Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Кудимова Е. В. Особняк Хатранова // Донской временник. Год 2017-й. / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2016. Вып. 25. С. 148-151. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1527

ОСОБНЯК ХАТРАНОВА

В строительном колледже ежегодно проводится летняя обмерная практика для студентов архитектурной специальности. И это повод не только познакомиться с технологией обмеров, но и прикоснуться к архитектурному прошлому Ростова и Нахичевани.

Для очередной группы студентов выбирается «своё» здание, небольшой старинный особняк. Далеко не всем строениям повезло, и мы нередко выбираем заброшенные, которым и жить-то, может, осталось недолго. А так хоть в чертежах сохранятся, пусть и непрофессиональных, студенческих – и, хочется надеяться, в нашей памяти тоже.

Особняк по улице Советской, 42 в Нахичевани-на-Дону давно привлекал внимание, но казался недоступным, поскольку принадлежит военным структурам. Но вопреки опасениям возможность обмерить фасады нам любезно предоставили. И настолько притягательным оказался этот дом, что не отпустил нас и после обмеров.

Особняк по ул. Советской 42. Рис. Квасовой Насти, студентки Ростовского строительного колледжа. 2016 год

Архитектура особняка решена в традициях жилой застройки Нахичевани. Как многие армянские жилые дома, он имеет полутораэтажный объём с асимметрично расположенным главным входом. За парадной дверью, после деревянного резного тамбура, открывается небольшое помещение с мраморной лестницей и потолком, оформленным декоративным орнаментом. Портальный арочный вход приглашает войти в коридор. По обе стороны коридора – жилые помещения, в некоторых сохранился оригинальный декор. Направо – большой парадный зал в четыре окна, с хорами для оркестра. Согласно традиции, зал обращён окнами на главную улицу. Продолжением его является пространство сцены, акцентированное крупным портальным проёмом. Сейчас сцена и балкон для оркестрантов отделены перегородками, но первоначальная структура основных помещений хорошо прочитывается. В таких интерьерах собиралась городская элита на балы, на домашние спектакли, концерты. Необычно, но декор потолка парадного зала выполнен из дерева, а потому и поныне имеет чёткий профиль, в отличие от гипсового декора, который в результате многочисленных покрасок теряет очертания. Сохранились и внутренние двери с декоративными резными накладками.

Внутренние двери

Фрагмент интерьера парадного зала с хорами для оркестра

Угловая, в три окна, комната – это кабинет. И видимо, очень значимое для бывшего владельца место, – как кормовая часть корабля для капитана. Угол снаружи имеет мощный акцент в виде закруглённого эркера, увенчанного куполом. А две фланкирующие эркер раскреповки это доминирующее значение усиливают. Наряду с продуманным оформлением фасадов и интерьеров использовались передовые инженерные решения. Нетривиальна система отопления дома: в нём нет привычных печей. Топочная располагалась в отдельном помещении, и комнаты обогревались теплом, раздаваемым посредством системы каналов, проложенных в стенах. Эта прогрессивная в XIX веке аммосовская [1] система отопления применялась в основном в крупных общественных сооружениях (пример – нахичеванский городской театр) и не была характерной для жилых особняков. Поразительно, но и сейчас здание отапливается углём, хотя тепло идёт уже от установленных под окнами батарей. А внутридомовая котельная расположена, по-видимому, там же, где и сто лет назад – с наступлением отопительного сезона из бывших выходных отверстий в стенах (душников) начинает просачиваться дымок. Несмотря на типичные для нахичеванской архитектуры черты, особняк обладает яркой индивидуальностью и несомненно украшает некогда главную улицу армянского города,. В нём всё гармонично сбалансировано, и обилие декора на фасаде не создает ощущения перенасыщенности или безвкусицы.

Фрагмент фасада особняка ул. Советской 42. Рис. Фомичёвой Лизы, студентки Ростовского строительного колледжа. 2016 год.

У особняка есть автор – гражданский инженер Арсен Оганесович Тер-Акопов. Родился он в 1856 году, в 1883-м окончил Институт гражданских инженеров по первому разряду и был назначен городским архитектором в Нахичевань сроком на год. Возможно, работал в этой должности до апреля 1889 года [2]. Его авторству принадлежит и похожий, словно близнец, особняк на углу 20-й линии и улицы Рябышева (бывшей 2-й Вознесенской).

Кто же владел столь шикарным зданием на 1-й Соборной? В списках объектов культурного наследия оно фигурирует как «Особняк городского головы, потомственного почётного гражданина П. Е.  Хатранова» [3].

Род Хатрановых в Нахичевани был влиятельным и состоятельным. В первой половине XIX века нахичеванец Погос Арутюнович Хатранян вёл торговлю не только в России, но и за ее пределами – в Италии, Греции, Турции. Другой представитель рода Хатранянов Кеворк также был предпринимателем. На восточной стороне Нахичевани он построил кирпичный завод, который унаследовали два его сына – Иван (Ованес) и Павел (Погос) [4]. Особняк по 1-й Соборной, 38 (ныне Советская, 42) был построен в 1890 году одним из братьев – Павлом Егоровичем (Погосом Кеворковичем) Хатрановым, 1852 года рождения. Потомственный почётный гражданин города, он, помимо коммерческой, занимался общественной деятельностью, благотворительностью. Избирался гласным Городской думы в 1897–1901, 1905–1908 годах. Он сумел даже занять должность городского головы, и в этой должности проработал с 1899 по 1901 год [5]. В течение многих лет Хатранов возглавлял Нахичеванское человеколюбивое общество, целью которого являлась материальная помощь бедным в городе. Заседания общества проходили в здании общественных учреждений, а вот канцелярия размещалась в собственном доме Павла Хатранова на 1-й Соборной [6]. На сохранившейся парадной двери, в картуше, обращает на себя внимание буква «Х» – возможно, заглавная буква фамилии владельца.

Фрагмент наружной двери.

В какие годы и по какой причине особняк перешёл во владение другому лицу установить не удалось. Из информационного поля выпадает десятилетие. В 1912 году домовладение числится за Гавриилом Васильевичем Мазаевым. Стоимость домовладения оценивается в 17 500 рублей, и это одна из самых высоких цен на 1-й Соборной [7]. Кто же таков Мазаев? Поиски фамилии по справочникам «Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону» результата не дали. Нет этой фамилии ни в списках членов городской думы, ни среди нахичеванских промышленников. Единственное упоминание – указание места проживания. Однако во время поиска обнаружились ещё два Мазаева – Дей Иванович, проживавший на 2-й Соборной, 23-1 (оценочная стоимость дома – 7000 р.) и Григорий Иванович: 1-я Соборная, 45–2 (5250 р.). Оба здания сохранились. Дальнейшие исследования завели в неожиданные сферы. Информация (и её немало!) содержится на сайтах евангельских христиан-баптистов и молокан. И Мазаевы в этих сферах далеко не последние люди. Но и в делах коммерческих преуспели: состояние Мазаевых оценивалось в миллионы российских рублей! Глава семейства Иван Гаврилович Мазаев, зажиточный крестьянин-молоканин, сосланный в село Нововасильевку Таврической губернии за отход от православия, смог после 1867 года перебраться в слободу Большая Крепкая, где нашёл благоприятную среду для развития овцеводства. К семейному бизнесу подключились и пятеро сыновей Мазаева-старшего: Иван, Дей, Гаврила, Василий, Григорий; в конце 1800‑х они имели огромное поголовье скота (преимущественно овец), большой усадебный дом и наёмных рабочих. В истории овцеводства Мазаевы оставили свой след: вывели породу овец-мериносов, которая получила название «мазаевская» [8]. В 1896 году отец семейства умер, оставив большое наследство. Незадолго до смерти отца двое из братьев – Дей, Гавриил, а впоследствии и Василий приняли крещение и вопреки отеческой воле стали баптистами. Наиболее известная личность в баптистских кругах – Дей Иванович – возглавлял «Союз русских баптистов Южной России и Кавказа» более двадцати лет. Съезды Союза проводились в различных южных городах, в том числе и в Ростове-на-Дону (1902, 1904, 1905). Возможно, этим объясняется переселение Мазаевых поближе, в Нахичевань-на-Дону. Дей Иванович издавал на свои деньги духовную баптистскую литературу, а в 1915 году построил в Нахичевани молитвенный дом [9]. Баптизм не приветствовался официальной церковью, в отдельные годы подвергался гонениям, и потому нет ничего удивительного в том, что Мазаевы не были задействованы в общественной жизни города.

Что любопытно – в то время, как в Нахичевани фамилия «Мазаев» встречается только в адресной книге, словно персона «non grata», слобода Большекрепинская Мазаевых помнит. По воспоминаниям крестьянина-большекрепинца Ерофея Ивановича Головченко, «более 17 тысяч десятин земли вокруг Большекрепинской принадлежало “Кровопийце” – нашему помещику Мазаю… Мазай в поле бывал редко, он вечно был пьян и жил в роскоши…» [10]. Или у Виталия Закруткина в рассказе «Слобода Крепкая»: «…Дей Иванович Мазаев и его сыновья, братья и племянники носились по степи в фордовских автомобилях, травили зайцев борзыми и били по щекам Безусов и Ляшенок, Чепусовых и Затуливетровых» [11]. А вот из жизнеописания семьи, составленной старшим братом Иваном Ивановичем, вырисовывается ровно противоположная картина: работать Мазаевым приходилось много, особенно во время окота овец [12]. Где истина? Наверное, где-то посредине. И столь полярные мнения – по-видимому, результат классового противостояния.

Особняк на 1-й Соборной, 38 принадлежал Гавриилу Васильевичу Мазаеву – судя по всему, сыну Василия Ивановича – младшего из пяти братьев, и племяннику Дея Мазаева. А куплен был, по-видимому, после смерти главы семейства, Ивана Гавриловича (в 1896-м), и раздела наследства.

После установления советской власти на Дону особняк наверняка национализировали, но в качестве чего он использовался в период 1920–1940 годов, выяснить не удалось. Его адрес ни разу не встретился в справочниках по Ростову за 1923, 1925 и 1938 годы. Вряд ли его приспособили под коммунальное жилье: перепланировка значительно бы изменила внутреннее пространство, не сохранив декора потолков. В годы фашистской оккупации, со слов нынешних владельцев, в здании размещалось гестапо, после освобождения – эвакогоспиталь. В послевоенные годы – военные ведомства: сначала квартирно-эксплуатационная часть, а с 1980-го – 1002-й центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора военного округа.

Несколько лет назад в доме на Советской объявился пожилой, прилично одетый господин, который представился внуком владельца особняка. Он попросился посмотреть кабинет деда. А уходя, изрёк примерно следующее: «Могли бы и получше содержать здание»… И никто из нынешних пользователей здания не догадался узнать фамилию таинственного господина и выведать у него информацию о жизни его далёких предков. Загадкой осталось и то, к какой ветви владельцев он принадлежал: Хатрановых или Мазаевых. Господин лишь назвал место своего нынешнего проживания – Лондон.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Аммосовская печь – пневматическая печь, первый в мире прообраз современных канальных нагревателей, названный так в честь создателя – военного инженера Николая Алексеевича Аммосова. Система представляла собой совокупность как дымовых (дымоудаление), жаровых (отопление помещений нагретым воздухом) каналов, так и вентиляционных – для подачи свежего воздуха в помещение. Внутренняя поверхность каналов оштукатуривалась. Для раздачи нагретого воздуха в помещении на выходных отверстиях устанавливались душники. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Халпахчьян О. Х. Архитектура Нахичевани-на-Дону. Ереван : Айстан, 1988. С. 155; Донско-Азовский календарь на 1889 год / ред.‑изд. И. А. Тер-Абрамиан. Ростов н/Д : Типо‑литогр. И. А. Тер- Абрамиан,1888. С. 187.

3. Перечень объектов культурного наследия регионального значения г. Ростова-на-Дону : Официальный портал правительства Ростовской области. URL: http://special.donland.ru/default.aspx?pageid=78746 [В списке под № 220 – Е. К.]

4. Донско-Азовский календарь на 1891 год / сост. И. А. Тер-Абрамиан. Ростов н/Д  Типо-литогр. И. А. Тер- Абрамиан, 1890. С. 196.

5. Вся Донская область и Северный Кавказ на 1901 год : Кн. адм., пром‑сти и торговли / под ред. Д. С. Нейфельда; Изд. А. И. Теръ- Абрамиан. Ростов н/Д : Типо-литогр. А. И. Тер- Абрамиан, 1901. Стб. 210.

6. Вся область Войска Донского на 1899 год : Адрес-календар., торгово-промышл. справ. кн. / сост. Д. С. Нейфельд; Изд. А. И. Тер-Абрамиан. Ростов н/Д  Типо-литогр. И. А. Тер- Абрамиан. 1899. Стб. 732.

7. Оценка недвижимых имуществ г. Нахичевани-на-Дону для взимания городского оценочного сбора и для раскладки земских сборов [на 1912 год]. Нахичевань н/Д : Паровая типогр. С. Я. Авакова, 1912–1914. С. 5.

8. Происхождение домашних овец : [тонкорун. породы овцы-мериносы] // Зоошкола : [сайт] URL: http://zooschool.ru/wild/artiodactyla/14_2.shtml

9. Мазаев Дей Иванович // Энциклопедия евангельских христиан-баптистов. URL: http://baptistru.info/index.php/

10. Мотыжева Е. История наших предков: большая трагедия маленького человека» // Mius. info : информ. развлекат. портал. URL: http://mius.info/index.php?id=4818

11. Закруткин В. Слобода Крепкая // Закруткин В. Млечный путь. Ростов н/Д, 1948. С. 14–15.

12. Мазаев И. И. Записки Ивана Ивановича Мазаева. 1897 год : Воспоминания детства, отрочества и более позднего времени. Вып. 3. / Изд. П. А. Мазаев. Ростов н/Д : Тип. С. Я. Крумгольц, 1913. С. 73–75.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"