Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Волошинова Л. Ф. Зодчий ростовской эпохи «строительной горячки» // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1813

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 29-й
Архитектура Дона

Л. Ф. ВОЛОШИНОВА

ЗОДЧИЙ РОСТОВСКОЙ ЭПОХИ «СТРОИТЕЛЬНОЙ ГОРЯЧКИ»

Среди зодчих Ростова 1880-х годов, пожалуй, менее иных известен городской архитектор Владимир Иванович Якунин, при том что он возводил и проектировал ряд значительных сооружений города: театр В. Асмолова на Таганрогском проспекте (1883), первый крытый рынок (1885–1887), колокольню собора Рождества Пресвятой Богородицы (1883–1886), контору мельницы Елицера на Таганрогском проспекте (начало 1880-х), зерновой склад П. Р. Максимова между Береговой и Нижне-Бульварной улицами (1883), пожарную каланчу на улице Сенной (1885–1887), первые трёхэтажные купеческие дома…

Не всё из названого сохранилось, но эти здания и сооружения запечатлели первые фотографы Ростова и мы можем оценить их по достоинству.

Архивных сведений о строительстве в Ростове конца 1870-х годов крайне мало, однако счастливый случай сохранил нам документ из архива Нахичеванской управы, в котором впервые упоминается имя зодчего. Это «Дело о замене в Нахичевани постоянного архитектора» [1]. В «Заявлении» от 27 апреля 1878 года в Нахичеванскую городскую управу ростовский городской архитектор В. И. Якунин предлагает свои услуги на определённых условиях [1]. Других сведений о сотрудничестве зодчего с Нахичеванской управой не обнаружено, но время его появления в Ростове на должности городского архитектора мы может исчислять с года, названного в «Заявлении».

В начале 1881 года в «Ведомостях Ростовской-на-Дону городской управы» печаталось объявление:

«Ростовский-на-Дону городской архитектор Владимир Иванович Якунин, возвратившись из Санкт-Петербурга принимает ежедневно, не исключая праздничных дней, от 9 до 12 час. дня и от 5 до 7 час. вечера (угол Новоказанского переулка и Казанской улицы)» [2].

Другое более подробное объявление того же времени в газете «Донская пчела»:

«Контора ростовского городского архитектора В. И. Якунина принимает всевозможные заказы по строительству и техническому делу:

1) Составление разного роду планов и постройку жилых домов, промышленных заведений, амбаров, бань и т. п.;

2) Всевозможная отделка внутренних помещений по рисункам, как в штукатурке, так и в лепной работе, так равно и в окраске;

3) Отделка фасадов существующих зданий;

4) Меблировку комнат по самым новейшим рисункам;

5) Составление планов и расчётов по ремонтам;

6) Исправление и всякого рода перестройка зданий;

7) Постройка новых зданий за свой счёт, а также перестройка ремонт и пр.» [3].

Такое разнообразие в деятельности архитектора основывалось не только на его богатом опыте, но и предполагало основательное образование. «Якунин Владимир Иванович ‑ неклассный художник» значится в «Списке очередных и запасных присяжных заседателей, которые в продолжении 1886 года имеют быть призваны для участия в судебных заседаниях Таганрогского окружного суда в Ростове на-Дону» [4]. Неклассные художники-архитектуры были выпускниками Санкт-Петербургской академии художеств. Они не могли получить образование единовременно, будучи стеснёнными в финансовых средствах, и чаще всего сами зарабатывали себе на учёбу.

Наиболее интересная группа зданий возведённых зодчим относится к началу 1880-х годов, и связана с частными заказчиками. Вспомним, что это были годы начала ростовской «строительной горячки», появления первых многоэтажных зданий, требовавших технических знаний и опыта. Авторство, проектирование, и строительство таких зданий приписывается зодчему ростовскими краеведами (А. П. Зимин, Я. А. Ребайн), которые утверждали это и в беседах с автором. Среди них контора мельницы Елицера на Таганрогском проспекте, доходный дом купца Ф. Н. Жукова на Донской улице, строительство доходного дома фирмы С. Генч- Оглуев и И. Шапошников на Большой Садовой.

Начать рассказ стоит с последнего, так как поездка в Санкт-Петербург, о которой говорится в объявлении 1881 года, могла быть связана со встречей и переговорами с автором проекта доходного дома академиком-архитектором А. Н. Померанцевым. Возводимый Якуниным трёхэтажный доходный дом своим масштабом определил этажность застройки улицы на многие десятилетия. Он показал возможность и выгодность многоэтажного строительства (применение прокатных железных балок, железобетонных перекрытий, большеразмерного стекла для витрин). А приёмы использования на фасадах многоярусных эркеров, угловых башенок с шатрами, высокой мансарды, функционального разделения этажей стали широко применяться впоследствии в застройке Ростова. Богато украшенные фасады трёхэтажного доходного дома отражали период эклектики в российском зодчестве ХIХ века, здесь с большим вкусом переплетались мотивы нарышкинского барокко и западноевропейской готики.

По завершении строительства доходного дома на Большой Садовой улице возводился доходный дом Ф. Н. Жукова на Донской при пересечении с переулком Соборным. Строительство завершилось в 1885 году [5]. Сложность его была обусловлена размещением на склоне донского берега, поэтому южный фасад по улице и западный фасад вдоль Соборного переулка имели два высоких этажа, а угловая часть здания – ещё и высокий цокольный этаж. Дом П-образной конфигурации в плане: въезд во двор через ворота с переулка, и соседний с ним парадный вход.

Интересно, что доходный дом на Большой Садовой возводился крупнейшей торговой фирмой Ростова, а незначительно меньший доходный дом на Донской улице, до сих пор остающийся здесь самым крупным зданием, выстроил временный купец Ф. Н. Жуков, владелец собственного дома в Соборном переулке, производитель бублично-пряничного товара [6]. На фасадах использован популярный в то время кирпичный вариант «русского» стиля. Он был несколько скромнее, чем на фасаде конторы мельницы на Таганрогском проспекте (ныне Буденовский, 33), возведённой тремя годами раньше. Но в оформлении обоих зданий прослеживаются единые архитектурные мотивы также художественно цельно и масштабно.

Упоминание об этом не случайно, потому что на противоположной стороне Таганрогского проспекта в 1883 году поднялось кирпичное здание Асмоловского театра, где этот художественный приём достиг максимальной насыщенности и выразительности, неразрывно сливаясь с объёмным решением всего здания [7; 8]. История его возведения тоже примечательна для Ростова.

В 1882 году владелец табачной фабрики В. И. Асмолов получил от Городской думы разрешение на строительство «Концертного зало» на собственном участке. Началось оно в мае 1883 года и завершилось в октябре. Это было первое каменное театральное здание города с залом на 1000 мест.

Выразительный силуэт театра преобразил низину проспекта. Его определяли две декоративных башни с высокими шатрами и протяжённое четырёхскатное покрытие между ними. Три яруса кирпичного фасада прорезали окна разнообразной конфигурации, украшенные многочисленными кирпичными кокошниками, наличниками, декоративными лопатками, зубчиками, карнизами, кронштейнами и т. п. Здание производило впечатление праздничной, живописной нарядности. В его архитектурном облике сочетались архитектурные мотивы русского зодчества и ренессанса. Над парадным входом размещался навес, значительно вынесенный перед фасадом на фигурных кирпичных устоях. В начале ХХ века после пожара, его сменил  металлический навес на стойках.

«Донская пчела» сообщала:

«Вчера в среду 19 октября в присутствии многочисленной приглашённой интеллигенции о. Н. Ручкиным, о. М. Прокоповичем и проч. освящено было только что оконченное здание нового грандиозного театра В. И. Асмолова. После молебствия и многолетия Царствующему дому, присутствующие приглашены были к обеду, за которым виновник торжества В. И. Асмолов провозгласил первый тост за здоровье Государя Императора, сопровождающийся неумолкаемым “ура” и троекратным гимном “Боже Царя храни”, прекрасно исполненным тремя оркестрами…За сим поднят был тост за здоровье Владимира Ивановича Асмолова и … архитектора В. И. Якунина, строившего театр» [7].

В последующих юбилейных публикациях о театре упоминалось, что в создании его «активное участие принимали присяжный поверенный С. Л. Барыков, явившийся душой этого дела и архитекторы В. И. Якунин и Н. И. Карлинский» [8].

Вопрос об авторстве проекта театра остаётся невыясненным.

Рождается предположение о повторном использовании одного из проектов общественного здания (возможно, архитектора В. О. Шервуда), в «русском» стиле применяемого для строительства в провинции. К примеру, в это же время сходный по фасаду театр появляется в Воронеже. Не исключена версия и авторства архитектора А. Н. Померанцева, занимавшегося в эти годы застройкой Москвы, где утверждался «русский кирпичный стиль». Позднее он ярко прозвучал на фасаде его здания Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве.

Так или иначе, но появление в Ростове масштабного нарядного театра в «русском» стиле стало событием в общественной жизни города и определило новый этап в развитии его театрального искусства.

Трудно переоценить сооружение в Ростове в 1887 году корпуса первого крытого рынка, которое вёл В. И.  Якунин.

Об идее его появления сообщается на страницах Донско-Азовского календаря 1891 года: « До 1879 года, на его будущей территории торговали рыбой. Но в том году из-за свирепствовавшей в Астраханской губернии чумы и привоза из неё на это место партии рыбы… лавки было брошены, а место это выжжено…  Затем в городской управе возникло предложение устроить на этом месте крытый рынок, проект которого поручили архитектору В. И. Якунину. Он был составлен на стоимость 40 тыс. руб. В 1885 году начали возведение, на углу Полицейской улицы [ныне ул. Тургеневская. – Л. В.] и Соляного спуска. Металлическую часть навеса по контракту выполнил ростовский чугунолитейный завод Пастухова (размеры по Полицейской улице – 22,5 саж., по переулку – 21 саж., по Воронцовской улице [ныне ул. Баумана. – Л. В.] – 29 саж.)» [9, с. 127].

 Поскольку это сооружение не сохранилось, интересно процитировать, как его описывали современники: «Крытый рынок устроен … на высоком фундаменте, облицованном кирпичом и тёсаным камнем. На фундаменте возвышается металлический навес, средняя часть которого (вышиною около 5 сажен) перекрывает пространство шириною 10 саж. Эта часть навеса перекрыта железными арками, покоящимися на вертикальных железных фермах. Боковые части, примыкающие к навесу с трёх сторон, односкатные, на чугунных колонах. Всё пространство под навесом устроено кирпичом, а пол покрыт асфальтом» [9, с. 127].

В основном постройку завершили в 1887 году, но окончание её затянулось до 1889 года и обошлось городу в 90 тыс. руб. Это сооружение дало городу новый импульс: через четыре года был возведён второй крытый рынок, а ещё через три года – третий.

До начала строительства крытого рынка В. И. Якунин проектирует и возводит самый большой зерновой склад ростовского порта для купца П. Р. Максимова [10]. Строить его предстояло на склоне, пронизанном родниками. И зодчий предлагает оригинальное решение. Вдоль склона устраивается водоотводной канал для осушения строительной площадки. А уже в ходе строительства двухэтажного корпуса у северной стены была выполнена высокая проходная галерея для проветривания с выходами по торцам корпуса.

Двухэтажный корпус располагался параллельно ранее возведённым одноэтажным корпусам, стоящим вдоль Береговой улицы. Протяжённый прямоугольный склад был разделён поперечными стенами на складские помещения с отдельными входами. Верхний ярус над каждым из семи помещений завершался высоким щипцом торцовой стены. Так сформировался семизубчатый силуэт корпуса, выделяющий его среди иной застройки на склоне. Для оформления фасадов архитектор выбрал «кирпичный» стиль с лаконичными мотивами романского зодчества.

 На фоне масштабных кирпичных складов возведённых В.И. Якуниным обыденно звучит распоряжение сделанное Управой 13 июля 1885 года «об устройстве лавочек на набережной реки Дона, на рыбной Косынке, пожарного поста и отдельно шести деревянных лавочек для торговли съестными припасами … по составленной городовым архитектором Якуниным смете…» [11, с. 191].

Весной того же года Управа поручила архитектору Якунину производство работ по постройке пожарной каланчи и исправлению помещений пожарной команды на главном пожарном дворе. Велись работы хозяйственным способом, наблюдение осуществлял член управы Д. Н. Епифанов [11, с. 190–191].

Но, пожалуй, самым масштабным городским строительством, которым Владимир Иванович Якунин руководил несколько лет, стало сооружение четырёхъярусной колокольни собора Рождества Пресвятой Богородицы на площади Старого базара. Автором её проекта в начале 1870-х годов стал областной инженер архитектор А. А. Кампиони [12].

Колокольня была запроектирована в классическом стиле с использованием элементов ренессанса и представляла сооружение из четырёх ярусов, увенчанных луковичной главкой. Нижний ярус изначально был проездной, второй и третий – в виде четвериков с большими проёмами, предназначенными для навески колоколов, верхний четвертый – в виде восьмерика для размещения часового механизма на четыре циферблата часов с четвертным боем.

Главку венчал позолочённый крест.

28 апреля 1875 года соборная администрация пригласила архитектора Д. В. Лебедева для разбивки фундамента колокольни, а 29 июня состоялась торжественная закладка. Подземная её часть (нулевой цикл) была закончена к 30 октября того же года. Затем решили приостановить строительство на три года для полной осадки выстроенного фундамента.

30 октября 1878 года специальная комиссия нашла возможным с весны 1879 года продолжить строительство. 10 апреля 1879 года были приглашены для наблюдения за работами архитекторы Кампиони и Волков [13].

В 1880-е годы наблюдение за строительством вёл городской архитектор В. И. Якунин. При нём же 29 июня 1886 года состоялось поднятие и водружение на главку колокольни креста высотою девять  аршин [9, с. 126].

В конце 1886 года зодчий был переведён на службу в Варшаву по Таможенному ведомству, что вызвало недовольство гласных городской думы и попытки удержать его в городе [14]. Но перевод, несмотря на это, состоялся. Далее творческая судьба зодчего неизвестна.

Его усилия по формированию городской застройки растущего торгового города продолжили  архитекторы, работающие в Ростове в последующие годы Н. А. Дорошенко, Н. М. Соколов и другие. Их творческие биографии известны сегодня лучше, чем творения их замечательного предшественника Владимира Ивановича Якунина.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ГАРО. Ф. 91. Оп. 1. Д. 187. Л. 2.

2. Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы. 1881. 28 июня (№ 26). С. 4.

3. Донская пчела. 1883. 13 марта (№ 19). С. 1.

4. Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы. 1886. 5 янв. (№ 1). С. 1.

5. Ростовское МУПТИОНИ. Дело 32/16. Л. 5.

6. Донско-Азовский календарь на 1887 год  /сост. И. Тер-Абрамиан. Ростов н/Д. : Типо-лит. И. А. Тер-Абрамиан,  1886. С. 142; Чалхушьян Г. Х. Историческая записка о городе Ростове-на-Дону // Дон. временник. Год 2003-й. Ростов н/Д., 2002. С. 193.

7. Освящение театра Асмолова // Дон. пчела. 1883. 20 окт. (№ 79). С. 3.

8. Юбилей ростовского театра // Приаз. край. 1913. 11 янв. (№ 9). С. 3.

9. Донско-Азовский русско-армянский календарь на 1891 год. Ростов н/Д. : Типо-лит. И. А. Тер-Абрамиан, 1890.

10.Журнал Ростовской на-Дону Городской Думы. 1887. № 9. С. 117.

11. Журнал Ростовской-на-Дону Городской Думы. 1885. № 14.

12. Есаулов Г. В., Черницына В. А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов н/Д., 1999. С. 38.

13. ГАРО. Ф. 226. Оп. 21. Д. 431. Л. 1, 107.

14. Журнал Ростовской на-Дону Городской Думы. 1886. № 14. С. 248.

Источник: Волошинова Л. Ф. Зодчий ростовской эпохи «строительной горячки» // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2020. Вып. 29-й. С. 84‑87

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"