Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Волошинова Л. Ф. Ростовский зодчий Пётр Любимов // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2022. Вып. 31-й. C. 197-203. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1926

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Архитектура.

Л. Ф. Волошинова

РОСТОВСКИЙ ЗОДЧИЙ ПЁТР ЛЮБИМОВ

Среди архитектурных имён Ростова незаслуженно забыт Пётр Яковлевич Любимов. По многим причинам мы не можем назвать даты его рождения и кончины. Но яркая творческая жизнь архитектора, посвящённая городу, заставляет вспомнить о нём и его творениях.

Он происходил из уважаемой в Ростове семьи генерал-майора Якова Ивановича Любимова, который прослужил управляющим Комитета донских гирл почти четверть века. После его кончины 24 мая1890 года Комитет выразил соболезнование семье и принял на свои средства погребение. Кроме того Комитетом было выплачено единовременное пособие вдове – Любови Арсентьевне Любимовой [1].

Старшая сестра будущего архитектора Софья впоследствии стала основательницей частной женской гимназии. Вместе с ней в гимназии преподавала младшая сестра Варвара Яковлевна. Эта гимназия считалась одной из самых престижных в Ростове, размещалась в их собственном доме (угол. Никольской ул. и Крепостного пер.,73) [2] и действовала до начала Гражданской войны.

Объявления  из газеты «Приазовский край» 1903 – 1915 гг.

К сожалению, мы не знаем, где Пётр Яковлевич учился в Ростове и лишь предполагаем, каким образом он получил архитектурное образование в столице. Первое свидетельство о его работе в Ростове встречается на страницах газеты «Приазовский край» в 1899 году:

«В городскую управу стали поступать прошения от лиц, желающих занять должность городского архитектора, ставшую вакантной со смертью Н. А. Дорошенко. Первое заявление такого рода поступило от свободного художника П. Я. Любимова» [3].

Звание «свободного художника» в те годы говорило о том, что обладатель его учился в императорской Академии художеств, но по каким-либо причинам не получил звание «классного художника». Чаще всего, это случалось из-за недостатка средств на оплату всего курса обучения.

Из приведённой цитаты следует, что П. Я. Любимов уже работал в Ростове как архитектор и пользовался авторитетом у членов Городской управы. В 1902 году он входил в Донское отделение императорского Русского технического общества как архитектор [4].

Должность городского архитектора он занимает только весной 1904 года, повторно подавая прошение об этом назначении [5]. При том, что уже в 1903 году по заданию Управы (возможно как внештатный архитектор) ведёт надзор за реконструкцией ряда зданий на Большой Садовой улице: пристройка к зданию правления акционерного общества «Аксай», переделка фасада дома И. Гоц, пристройка к существующему 3-х этажному доходному дому купца Н.Токарева; а также пристройка к двухэтажному зданию Попечительства о Доме трудолюбия им. П. Р. Максимова [6].

После вступления в должность городского архитектора количество зданий, за которыми он ведёт строительный надзор, значительно увеличивается. Это большей частью 2–3-х этажные доходные дома ростовских купцов и предпринимателей К. Маврогордато, В. Аронского, К. Субашиева, Я. Каялова, Н. Аладжалова и других [7].

В этом ряду интересно упомянуть об авторской реконструкции зодчего одноэтажного дома семьи самого архитектора. В нём в 1903 году работало начальное женское приходское училище С. Я. Любимовой.

Обстоятельства её таковы. 18 мая 1905 года сёстры Петра Яковлевича Софья и Варвара получают разрешение от Городской управы на выполнение пристройки и надстройки 2 и 3 этажей над их каменным одноэтажным домом по Никольской улице [8]. Ведёт реконструкцию их брат. Он выполняет и проект надстраиваемых этажей с целью приспособить их для более благоустроенного учебного заведения. Скорее всего, инициатором такой реконструкции был Пётр Яковлевич. Он знал возможности  «строительной горячки» в городе, особенности закупки местных стройматериалов, сметливых и оборотистых подрядчиков, условия получения кредита на строительство. Всё это позволило в короткие сроки осуществить  реконструкцию. После этого училище было преобразовано в прогимназию, затем в полную женскую гимназию.

Удобное и хорошо оборудованное здание, позволило сёстрам Любимовым в полной мере проявить свои педагогические способности. Через несколько лет гимназия уже считалась одной из лучших в городе. Об этом красноречиво говорит заметка из газеты «Южный телеграф»:

«8 февраля состоялся в женской гимназии С. Я. Любимовой спектакль с дивертисментом. Маленькими исполнительницами была разыграна драматическая фантазия для детского театра «Лесные чары» – Полонского. Изящны исполнительницы русалок, русалочек, рой фантастических гномов, красавица Лада – богиня весны и милых детей. <…> Видения леса, которые занимает весь фон … довольно широкой сцены, специально исполнены для этой цели свободным художником А. М. Волочинковым. <…>

В дивертисменте были исполнены литературные номера на русском, немецком и французском языках, в заключение – грациозные танцы <…>. Присутствовали дети и их родители» [9].

С начала 1920-х до Великой Отечественной это учебное здание тоже использовалось как школьное; в годы войны было частично разрушено и вновь реконструировано. Ныне не сохранилось.

Но вернёмся к архитектурной практике зодчего, в которой значительное место заняло участие в проектировании и строительстве здания Ростовского-на-Дону окружного суда. Ходатайство об его учреждении в Ростове было возбуждено Городским управлением ещё в 1904 году. В 1908-м вновь обсуждалось на заседании Городской думы. 19 июня 1908 года Городская дума обязалась произвести постройку специального здания для Окружного суда. Но только «постановлением своим сего от 22 января 1910 года Городская дума предложила Городской управе немедленно приступить к составлению проектов и смет на здание Окружного суда» [10]. Их поручили городскому архитектору А. Г.  Ерохину. (В те годы в управе работали два городских архитектора А. Г. Ерохин и П. Я. Любимов). Впоследствии составленный проект и сметы рассматривались Технической и Финансовой комиссиями 17 декабря 1910 года. В результате Дума постановила:

«1) признать проект городского архитектора А. Г. Ерохина на постройку Окружного суда составленным правильно и таковой одобрить с тем, чтобы при исполнении принять во внимание замечания, высказанные в … заключение Технической комиссией 11 декабря 1910 года;

2) на исполнение главного и бокового (правого) фасада здания назначить местный конкурс с тем, что стоимость фасада по проекту не должна выходить за пределы исчисленной сметы на здание 214 тыс. руб.; срок представления фасадов назначить месячный со дня опубликования о том…;

3) за лучшие проекты назначить три премии – первая в 500 руб., вторая в 300 руб.и третья в 200 руб.;

4) просить председателя Технической комиссии совместно с городскими архитекторами выработать задание конкурса…» [11].

Здание Ростовского окружного суда. Вид с ул. Никольской (ныне ул. Социалистическая). Фото 1914 г.

Копия фотооткрытки из частной коллекции Е. Г.  Сосницкого

8 февраля 1911 года состоялось заседание Особого жюри по рассмотрению конкурсных проектов фасадов здания Окружного суда. «Причём означенное жюри из 9 экземпляров представленных проектов присудило первую премию в размере 500 руб. проекту, представленному под девизом “Три эры”, вторую премию в размере 300 руб. проекту под девизом “Треугольник в двух концентрических кругах с цифрой 1911*” и третья премия 200 руб. назначена проекту под девизом “Наполеон”…<…> [12, с. 294].

Ни один из проектов не уложился в 214 тыс. руб., определённых  сметой на постройку здания. Тогда «председательствующий Е. Н. Хмельницкий предложил собранию подать свой голос открытою баллотировкою за тот проект, по которому нужно будет строить здание Окружного суда, причём за проект П. Я. Любимова (“Три эры”) оказались поданными 18 голосов, за проект Черкесова (“Треугольник в двух концентрических кругах с цифрой 1911*”) – 8  голосов  и за проект Рыбкина (“Наполеон”) 5 голосов. [12, с. 295]. На основании сего результата баллотировки постановлено: здание Ростовского на Дону окружного суда строить по проекту архитектора П. Я. Любимова под девизом “Три эры”, удостоившемуся первой премии» [12, с. 296].

Строительство начали в том же году и в основном завершили к октябрю 1912 года. Надзор за ним вёл П. Я. Любимов. Здание приняли в ведение Министерства юстиции [13], но недоделки по строительным и отделочным работам продолжались до 1914 года.

Сохранившиеся двухэтажные фасады здания на высоком цоколе, уцелевшие до настоящего времени, отличает использование классических композиционных приёмов, архитектурных мотивов ренессанса и неоклассики.

Торжественный настрой главного фасада формировали три ризалита: крайние – оформленные во втором ярусе портиками ионического ордера, центральный – парадной лестницей, порталом-навесом, поднятой над ним раскреповкой с выгнутым венчающим карнизом. Края центрального ризалита акцентировали отдельно стоящие ионические колонны на высоких пьедесталах, несущие бюсты мыслителей древности.

Выразительный силуэт здания создавали богато украшенные аттики: центрального ступенчатого ризалита со скульптурой Фемиды в центре и обелисками по углам; крайние ризалиты украшали центральные вазоны и декоративные навершия на тумбах. Иной лепной и штукатурный декор формировал штукатурное убранство фасадов.

Ряд архитектурных и скульптурных деталей фасадов не сохранились. Своего назначения здание до наших дней не изменило. Ныне оно известно как Дворец правосудия.

Одновременно со зданием Окружного суда архитектор создал проект доходного дома Н. В. Третьякова на Пушкинской улице; он же вёл его строительство [14].

Доходный дом Н. В. Третьякова. Вид с Пушкинской улицы. Фото 1991 г. Из коллекции автора

На его фасаде он вновь использует мотив выгнутого в центре венчающего карниза формирующего аттик раскреповки, впервые использованный в конкурсном проекте Окружного суда. Но здесь такой мотив получает новое своеобразное решение: удачно организует центр трёхэтажного фасада. Его подчёркивают проёмы на боковых участках фасада. Первый ярус раскреповки прорезан двумя большими полуциркульными проёмами входа и проезда во двор, верхний этаж акцентирован тремя сближёнными полуциркульными проёмами, а средний – двумя боковыми окнами и центральной узкой нишей.

На фасаде господствуют мотивы классицистического направления стиля модерн. В неглубокой арочной нише аттика размещена лепная вставка в виде геральдического щита, помещённого в картуш, окружённый листьями и цветами.

О владельце дома Н. В. Третьякове мы знаем немного: потомственный почётный гражданин города, успешный предприниматель, член Ростовского на-Дону общества взаимного кредита, член попечительства о доме трудолюбия П. Р. Максимова [14].

Наряду с монументальными общественными зданиями архитектор выполняет ряд проектов небольших торговых и складских строений, по поручению управы ведёт надзор за техническим состоянием городских училищ, вместе с архитекторами градоначальства обследует аварийные здания города. Но эта текущая техническая работа не заслоняет творческую индивидуальность архитектора.

Скромным, по сравнению с названными общественными зданиями, стала пристройка к зданию городского музея. «В августе 1910 года в  Городской управе возникло дело о расширении здания городской публичной библиотеки и городского музея, а в 1911 г. предложено было городскому архитектору П. Я. Любимову представить свои соображения по вопросу о расширении помещения путём или добавочной пристройки к существующему зданию, или путём отвода для городского музея другого помещения. В следствии этого П. Я. Любимов представил на усмотрение Городской управы свой проект с приложением эскизного плана, высказавшись за пристройку добавочного здания к существующему, на что потребуется ассигновка в сумме 32 тыс. руб.» [15]. Здание было выстроено в течение года под надзором автора проекта.

После 1913 года зодчий оставляет должность городского архитектора, но его частная практика в городе продолжается. Одним из интереснейших его творений предреволюционных лет стала гимназия Н. П. Степанова.

Здание гимназии Н.П. Степанова (ныне в нем размещается школа № 36).

Вид с перекрестка ул. Горького и пер. Соборного. Фото 1992 г. из коллекции автора

Николай Павлович Степанов, выпускник историко-филологического института в Петербурге, после семнадцатилетнего преподавания русского языка в Ростовской мужской гимназии в 1906 году учредил частную мужскую прогимназию, вскоре преобразованную в полную гимназию [16].

В 1913–1915 годах по проекту П. Я. Любимова для гимназии на углу Сенной улицы  и Соборного переулка возводится трёхэтажное здание в стиле модерн. Его ассиметричная планировка включала ряды классов вдоль южного фасада, объединённых просторными рекреационными коридорами вдоль северного. К ним с востока примыкал блок междуэтажной парадной лестницы, завершённый шатром над венчающим карнизом. Здание имело необходимый набор вспомогательных и подсобных помещений, в нём также размещался небольшой плавательный бассейн.

Фасады были выполнены из кирпича, имели ассиметричное решение. Ритмическую основу главного составлял ряд больших проёмов сгруппированных по три и разделённых гигантскими простеночными пилонами и лопатками. Значительно поднятые над венчающим карнизом, они имели свои карнизы и навершия. Над парадным входом с улицы пилоны объединялись дугообразным аттиком с центральной вставкой. Выразительный силуэт здания формировали аналогичный аттик на западном крае фасада, навершия лопаток и пилонов, шатёр лестничного помещения. Лаконичный стилизованный кирпичный декор оформлял фасады: плакетки с таблетками и свисающими шнурами под карнизами пилонов, венки на их плоскости, междуэтажные пояса, геометрические подоконные и надоконные вставки.

Здание от улицы отделяла ограда с воротами перед главным входом. Она была выполнена в едином стиле с фасадом, имела высокий цоколь и решётчатые секции между фигурными оштукатуренными столбами.

В городе говорили, что Степанов строил здание, используя приданное супруги Луизы.

Гимназия Степанова стала самым крупным зданием среди других частных гимназий в Ростове. В ней в разные годы учились будущие выдающиеся деятели науки и культуры: учёный в области радиотехники и радиоэлектроники А. Л. Минц, скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Л. Л. Эберг, писатель и драматург Я. Галан, художники Г. Шилтян и Г. Артёмов, режиссёр П. Вейсбрем, актёры И. Швейцер и П. Боратынский и другие.

1 августа 1917 года Н. П. Степанов во время чествования своего 35-летнего юбилея педагогической деятельности передал гимназию коллективу преподавателей. Скончался он 22 июля 1918 года [16]. Выстроенное им здание гимназии и сегодня служит городу.

Ещё одно многоэтажное общественное здание, спроектированное архитектором Любимовым, расположено на улице Серафимовича (бывшая Казанская ул.). В начале 1910-х годов на этом месте стояло два одноэтажных строения [17]. В конце 1914 года их собственником становится Товарищество на паях «С. Шарф» [18], которое сразу начинает строительство масштабного административного здания и завершает его к середине 1916-го.

Административно-торговое здание на ул. Казанской. (ныне ул. Серафимовича, административно- учебное здание).

Фото 1992 г. из коллекции автора.

Архитектурный облик его фасада не уступал по убранству самым престижным доходным зданиям в центре Ростова. Используя на трёхэтажном протяженном фасаде композиционные приёмы модерна, архитектор вновь применяет классицистические мотивы. В его ассиметричной композиции преобладает слабо выступающий восточный ризалит парадного входа, выделенный дорическим порталом-навесом. Вход на балкон так же акцентирован гигантскими трёхчетвертными коринфскими колоннами на пьедесталах, размещёнными в простенках. Антаблемент колонн в виде аттикового этажа завершён мощным венчающим карнизом на больших декоративных кронштейнах.

Другой гигантский двухколонный портал расположен над западным входом. На фоне рустовки фасада сформирован лепной декор: подоконные ниши с картушами и гирляндами, филёнки с медальонами, массивные кронштейны с орнаментов акантовых листьев и многое другое. В убранство фасада удачно вписана балюстрада портала-навеса и полуциркульные балконы по сторонам парадного входа.

Как использовалось здание до начала 1920-х годов неизвестно. А после советской муниципализации в нём разместилась Ростовская-на-Дону телеграфная контора [19]. В 1936 году она называлась «Центральный телеграф» [20]. В 1970-е годы  часть здания была отдана для учебных классов Северокавказского филиала Одесского электронно-технологического института связи имени А. С. Попова. Ныне здание – на реконструкции; предполагается в дальнейшем использовать его для учебных целей.

В годы Гражданской войны П. Я. Любимов не покинул Ростов. Его опыт и знания были востребованы при новой власти. Вместе с коллегами, рядом с которыми он работал в дореволюционные годы (Г. Н. Васильев, И. Г. Торов, В. В. Попов, М. Н. Кондратьев) архитектор трудился для восстановления города.

В 1926–1927 годах П. Я. Любимов занимал должность помощника городского архитектора [21]. В 1927–1928 годах Пётр Яковлевич разрабатывает проект восстановления (после пожара начала 1920-х) пятиэтажного бывшего доходного дома В. К. Чирикова на Будённовском проспекте. Здание было восстановлено к 1932 году; в нём разместился Горсовет.

С ноября 1928-го и весь 1929 год Любимов работает главным городским архитектором [22]. По сути, возвращается к исполнению той должности, которую занимал в дореволюционные годы.

В начале 1930-х годов П. Я. Любимов вместе с М. Н. Кондратьевым разрабатывает проект школы в Красном городе-саде (неосуществлённый).

В 1933 году неожиданно Пётр Яковлевич не вышел на работу. Друзья и сотрудники, заподозрившие его арест, неоднократно обращались с просьбами и запросами о его розыске в вышестоящие организации. Но ответа не получили [23]. Неизвестна и сегодня его дальнейшая судьба.

Ныне большинство зданий, созданных  архитектором П. Я. Любимовым, признаны памятниками архитектуры и продолжают служить городу.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ведомости Ростовской на Дону городской управы. 1890. 27 мая. (№ 21). С. 1.

2. Весь Ростов на Дону : адрес-календарь, торгово-промышл. справ. кн. на 1913 год : Весь Ростов и Нахичевань н/Д. Харьков, 1913. Указ. домовладельцев. Стб. 191; Гимназии. Стб. 364.

3. Местная хроника // Приазовский край. 1899. 9 янв. (№ 7). С. 2.

4. Отчёт Донского отделения императорского Русского технического общества за 1901 год. Ростов н/Д.,1902. С. 23.

 5. В Ростовской думе // Приазовский край. 1904. 11 апр. (№ 94). С. 3.

6. Сведения о разрешённых городской управою постройках и ремонтах // Ведомости Ростовской на Дону городской управы. 1903. 1–3 авг. (№ 3). С. 3–6; 7 сент. (№ 5). С. 10.

7. Ведомости Ростовской на Дону городской управы. 1904. 18 июля. (№ 13). С. 4; 19 сент. (№ 18). С. 2; 17 окт. (№ 20). С. 7; ;1905. 13 февр. (№ 4). С. 3; 5 апр.(№ 8) С. 3.

8. Сведения о разрешённых Городской управою постройках и ремонтах с 1 по 13 мая 1905 года // Ведомости Ростовской на Дону городской управы.1905. 18 мая (№ 12). С. 5.

9. Ростовская жизнь // Южный телеграф. 1906. 12 февр. С. 3.

10. Журналы Ростовской на Дону городской думы за 1910 год. 1-е полугодие. № 56. С. 983–984.

11. Журналы Ростовской на Дону городской думы за 1910 год. 2-е полугодие. № 101. С. 1881–1882.

12. Журналы Ростовской на Дону городской думы за 1911 год. 1-е полугодие. № 21 : Журнал третьего очередного собр. Ростовской на Дону городской думы заседания 25 февраля 1911 г. С. 294–296.

13. Журналы Ростовской на Дону городской думы за 1912 год. 2-е полугодие. № 115 : Журнал четырнадцатого очередного собр. Ростовской на Дону городской думы заседания 9 ноября 1912 г. С. 1526.

14. Волошинова Л. Ф. Пушкинская улица. Кн. 2. Ростов н/Д. : Донской издательский дом, 2020. С. 131.

15. Ильин А. М. Ростовский на Дону городской музей // Записки Ростовского на Дону общества истории, древностей и природы. Т. 1. Ростов н /Д., 1912. С. 16.

16. Николай Павлович Степанов : [некролог] // Приазовский край. 1918. 24 июля (6 авг.). (№ 103). С. 3.

17. Оценка недвижимых имуществ города Ростова-на-Дону для раскладки государственного налога и других сборов на 1910 год. Ростов н /Д., 1910. С. 122.

18. Оценка недвижимых имуществ города Ростова-на-Дону для раскладки государственного налога на 1915 год. Оценка недвижимых имуществ г. Ростова-на-Дону для раскладки городских сборов. Ростов н /Д., 1915. С. 144.

19. Весь Ростов на Дону на 1925 год / Изд. секретариата Донисполкома. Ростов н/Д., [Б. г.]. С. 59.

20. Справочник по городу Ростову на Дону. [Ростов н /Д.] : Азчерхозиздат, [1936]. С. 117.

 21. ГАРО. Ф. Р- 175. Оп. 1. Д. 94. Л. 95.

22. Там же. Д. 171. Л. 66.

23. По сведениям краеведа А. П. Зимина.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"