Волошинова Л. Ф. Городской архитектор начала XX века — Григорий Николаевич Васильев // Донской временник. Год 2003-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2002. Вып. 11. С. 150-152. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=370
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2003-й
Архитектура Ростова-на-Дону
ГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТОР НАЧАЛА XX ВЕКА — ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ВАСИЛЬЕВ
Был ли Григорий Николаевич Васильев уроженцем Ростова-на-Дону — неизвестно. Официальный юбилейный справочник Императорской академии художеств сообщает о нем: «Родился в 1868 г. ... В 1897 г. окончил курс Императорской академии художеств с большой серебряной медалью от Московского художественного общества со званием художника архитектуры за проект оперного театра» [1].
А с 1901 г. Г. Н. Васильев занимает должность городского архитектора в Ростове. До этого за три года частной практики он уже успел спроектировать и построить несколько богатых купеческих домов. Одним из них был дом П. К. Массолитиной на Большой Садовой улице, тогда уже торговом центре Ростова.
В начале века он поселяется в недорогой квартире рядового доходного дома, принадлежавшего Х. Ш. Гринштейн, на углу Пушкинской улицы и Малого проспекта [2].
Первыми его городскими постройками стали: Школа домоводства и кулинарии в Думском проезде [3] и корпус Средне-технического училища на Скобелевской улице (ныне ул. Красноармейская) [4]. В облике этих строений приятно удивляет разнообразие форм и оригинальность приемов. На фасадах своих творений он не просто демонстрирует осведомленность в области многих исторических стилей (классицизм, барокко, ренессанс, русское зодчество и др.), он привносит их архитектурные формы в действительность, создавая цельные гармоничные образы.
И ещё одну особенность творческого почерка зодчего можно заметить в его первых зданиях. Они органично вписаны в конкретную градостроительную ситуацию: сомасштабны ей и созвучны по стилевому решению.
Вероятно, отношение к бурному развитию строительной техники Григорий Николаевич разделял со своими коллегами. Один из них архитектор А. Г. Владовский, писал в те годы в статье «Размышление об архитектуре прошлого и современной»: «Дело в том, что существующие архитектурные формы и стили складывались веками в тесной связи с историей, образом жизни и культурой разных народов и в предельно медленном темпе, что конструктивные приемы совершенствовались и менялись почти незаметно на протяжении веков.
Поэтому все новейшие формы, которые разработаны в спешке, бесконечно несовершенны и иногда из-за своей оригинальности могут в ближайшее время оказаться наивными».
Приверженность Г. Н. Васильева традиционным архитектурным формам наглядно проявляется в строительстве ряда православных храмов на Нижнем Дону и Кубани.
В «Донских епархиальных ведомостях» весной 1904 г. появляются объявления «Архитектор Г. Н. Васильев специально принимает на себя составление проектов и смет на постройку церквей, школ, часовен и домов причта» [5].
Архивные данные свидетельствуют, что он был автором возведенной в 1912-13 гг. четырехъярусной колокольни Преображенской церкви в хуторе Обуховском и в 1913 г. — церкви Успения в хуторе Недвиговском [6]. В те же годы в станице Шкуринской, тоже по его проекту, построили монументальный пятиглавый храм, который ныне сохранился только на фотографиях.
По сравнению с названными, скромен по размерам, возведенный в 1913 г. в Ростове — храм во имя Вознесения Господня на Братском кладбище. Это небольшая кирпичная пятиглавая церковь с шатровой колокольней была построена взамен деревянной и органично вписалась в сложившуюся ситуацию кладбища на окраине города.
Создавая образы станичных, хуторских и городских церквей, зодчий обращается к формам русского зодчества XVI — XVII вв., которые помогают ему находить своеобразные объемные композиции, выразительные силуэтные решения, живописное кирпичное узорочье.
Одновременно зодчий продолжает проектировать и возводить городские постройки, к чему обязывает его официальная должность при городской управе. В 1912 г. достраивает второй обширный корпус средне технического училища на Скобелевской улице.
Интерес к стилю модерн появляется у Григория Николаевича накануне первой мировой войны, когда он осуществляет надзор за возведением двух монументальных зданий на Большой Садовой улице — доходного дома лесопромышленника Г. Я. Кистова [7] и нового шестиэтажного Городского дома.
Одновременно им было выстроено небольшое двухэтажное здание городского училища на Пушкинской улице. Возводили его по духовному завещанию и на средства ростовского хлебопромышленника Е. Т. Парамонова и его наследников Родственники завещателя не случайно обратились именно к Г. Н. Васильеву, тогда уже известному в городе зодчему. Он блестяще справился с этим заказом. Фотография училища была опубликована в 1914 г. в С.-Петербургском журнале « Зодчий» [8] как образец учебного здания в стиле модерн с одобрительным отзывом.
Расположено это здание вблизи перекрестка Пушкинской улицы и Малого проспекта (ныне просп. Чехова) недалеко от дома, в котором долгие годы жил Г. Н. Васильев.
В предреволюционные годы Григорий Николаевич продолжает возводить храмы. По его проектам в 1911 г. строится Сретенская церковь в станице Александровской (у восточной окраины соседней Нахичевани); в 1915 г. завершается возведение каменного храма Иоанна Предтечи в затемерницкой части Ростова, взамен сгоревшего деревянного; в том же году — кирпичного пятиглавого храма во имя Святой Троицы в Верхнее-Гниловской станице. Рядом с последним храмом и тоже по его проекту строится здание городского училища [9].
Образы донских церквей Г. Н. Васильева видятся сегодня в русле русского религиозного ренессанса конца XIX - начала XX вв., который прозвучал в российской культуре именами известных христианских философов: Н. Федорова, П. Флоренского, Н. Бердяева; отразился в творчестве талантливых художников и архитекторов: В. Васнецова, В. Покровского, Н. Бондаренко и др.
Оценивая лики его храмов в «русском стиле», понимаешь, что их создание было для него не только сферой профессиональной деятельности, но и призванием, которому он посвятил себя, предчувствуя грядущие потрясения России.
Интересно, что Григорий Николаевич участвовал в сооружении не только православных храмов. В 1909 г. в центре Ростова на средства ростовской греческой колонии возвели Благовещенскую церковь [10]. Надзор за её строительством, вместе с её автором архитектором И. П. Злобиным, осуществлял городской архитектор Г. Н. Васильев. Он так же вел надзор за строительством Мусульманской мечети, которую начали возводить в 1915 г. на Скобелевской улице.
Нельзя не вспомнить, что Г. Н. Васильев в 1914-17 гг. публиковал сообщения о строительстве храмов и общественных зданий Ростова и его окрестностей в журнале «Зодчий». Вероятно, он считал важным, чтобы о характере архитектурного процесса на Юге России было известно во всех крупных городах страны.
Как зодчий пережил февральскую революцию и октябрьский переворот, можно только предполагать. Известно доподлинно, до сентября рокового 1917 г. он исполнял должность городского архитектора; потом продолжал проживать в той же квартире в доме на углу Пушкинской и Малого, и, своей, теперь уже несвободной профессии не изменил.
Развернувшееся в Ростове в середине 1920-х гг. кооперативное строительство призвало вновь его знания и опыт. С апреля 1924 г. он работает сотрудником Управления Донского окружного инженера.
В советские годы известна лишь одна его постройка. В 192б г. по его проекту и при его участии выстроили на Большой Садовой улице, рядом с Госбанком, пятиэтажный жилой дом с магазинами в первом этаже [11]. Объемное решение здания формировали два многоэтажных корпуса, объединенных на фасаде просторной террасой, расположенной над арочным проездом. За террасой возвышались два небольших башенных объема. Лаконичные функциональные детали фасада формировали художественное решение, соответствующее стилю конструктивизма и в то же время делали его нейтральным фоном расположенному рядом Госбанку.
В 1925 году Г. Н. Васильева привлекают к составлению эскизного проекта Дворца Труда на основе выбранного проекта по конкурсу, проводимому Московским архитектурным обществом. Он с энтузиазмом берется за это задание, ибо рядом на площади Темерницкого базара расположена, возведенная им в 1915 г. церковь во имя Иоанна Предтечи и он может повлиять на формирование её окружения.
Представленный Г. Н. Васильевым эскизный проект на заседании Комиссии по сооружению Дворца Труда в марте 1926 г. признается удовлетворительным. Однако, спустя месяц несколько членов Комиссии выдвигают против него обвинения «... что архитектор Васильев по специальности церковник — строил по преимуществу церкви, и потому Дворец Труда по его проекту будет похож на церковь...» [12]. И хотя потом выясняется, что «архитектору Васильеву принадлежат ряд построек общественного характера», его уже в мае, находя другие поводы, отстраняют от разработки проекта.
Об его участии в проектировании и строительстве в конце 1920-х гг. сегодня неизвестно. Вероятно, он был ограничен лишь исполнением инспекторских и административных поручений в Управлении Донского окружного инженера.
Однако стоит вспомнить, что определенное при его участии место для Дворца Труда было сохранено, а храм Иоанна Предтечи оставался невредимым на площади до начала Великой Отечественной войны. Так на вновь сформированной площади сосуществовали Дворец Труда в формах конструктивизма и церковь начала XX века в «русском стиле». Это был единственный случай такого мирного сосуществования пережившего годы «безбожной пятилетки».
На исходе жизни Г. Н. Васильеву выпала горькая участь быть очевидцем трагедии храморазрушения начала 1930-х гг. Будучи глубоко верующим человеком и созидателем многих донских храмов, он не мог не переживать происходящего. Большинство из погибающих храмов строилие его старшие коллеги на пожертвования купечества и простых горожан. Возведенные им ростовские церкви утрачивали колокольни и главки. Осознание этого не могло не ускорить кончину зодчего.
Она случилась в 1932 г. [13]. Григорий Николаевич был похоронен на одном из кладбищ Ростова. Около 30 лет творческой биографии он отдал городу, жизнь его оборвалась в то время, когда страна переживала одну из самых драматических страниц советской истории.
Сегодня все уцелевшие творения Григория Николаевича Васильева признаны памятниками архитектуры. Начинают восстанавливаться немногие уцелевшие его храмы. Его имя обретает достойное место в архитектурной биографии Юга России.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Список русских художников к юбилейному изданию Императорской академии художеств. СПб., 1914. — С 303.
- Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону: Справ. кн. Харьков, 1913. — Стб. 71.
- Приазовский край. — 1901. — № 185 (14 дек.).
- Проект зон охраны города Ростова-на-Дону // Технический архив СКДП института Спецпроектреставрация. — Т. 1. Кн. 9. Арх. № 619; Т. 1. Кн. 15, Арх. № 621.
- Дон. епарх. ведомости. — 1904. — № 9, 10, 11.
- Зодчий (журн., СПб.). — 1914. — № 38. — С. 429.
- Ребайн Я. А. Ростов-на-Дону. — М., 1950, ил. 38.
- Зодчий. — 1914. — № 24. — С. 279.
- Зодчий. — 1915. — № 35. — С. 352, 353; № 51. — С. 458; № 46. — С473.
- Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. — Ростов н/Д, 1999. — Т. 5. — С. 254-255.
- ГАРО. Ф. Р-2598. Оп.1. Д. 28, Л. 15, 16.
- ГАРО. Ф. Р-176. Оп.1. Д. 25 .С.8, 9
- Дата смерти приведена по сведениям уроженца Ростова М. А. Красникова, проживающего в одном доме с Г. Н. Васильевым и участвовавшим в его похоронах.
|