Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Волошинова В. Ф. Ростовские годы Сильвестро Тонитто // Донской временник. Год 2019-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2018. Вып. 27. С. 133–137. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1660

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й

Памятники истории и культуры

. Ф. ВОЛОШИНОВА

РОСТОВСКИЕ ГОДЫ СИЛЬВЕСТРО ТОНИТТО

К 100-летию со дня смерти С. А. Тонитто

6 сентября 1919 года в газете «Приазовский край» появился короткий некролог:

«Жена и дети с прискорбием извещают о смерти мужа и отца Сильвестро Антоновича Тонитто. Погребение 6 сентября в 10 час на Городском кладбище».

С. А. Тонитто в начале ХХ века был, пожалуй, самым известным итальянским подданным в Ростове-на-Дону, ибо более 25 лет работали в городе его мастерская и магазин по изготовлению памятников. Но более этого он был известен в Ростове, ближних городах и станицах как мастер, выполнявший мраморные иконостасы, пьедесталы и постаменты для статуй государей.

Имя его, к сожалению, ныне забыто по понятным причинам: в ХХ веке монументы царствующим персонам сносились, иконостасы разбирались, а уцелевшие из них обрекались на забвение, надмогильные памятники часто снимались для распиловки и повторного использования мрамора и гранита. Поэтому многие произведения Тонитто мы можем видеть только на фотографиях. Однако сегодня в разных популярных изданиях, СМИ, журнальных публикациях встречаются отдельные сведения о его жизни. Возможно, попытка собрать и представить вехи творческой биографии мастера оправдана, несмотря на недостаток фактического материала. Следует оговориться, что его фамилию по-разному упоминают в печатных изданиях, рекламах, справочниках, маркировочных клеймах (Тонетти, Тонито, Тонитто), по-разному называется его имя (Сильвестр, Сильвестро).

Тонитто был каменотёсом из итальянского местечка Топпо в краю Травезия. Эта северо-восточная область Италии – Фриули в 1870-е годы переживала социально-экономический кризис, и тысячи потомственных мастеров покинули родину в поисках работы. В 1871 году Сильвестро был направлен фирмой Леонардо Перини в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Здесь он участвует в строительстве моста через Днепр. Но вскоре перебирается в Севастополь [1; 2].

Первой работой, которая принесла ему известность на юге России, стало изготовление пьедестала памятника М. Ю. Лермонтова в Пятигорске в 1885 году. Сама фигура поэта, созданная и отлитая на бронзо-литейной фабрике А. Моран в Петербурге высотой 2,35 метра, была выставлена для обозрения в столице. «Для постамента из Крыма привезли 8 массивных глыб светлого гранита и поручили инженерному прапорщику С. А. Тонетти сооружение пьедестала по эскизу Опекушина» [3].

В последующие девять лет три больших работы, связанные с увековечиванием имён российских государей, определяли творчество мастера. Автором памятника Александру II в Ростове-на-Дону был академик М. О. Микешин. Проект предлагал скульптуру императора со скипетром в руке в полный рост и порфирою, ниспадающей сзади на пьедестал. Мастерской Тонитто поручили исполнение высокого и сложного по пластике пьедестала из светлого гранита. На лицевой грани помещалась эмблема – инициалы императора, увитые терниями. Другие эмблемы и надписи занимали плоскости на раскреповках по боковым граням пьедестала. Торжественное открытие монумента, преобразившего площадь Старого базара, состоялось в апреле 1890 года [4, с. 94].

Создание памятника Александру II, требующее напряжённой длительной работы на месте его сооружения, позволяет утверждать, что мастер в это время мог проживать в Ростове.

Через несколько лет Нахичеванская городская управа приняла решение об объявлении сбора средств на сооружение памятника Екатерине II, который предполагалось установить перед Армянским собором. Авторы монумента отец и сын Чижовы (Матвей Афанасьевич и Матвей Матвеевич) – создавали его по эскизу академика М. О. Микешина. Пьедестал для скульптуры императрицы в классических традициях выполнила мастерская С. А. Тонитто. Это был четырёхгранный постамент на массивном подиуме со ступенчатым верхом, на который установили скульптуру императрицы со свитком в руке. Грани пьедестала украсили посвятительная надпись и медальоны. Освятили памятник в сентябре 1894 года [5].

Одновременно в Нахичевани в Александровском саду также по решению городской думы сооружали Александровскую колонну в честь 25-летия царствования Александра II. Проект монумента принадлежал городскому архитектору Нахичевани Н. Н. Дурбаху. По его эскизу из цельного гранитного блока мастера фирмы С. А. Тонитто выполнили восьмиметровую колонну тосканского ордера и установили её на пьедестале в центре ступенчатого подиума. Капитель венчало изваяние двуглавого орла на шаре. Открыли памятник в октябре 1894-го [6].

А в середине того же года в «Приазовском крае» появляется объявление:«Имею честь донести до всеобщего сведения, что мною открыта в Нахичевани-на-Дону, по 1-й Соборной улице, в доме № 9 Хазизова МАСТЕРСКАЯ изделий из МРАМОРА, ЛАБРОДОРА и ГРАНИТА. Мастерская принимает заказы на памятники, ступени для лестниц, камины, подоконники, столы и т. п. Образцы работ можно видеть в мастерской.

Исполнение заказов по рисункам изящное, аккуратное и по умеренным ценам.

Собственная гранитная ломка на станции «Софиевка» Лозово-Севастопольской железной дороги. Позволю себе обратить благосклонное внимание публики на крупные мои работы – гранитные части памятников: Императору Александру II в Ростове, императрице Екатерине II и на Александровскую колонну в Нахичевани-на-Дону.С почтением С. Тонитто» [7].

Логично предположить, что мастерская Сильвестро работала в Нахичевани и раньше, но была занята государственными и городскими заказами, а остальные в незначительном объёме выполняла по случаю.

Через несколько лет С. А. Тонитто переносит свою мастерскую в соседний более многолюдный Ростов-на-Дону. Первый её адрес: Большая Садовая улица, 2 – называется в  справочнике «Весь Ростов на 1898 год» [8].

Мастерская, согласно новому объявлению, изготавливала мраморные, лабродоровые памятники, а также подоконники, иконостасы и лестницы. Исполняла их аккуратно, по умеренным ценам [8].

В городе тогда действовали три кладбища. Заказы по изготовлению надгробных памятников обеспечивали работу мастерской. По-прежнему поступали заказы из Нахичевани, были заказы из донских и кубанских станиц. Среди сохранившихся в Ростове до настоящего времени– памятник в виде часовни над склепом семьи Мордовцевых на Новопоселенском кладбище (перенесён в начале 1960-х на Братское); на Армянском кладбище– в начале главной аллеи у ворот – массивный надмогильный орнаментованный беломраморный крест на постаменте (сбиты именная доска и медальон); две невысокие пирамиды-часовни над соседними могилами Е. Я. Хазизовой и И. Х. Хазизова (у поперечной аллеи кладбища, к западу от храма); в Аксайской станице у стен Одигитриевской церкви –надгробие благотворительнице храма Н. Е. Лотошниковой. Эти памятники лично осмотрены автором статьи с выявлением клейма «С. А. Тонитто» и исполнением фотофиксации.

К середине 1890-х семья С. А. Тонитто включала супругу Марию Моисеевну, дочерей Кристину, Валентину. В Ростове в 1897 году рождается Антонина, в 1901-м – сын Викторио [1].

С первым годом жизни Антонины связана драматическая история, которую она впоследствии описывала в своём письме, ныне опубликованном.

«Это было приблизительно в 1897 году. Я родилась 29 января, а в октябре заболела сильным рожистым воспалением на голове, вследствие сильного ушиба. Всё лицо, голова, шея были одна сплошная масса опухоли. Я была ещё очень маленькая и не могла перенести высокую температуру. Доктор предупредил мою маму о неминуемой опасности. Температура превышала 40 градусов, а опухоль быстро распространялась по телу. В этот отчаянный момент мама узнала о проезде через наш город, Ростов-на-Дону, батюшки о. Иоанна Кронштадского. Не имея возможности пойти самой, мама посылает на вокзал ему письмо с горячей просьбой помолиться обо мне. Батюшка был окружён толпой народа, и девушка с письмом с трудом протиснулась к нему. Он сейчас же, сосредоточившись, сказал: “Иди домой, я помолюсь о ребёнке”. В тот момент я спокойно уснула. Наутро доктор был поражён моим таинственным чудесным выздоровлением» [1].

Это семейное предание отражает и беззаветное почитание Иоанна Кронштадского ростовцами и искреннюю христианскую веру родителей спасённой дочери.

В начале ХХ века новый творческий подъём в жизни мастера связан с новочеркасским Вознесенским войсковым собором – работой по изготовлению постамента для памятника Ермаку Тимофеевичу на Соборной площади Новочеркасска в начале 1900-х годов. Высокая глыба розового гранита стала основанием бронзовой фигуры, низкий гранёный подиум подчеркивал её суровую монументальность, тумбы сложного очертания, соединённые декоративными цепями, окружающие подиум, формировали ближнее окружение монумента. Здесь мастеру пришлось работать с эскизами скульптора В. А. Беклемешева (по проекту академика М. О. Микешина) [9].

По ходу завершения строительства Вознесенского войскового собора фирме С. А. Тонитто поручают изготовить по эскизам Общества русских художников (ведущих росписи стен) А. А. Стаборовского и Е. И. Гружевского три мраморных двухъярусных иконостаса и два больших парадных киота в нововизантийском стиле [10].

Центральный иконостас был выполнен из белого каррарского мрамора и представлял собой трёхчастный большой парадный портал, выделяющий проём царских врат, который венчала нарядная резная архивольта с крестом. На боковых пониженных частях центрального иконостаса продолжался ряд византийских колонок, стволы которых были из розового французского мрамора, добытого близ Тулона [11].

Иконостасы в северном и южном приделах имели меньшие центральные порталы со сложными двухскатными завершениями. Их украшала аналогичная орнаментальная резьба с медальонами.

При исполнении иконостасов Тонитто и его помощники осваивают изящную резьбу по мрамору, требующую большого художественного вкуса и высокого мастерства. Она органично сочетается с орнаментальными и сюжетными росписями стен, стилем иконописи, узорочьем царских врат, геометрическим рисунком полов, мраморные плиты для которых также поставляла фирма С. А. Тонитто. Одновременно предприятие итальянца изготавливает каменные ступени папертей, массивные тумбы и панели ограждения боковых входов. Такие масштабные и разноплановые работы по применяемым материалам, технологии их обработки, орнаментальной резьбе мастера фирмы выполняли впервые.

Но, пожалуй, самый большой и нарядный иконостас в нововизантийском стиле фирма выполнила через несколько лет уже для ростовской соборной церкви во имя св. Александра Невского [4, с.136]. К сожалению, мы можем видеть его только на фотографии. В композиции четырёхъярусного беломраморного иконостаса доминировали нижний и третий ярусы в виде высоких декоративных аркад, в нишах которых размещались иконы.Венчали иконостас три большие круглые иконы под нарядными декорированными арками, завершёнными крестами. Они формировали выразительное силуэтное решение. Как сообщалось в «Приазовском крае», освящение храма проходило 17 августа 1908 года. Оценивая отделку церкви, корреспонденты отмечали, что «все престолы и иконостасы исполнены из мрамора с большим вкусом и художественностью итальянцем Тонитто» [12; 13].

Мастерской С. А. Тонитто приписывается и создание беломраморного иконостаса в нововизантийском стиле для Покровского храма в станице Константиновской в 1913 году. Особенностью этого двухъярусного иконостаса, использующего композиционную основу новочеркасского, но значительно более скромного по размерам, стало применение в отделке вставок из цветного стекла. То есть, был повторён древний приём, характерный для эпохи византийского зодчества, использующий цветную смальту в качестве отделки.

Одновременно с производством масштабных художественных работ по созданию иконостасов мастера фирмы продолжали выполнять и надгробные памятники, и строительные детали. При всём этом мастер Тонитто недвижимого имущества в Ростове не имел. Мастерская и магазин его заведения арендовали помещения в начале Большой Садовой улицы в домах то по южной её стороне, то по северной [7,8,14].

В 1913 году семья Сильвестро Антоновича проживала в квартире доходного дома купцов Озеровых по Дмитриевской улице,120 [14], а в следующем году – на улице Пушкинской, 106 [15]. Дочери и сын учились в гимназиях города.

После Гражданской войны вдова мастера и его дети покинули Ростов-на-Дону, а впоследствии оказались за границами советской России. Родственников в городе, где он проработал более 25 лет, не осталось. Возможно, остались ученики, которые продолжили в упрощённых формах изготавливать уже традиционные образцы надгробных памятников. По крайне мере, об этом задумываешься, когда наБратском и Армянском кладбищах Ростова видишь надгробные кресты уже в бетонном исполнении, упрощённые портики, пирамиды на постаментах, плиты из бетона с мраморной крошкой.

Краткий перечень работ С. А. Тонитто, приведённый в тексте, требует продолжения поисков и дальнейшего изучения наследия мастера (проведения фотофиксации и обмеров уцелевших иконостасов и памятников, выполнения графических реконструкций утраченных образцов). Есть основания считать, что на юге России уцелели и пребывают в забвении ценные художественные работы его мастерской.

Ряд эпизодов жизни мастера не находят в настоящее время документального подтверждения. К примеру, то утверждение, что он являлся почётным гражданином Ростова, оставаясь иностранным подданным.

Автор статьи будет благодарен за любую информацию читателей о неизвестных работах мастера, а также данные о его семье.

А предварительный вывод из уже известных этапов его творческой биографии очевиден: в созданных образцах иконостасов и пьедесталов С. А. Тонитто был достойным соавтором российских скульпторов М. А. Чижова и М. О. Микешина, архитектора Н. Н. Дурбаха, художников А. А. Стаборовского и Е. И. Гружевского.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Тачаев С. Иди домой, я помолюсь о ребёнке // Невское время. 2007. 1 нояб.

2. Баутдинов Г. А. «А. Иванов. Сто лет труда фриулов в России» // Вопросы истории. 1990. № 1. С. 172.

3. Боглачёв Е. В. Архитектура старого Пятигорска. Изд. 2-е, испр. и доп. Пятигорск :Снег, 2007. С. 450.

4 Ильин А. М. История города Ростова на Дону. Ростов н/Д, 1909.

5. Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т. 5. Ростов н/Д : Гефест, 1999. С. 352.

6. Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т. 1. / Дон.гос. публ. б-ка. Ростов н/Д., 1994. С. 39.

7. Приазовский край. 1894. 31 июля. (№ 196). С. 1.

8. Весь Ростов н/Д. на 1898 год : адрес-календарь, торгово-промышл., справ.кн. Ростов н/Д., 1898. Стб. 280.

9. Кирсанов Е. И. Слава и трагедия Новочеркасска. 1805–2005 : (История казачьей станицы). Т. 1. Новочеркасск, 2005. С. 489.

10. ГАРО. Ф. 354. Оп. 1. Д. 788. Л. 176.

11. Лимаренко К. Войсковой соборный храм в гор. Новочеркасске / сост. строитель собора инж.-полк. К. Лимаренко; Изд. Соборостроит. комис. Новочеркасск, 1904. С. 65.

12. Приазовский край 1908. 17 авг. (№ 217). С. 1.

13. Приазовский край 1908. 19 авг. (№ 219). С. 2.

14. Весь Ростов и Нахичевань н/Д. 1913 г. Харьков,1913. Алфавитный указ.жителей Ростова. Стб. 374.

15. Весь Ростов и Нахичевань н/Д. 1914 г. Харьков,1914. Алфавитный указ.жителей Ростова. Стб. 459.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"