Волошинова Л. Ф. Архитектор Ростов-Нахичеванского градоначальства // Донской временник. Год 2014-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2013. Вып. 22. С. 167-169. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/2/art.aspx?art_id=1302
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2014-й
Архитектура Ростова-на-Дону
Л. Ф. ВОЛОШИНОВА
АРХИТЕКТОР РОСТОВО-НАХИЧЕВАНСКОГО ГРАДОНАЧАЛЬСТВА
К 130‑летию со дня рождения В. В. Попова
Многие выпускники Ростовского инженерно-строительного института хорошо помнят архитектора Василия Васильевича Попова, читавшего незабываемые лекции по истории искусств на архитектурном факультете в 1960–1980‑е годы. Но мало кто знает о его отце, тоже Василии Васильевиче, который подарил дореволюционному Ростову немало интереснейших архитектурных творений.
Родился будущий зодчий 17 февраля 1884 года [1] в семье казака хутора Мешковского станицы Мигулинской. Семья была небогатая, хутор дальний и бедный. Василий с детства выделялся среди сверстников любознательностью и стремлением к учёбе. Окончив церковно-приходскую школу, он стал одним из немногих выходцев из Области войска Донского, отправленных для обучения в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров.
В городе на Неве Попов познакомился с дочерью полковника, ростовского окружного воинского начальника В. Д. Красовского Екатериной Васильевной [2; 3], которая стала его спутницей на всю жизнь.
Согласно семейной легенде, ещё в годы учёбы в институте, в начале 1900‑х, он впервые побывал в Ростове. Это не прошло бесследно. Вскоре, будучи студентом института, Попов составляет проект часовни в «русском стиле» на Софиевском кладбище на окраине Нахичевани, за что по окончании института получает золотую медаль. Часовню возвели в 1904 году и освятили во имя Св. царицы Александры, а впоследствии при участии архитектора достроили звонницу [4]. Ныне это действующий Александрийский храм на улице Каяни.
Время окончания Поповым института гражданских инженеров совпадает с учреждением Ростово-Нахичеванского градоначальства. В его составе появляется должность архитектора, которую и занимает Василий Васильевич. Напрашивается предположение, что назначение не обошлось без протекции друзей полковника В. Д. Красовского (к тому времени умершего), которого хорошо помнили в городе. Но даже если это было так – всей своей дальнейшей архитектурной практикой зодчий оправдал данный ему судьбой шанс.
В 1910 году Василий и Екатерина Поповы с двухлетним сыном, родившимся в Петербурге, поселились на первом этаже трёхэтажного доходного дома на Пушкинской, 60 (ныне 22), вместе с тёщей Юлией Ивановной, тогда уже вдовой.
Первым проектом, порученным архитектору градоначальства Попову, стал проект здания самого градоначальства. Выбранный участок на углу квартала, при пересечении Пушкинской улицы и Николаевского переулка, диктовал выразительное объёмное и силуэтное решение. Архитектор воплотил его в образе «дома-замка», восходящего к мотивам петербургского модерна. Акцентом трёхэтажного здания стал массивный пятигранный эркер, увенчанный двухъярусной башней со шлемовидной главкой. По обе стороны башни на тумбах парапета высились фигуры рыцарей. В отделке фасадов дома сочетались гранитная облицовка цокольного этажа со штукатуркой стен первого, облицовка керамической плиткой стен верхних этажей – с лепным декором.
Здание имело чёткое функциональное решение. На первом этаже помещалась канцелярия градоначальства, высокий цокольный этаж занимали её подсобные помещения. На втором – квартира градоначальника, на третьем –квартиры и комнаты чиновников градоначальства. Северное крыло здания предназначалось для доходного дома, где сдавались в наём квартиры и комнаты. Средства от их эксплуатации шли на содержание всего здания.
В 1911 году о работе канцелярии градоначальства в её новом доме уже сообщали городские справочники.
Завершая это строительство, Попов уже заявил о себе как о талантливом энергичном архитекторе, что открыло возможности для обширной частной архитектурной практики. И всё же следующим его архитектурным творением стало вновь общественное здание. О нём газета «Приазовский край» сообщала:
«Вчера закончена постройка нового грандиозного театра-биографа, рассчитанного на 1200 зрителей. Здание театра выстроено архитектором Поповым из железа и бетона по последнему слову техники, причём будка для механика совершенно изолирована от зрительного зала, что является весьма важным в пожарном отношении. Кроме того, новый театр отличается прекрасными художественными работами, которые выполнены известным живописцем Вейдовским. Открытие театра последует 15 апреля» [5].
Здание существует и сегодня в значительно изменённом виде (ныне в нём размещается «Киномакс-Победа»).
Едва закончилось возведение театра‑биографа, как Василий Попов оказался вовлечённым в интереснейшую перестройку доходного дома. Эта перестройка породила байку о том, как два купца поспорили: «Кто выше и красивее дом построит?» Мне довелось услышать её пересказ от краеведов в начале 1980‑х. Вот суть рассказа.
В Ростове давно соперничали нахичеванские предприниматели: «шерстяной король» Мелконов-Езеков и конезаводчик К. Чернов. И вот в предреволюционные годы они оказались владельцами доходных домов, стоящих по обе стороны Большого проспекта (ныне Ворошиловского), и одновременно затеяли их перестройку.
Тогда они неожиданно встретились в Коммерческом клубе, членами которого состояли. Разгорячённые хмельным застольем и карточной игрой, купцы заспорили: «Кто построит дом выше и красивее?» Призывая многочисленных свидетелей, миллионщики заключили пари.
Перестройку дома Мелконова-Езекова вёл архитектор градоначальства В. Попов, за реконструкцию дома К. Чернова взялся гражданский инженер Ф. Ясинский. После громкого спора в Коммерческом клубе за «ростом» двух домов на перекрёстке Большой Садовой улицы и Большого проспекта следили многие ростовцы и нахичеванцы.
Вот вырос новый этаж мелконовского дома. На черновском доме начали монтировать купол.
Мелконовский дом поднялся ещё на небольшой этаж. На черновском за куполом тоже стали поднимать стены.
На мелконовском смонтировали высокий купол; на черновском – выросли декоративные аттики.
Наконец купол на одной стороне проспекта увенчал изящный стройный бельведер; на другой стороне аттики завершили высокие колонки с фиалами.
В итоге никто из спорщиков своего поражения не признал, а город получил два красивейших дома, украсивших его главный перекрёсток.
К сожалению, дом-дворец Мелконова-Езекова сохранился только на фотографиях, а дом К. Чернова значительно перестроен в послевоенные годы.
О строительстве частной женской гимназии Филипьевой, которое тоже вёл Василий Попов, известно мало. Завершилось оно в 1915 году. Это была одна из трёх частных гимназий, возведённых в городе в предреволюционное время. На той же Романовской улице появились женская гимназия Берберовой (в настоящее время – Центр довузовской изобразительной деятельности Южного федерального университета; ул. Горького, 75) и мужская гимназия Степанова (сегодня – гимназия № 36) – обширные трёх‑четырёхэтажные здания с лаконичным декором на фасадах.
Попов избрал для своего гимназического трёхэтажного здания, занявшего угол квартала на пересечении Казанского переулка и Романовской улицы, стиль неоклассики. Строгий ритм проёмов здания из белого кирпича дополняли размещённые в простенках трёхъярусные лаконичные ионические пилястры, объединённые единым венчающим карнизом. Угловую, дугообразную в плане, часть фасада украшал картуш, на щите которого были начертаны инициалы основательницы гимназии – «АФ». По вертикали между окнами третьего и второго этажей размещались орнаментальные вставки растительного рисунка.
Облик дома, утратив ряд лепных деталей, сохранился. Здание, пережив бурное столетие, не изменило своего учебного назначения. А о том, что в нём учились достойные люди, свидетельствуют две мемориальные доски: на одной имя офтальмолога Святослава Фёдорова, на другой –математика, профессора В. И. Юдовича, в честь которого названа малая планета. Думается, что ещё не одна подобная доска появится на фасаде этого здания.
О том, как пережила семья Поповых годы Гражданской войны, когда в городе неоднократно менялась власть, внуки зодчего рассказывали:
«Когда занимали город красные части, среди командиров оказывались знакомые Василия Попова родом из бедного хутора станицы Мигулинской; когда вступала Белая гвардия, среди её командиров находились знакомые его жены –дочери известного в Ростове полковника В. Д. Красовского. Это уберегло семью архитектора от обысков и реквизиции квартиры, где они проживали на Пушкинской улице.
А вот после установления советской власти ещё случались рецидивы Гражданской войны. Вдруг неожиданный гость Поповых, увидев шинель гражданского инженера в прихожей, спешил донести в ЧК, что видел офицерскую шинель в квартире на Пушкинской. Но, по счастью, пришедшие проверить донос чекисты были из красноармейцев, недавно вернувшихся с фронта, и могли отличить инженерную шинель от офицерской».
В начале 1920‑х годов в квартире зодчего поселилась сестра его жены с детьми. Но это впоследствии не уберегло их квартиру от уплотнения.
Как только стала налаживаться мирная жизнь, архитектор вернулся к профессиональной деятельности. Как многие его коллеги, строившие в дореволюционном Ростове, он занял административную должность, связанную со строительством. Работал в управлении Донского окружного инженера [6], участвовал в жилищном кооперативном строительстве, в реконструкции и возведении промышленных зданий.
Известен по крайне мере один его авторский проект – электростанция «Артём» (1928) [7]. Однако при постоянной занятости Попова проектированием мы не можем назвать его других авторских работ советского времени.
Лучшие его художественные творения остались за чертой 1917 года. Возможно, это побудило зодчего к педагогической деятельности, которая началась в политехникуме путей сообщения Северо-Кавказской железной дороги. Однако летом 1930 года архитектор Василий Васильевич Попов скоропостижно скончался. По одной версии – от хронической язвы, по другой – он стал жертвой эпидемии, вспыхнувшей в Приазовье.
После кончины зодчего влияние его личности на семью продолжилось.
Сыну Василию тогда было двадцать два года. Он, страстно желавший в детстве стать лётчиком, не поступил в авиационный институт по зрению. Тогда Василий-младший обратил внимание на профессию отца. И не только пошёл по его стопам, а впоследствии занялся и преподавательской деятельностью.
Его дети Катя и Володя тоже стали инженерами‑строителями. А Катя, будучи ещё совсем маленькой, в послевоенные годы неожиданно была спасена дедовской золотой медалью (полученной за проект часовни на Софиевском кладбище), которую хранили в семье. Девочка заболела воспалением лёгких, в очень тяжёлой форме. Врачи считали, что она обречена. Но профессор Виккер взялся за лечение и откачал у неё из лёгких семь раз по полтора литра жидкости. За лечение на дорогостоящем оборудовании заплатили дедовской медалью.
Для своих коллег Василий Попов остался создателем лучших общественных зданий Ростова дореволюционной поры. К сожалению, не многие из них сохранились. А ушедшие в небытие оставили о себе легенды.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Сведения получены от Василия Владимировича Кияшко, правнука архитектора В. В. Попова‑старшего. Они подтверждаются данными ГАРО. Ф. Р‑2598. Оп. 1. Д. 90.
- Что нам стоит дом построить. Семейные истории из биографии родного города / сост. Кияшко В. В. Рукопись.
- Весь Ростов-на-Дону на 1897 г. : адрес-календарь: торгово-промышл. справ. кн. : Учреждения административные. Стб. 9.
- По информации ростовского краеведа А. П. Зимина.
- Приаз. край. 1913. 9 апр.
- Сведения о личном составе сотрудников Донского окружного инженера.1926 г. // ГАРО. Ф. 2598. Д. 91. Л. 29.
- Токарев А. Г. Преемственность в архитектуре и градостроительстве Ростова-на-Дону 1920–1930‑х годов : автореф. дис. … канд. архитектуры. М., 2000.
|