Волошинова Л. Ф. Архитектор-реставратор Солнышкин // Донской временник. Год 2014-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2013. Вып. 22. С. 250-251. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1348
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2014-й
Архитектура Дона
Л. Ф. ВОЛОШИНОВА
АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР СОЛНЫШКИН
Писать о Юрии Николаевиче после его кончины трудно, потому что посвятил он себя такой сложной деятельности, как реставрация архитектурного наследия. Необходимость её в нашей области медленно и болезненно осознаётся с начала 1970‑х годов. Я работала с ним вместе более 30 лет и видела, как нелегко шло это общественное признание, как искренне и глубоко им переживалось, как радовало искрами надежды, как повергало в отчаяние неудачами.
Родился Юрий Солнышкин в Кисловодске в 1941 году. Его трудовая биография началась здесь же сразу после окончания школы. В Ростове он учился в строительном техникуме, затем в инженерно-строительном институте; уже в студенческие годы был принят в «Ростовгражданпроект» техником. Произошло это в 1963 году.
Здесь Солнышкину посчастливилось встретиться с известными ростовскими архитекторами послевоенного времени Л. Л. Эбергом и Г. А. Петровым, которых он впоследствии называл своими учителями.
Проработав в «Ростовгражданпроекте» до начала 1980‑х, он участвовал в проектировании многочисленных жилых и общественных зданий – восстановлении гостиницы «Ростов» на Будённовском проспекте, строительстве «Дома радио» на 1‑й Баррикадной улице, возведении многочисленных жилых домов.
В 1982 году он переводится в Северо-Кавказский филиал института «Спецпроектреставрация», и здесь начинается самый нелёгкий этап его творческой биографии.
Это было время, когда необходимость реставрации памятников истории и культуры в Ростовской области только утверждалась в сознании музейных работников, архитекторов, прорабов, возмущала и раздражала чиновников, удивляла администраторов, настораживала даже священнослужителей. И потому возникали сложные, конфликтные ситуации. Например, реставраторы получали странные задания от горотделов культуры приспособить Александро-Невскую церковь в Новочеркасске под планетарий; провести реставрацию интерьеров дворца Алфераки в Таганроге, не разбирая недавно возведённого бетонного перекрытия в парадном двухсветном зале; выполнить реставрацию фасадов и интерьеров Театра юного зрителя в Ростове, к которому выполнялись пристройки, а в интерьерах были уже запроектированы все системы технологического оборудования, предполагающие уничтожение лепного декора стен и плафонов.
Разработка и защита проекта реставрации на каждый объект культурного наследия превращались в напряжённую и трудную работу по убеждению заказчика в необходимости именно реставрации объекта, а не его примитивного капремонта. Среди таких зданий, удостоившихся реставрации, «Дом счастья» в Новочеркасске, те же дворец Алфераки и Театр юного зрителя.
Нельзя не отметить активное участие Ю. Н. Солнышкина в воссоздании памятника М. И. Платову в Новочеркасске. Оно осложнялось тем, что памятник «вихрь-атаману» надо было установить на место, которое занимала фигура В. И. Ленина. Городские власти долго сомневались, нужно ли демонтировать памятник вождю пролетариата. Решительная позиция Юрия Николаевича в этом вопросе помогла ускорить воссоздание знакового для Новочеркасска скульптурного монумента на его исконном месте и подлинном пьедестале.
Лихие 1990‑е были трудным временем для реставрации в Ростовской области. И тем не менее в Ростове благодаря энергии и усилиям Юрия Николаевича состоялась реставрация целого ряда значимых для города объектов именно в канун его 250‑летия. Обрели свой первоначальный архитектурный облик фасады здания Городской думы и управы на Большой Садовой улице (ныне занятого администрацией Ростова), фасады и интерьеры управления Владикавказской железной дороги, бывшего кинотеатра «Комсомолец» (торгового дома купцов Яблоковых).
Особо нужно отметить воссоздание колокольни Ростовского собора Рождества Пресвятой Богородицы. Ю. Н. Солнышкин был автором проекта, который утвердили в 1991 году, затем вёл архитектурный надзор. И в критический момент, когда работа после возведения второго яруса остановилась и представители Ростовской епархии намеревались оставить колокольню двухъярусной, – он выступил решительным противником такого примитивного, недостоверного восстановления. Его тогда поддержали и Союз архитекторов, и региональное отделение ВООПИиК, и представители Министерства культуры Ростовской области. Воссоздание было приостановлено на несколько лет. Но в канун юбилея города возобновилось на средства городского бюджета, с привлечением городской строительной организации, и надзор за достоверностью воссоздания опять поручили Солнышкину. Ныне четырёхъярусная колокольня вновь украшает старейшую площадь города и его донскую панораму.
В начале 1990‑х продолжились и окрепли деловые отношения архитектурно-реставрационной мастерской, которую возглавлял Юрий Николаевич, с музеями‑заповедниками области – Старочеркасским, Раздорским, Вёшенским. Многие проблемы, возникавшие при реставрации их объектов, также требовали принципиальных решений. И редко кто кроме Солнышкина был готов принимать их. Именно так было в случае воссоздания мемориальной часовни на Монастырском урочище, недалеко от станицы Старочеркасской.
В 2000‑е годы нашли воплощение ещё ряд его проектов, среди которых Солдатская синагога, здание таможенной академии (бывшая партшкола), корпус крытого рынка на Центральном рынке в Ростове, Атаманский дворец в Новочеркасске, церковь св. Параскевы в станице Манычской. А в Ростове многих жителей удивило воссоздание дома М. Н. Черновой на углу Большой Садовой и переулка Халтуринского (ныне занятого филиалом «Банка Москвы»). Ростовчане до сих пор считают это возрождённое палаццо конца XIX века самым оптимистическим в городе.
И это далеко не полный перечень проектов Ю. Н. Солнышкина и авторского коллектива, который он возглавлял. Немало проектов, разработанных в архитектурно-реставрационной мастерской № 1 института «Спецпроектреставрация» под руководством Юрия Николаевича, до сих пор остаются не реализованными.
Солнышкин был членом президиума регионального отделения ВООПИиК. На научно-реставрационных советах он всегда выступал защитником историко-архитектурного наследия Ростова и области. В его интервью ростовским журналистам постоянно звучала тревога за неповторимый архитектурный облик Ростова, за его историко‑архитектурную среду, в которую в последние годы неоправданно вторгается так называемая многоэтажная точечная застройка.
Юрий Николаевич Солнышкин ушёл из жизни 11 февраля 2013 года. Он долго и тяжело болел, но до последних дней был в курсе многих вопросов реставрации, помогал советами, участвовал в обсуждении сложных ситуаций.
В Ростове осталась архитектурно-реставрационная мастерская, которую он возглавлял долгие годы, сложился круг его коллег‑архитекторов, сподвижников в разных профессиональных союзах и сообществах (дизайнеры, скульпторы, литейщики, художники, штукатуры-фасадчики).
Оценка вклада, который внёс Юрий Николаевич в развитие реставрации культурного наследия в Ростове и области, сегодня не может быть полной. Подлинный масштаб его и значение будет осознаваться со временем, отсчёт которому начат его преждевременным уходом из жизни.
|