Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Багаева Е. Николай Никитич Дурбах - городской архитектор Нахичевани-на-Дону // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 12. С. 111-115. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=369

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й

Архитектура Ростова-на-Дону

 

НИКОЛАЙ НИКИТИЧ ДУРБАХ — ГОРОДСКОЙ АРХИТЕКТОР НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ

 

Поисково-краеведческая работа Е. Багаевой, ученицы 11 «А» класса школы № 22 (г. Ростов н/Д. Научный руководитель Л. А. Штавдакер) отмечена дипломом 1-й степени на краеведческой конференции Донской академии наук юных исследователей в 2003 году. Подготовлена при участии и по материалам краеведа В. С. Хазизова. Публикуется в сокращении.

Николай Никитич Дурбах (Дурбахян Никогос Мкртичевич) — художник-архитектор, преобразивший своими творениями улицы Ростова и Нахичевани-на-Дону. Интересно то, что во всех документах, которые попали ко мне в руки, он значится не Дурбах, а Дурбахов. Это связано с тем, что в XIX в. в Нахичевани люди, которые имели русские фамилии, могли продвигаться по служебной лестнице.

Официальные документы свидетельствуют, что он родился в 1858 г. (но некоторые издания датой рождения указывают 1857 год [1]. В многочисленных публикациях, посвященных этому удивительному человеку, — немало противоречий. Так, В. С. Сидоров пишет о том, что он уроженец Нахичевани [2]. А Л. Ф. Волошинова сообщает: когда Николаю Никитичу исполнился год, его родители перебрались в Нахичевань из станицы Елизаветинской [3]. Н. Н. Дурбах происходил из мещанского сословия, из семьи невысокого достатка. Отец занимался торговлей, но его дела развивались плохо. В Нахичевани Николай Никитич Дурбах получил общее среднее и начальное художественное образование. В 1876 г. он поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. Первое время учился за счет города, но вскоре ему отказали в финансовой поддержке. Все же он продолжил учебу, зарабатывая на нее своим трудом. Так как денег все равно не хватало, Дурбах был вольнослушателем, а не студентом. В феврале 1886 г. в возрасте 28 лет он получил диплом «неклассного художника с правом производить постройки» [4].

Безусловно, десятилетняя жизнь в столице, дав высокопрофессиональные знания и сформировав художественные вкусы и пристрастия, определила дальнейшую судьбу молодого человека. Здесь же он встретил свою будущую жену Анну Андреевну Счесневич [5]. Она родилась в Польше, а в Санкт-Петербурге училась на Акушерских курсах. Николай Никитич и Анна Андреевна состояли в гражданском браке, потому что были представителями разных вероисповеданий и не могли венчаться в церкви. Но этот факт нисколько не омрачил их счастье. В 1886 г. они отбыли в Нахичевань, купили деревянный дом, обложенный кирпичом. В семье в то время было четверо малолетних детей — Варвара, Михаил, Карапет и Александр. Формулярный список о службе Н. Н. Дурбаха говорит о том, что он, находясь в неофициальном браке с женой, усыновил своих же детей [6].

В период с 1886 по 1889 г. Николай Никитич активно занимался постройкой жилых домов и зданий не только в Нахичевани, но и в Ростове, Азове, Мариуполе. Среди сохранившихся дома землевладельца и скотопромышленника Л. Попова (ныне здание роддома на площади Карла Маркса, 8), юриста Степаносяна (ул. Первая Майская, 20), доктора К. Кечека на 30-й линии, 22 «а», доходный дом Когбетлиевых (угол 1-й Георгиевской и 17-й линии, 14/4), жилые дома на 7-й линии (ныне под № 5 и 29) [7. — С. 72, 153; 8. — С. 68] . Самый значительный по размерам — двухэтажный дом Л. Попова. По желанию и запросам заказчика, Н. Н. Дурбах. оформил фасад в изящном стиле, применяя все богатство и разнообразие классических форм и барочных декоративных мотивов. Первый этаж предназначался для сдачи в аренду под конторы, а второй — для проживания владельца. Самобытность и теплота архитектурных деталей придают этому фамильному дому индивидуальный облик.

Строительство именно таких зданий быстро сформировало авторитет зодчего в торгово-промышленных кругах Нахичевани. 12 марта 1889 г. художник архитектуры Николай Дурбах подал прошение, в котором просил Городскую управу назначить его на должность Нахичеванского городского архитектора [9]. О. X. Халпахчьяном в книге «Архитектура Нахичевани-на-Дону» иначе трактуется этот факт [7. — С. 153]. Автор пишет, что Николай Никитич принимал активное участие в строительстве гостиницы «Московская» в Ростове, спроектированной А. Н. Померанцевым и это послужило основанием утверждения его 1 апреля 1889 г. по конкурсу с инженером путей сообщений К. Салтыковым на должность Городского архитектора Нахичевани. Тем не менее 5 апреля этого же года Дурбах Н. Н. подписал условия исполнения должности Городского архитектора с испытательным сроком в один год и с окладом жалования в 1200 рублей. Молодой архитектор обязался, что будет работать в Управе наравне с остальными служащими и отлучаться по частным делам только с разрешения г-на Городского Головы, что все городские работы, порученные ему Городскою Управою, будет исполнять без промедления и предпочтительно перед частными работами без особого вознаграждения. Так же он должен был производить бесплатно для жителей Нахичевани все проекты построек, не превышающие своей стоимостью сумму в 500 рублей. Если стоимость построек была больше, то за составление проектов он должен получить вознаграждение не больше 1-2 процентов от этой стоимости. По истечению годичного срока Дурбаха вновь избрали городским архитектором, но уже бессрочно. Он с небывалым азартом ринулся в работу. Забегая вперед, хочется сказать, что с 1889 по 1911 г. он ни разу не был в отпуске и только в 1891 г. на десять дней пропустил службу по болезни.

В этот период в Нахичевани активно ведутся строительные работы. Особое внимание было уделено Бульварной площади (ныне площадь Свободы). Николай Дурбах, следуя планировочным принципам, заложенным еще первым планом города 1781 г., предлагает в двух углах северной стороны построить монументальные учебные здания. И из недавней суеты торговых построек рождаются очертания архитектурных образов петербургского стиля, сформировавшего его пристрастия. В 1891 г. восточный угол площади занимает двухэтажное здание городского мужского училища. Оно имело коридорную планировку, освещенные классы, актовый зал и другие подсобные помещения. Фасад был решен в классических традициях. Высокий купол со шпилем подчеркивал центричность здания. Училище не имело богатой отделки и не было отштукатурено, и все же тщательно исполненный кирпичный декор, гармоничные пропорции деталей создавали его торжественный благородный образ. В 1893 г. в западном углу Бульварной площади расположилась Екатерининская женская гимназия. Здание было двухэтажным. Основу планировки составлял протяженный коридор, по обе стороны от него располагались классы. В центральной части здания, акцентированной куполом, размещались вестибюль, парадная лестница, на втором этаже — актовый зал. Эти два здания закрепили новый масштаб застройки Бульварной площади и главенствующее значение ее северной стороны. И их торжественные формы будто призывают создать между ними еще более значительный архитектурный образ.

Далее Н. Н. Дурбах, как крупный мастер, проявляет себя в проектировании интересного архитектурного монумента — Александровской колонны в Александровском саду (ныне парк имени В. Черевичкина). Она возводилась по инициативе Городской думы на средства Нахичевани. Открытие колонны произошло в мае 1894 г., и на ее пьедестале была установлена доска с надписью: «В память 25-летия царствования в бозе-почившего императора Александра II». Монумент представлял собой колонну, которая была увенчана шаром с двуглавым орлом — символом российской государственности (была исполнена С. А. Тонитто). На территории Ростова и Нахичевани это был единственный подобный монумент. И в творчестве архитектора аналогичных работ тоже не было.

В том же 1894 г. в творческой биографии Николая Никитича произошло событие, имевшее немаловажное значение. В Ростов с первым эскизом проекта здания Городской думы и Управы на Большой Садовой приезжает профессор Академии художеств архитектор А. Н. Померанцев. Он встретился с нахичеванским архитектором, который в то г время вел строительство доходного дома Армянского благотворительного общества на противоположной стороне улицы [8. — С.69] . Их встречи и обмен мнениями, несомненно, повлияли на творческие планы обоих архитекторов.

Уже где-то в 1890-х гг. в общественном сознании Нахичевани формируется мнение о необходимости создания театра. В городе действовало «Общество любителей драматического искусства» (учрежденное в 1879 г.), в него входили две труппы, первая играла на русском языке, вторая — на армянском языке. В марте 1894 г. Общество подает в Думу ходатайство «О сооружении здания для городских общественных учреждений и помещения в нем театрального зала и местного коммерческого клуба». Гласные приняли решение и разработку проекта театрального здания поручили городскому архитектору Н. Н. Дурбаху. Как и другие нахичеванцы, Николай Никитич очень любил театр, поэтому он с радостью принялся за работу, и через 3-4 месяца у него уже был готов эскизный вариант проекта. Театр построили за 4 года и 2 месяца. Торжественное открытие его произошло 16 декабря 1899 г. Но отделкой и оформлением здания занимались еще около восьми лет, Нужно отметить, что за Николаем Дурбахом было закреплено право бесплатного пользования местом в партере. И это право сохранялось за ним и его семьей еще и в 1920-е гг.

Одновременно с возведением Нахичеванского театра (ныне — Ростовский академический молодежный театр) Николай Никитич вел активное строительство в Ростове, переживающим «строительную горячку». Был построен Доходный дом Яблоковых на углу Большой Садовой и Таганрогского проспекта (ныне здание Консерватории) и Доходный дом Кистова и Фроймович на углу ул. Московской и Казанского переулка (ныне переулок Газетный). Высокие торговые этажи, большие витрины, живописная стилизация классического декора, оригинальные силуэтные завершения зданий — то, что так напоминает доходные дома Санкт-Петербурга. Дом на улице Московской начал строиться в 1898 г. совместно с ростовским городским архитектором Н. А. Дорошенко. Но, к сожалению, он скоропостижно умирает. И Дурбаху самому пришлось заканчивать строительство. Оно завершилось в 1901 г.

В соответствии с формулярными списками о службе, 12 марта 1897 г. в избирательном Собрании Нахичеванского Городского Общества Н. Н. Дурбах был избран гласным Городской думы на четырехлетний срок (1897—1901). 27 ноября 1898 г. в собрании Нахичеванской на Дону городской думы избран членом в Городское по Квартирному налогу Присутствие на 1899 год. Необходимо отметить, что за период с 1899 по 1912 г. его избирали на эту должность двенадцать раз. 26 января 1900 г. в том же собрании он избран членом Попечительного Совета Нахичеванского ремесленного училища на три года (1900— 1903).

Этот отрезок времени характеризуется для архитектора напряженностью и интенсивной работой. Его заслуги были оценены, но все равно не обошлось без недоразумений. Первый чин коллежского регистратора Н. Н. Дурбаху предоставили в 1902 г., на три года позднее, чем было положено. Следующий чин коллежского секретаря он получил в 1905 г. В том же 1902 г. Николай Никитич был избран членом совета по портовым делам. За блестящую службу был удостоен орденами Святого Святослава в 1904 г. и Святой Анны 3-й степени в 1911-м. Эти награды давали право на получение дворянства при достижении определенного по службе чина.

Несмотря на занятость в Городской думе, Н. Н. Дурбах занимался строительством Гогоевской женской гимназии на 28-й линии. По его проекту в 1912 г. возводят мужскую классическую гимназию на 1-й Федоровской улице (ныне Мясникова). Кроме того, он вел технический надзор за постройкой ряда крупных общественных зданий в центре Нахичевани. Но нигде его талант не проявлялся так ярко и живописно, как в облике Бульварной площади [10].

В 1913 г. Николай Никитич Дурбах оставил должность Городского архитектора, пробыв в ней двадцать пять лет. Вскоре закончилась для него и карьера гласного Городской думы, которая началась в 1897 г. На эту должность нахичеванцы его избирали несколько раз подряд, что свидетельствует о немалом уважении и доверии к нему в городе.

Но в последующем этапе жизни Николая Никитича начались трудные времена. Он отошел от общественных дел. Сложные отношения с женой привели к разрыву их семейной жизни. Несмотря на это, он сумел сберечь теплые и добрые взаимоотношения со своими старшими детьми.

Началась Гражданская война и исключила для него попытку создания новой семьи. Война нарушила и его трудовой распорядок, возможность строительства и творчества. В 1920-х гг. он уже почти не занимался частной практикой, так как начались проблемы со здоровьем. Болезни неотступно следовали за ним. Н. Н. Дурбах скончался 23 сентября 1924 г. в возрасте 66 лет. Но некоторые источники указывают ошибочно 1925-й или даже 1927 год. Его могила находится на Армянском кладбище г. Ростова-на-Дону. На данный момент она в ужасном состоянии, как и другие могилы.

В декабре 1999 г. Нахичеванский театр, или Ростовский Академический Театр юного зрителя, отметил столетний юбилей. В план мероприятий входила разнообразная программа: открытие мемориальной доски памяти выдающегося архитектора Н. Н. Дурбаха, возложение венков на его могилу, в котором участвовали председатель общества «Нор-Нахичеван», художественный руководитель театра В. Б. Чигишев и общественность Ростова, и др. Спрашивается, куда возлагали венки? На кучу мусора? При жизни он творил и строил для людей, отдавая все свои силы и время. А после смерти о нем забыли. На сегодняшний день возведенные им здания считаются памятниками архитектуры, хотя только на одном есть мемориальная доска. Согласитесь, что это несправедливо...

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Родословная Н. Н. Дурбаха (1858 — 1924). Составлена В. С. Хазизовым по материалам семьи Ю. Г. Боярской, внучки Н. Н. Дурбаха // Личный архив В. С. Хазизова.
  2. Сидоров В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. — Т. 5. — С. 306.
  3. Волошинова Л. Ф. Бульварная площадь: судьбы улиц, площадей и зодчих. — Ростов н/Д: Дон. издат. дом, 2001. — С. 58.
  4. Императорская С.-Петербургская Академия художеств: Копия диплома [бывшему вольнослушающему Н. Дурбахову от 20 февр. 1886 г.] // Личный архив В. С. Хазизова.
  5. Волошинова Л. Ф. Бульварная площадь. — С. 59. — Шенснович — ошибка в написании фамилии жены Н. Н. Дурбаха.
  6. Формулярный список о службе члена Нахичеванского на Дону городского по Государственному квартирному налогу присутствия Николая Никитича Дурбаха. Составлен 12 мая 1909 г.
  7. Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону. — Ереван: Айастан, 1988.
  8. Айрумян А. А., Волошинова Л. Ф. Городской архитектор Нахичевани-на-Дону // Донской временник. Год 1999-й.
  9. В Нахичеванскую н/Д городскую управу художника архитектора Николая Дурбахова Прошение [от 12 марта 1889 г. №194. Принято 14 марта 1889 г.]: Копия // Личный архив В. С. Хазизова.
  10. Волошинова Л. Ф. Бульварная площадь: судьбы улиц, площадей и зодчих. — Ростов н/Д: Дон. издат. дом, 2001. — С. 57-65.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"