасадов и в простенках барабана. Фасады церкви и интерьеры также украшали древние хачкары.
Кроме этих двух нахичеванских храмов, тема однокупольного культового сооружения неоднократно проявлялась в творчестве мастера как на основе крестообразного плана, так и на основе базиликального. Пример тому Казанская церковь в Богородицке (1773), церковь в Бобриках (1771), Екатерининский собор в Херсоне (1778), соборы в Дубровне (1789) и Николаеве (1790), церковь в Богоявленске (1790), проект собора для Екатеринослава (1790). По чертежам Старова был возведён Софийский собор в Царском Селе (1782-1791) [4. ― С. 95].
Об адаптации архитектурных форм классицизма в среде армянского города на Дону существуют разные мнения. Я полагаю, что в нахичеванских строителях и жителях сказалась генетическая память предков о влиянии эллинизма на культуру древней Армении. И на рубеже XVIII и XIX вв. формы классицизма благосклонно принимались новонахичеванцами, ибо будили ассоциативный ряд воспоминаний о счастливом детстве своего народа.
Оценивая сегодня церковь монастыря Сурб-Хач, одно из немногих уцелевших в провинции архитектурных творений И. Е. Старова (несмотря на то, что она ремонтировалась, разрушалась и реконструировалась), хочется напомнить, что это ныне единственный христианский храм XVIII в. на территории современного Ростова.
Последний период жизни зодчего также был плодотворным. С 1786 по 1798 г. он являлся главным архитектором «Конторы строений Ея Императорского Величества домов и садов»; возглавлял работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Неоднократно выполнял заказы богатейших аристократических семей России, преподавал в Академии художеств, получил в 1785 г. звание профессора. В 1793 г. зодчему был пожалован орден Владимира третьей степени [4. — С. 21, 23].
Оценивая творчество И. Е. Старова, искусствоведы сходятся в том, что в своих произведениях мастер предвосхитил период наивысшего расцвета классицизма в русском зодчестве первой трети XIX в., выдвинувшего прогрессивные приёмы и методы построения ансамблевых композиций. Мы это видим и в планировке Нахичевана, и в архитектурном почерке собора Григория Просветителя и церкви монастыря Сурб-Хач.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону. — Ереван, 1988.
- Бархударьян В. Б. История Армянской колонии Новая Нахичевань (1779-1917). — Ереван, 1996. — С. 36
- Список русских художников / сост. С. Н. Кондаков. — СПб., 1914.
- Кючарианц Д. А. Иван Старов. — Л.: Лениздат, 1982.
- Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. — СПб., 2003. — С. 41.
- Вартанян В. Г., Казаров С. С. Армянская Апостольская церковь на Дону. — Ростов н/Д, 2001. — С. 10.
|