Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Волошинова Л. Ф. Первомайский парк в зеркале городского бытия // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2021. Вып. 30-й. C. 41-51. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m3/0/art.aspx?art_id=1872

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 30-й

Архитектура Ростова-на-Дону

Л. Ф. Волошинова

ПЕРВОМАЙСКИЙ ПАРК В ЗЕРКАЛЕ ГОРОДСКОГО БЫТИЯ

Начало биографии

История ростовского парка имени 1 мая неотделима от освоения городом территории бывшей крепости Св. Димитрия Ростовского. В 1845 году был составлен план крепостной территории с разбивкой на городские кварталы [1], но реально её стали осваивать после окончания Крымской войны, с 1856 года. Это связано с открытием в городе летнего Коммерческого клуба.

Краевед М. Б. Краснянский упоминает, что основание Коммерческого клуба относится к 1860 году [2]. По сведениям других старожилов (А. Зимин, А. Чардаров) правление клуба высказывало намерение иметь помимо наёмного помещения на углу Большой Садовой и Таганрогского проспекта в доме купца Мирошниченко свой клуб в саду в одном из кварталов у Нахичеванской межи. Но документально подтвердить это, к настоящему времени, не удаётся. Достоверно то, что в середине 1880-х годов Городская управа отдала в пользование Коммерческому клубу часть городского сада [3].

Тогда же после прокладки Ростово-Нахичеванского шоссе активно застраиваются кварталы восточной окраины у Нахичеванской межи. Крайний из них, у Большой Садовой улицы, отводится для комплекса городской больницы. На противоположной стороне появляются строения с садом Чарахчиянца, впоследствии перестроенные в клуб-кафе «Марс» (он же «Палермо») с гостиницей.

А будущий квартал сада с начала 1890-х находится во владении В. И. Асмолова, предприимчивого владельца табачной фабрики, который устраивает здесь циклодром для велосипедистов. Он также периодически предоставляет место для шапито с цирковыми аттракционами, о чём свидетельствует объявление 1895 года в газете «Приазовский край»:

«В воскресенье 18 июня с. г. на вновь устроенном циклодроме по Б. Садовой улице в имении В. И. Асмолова, против сада «Палермо», назначается в 5 час дня ГОНКА. Велосипедисты Ростова и Нахичевани, а также иногородние приглашаются в воскресенье, 18 числа с. м. в 12 часов дня, на циклодром, где будет отслужено молебствие. Желающие состязаться благоволят обращаться в магазин Леона, под гостиницей «Гранд-отель» до 6 час. или с 8 часов на циклодроме» [4].

В таком качестве квартал используется до середины 1900-х, о чём свидетельствует ещё одно объявление 1902 года в той же газете:

«Циклодром В. И. Асмолова. Большая Садовая против «Палермо». Общество велосипедистов-туристов 2, 3 ,4 июня 1902 г. трёхдневная борьба и велосипедные гонки.

Завтра 3 июня решительная швейцарская борьба между известным русским запорожским казаком борцом г. Поддубным и г. Андерсоном. Премия 100 руб. с каждой стороны. 4 июня ‑ тоже» [5].

Но, вероятно, ни гонки на циклодроме, ни использование квартала для размещения циркового шапито, не принесли владельцу ожидаемого дохода. И в 1906 году газета сообщает, что, «23 октября в 8 час. вечера общее собрание членов Коммерческого клуба, кроме выбора трёх директоров и трёх кандидатов, будет обсуждать предложение о покупке у В. И. Асмолова места на Большой Садовой улице» [6].

Дело о покупке затянулось, и ещё в середине 1907 года на территории бывшего циклодрома проходили цирковые гастроли. Скорее всего, покупка квартала состоялась в конце года. В этом смысле интересна информация из журнала «Зодчий», издававшегося в Санкт-Петербурге. Здесь опубликованы итоги конкурса на проект здания Коммерческого клуба в Ростове-на-Дону, который проводило Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов. Тогда первую премию за проект под девизом «Венок» получили студенты института гражданских инженеров А. Самойлович и П. Нахман; вторую ‑ за проект под девизом «Тайна» – архитектор М. М. Перетяткович; третью – за проект под девизом «Заря» – архитектор М. С. Лялевич, четвёртую ‑ за проект под девизом «Три карты» – архитектор А. Б. Минкус. Проект, рекомендованный к применению, разработал художник архитектуры А. Ф. Нидермейер [7].

Весной 1909 года правление Коммерческого клуба приступило к обустройству приобретённой территории. Началось всё с приглашения к торгам подрядчиков, которым предлагалось выполнить постройки на территории бывшего циклодрома, в т. ч. « а) каменного полутораэтажного здания, б) музыкальной эстрады, в) бетонного глоретта, с таким же бассейном, общей стоимостью до 100 000 руб.» [8].

В терминах садово-паркового искусства глориетта (глоретта – с франц. «беседка») – храм славы; небольшое парковое сооружение в форме открытого круглого колонного павильона. Обычно располагается на возвышенности или замыкает перспективу аллеи.

Сооружение мемориального павильона, впоследствии названного ротонда, предполагалось к 1911 году, к 150-летию основания крепости Св. Димитрия Ростовского.

Закладка здания летнего Коммерческого клуба состоялась 7 июня 1909 года [9]. Строительство было ускорено неожиданными обстоятельствами. 27 июля 1909 года в городском саду на участке арендуемом Коммерческим клубом случился пожар, в результате чего сгорели деревянные павильоны [10], в которых в апреле проходила 4-я выставка Общества садоводства.

После ликвидации последствий пожара правление клуба оставило участок в городском саду и все усилия направило на строительство в квартале бывшего циклодрома.

По сведениям А. П. Зимина возведение здания клуба велось по проекту архитектора  Г. Гелата. Он же впоследствии весной 1913 года принимал участие в проектировании интерьеров зимнего Коммерческого клуба на Таганрогском проспекте [11]. Новый проект клуба был привязан к реальному участку строительства. Он был сложной конфигурации: с цокольным этажом, с многоскатными крышами над его разноэтажными объёмами. Основу композиции здания составлял блок двух обширных протяжённых залов (двухсветного и односветного), расположенных по оси север-юг. Парадный вход обращён к Большой Садовой улице, а само здание ограничивало территорию сада с запада. По сведениям А. М. Ильина, историка начала ХХ века, незадолго до начала строительства клуба на его месте были срыты остатки земляных валов Димитриевской крепости [12].

Фасады клуба оштукатурили и оформили с использования стилизованных классицистических деталей в стиле модерн. Облик восточного садового фасада определял ряд больших проёмов в залах клуба, обращённых к перспективе главной садовой аллеи. Односветный пониженный зал имел центральный парадный вход по высокому крыльцу с распашной лестницей. Его крышу ограждали тумбы парапета с решётками ограждения и аттик над входом.

Фасад по Большой Садовой ассиметричен и сформирован ризалитами с треугольными фронтонами, наиболее широкий, пониженный ‑ выделяет вход. Лаконичный лепной декор фасадов был представлен широкими орнаментованными фризами ризалитов, лепными венками с лентами под их проёмами, акротериями фронтонов и карнизов, навершиями тумб парапета кровли (большая часть лепного декора ныне утрачена).

Клуб выстроили менее чем за год. 7 мая 1910 года газета «Приазовский край» сообщала:

«Вчера состоялось торжественное освящение нового летнего помещения ростовского Коммерческого клуба. В 12 час. дня в большом клубном зале был отслужен молебен, на котором присутствовали: г. градоначальник И. Н. Зворыкин, начальник порта контр-адмирал А. К. Дриженко, полковник Б. П. Вельден, городские головы Е. Н. Хмельницкий и М. И. Балабанов, управляющий местной конторой государственного банка И. Ф. Чернявский и др. почётные гости…» [13].

Одновременно со зданием клуба на высоком цокольном этаже возвели ротонду в виде шестиколонной беседки с куполом, парадным фасадом, обращённым к главной аллее. С широкой видовой площадки полукруглые лестничные марши спускались в сад. По обе стороны ротонды стояли перголы1 на столбах (ныне утрачены). Высокий цокольный ярус ротонды включал помещения по обслуживанию фонтана, примыкающего к ней. Центр цокольного яруса выделен центральным арочным входом, боковые участки – узкими экседрами2. Видовую площадку и лестничные марши ограждали изящные балюстрады, тумбы которых украшали лепные вазы. Вставить фото Поселения 1: подпись: Ротонда в саду летнего Коммерческого клуба. Ростов, 1912 г. Фото из коллекции Ростовского областного музея краеведения (ОФ-11016/55)

Купол ротонды венчал двуглавый венценосный орёл – символ российского государства. Оформление сооружения в неоклассическом стиле лучшим образом соответствовало сохранению памяти о крепости Св. Димитрия Ростовского, валы которой располагались поблизости от мемориального сооружения.

Последние археологические исследования на территории парка имени 1 мая в 2020 году [14] подтвердили существование подземных галерей, проложенных под фонтаном для его обслуживания. Обследование иных предполагаемых подземных сооружений на территории парка не выполнялось. Возникло предположение о сооружении части цокольного кирпичного яруса в основании ротонды ещё в 1890-е годы. Эти гипотезы требуют новых археологических изысканий.

Фонтан, сооруженный в 1910 году, органично был вписан в конфигурацию цокольного яруса ротонды. Его чашу ограждал невысокий бетонный фигурный парапет. Две лепные фигуры дельфинов и три скульптурные группы из дикого камня подчёркивали изящество лепного убранства ротонды.

Строителем ротонды и фонтана был гражданский инженер Валентин Артурович Туловский [15; 16].

 Строители и члены Коммерческого клуба на площадке ротонды. Третий слева  В. А. Туловский. Фото из семейного архива В. А. Диденко. Публикуется впервые

К востоку от клуба у северной границы парка возвели летнюю крытую эстраду с партером. Фасад эстрады оформляла большая высокая арка, фланкированная пилонами с декоративными навершиями. Нарядность арке придавал фриз, украшенный гирляндами, карниз с акротериями, декоративные башенки над крайними лопатками; в замке арки – женская маска.

Главным композиционным акцентом парка стала центральная диагонально расположенная широкая парадная аллея. Основу её составили протяжённые газоны с клумбами по торцам, скорее  всего вписанные в изначальный овал циклодрома. На газонах размещались ковровые цветочные композиции. Клумбы, примыкающие к ним, включали кадочные растения, выращенные в оранжерее, которая размещалась у северной границы сада, за зданием клуба. В ходе завершения строительства по обе стороны газонов высадили два ряда лип, которые стали деревьями-долгожителями города.

Ротонда в саду летнего Коммерческого клуба. Ростов, 1912 г. Фото из коллекции Ростовского областного музея краеведения (ОФ-11016/55).

Общий вид сада летнего Коммерческого клуба. 1913 г. Фото из коллекции Ростовского областного музея краеведения (ОФ-11016/58).

В 1911 году по красной линии застройки Большой Садовой была устроена садовая ограда с полукруглым курдонёром перед главным входом с улицы. Он представлял собой высокие фигурные столбы центральных ворот, увенчанные вазонами и боковые калитки с пониженными столбами, завершёнными шарами на тумбах. Ажурные кованые створки ворот и калиток создавали впечатление торжественной нарядности парадного входа. От них в обе стороны продолжалась ограда. Её основу составляли оштукатуренные столбы, (аналогичные калиткам), объединённые невысокими стенками, на которых размещались ажурные кованые решётки с навершиями в виде крылатых посохов Гермеса над большими волютами. Решётки ворот и ограды представляли собой высокохудожественный образец кузнечного искусства, один из лучших в Ростове тех лет.

 

Вид летнего сада Коммерческого клуба со стороны Большой Садовой. Фото из коллекции Ростовского областного музея краеведения (ОФ 11016-57)

По северной границе сада возвели глухую кирпичную ограду. К ней примыкал протяжённый деревянный навес на фигурных стойках. В центре и по краям его украшали треугольные ажурные фронтоны. Впоследствии часть навеса переоборудовали в шахматный павильон и биллиардную.

После установки ограды вдоль Большой Садовой улицы, между ней и проезжей частью высадили три ряда лип. От главного входа вела поперечная аллея к северной стороне сада, диагональная – к ротонде, другая аллея – параллельная ограде по Большой Садовой. Главная и вспомогательная аллеи имели тырсовое покрытие. Липовые деревья, насаженные вдоль аллей, обрамлялись невысоким сетчатым ограждением на фигурных металлических стойках. Аллеи имели электрическое освещение. Вдоль них установили садовые скамьи. Такие же скамьи составляли обширный партер возле крытой эстрады.

Активная культурная жизнь в летнем саду клуба началась уже в 1911 году. Особенно востребованной оказалась летняя эстрада, где проходили выступления оркестров, хоров и певцов.

В залах Клуба также сменяли друг друга танцевальные балы, маскарады, благотворительные, пасхальные и рождественские вечера. Проходила здесь одна из выставок Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств. О ней сообщал «Приазовский край»:

«10 октября 1913 года открылась первая выставка картин, организованная нахичеванским литературно-художественным кружком в летнем помещении Коммерческого клуба. На выставке подавляющее количество работ местных художников (Ростов, Нахичевань и Новочеркасск. Две вещи И. Айвазовского, три – Н. Дубовского и одна Киселёва).<…> Участвовали А. Арцатбанян, Абашев, С. Агаджанян, А. Черчопов, Карибов, Добриловский и др.» [17].

 

Между мировыми войнами

Жизнь здания изменилась с началом Первой мировой войны. Как и в других клубах Ростова и Нахичевани, здесь был устроен лазарет на 300 кроватей [18].

Но сад летнего Коммерческого клуба оставался местом отдыха и проведения различных благотворительных вечеров. Гастроли проходили на летней эстраде. Так, в мае-июне 1915 года состоялись семь симфонических концертов оркестра под управлением дирижёра музыкальной драмы Павлова-Арбенина с участием пианиста Миндлина, виолончелиста Могилевского, скрипача Полякова, выпускников Петербургской консерватории. Концерты собирали многочисленную публику, отзывы публиковались в местной прессе [19].

С середины 1918 года на летней эстраде состоялись благотворительные выступления в пользу раненых и увечных воинов. В аллеях сада стали снимать первые русские киноленты.

В начале 1920-х сад Коммерческого клуба переименовали в Первомайский. Тогда же демонтировали малое изваяние двуглавого орла на куполе ротонды и изображение крылатого посоха Гермеса с решёток ограды по Большой Садовой.

В последующие годы сохранялась традиция цветочных садовых партеров на базе существующей оранжереи. Пример мастерства садовых рабочих мы видим на фотоснимке главной аллеи 1934 года, выполненном с крыши клуба. На ней представлены газоны и клумбы, включающие изысканные геометрические узоры, а в центральной части газонов советскую символику и надписи.

Газоны и клумбы с цветочными орнаментами. Конец 1950-х гг. Фото из коллекции автора

Здания клуба использовалось по первоначальному назначению, менялись только его названия. В годы НЭПа – «Деловой клуб», впоследствии – Клуб коммунальщиков (Клуб трамвайщиков), недолго – Клуб ГПУ.

В 1928 году это уже был единый городской клуб и сад, где объединившиеся пять союзов – «коммунальщики, металлисты, совработники, медсантруд, местран – ежедневно показывают самодеятельность клубных кружков. Хор сменяется струнным оркестром, драмкружок уступает место куплетистам-эстрадникам. Злободневные частушки заканчиваются русским танцем» [20]. Здесь можно получить сегодняшний номер газеты, посмотреть два-три десятка журналов, сыграть с товарищами на биллиарде, в шахматы, в шашки. Есть здесь баскетбольная площадка и небольшой тир, а также бассейн, где резвится бойкая рыбья мелюзга [20].

 В этом же году в Клубе коммунальщиков состоялась дискуссия о «Тихом Доне», в которой принял участие Михаил Шолохов [21].

В залах клуба проходили совещания, съезды, конференции профсоюзов. На одной из фотографий на крыльце и парадной лестнице садового фасада клуба запечатлены делегатки Северо-Кавказского краевого съезда крестьянок и казачек, проходившего 15–18 мая 1930 года в Ростове.

Северо-Кавказский краевой съезд крестьянок и казачек. Ростов н/Д., 15‑18 мая 1930 г. Фото из коллекции Ростовского областного музея краеведения (КП-5994)

 Но проходит шесть лет и большая часть здания уже используется в качестве спортзалов техникума физической культуры.

В предвоенные годы открытая площадка перед летней эстрадой, где продолжали выступать симфонические и духовые оркестры, была преобразована в крытый летний зал.

Великая Отечественная война пощадила главное богатство сада – его липовую аллею. Во время бомбардировок города уцелела ротонда и здание клуба, а подземная галерея под фонтаном служила мирным жителям укрытием во время бомбардировок.

 

Трудные послевоенные – мирные семидесятые

Возрождение мирной жизни сада началось с мая 1943 года. На летней эстраде выступала труппа Ростовского театра миниатюр.

В начале 1950-х здание бывшего клуба передали Дому физической культуры. С 31 октября 1952 года в его залах проходили соревнования тяжелоатлетов спортивного общества «Динамо». Тогда же входы со стороны парка были заложены, крыльца с лестницами разобраны, выполнена частичная перепланировка здания для его нового использования.

В 1950–1960-е годы парк переживает обновление. Изменяется состав его древесных пород: появились ели, тополя, клёны, ивы, каштаны, берёзы. Территория парка расширилась: в него вошёл соседний Клинический сквер, отделённый пешеходным проходом Нахичеванского переулка. Этот сквер был разбит между Николаевской городской больницей и Большой Садовой улицей в 1892 году. Он насаживался лиственными породами деревьев, имел продольную и поперечную аллею, ведущую от улицы к воротам больницы.

В ноябре 1941 года после первого освобождения Ростова на территории Клинического сквера в братской могиле захоронили 257 воинов 56 армии и Ростовского полка народного ополчения, погибших при обороне и освобождении города. На могиле к 1949 году установили памятник из чёрного гранита высотой 1,5 метра со звездой и посвятительной надписью [22]. Ныне памятник не сохранился, могила на газоне не отмечена.

После объединения сада и сквера с площадки, окружающей мемориальную ротонду, выполнили спуск по лестничным маршам к Нахичеванскому переулку, а вдоль него возвели подпорные стенки. В восточной части бывшего Клинического сквера построили кафе «Белая акация». Вдоль северной ограды Первомайского парка обустроили читальный павильон с наружной крытой террасой, кафе «Май», кинолекторий, летний кинотеатр, занявший место былой эстрады (его назвали «Первомайский»). Все эти парковые строения со временем стали культурным центром прилегающего района города. Возле читальни 28 мая 1955 года членами делегации государства Гана, участниками V Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве, был посажен однолистный ясень, который в те годы называли Деревом дружбы [23].

Знаменательным для парка стал 1957-й – год VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. В кинолектории демонстрировались короткометражные документальные фильмы о городах мира и всемирном молодёжном фестивальном движении. В этом же духе выполнили цветочное оформление парка: «из ковровых растений рисунок: “Герб СССР”, надписи “1917‑1957”, “40 лет Советской власти”; ежедневный календарь из цветочных растений;… на клумбах и партерах и в разных местах сада 30 тыс. цветов….» [24, л. 105].

 Первомайский парк. 1955 г. Фото из коллекции Ростовского областного музея краеведения (ОФ -16494/2)

Совет содействия Первомайскому саду принимал участие в проведении конференции посетителей сада, собрании голубеводов Кировского района по вопросу разведения голубей и выпуска их во время народных гуляний, посвящённых открытию VI всемирного фестиваля молодёжи и студентов и в других мероприятиях [24, л. 114]. Работали читальня, клуб любителей музыки, университет культуры [24, л. 115].

Возобновилась традиция городских выставок цветоводства. Выставки привлекали многочисленных посетителей. Проходили они до середины 1980-х годов. Несколько отзывов 1981 года:

«На выставку попала случайно. Очень много хороших работ со всех районов. Но особенно хочется отметить, композицию «Донские казаки» Кировского района.<…> Была с ребенком, сколько она увидела красоты донского нашего края. Обогатилась её душа. Если бы у нас побольше было таких выставок, то наши дети были намного добрее, научились беречь всё созданное руками людей. Спасибо огромное создателем этого. Водитель троллейбуса А. Г.»

«Выставка очень оригинальная, особенно огромные кактусы и множество маленьких разнообразных кактусов. Прекрасна водяная мельница с казаком и казачкой. Всё радует глаз. Очень хорош букет “Новенькая в классе”. Пенсионерка Я. Л.»

«Каждый год посещаем выставки. Это настоящие праздники. И каждый год открываем что-то новое для себя. Очень благодарны за это организаторам. Остаётся сожалеть только об одном: очень быстро проходят эти праздники. Инженер Ф. с семьёй».

«Только побывав в этом уголке Ростова, мы поняли, что нам есть, что защищать. Мл. сержант М. и трое солдат» [25].

К 1979 году парадная восточная площадка у Театрального проспекта замкнула юго-восточный угол парка. Здесь на невысоком постаменте разместили скульптурную композицию «Мать и дитя» литовского скульптора Юозаса Микенаса.

 

Агрессия мирного времени (1980-е‑2020-е)

В 1986 году горела северная часть летнего кинотеатра «Первомайский». Пожар нанёс непоправимый ущерб оранжерее. Деревянную часть кинотеатра восстановили, уцелевшую часть оранжереи разобрали, что предопределило начало гибели всего цветочного хозяйства парка.

В 1992 году парку имени 1 мая был выдан государственный акт на право собственности на землю (Постановление Главы администрации г. Ростова-на-Дону № 516 от 30.03.92). В 1998 году здание летнего Коммерческого клуба и его летнего сада получило статус памятника регионального значения [26]. Но это никак не изменило отношения к нему администрации города.

В начале 1990-х, в эпоху безоглядной приватизации, администрация города передавала в долговременную аренду строения на территории парка. Летний кинотеатр оказался в собственности «Цветочной компании», павильоны у северной границы – в долгосрочной аренде у частных кафе. Городские чиновники, объясняли, что содержать эти строение не на что, а новые арендаторы будут заботиться о парковой территории.

Вопреки таким заверениям, арендаторы парковых строений стали их перестраивать и переоборудовать. «Цветочная компания» выполнила кирпичную обкладку деревянного павильона, вторгшись в неприкосновенную липовую аллею. Владельцы кафе тоже выдвинули свои навесы и беседки за ряд лип. Агрессия на уникальную столетнюю липовую аллею города не вызвала никакого противодействия со стороны органов охраны памятников и охраны природы!

Этот факт отразил общегородскую тенденцию в Ростове в конце 1990-х – начале 2000-х годов, когда садово-парковые территории стали отдаваться под автостоянки, игровые и торговые центры, ресторанные сооружения, выполненные в вульгарно урбанистической манере.

В 1999-м, юбилейном для Ростова, году на входе с Большой Садовой у Нахичеванского переулка установили копию пушки ХVII века и мемориальную стенку со схемой карты крепости Св. Димитрия Ростовского. А подлинная мемориальная ротонда, простоявшая более века, не удостоилась даже ремонта ‑ денежные средства были потрачены на архитектурные формы чуждые садовому пространству парка!

В ХХI веке стало забываться исконное назначение парка: исцелять горожан аурой деревьев, запахами цветов, созерцанием цветовых композиций и раскидистых крон деревьев, тихой беседой и живой музыкой. Не возобновлялись в прежнем ухоженном виде садовые газоны и клумбы, не проводилась реконструкция деревьев. На территории парка утверждались чуждые садовым интерьерам бетонные элементы малых архитектурных форм.

В 2010-е годы была выполнена реконструкция фонтана. К тому времени все его исторические элементы оформления (фигурный парапет, фигурки дельфинов, скульптурные группы из дикого камня) были утрачены. Тогда было заменено всё его техническое оснащение, включая водопроводную линию. В бассейне с упрощённым парапетом устроили современную чашу с разбрызгивающими водными струями. Возобновление работы фонтана порадовало посетителей парка, а вот обновлённый примитивный вид вызвал недоумение и разочарование. Это впечатление усугублялось упрощённым видом мемориальной ротонды, которая уже несколько десятилетий существовала без боковых пергол, без изначальных изящных балюстрад с вазонами, с заменёнными бетонными ступенями парадных лестничных маршей, не говоря уже о забытом навершии купола с двуглавым орлом, утраченным ещё в 1920-е годы. Да и все обветшавшие капители колонн ротонды уже давно требовали реставрации.

А о безобразном отношении администрации города к парку наглядно свидетельствует то, что на его территории вопреки здравому смыслу и Закону об охране объектов культурного наследия РФ на месте павильона «Цветочной компании» нагло выросла каркасно-панельная многоэтажка. И теперь её хозяева претендуют ещё на часть парковой территории (бывшего читального павильона) для своей автопарковки!

Разумной альтернативой этому абсурду звучит инициатива Ростовского регионального отделения ВООПиК о придании парку имени 1 мая исторического статуса. Для этого есть серьёзные основания, ибо в его границах сохранились: памятное сооружение в честь крепости Св. Димитрия Ростовского – мемориальная ротонда; территория сада летнего Коммерческого клуба – ценный объект садово-паркового искусства начала ХХ века; место братской могилы защитников города, времени Великой Отечественной войны; место культурного центра возрождённого города и цветочных выставок 1950 – начала 1980-х годов; ценный археологический культурный слой ХVIII–ХIХ века, требующий основательных исследований.

Сегодня приоритет всех преобразований в парке должен быть отдан восстановлению подлинных исторических образцов малых архитектурных форм сада и его озеленения, а не загромождению его территории псевдомемориальными сооружениями.

В конце 1950-х годов существовал Совет содействия парку. Возрождение его сегодня жизненно необходимо. Вот только название, я думаю, следует изменить на Совет защитников парка.

В настоящее время формируется направление экскурсионно-туристического развития исторического центра Ростова. В этом русле статус исторического парка может кардинально изменить подход к Первомайскому парку как к неотъемлемому объекту многих городских экскурсионных маршрутов.

А предложений как возродить былую культурную жизнь парка от ростовчан звучит немало: и о создании в парке галереи исторических видов садов и парков Ростова, и о возрождении цветочных выставок, и об экспозиции исторических костюмов ХVIII–ХIХ веков, и о проведении здесь театрализованных свадебных туров и городских театрализованных праздников.

Для реализации этого, зная, что речь идёт и о памятнике садово-паркового искусства и памятнике археологии, необходимо разработать комплексный проект реставрации и воссоздания элементов сада Коммерческого клуба, начиная с его садового уникального наследия ‑ липовой аллеи, цветочных газонов и клумб.

Особого внимания заслуживает мемориальная ротонда, её необследованные помещения в цокольном ярусе. Уже не раз звучала инициатива об устройстве в них музея истории крепости Св. Димитрия Ростовского. Однако же, без обследования современного технического состояния этих помещений, невозможно делать никакие прогнозы. А внешний исторический благородный облик ротонды, несомненно, должен быть воссоздан в его подлинном неоклассическом убранстве в единстве с фонтаном.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ГАРО. Ф. Р-2613. Оп.  1. Д. 135. Л. 2.

2. Краснянский М. Б. Культурная жизнь старого Ростова // Зап. Ростовского на Дону общества истории, древностей и природы. Т. 1. Ростов н/Д., 1912. С. 63.

3. Отчёт Ростовской на Дону городской управы за 1884, 1885, 1886 годы. Ростов н/Д. : Типо-литогр. И. А. Тер-Абрамиан, 1888. С. 170.

4. Приазовский край. 1895. 16 июня. (№ 154). С. 1.

5.Там же. 1902. 2 июня. (№ 145). С. 1.

6. Там же. 1906. 19 окт. (№ 276). С.  3

7. Зодчий. 1907. № 15. С 159.

8. Приазовский край. 1909. 12 апр.(№ 93). С. 1.

9. Закладка здания Коммерческого клуба // Приаз. край. 1909. 8 июня. (№ 148). С. 2.

10. К пожару в Коммерческом клубе // Приаз. край. 1909. 29 июля. (№ 199). С. 2.

11. Жизнь Ростова. В Коммерческом клубе // Приаз. край. 1913. 21 марта. (№ 75). С. 5.

12. Ильин А. М. История города Ростова-на-Дону : очерк. Ростов н/Д. : Мини Тайп, 2006. С. 24.

13 . Освящение Коммерческого клуба // Приаз. край. 1910. 7 мая. (№ 119). С. 3.

14. Археологические исследования выполнялись сотрудниками НП «Южархеология» с участием автора статьи в 2020 году. По мнению археологов подземная галерея использовалась для прокладки водопровода и обслуживания фонтана.

15. Весь Ростов н/Д. : Адрес-календарь, торгово-промышл. справ. кн. на 1913 г. : Весь Ростов и Нахичевань н/Д. Харьков : Типо-лит. «Художественный труд» Р. Родомышленского, 1913. Стб. 378.

16. По сведениям В. А. Диденко, внучки архитектора, её дед Валентин Артурович Туловский был приглашён из Киева в Ростов-на-Дону для ведения строительства ротонды и фонтана в саду летнего Коммерческого клуба. Ранее в Киеве он имел обширную архитектурную практику. По завершению сооружения ротонды и благоустройству сада он вернулся в Киев; в годы Первой мировой войны (1915–1916) служил инженером-строителем в отряде Союза городов. В разгар Гражданской войны В. А. Туловский вернулся в Ростов, где в последующие мирные годы работал инженером-строителем. Скончался в конце 1930-х гг.

17. Выставка картин // Приаз. край. 1913. 12 окт. С. 3.

18. Южный телеграф. 1914. 21 сент. С. 3.

19. Sandro. Сад клуба приказчиков // Приаз. край. 1915. 13 мая. (№ 123). С. 4; Sandro. Сад Коммерческого клуба. IV симфонический концерт // Приаз. край. 1915. 1 июня. (№ 142). С. 3.

20. Нилин Л. Под сенью лип // Молот. 1928. 5 авг. С. 3.

21. Шолохов М. М.. Об отце : очерки-воспоминания разных лет. М. : Советский писатель, 2004. С. 124.

22. Список братских могил г. Ростова-на-Дону. 1949 г. // ГАРО. Ф. Р-4096. Оп. 1. Д. 1. Л. 13.

23. Ростов-на-Дону : крат. путеводитель. Ростов н/Д., 1959. С. 116.

24. ГАРО. Ф-4097. Оп. 1. Д. 118

25. Альбом отзывов на выставку садоводства 1981 г. // Текущий арх. адм. парка им. 1 мая.

26. О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры г. Ростова-на-Дону и мерах по их охране (с изменениями и доп). : постановление Главы адм. Рост. обл. от 9 окт. 1998 г. № 411. URL: https://docs.cntd.ru/document/800002812 (дата обращения 24.11.2021 г.).

____________________________

[1] Пергола ‑ в садово-парковом искусстве — навес первоначально из вьющихся растений для защиты прохода или террасы от палящего солнца

[2] Эксе́дра — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом. А также полукруглый в плане выступ, примыкающий к основному объёму здания и открытый в его интерьер.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"