Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Ермоленко А. Ростовский архитектор И. П. Смирнов // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 10. С. 94-97. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=376

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2002-й

Архитектура Ростова-на-Дону

РОСТОВСКИЙ АРХИТЕКТОР И. П. СМИРНОВ

малоизвестные страницы биографии и творчества

 

Игорь Петрович Смирнов родился 9(22) апреля 1896 года в Саратове в семье дворянина. Его отец, Петр Федорович Смирнов, окончил полный курс наук в Императорском Московском университете по юридическому факультету, служил в Саратовской судебной палате, в Ставропольском окружном суде; в июле 1905 года был переведен на должность товарища прокурора в Таганрогский окружной суд. В 1909 году — перемещен на должность прокурора Ростовского окружного суда, а в феврале 1917 года назначен на должность председателя Ростовского на Дону окружного суда. За годы своей ревностной службы Петр Федорович имел несколько наград, среди которых ордена Св. Владимира 4-й ст., Св. Анны 2–й и 3-й ст. [1]. Мать, Антонина Ивановна, урожденная Юматова, была дочерью мещанина, хотя Игорь Петрович считал, что эта фамилия имеет древние корни и восходит по знатности к XIII веку.

Игорь был старшим сыном в семье, кроме него были еще две девочки, Ольга, 1897 года рождения, и Людмила, 1899 года рождения, с которыми он был очень дружен. Это была высокообразованная интеллигентная семья.

В юности Игорь был увлечен мировой и русской литературой, изобразительным искусством, живописью и архитектурой, прекрасно играл на фортепиано.

В 1914 году, окончив в Ростове мужскую классическую гимназию, Игорь после конкурсных испытаний был принят в Институт гражданских инженеров императора Николая I в Петрограде. Он мечтал стать архитектором.

Учился с большим желанием, на отлично, о чем свидетельствует сохранившаяся в семье зачетная книжка. Однако, в связи с революционными событиями 1917 года, занятия в институте были прерваны и весной 1918 года Игорь Смирнов был вынужден начать свою трудовую деятельность, так и не закончив образование.

С этих пор жизнь молодого архитектора становится зависимой от разных обстоятельств, и прежде всего от исторических событий, в которые он был вовлечен волею судьбы.

1918 год... В России началась гражданская война. Мир разделился на красных и белых. Вот как сам вспоминает события тех лет И. П. Смирнов: «От призыва в старую армию я был освобожден как белобилетник, и весной 1918 года я поступил практикантом на 7-ю дистанцию службы пути бывшей Владикавказской ж. д. С этого момента начинается моя самостоятельная трудовая жизнь. В январе 1919 года я тяжело заболел сначала возвратным, а затем и сыпным тифом. Вместе со мной заболели и мои родители. Мать моя умерла во время самой болезни, а отец — после тяжелых осложнений».[2]

Следует отметить, что в своей автобиографии, написанной в Ростове 15 января 1942 года, Игорь Петрович слукавил, говоря о том, что отец его умер.

Это была «ложь во спасение», за которую не следует судить Игоря Смирнова.

В действительности, в семье его дочери О. И. Смирновой сохранились письма из Парижа 1934 года, из которых становится понятным, что Петр Федорович в 1920 или 1921 году эмигрировал во Францию с двумя дочерьми-студентками, Ольгой и Людмилой. Ольга с 1918 года училась в Ростовской консерватории, а Людмила — в Ростовском университете на медицинском факультете. Связь с сестрами у Игоря Смирнова продолжалась в переписке, письма из Парижа от Ольги (эта сестра была ему особенно близка) приходили в Ростов и в 30-е годы. А в 1935-м году Игорь Петрович назвал именем любимой сестры свою дочь.

Но всего этого не прочесть за скупыми строчками автобиографии:

«Еще не оправившийся от болезни, я был перевезен родственниками в город Майкоп. Восстановив свои силы, я поступил в том же 1919 году на должность техника в Майкопскую городскую управу, откуда с приходом Красной армии автоматически перешел в коммунальный отдел Ревкома, а затем — в отдел государственных сооружений Совнархоза». [2]

Почему же Игорь Смирнов не покинул Россию вместе со своими родными?

Он был молод, полон надежд, ему хотелось участвовать в строительстве новой жизни. А еще был уверен, что только на Родине осуществится мечта стать архитектором.

К тому же в Майкопе Игорь Смирнов создал свою семью.

Его жена, Вартануш Еремеевна Мнацаканова, была дочерью богатого армянина. «Дедушка имел плантации табака, хотя жил аскетически скромно и так же воспитывал своих детей, — рассказывала Ольга Игоревна Смирнова. Молодые жили и работали на его земле. В 1928 году у дедушки все отняли».

Вместе со своей семьей, женой и сыном Георгием, в 1926 году Игорь Смирнов переезжает в Ростов-на-Дону. В проектном бюро СКОПСа при Управлении Северо-Кавказской железной дороги он занимает должность архитектора. По линии Северо-Кавказского округа путей сообщения И. Смирнов много ездит по стране, принимает участие в проектировании гражданских зданий в Сталинграде (Волгограде), Таганроге, Сочи, Макопсе, и конечно, в Ростове-на-Дону.

Отдельные ростовские страницы деятельности Игоря Петровича Смирнова рассматриваются в настоящей работе.

В декабре 1926 года И. Смирнов был приглашен помощником архитектора по постройке Дворца Труда им. В. И. Ленина в Ленгородке [3]. Дворец Труда задумывался как здание-памятник, здание-монумент, имеющее большое градостроительное значение.

Молодой архитектор самозабвенно включился в работу по проектированию интерьеров уникального здания, очень гордился, что ему одному из многих доверили такой важный объект, и занимался им вплоть до мая 1927 года. Это был первый серьезный успех И. П. Смирнова на архитектурном поприще: сохранились копии его расчетов, чертежей. Но, увы, как было принято в те годы, имя И. П. Смирнова в документах по проектированию Дворца Труда, не упоминается. Все заслуги по проектированию здания приписываются главному архитектору Л. Ф. Эбергу [4].

Нам не узнать теперь, какие же чувства испытывал Игорь Петрович в связи с тем, что остался безымянным в истории строительства Дворца Труда. Но опыт он приобрел, и имя его зазвучало в архитектурной среде Ростова.

В 1928-1929 годах И. П. Смирнов, будучи сотрудником СКОПС СКЖД, а также техником жилсоюза [5], стал проектировать жилые дома квартала железнодорожников в Ростове. В частности, по его проекту в 1934 году были введены в строй два жилых здания по ул. Верхней Нольной (№ 9 и 13), в одном из которых он получает трехкомнатную квартиру.

В 30-е годы Игорь Петрович — в расцвете своих творческих и физических сил. В 1934 году его пригласили работать по совместительству в проектное бюро строительства драматического театра в Ростове.

Известно, что здание Ростовского драматического театра строилось по проекту академика архитектуры В. А. Щуко и профессора В. Г. Гельфрейха (впоследствии тоже академика). Интерьеры театра разрабатывали ростовские архитекторы.

В те годы работа по совместительству расценивалось не иначе, как взяточничество со всеми вытекающими отсюда последствиями: за совместительство полагалась статья 116 Уголовного Кодекса.

Игорю Петровичу был вынесен строгий выговор с занесением в личное дело. Начальник стройотдела СКЖД Кальнин, подписав это Распоряжение [6], потребовал от Смирнова прекращения участия в строительстве театра. Однако руководство проектными работами театра этого не допустило. В Управление СКЖД поступило ходатайство, подписанное ответственными руководителями, с просьбой оставить архитектора Смирнова на строительстве театра по совместительству.

Интересно мнение самого И. П. Смирнова об этой работе: «работать по проектированию на такой исключительно в архитектурном и техническом отношении стройке выпадает далеко и далеко не каждому архитектору. Работать под руководством таких мастеров, как академик Щуко и профессор Гельфрейх в сотрудничестве с архитектором Эбергом и [С....] является для меня и честью и огромной школой. Разработка проекта театра как в отношении наружной и внутренней архитектуры его является широчайшим полем и фактом моей творческой биографии [плохо разобрано], поэтому оставление работы по строительству гортеатра явилось бы для меня величайшей потерей и я хотел бы оказать [...]. На основании вышеизложенного прошу сложить с меня взыскание как недостаточно обоснованное, а также не препятствовать моей дальнейшей работе по проектированию гортеатра во внеурочное время. Полагаю, что опыт и навыки, приобретенные мною на этой работе могут пригодиться для моей работы на железной дороге. Просьбу строительства гортеатра о нечинении мне препятствий к дальнейшей работе в Проектном бюро строительства прилагаю» [7].

В этой записке, написанной в 1934 году виден и характер, и смелость, которая была нужна ее автору, чтобы в такое сложное время думать о любимом деле и совсем не думать о себе.

В семейном архиве сохранились сделанные рукой И. П. Смирнова рисунки интерьера театра, которые были в точности использованы при строительстве здания. Их можно найти также в уникальном альбоме 1936 года издания, посвященном театральному зданию, правда без указания фамилии их автора [8].

Игорь Петрович остался на строительстве театра. Но, пролистав уникальную книгу 1935 года выпуска [9], которая рассказывает о тех, кто строил это здание, мы не встретим здесь имя И. П. Смирнова. Зато увидим фотографии партийных деятелей Азово-Чер-номорского края, при которых велось строительство театра; очерки о людях стройки: лучшей мотористке Мили Зеньковской (с. 78-83), стороже товарище Явно и начальнике стройки Стамблере, высококвалифицированных столярах отце и сыне Синчиных, каменотесе Шилякове и других строителях новой жизни.

Не должно было быть на советской стройке людей с таким происхождением, как Игорь Смирнов, хотя труд его, голова, знания были нужны... Наверное, такие горькие мысли приходили в голову Игорю Петровичу тогда, когда в Ростове 29 ноября 1935 года состоялось открытие театра.

«Это был настоящий народный праздник. Допозна по ярко освещенной площади двигались бесконечные колонны демонстрантов. В праздновании участвовавали не только многие тысячи жителей Ростова, но и делегации других городов, совхозов и колхозов» [10].

Тем не менее, творческие результаты были налицо. В 1935 году Игорь Петрович становится членом Ростовского областного отделения Союза советских архитекторов. Работает он не только в Ростове, его приглашают и в другие города страны. В семейном архиве сохранился проект и фотоматериалы спального корпуса для Дома отдыха в Макопсе (Краснодарский край, 1936).

А в Ростове он проектирует вокзал Сельмаш, который стал событием в жизни города, о чем писала газета «Молот» [11].

Нельзя не отметить, что эта статья — единственное доказательство в литературе факта архитектурного творчества И. П. Смирнова.

Но вернемся к страницам его биографии. В свободное время Игорь Петрович увлекается спортом, в частности хоккеем и большим теннисом, создает женскую команду хоккея на траве. Участвует в краевых и всесоюзных соревнованиях по теннису, занимая призовые места в командных и личных соревнованиях. И. П. Смирнов входил с пятерку сильнейших теннисистов края. В семье О. И. Смирновой хранятся несколько документов и множество фотографий, рассказывающих о спортивных увлечениях отца. Он проектирует некоторые спортивные сооружения в городе. Так, например, по его инициативе были запроектированы и построены площадки и здания стадиона «Буревестник» в Рабочем городке за Комсомольской площадью (1939 г.).

В 1939 году И. П. Смирнов с группой ростовских архитекторов (а именно: П. М. Якуниным, Л. Л. Эбергом, Я. А. Ребайном, М. А. Дворяновым) направляется в Грузию и Армению для изучения архитектурных памятников, о чем свидетельствует, выданный ему документ. [12]

Экспедиция из ростовских архитекторов осуществляет обмер, зарисовки и фотографирование архитектурных памятников. Работа Игоря Петровича увлекает и побуждает спустя год заняться подобным делом и в Ростове. В семейном архиве хранится удостоверение, выданное «архитектору И. П. Смирнову, производящему фотосъемку, зарисовку и обмеры памятников старой архитектуры города Ростова. Просьба ко всем организациям и лицам оказывать тов. Смирнову законное содействие» [13]. И еще, он собирает книги по истории города, по своей специальности, по искусству, редкие книги и даже рукописи, связанные с историей Ростова. Одна из таких рукописей ныне хранится в редком фонде Донской публичной библиотеки [14].

В 1940-м году И. П. Смирнов переустраивает здание железнодорожного техникума.

Военный 1941-й год Игорь Петрович встретил в Ростове. Было ему 45 лет. Освобожденный по зрению, он не подлежал призыву на военную службу. В первую оккупацию, в ноябре 1941 года, Игорь Петрович оставался в городе. Немцы его не тронули, но об этих днях никаких документальных подтверждений не сохранилось, разве что его автобиография, написанная в период между первой и второй оккупацией.

Есть предположение, что эту Автобиографию он писал по настоянию органов НКВД:

«Я беспрерывно работал на транспорте до 23 января 1941 года, когда уволился с должности старшего архитектора Ростовского н/Д проектного бюро «Союзтранспроекта» в связи с расформированием бюро и поступил в «Сахаропромпроект» на должность архитектора-бригадира. В связи с ликвидацией и этого учреждения я поступил в трест «Водоканализация» в проектный отдел, где и проработал в качестве архитектора вплоть до поступления на завод «Красный Аксай» в декабре 1941 года. Диплома об окончании высшего учебного заведения так мне получить и не удалось. Однако, поступив в октябре 1925 года на работу чертежником, я непрерывно повышал свою квалификацию, с мая 1930 года работал уже в должности старшего инженера, а с мая 1939 года — старшим архитектором Ростовского бюро «Союзтранспроекта». С 1935 года я являюсь членом Союза советских архитекторов СССР. И. Смирнов 15 янв. 1942 г.». [2]

Что здесь сомнительно, трудно судить. Однако чувствуется, что над Игорем Петровичем сгущаются тучи. Ольга Игоревна (ей было тогда лет семь) вспоминает, что однажды в их доме был обыск.

Второго обыска Игорь Петрович ждать не стал. Он оставил семью и ушел из Ростова. Больше его никто не видел. Ольга Игоревна считает, что отец пропал без вести. А неумолимое время стерло память о нем в архитектуре родного города.

Справедливо ли это? Думается нет. И хотя белых пятен в биографии ростовского архитектора Игоря Петровича Смирнова еще немало, мне кажется его творчество и судьба еще ждут своего исследователя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Формулярный список о службе Председателя Ростовского на Дону Окружного суда Петра Федоровича Смирнова // РОМК КП 21374/1.
  2. Смирнов И. П. Автобиография // Личный архив О. И. Смирновой.
  3. Удостоверение № 1194 от 1 августа 1927 года выдано Смирнову И. П. Правлением СКЖД, Производителем работ по постройке Дворца Труда им. В. И. Ленина в Ленгородке; Справка от 28.10.1927 г. № 344.
  4. Токарев А. Г. История строительства Дворца Труда в Ленгородке // Рубикон: Сб. науч. работ молодых ученых. — Ростов н/Д, 1999. — Вып. 5. — С. 117.
  5. ГАРО. Ф. Р 175, д.11, л. 166
  6. Распоряжение № 126 по Стройотделу СКЖД от 28 сентября 1934 года: Копия // Личный архив О. И. Смирновой
  7. Ответ И. П. Смирнова на Распоряжение... // Личный архив О. И. Смирновой
  8. Ростовский театр имени Максима Горького: [Альбом]. — Ростов н/Д: Азчериздат, 1936.
  9. Ростовский драматический театр имени Максима Горького. — Ростов н/Д: Азчериздат, 1935. — 110с.
  10. Орлов Л. Дважды рожденный // Век театральной культуры. — Ростов н/Д, 1963. — С. 43.
  11. Вейсман Л. Вокзал Сельмаш // Молот. — 1937. — 5 сент.
  12. Удостоверение № 283/с за подписью председателя Ростовского отделения Союза советских архитекторов Аванесова и ответственного секретаря Захарьянца от 11.09.1939 г.
  13. Удостоверение № 403/с за подписью председателя Ростовского отделения Союза советских архитекторов Аванесова и ответственного секретаря Захарьянца от 5.09.1940 г.
  14. Хазизов В. С. [Чалхушьян Г. X. Историческая записка о городе Ростове-на-Дону] // Донской временник. Год 2000-й. — С. 147.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"