Волошинова Л. Ф. Строивший города и яхты // Донской временник. Год 2019-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2018. Вып. 27. С. 137–140. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1661
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й
Архитектура Дона
Л. Ф. ВОЛОШИНОВА
СТРОИВШИЙ ГОРОДА И ЯХТЫ
Памяти Г. В. Иванова (1928–2004)
Пятнадцать лет назад ушёл из жизни Генрих Васильевич Иванов, посвятивший любимой профессии пятьдесят лет жизни (из них 35 лет – практика в Ростове-на-Дону).
Родился будущий зодчий и градостроитель в 1928 году в посёлке Каргат Новосибирской области. Его мать после окончания краткосрочных курсов работала портнихой. Отец, выходец из крестьян, служил в Красной армии, а завершил службу майором милиции. Будучи начитанным и образованным человеком, он назвал сына в честь любимого поэта Генриха Гейне [1].
Архитектором Генрих Васильевич решил стать уже в школе. Учился в Новосибирском строительном институте на архитектурном факультете. Во время практики работал каменщиком, плотником. Тогда же ему посчастливилось трудиться и в реставрационной мастерской Троицко-Сергиевой лавры.
По окончании института молодого специалиста направили в Томский «Желдорпроект», где, став руководителем группы, Иванов создал несколько индивидуальных проектов (стадион в Томске, жилые дома в Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ). Вскоре он вернулся в аспирантуру и успешно проучился несколько лет. Но всё же оставил научную работу, потому что тянулся к практической проектной деятельности, которая, по его убеждению, давала возможность изменить жизнь людей к лучшему.
Генрих Васильевич уходит на проектную работу в «Новосибгражданпроект». Его направляют в длительную командировку в Томск. Здесь Иванов разрабатывает генеральный план города Стрижевого, проект детальной планировки (ПДП) и нескольких микрорайонов. Вернувшись в Новосибирск, возглавляет архитектурную мастерскую института. В этом городе Иванов создаёт семью, здесь рождаются сын и дочь.
В конце 1960-х болезнь дочери заставляет Генриха Васильевича задуматься об отъезде в регионы с более тёплым климатом. Два города предлагают ему достойную должность и квартиру для семьи: Ростов и Одесса. В обоих городах нужны специалисты с опытом градостроителя. Он выбирает Ростов и весной 1969 года с дочерью переезжает в наш город, где становится главным архитектором проектов в институте «Ростовражданпроект». На следующий год, после получения Генрихом Васильевичем квартиры, в Ростове к ним переезжают жена с сыном.
Творческая биография архитектора складывается удачно. Он побеждает в конкурсе на проект жилого комплекса по Таганрогскому шоссе. По его проекту строится жилой район «Ипподром».
Через два года мастерской Генриха Васильевича поручают разработку проекта детальной планировки крупнейшего жилого района «Северный» на 150 тысяч жителей. Соавтором Иванова становится главный архитектор Ростова Н. Н. Нерсесьянц. Но Генрих Васильевич не только разрабатывал генеральный план жилищного массива, он был и автором детальной планировки семи из одиннадцати микрорайонов. Кроме того, в жестоком споре с администрацией города и области, желавшей строить как можно быстрее и дешевле, Генрих Васильевич добивался использования новых, более комфортных серий типовых проектов. Ездил за чертежами в Литву, знакомился с опытом прибалтийских градостроителей. Усилия архитектора Иванова были не напрасны: многоэтажки Северного жилого массива считаются наиболее удобными для проживания ростовчан [1].
В 1975 году Генриха Васильевича пригласили в областной отдел строительства и архитектуры на должность главного специалиста, хотя он на тот момент не был членом КПСС. Коллеги вспоминали демократизм, доброжелательность Иванова, сочетавшиеся с чувством собственного достоинства и высоким профессионализмом. Ему удавалось всегда найти общий язык с людьми на любой ступени служебной иерархии. Было только одно исключение – строительство Волгодонской АЭС. Иванов считал проект порочным, указывал на несоответствие грунтов и ошибки проектировщиков, он говорил об этом и ростовскому начальству и высоким гостям. В итоге начальник отдела строительства и архитектуры Ивонин, который безоговорочно доверял Генриху Васильевичу, заявил: «Этот проект буду курировать лично я».
От административных обязанностей Г. В. Иванов отдыхал, участвуя в индивидуальном проектировании, например, застройки и реконструкции центра Батайска. Затем был проект застройки посёлка Магистральный на станции Кирега Байкало-Амурской магистрали.
Генрих Васильевич всегда стеснялся пользоваться общеисполкомовскими привилегиями: спецбуфетами, спецдоплатами. Когда ему перед отпуском предлагали писать заявление на курортное пособие, он возражал: «О материальной помощи должны просить плохо оплачиваемые сотрудники, а не я со своим приличным окладом». По случаю 50-летия несговорчивого сотрудника Иванова начальник отдела Ивонин своей рукой написал такое заявление и заставил Генриха Васильевича поставить подпись. Деньги пошли на организацию юбилейного банкета.
А накануне Г. В. Иванов получил письмо от коллеги, с которым работал при строительстве города Стрижевого. В послании сообщалось, что в Ханты-Мансийском округе в Приполярье практически на голом месте (посёлок Ханто насчитывал несколько домишек вокруг буровой) закладывается первый город нефтяников. И в преддверии своего юбилея архитектор задумал новый поворот в творческой биографии.
Он прибыл в Ханто на вертолёте с первой партией геодезистов. Впоследствии постоянно летал в Сургут в отдел капитального строительства на согласование проектов. Иванов увлечённо готовил разбивку «пионерского посёлка». И уже к осени 1970 года вселился с двенадцатилетним сыном в так называемый вагончик, где они прожили три года. Когда архитектор покидал свою должность, посёлок Ханто, его провожали с большим сожалением и потом ещё долго посылали письма с приглашением вернуться.
На заработанные деньги из далёкого Приполярья Генрих Васильевич привёз в Ростов контейнер сосновых досок, чтобы построить яхту, о которой давно мечтал. Ещё лет семь назад архитектор увлёкся парусным спортом и стал завсегдатаем Ростовского яхт-клуба. После возвращения с Севера Генрих Васильевич по своим чертежам строит крейсерскую яхту вместе с приятелями. Она стала гордостью яхт-клуба. Но архитектор Иванов не привык почивать на лаврах, он тут же берётся за реконструкцию другой, сильно обветшавшей и, казалось бы, уже негодной к плаванию. Его опыт, энтузиазм, поддержка друзей дают вторую жизнь и этой яхте. Более того именно на ней после основательной реконструкции Генрих Васильевич с друзьями совершает поход к берегам Греции, причём вызывается быть коком для немалого экипажа. Во время путешествия он выполняет киносъёмку ярких эпизодов круиза. Опыт создания киносюжетов у него появился ещё в годы работы на строительстве северных городов.
Вернувшись в Ростов, Генрих Васильевич работает в «Росколхозпроекте» и «Облжилпроекте». В это время им был выполнен ряд проектов, в том числе роддом на 100 коек в станице Орловской, общественные здания для села на основе крупнопанельных серий. Он также собрал каталог своих проектов домов усадебного типа для строительства в Ростовской области.
В 60 лет, оформив пенсию, архитектор берётся за индивидуальное проектирование. Среди новых работ– проекты корпуса санатория «Первомайский» возле Туапсе, частных домов в Ростове и Ростовской области, в Подмосковье, конкурсный проект на застройку Вертолётного поля в нашем городе.
И вновь Иванов непреклонен в вопросах, касающихся качества проектируемых объектов. Ни одному нуворишу не удалось навязать ему свои представления о красоте и целесообразности, никакими деньгами нельзя было поколебать убеждений архитектора. Если переубедить заказчика не удавалось, Генрих Васильевич категорически отказывался от дальнейшего сотрудничества.
В трудах и творчестве прошли десятилетия. Выросли дети, подрастали внуки, воспитанию которых он уделял много времени (двое старших мальчиков потеряли отца в младенчестве, и Генрих Васильевич заменил его).
Заслуги архитектора были оценены коллегами и общественностью. В 1998 году его наградили медалью Союза архитекторов «За высокое зодческое мастерство» [1].
Если в первое время своего пребывания в правлении Союза архитекторов Иванов, как правило, входил в комиссию по градостроительству, то позже его выбирали в комиссию по этике. Здесь мнение опытного, с безупречной репутацией градостроителя во многих спорных ситуациях оказывалось решающим.
В последнее десятилетие жизни Г. В. Иванову довелось обратиться к храмовому зодчеству. Первым его проектом стала небольшая церковь Серафима Саровского в хуторе Островского Аксайского района [1]. Тогда пригодились мастеру не только обширные знания по истории архитектуры, но годичная реставрационная практика в Троице-Сергиевой лавре и на Русском Севере.
Создать проект храма Иоанна Кронштадского Генриха Васильевича пригласил молодой священник отец Вячеслав в 2000 году. Храм должен был появиться на месте закладного камня, освящённого патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сентябре 1999 года. Выделенный под строительство участок земли напротив Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПСа), примыкающий к площади Народного ополчения, уступила воинская часть и частично город. Вначале предполагалось строить небольшую церковь на сто верующих, но после появления значительных спонсорских средств речь уже шла о храме на 800 молящихся. Новый собор должен был стать украшением города и продолжить формирование архитектурного ансамбля площади Народного ополчения.
Облик храма, проект которого разработал Генрих Васильевич в соавторстве с Ларисой Резницкой, напоминал о времени Иоанна Кронштадского, долгие годы служившего в Андреевском соборе Санкт-Петербурга, и по стилистике сочетался с главным корпусом РГУПСа. Благородные формы собора были подчинены канонам классицизма и отличались от стилистики церквей русско-византийского и русского стиля, преобладающего в Ростове. В сентябре 2001 года на выставке «Южная столица» проект храма был награждён почётным дипломом «За лучшее культовое сооружение» [1]. Авторы надеялись, что строители с честью реализуют его. Но на деле всё сложилось иначе.
Сменился священник храма, и новый настоятель отец Сергий (Касянков) использовал значительную часть денег, пожертвованных на храм, для строительства своего двухэтажного жилого дома и гаража. Все попытки проектировщиков и архитекторов, ведущих надзор за строительством, урезонить батюшку ни к чему не приводили. Обращения в епархию с жалобами оставались без ответа. Поток средств на возведение храма прекратился. Активно начатое строительство в сентябре 2000 года полностью остановилось через полтора года. Эта драматическая ситуация стоила Генриху Васильевичу тяжёлого инфаркта в 2001-м.
В 2003 году Ростовское отделение Союза архитекторов предоставила Иванову персональную творческую стипендию. Он продолжал авторский надзор за строительством храма, превозмогая болезни и отстаивая проект в спорах с недобросовестным заказчиком и непрофессиональными исполнителями. К сожалению, в этой борьбе победила болезнь. Генрих Васильевич Иванов скончался 12 апреля 2004 года.
Строительство собора растянулось ещё на долгих шесть лет. Завершилось оно к концу 2010 года, хотя отделочные работы продолжались ещё немалое время. Сегодня храм святого Иоанна Кронштадского – украшение площади Народного ополчения. Он стал последним творением Г. В. Иванова, ярким акцентом его творческой биографии.
Рассказ об архитекторе получится неполным, если не упомянуть его учеников. Генриху Васильевичу было чуждо учительство как таковое и, может быть, именно поэтому перед самым окончанием аспирантуры он расстался с ней и вернулся к проектной работе. Но учениками Иванова были и студенты, и профессионалы, которым посчастливилось работать вместе с известным архитектором. В их числе члены Союза архитекторов России И. А. Таран и Л. М. Резницкая. Игорь Таран под руководством наставника разрабатывал проекты жилых микрорайонов Северного жилого массива Ростова, Лариса Резницкая была соавтором проекта ростовского храма св. Иоанна Крондштадского и осуществляла надзор за окончанием возведения собора.
Генриху Васильевичу удалось реализовать проектные замыслы двух новых городов – Стрижевого и первой очереди Ноябрьска – не без участия помощника и ученика, будущего доцента Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии Александра Николаевича Клевакина.
В то время новые города на нефтяном Севере строились исходя из производственных задач без учёта градостроительных замыслов, вопросов архитектуры, экологии, эстетики. Молодого архитектора А. Н. КлевакинаИванов привёз в Ноябрьск (тогда «пионерский посёлок на разъезде Ханто»), заразил градостроительными планами, увлёк своими идеями. И когда Генрих Васильевич по состоянию здоровья вернулся в Ростов, а Ноябрьск продолжал строиться, но уже по принципу: всё для перевыполнения плана нефтедобычи, Клевакин решил послужить делу строительства северных городов. Он поступил в аспирантуру, серьёзно занялся историей, теорией проектирования и строительства новых сибирских городов. Считая себя учеником Генриха Васильевича, Клевакин упорно искал его в 2000-е годы, чтобы показать свои работы. Он восторженно говорил о нём и писал [2]. Если бы его наставник был жив, он бы порадовался. И не только тому, что его ученик –кандидат архитектуры, автор многочисленных публикаций. Главное, А. Н. Клевакин сделал то, что Генрих Васильевич не успел или не смог, но что, безусловно, считал важным и необходимым. А ведь в этом суть учительства и ученичества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Без страха и упрёка : (памяти товарища) // Строительство. Архитектура. ХХI. 2004. № 6. (май). С. 12; Статья подготовлена по воспоминаниям И. Н. Калабуховой, вдовы архитектора.
2. Клевакин А. Н. Сибирский город в эпоху перемен. Новосибирск : Наука, 2008. С. 55.
|