Рязанов В. В. Поэмы в красках // Донской временник. Год 2010-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2009. Вып. 18. С. 109-110. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=657
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2010-й
Изобразительное искусство Ростовской области
ПОЭМЫ В КРАСКАХ
Родился я в 1940 году в Курской области; там, в селе Гостищеве, и прошло моё детство. Леса, поля, сенокосы, яблоневые сады, уборка хлеба, ночное, рыбалка – всё это поныне вспоминаю, и словно иду по утренней росе, вдыхаю аромат послегрозового сельского воздуха... Оказавшись волею судьбы (отец был военнослужащим) в 1954 году в Ростове-на-Дону, долго не мог привыкнуть к степному ландшафту, понять его поэтичность… И только спустя много лет понял, что только здесь можно ощутить себя частицей вселенной, только степь может так наполнить лёгкие воздухом. Да, красивее степного разнотравья нет другого ковра, который бы так шёл земле к лицу.
И от человека, взявшего в руки кисть, донская природа требует особой зоркости и тонкого вкуса. Всё это я по-настоящему осознал после того как поступил в Ростовский областной музей изобразительных искусств, где и работаю уже без малого сорок лет...
С передвижными выставками произведений наших художников – чаще всего вместе с живописцем Виталием Ивановичем Акименко – я объездил почти всю Ростовскую область. Случалось приобщать к таинствам искусства даже одного-двух чабанов на отдалённых стоянках отар овец.
Сколько самобытных талантов встречалось не только в небольших городах донского края, но и в станицах, рабочих посёлках, хуторах! Подлинный художник-интеллигент из посёлка Целина В. Л. Игнатьев; бытописатель казачьих традиций, яркий представитель народного юмора, искренний в своем наивном стиле живописец В. Н. Тишаков из Каменска; самостоятельно осилившие дорогу в профессиональное искусство тонкие лирики степного пейзажа, сегодня – здравствующие и много творчески работающие уроженцы станицы Семикаракорской Н. И. Медведев и Е. А. Филимонов; их земляк, художник-керамист И. И. Масличенко… Вспоминаю слова Анатолия Вениаминовича Калинина, сказанные при открытии организованной им картинной галереи в хуторе Пухляковском: хутора, станицы, деревни – это кровеносные сосуды, питающие страну. Да, в богатой историей и талантами Ростовской области есть что искать и чем заниматься людям, любящим свой край.
…Впервые увидев здание Ростовского театра имени M. Горького, я обратил внимание на динамичные скульптурные горельефы с изображением жестокой схватки из времени братоубийственной гражданской войны. Здесь и человеческая ярость, и мощь, и неоглядная жертвенность… Ушли годы на сбор материалов о творческом пути нашего земляка – не только скульптора, но и графика Сергея Григорьевича Королькова, первого по-настоящему глубокого иллюстратора «Тихого Дона» (искусство Королькова Шолохов ценил очень высоко). Подготовленные мною и напечатанные в конце 80-х годов статьи в газетах «Молот», «Культура», в журнале «Художник» оказались чуть ли не первыми послевоенными публикациями о Королькове.
Более тридцати лет назад мне посчастливилось встретиться с уроженцем донской земли Мартиросом Сергеевичем Сарьяном в его мастерской – в музее его имени в Ереване. Поезд подходил к армянской столице, и хотя я впервые попадал в эти края, они мне были знакомы: краски Армении, её равнины – ковры с гигантскими лоскутами полей и пашен, с клубящимися хороводами деревцев, с многочисленными россыпями камня… И несмотря на то, что стоял декабрь, ощущалось, что земля, камни, деревья, трава ещё совсем недавно были «написаны звонкой до хрипоты охрой», не угасшей, продолжающей тлеть... Да, именно такую Армению я знал раньше, «читая» сарьяновские солнечные поэмы в красках...
После осмотра мастерской директор музея Шаэн Хачатрян сообщил, что Мартирос Сергеевич предупреждён о нашем приходе. Спускаемся на первый этаж... Сарьян рисовал. Это было естественным – и в то же время поражало. Казалось, что девяностодвухлетний человек, седой, как вершина воспетого им Арарата, никогда не выпускает кисти и карандаша из рук. Мы поняли, что эти инструменты – просто продолжение его руки...
Обменявшись с нами рукопожатием и предложив сесть, Мартирос Сергеевич просто и естественно начал беседу. Узнав, что мы из Ростовского музея изобразительных искусств, сразу же засыпал вопросами о собрании живописи музея и его наиболее интересных экспонатах. Рассказываем о картинах Левитана, о прекрасной коллекции раннего Коровина, одного из любимых учителей Мартироса Сергеевича. Художник расспрашивает, как попали к нам эти работы, интересуется, расширено ли помещение, увеличился ли штат сотрудников. С шумом через стеклянную дверь с улицы вошли дети. Сарьян оживился, лицо засветилось улыбкой, он тут же попросил, чтобы дети подошли к нему... О художниках я мог бы говорить долго… Очень сожалею, что до сих пор мало кто знает о творчестве Дмитрия Фёдорова, который учился в Москве и постоянно находился в творческом общении с Валентином Серовым, Константином Коровиным, Михаилом Нестеровым, дружил с Максимилианом Волошиным, с Гнесиными, переписывался с Рабиндранатом Тагором, работал художником-сценографом во театрах Ростова-на-Дону, преподавал в художественной школе имени Врубеля и в 1918 году был избран председателем Ростово-Нахичеванского Союза художников… Сожалею, что мало кто знает, какой ценный вклад в медицинскую науку сделал Александр Мытников, мастер акварели, офорта, известный своими произведениями ещё до революции, а в 30-е годы создавший для Ростовского театра имени М. Горького (когда в нём работала труппа Юрия Завадского) первую афишу. Да, он автор уникального по своей прикладной ценности атласа военных травм, куда вошли около тысячи акварелей, запечатлевших различные ранения, процессы оперирования, стадии заживления, – и прекрасное наглядное пособие по военно-полевой хирургии! За этот труд в 1946 году Мытникову присвоили – первому из донских художников! – Заслуженного деятеля искусств.
Жаль, что подзабыт художник с нелёгкой творческой судьбой Х. К. Гусикьянц, которого в стенах Академии художеств рисовал сам Илья Репин…
Но немного о своих работах. Ставропольский музей изобразительных искусств издал монографический очерк о Д. С. Фёдорове, совместно с сотрудниками музея выпущен в свет альбом «Таганрогская картинная галерея», мною написаны история ростовской организации Союза художников, статья для энциклопедии «200 лет Новочеркасску» (вышла в 2005 году), посвящённая развитию художественной жизни в городе. Я подготовил к печати книгу «От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону», другие материалы, по истории культуры Дона. Хочется много успеть…
|