Ираклионова В. В. Академик пейзажа // Донской временник. Год 2005-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 13. С. 149-150. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=613
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2005-й
Изобразительное искусство Ростовской области
АКАДЕМИК ПЕЙЗАЖА
Логгин Христианович Фрикке
С конца 1860-х годов жил в Новочеркасске. В фондах Музея истории донского казачества находится одна работа художника.
Мой прапрадед Логгин Христианович Фрикке был известным пейзажистом XIX века. Современники считали Фрикке одним из лучших учеников заслуженного профессора Академии художеств М. Н. Воробьёва и ставили его имя в один ряд с М. Лебедевым и И. Айвазовским.
Помню себя ещё совсем маленькой, когда, показывая мне картину Шишкина «Утро в лесу», моя бабушка рассказывала, что медведей на ней написал другой художник ― Савицкий. Нам было жаль, что у нас в семье тоже был замечательный художник, но сейчас почему-то он незаслуженно забыт.
Бабушка умерла в 1981 г. и унела с собой воспоминания о прошлом. Тогда она казалась мне какой-то чудной, старомодной. Я окончила школу и готовилась к вступительным экзаменам в институт, потому и не помню, что творилось дома. Громоздкую мебель из бабушкиной комнаты мои родители быстро раздали, а личные вещи ― фотографии, письма, дневники и открытки, ― всё то, что было ей так дорого, сложили в чемодан и вынесли в кладовку. Случилось так, что лет через 10-15 мне пришлось разбирать старый хлам и вдруг, Боже мой, вижу рыжий лаковый ридикюль. Смахнула пыль, открыла. Охватило такое волнение... Я увидела знакомые старые фотографии, открытки. На меня смотрели из прошлого мои некогда знаменитые предки, и тогда я решила, что обязана сохранить память о них. С этого момента я и начала серьёзные поиски.
Где родился Логгин Христианович Фрикке, неизвестно. Отец и мать будущего художника были обрусевшими немцами, поэтому его крестили как православного и нарекли именем Логгин в честь крёстного отца Логгина Ивановича Кутузова, сына надворного советника и известного адмирала, директора Морского кадетского корпуса. Мать Логгина была воспитанницей Голенищевых-Кутузовых, и его детство прошло в имении крёстного в селе Городец Лугского уезда Петербургской губернии. Отец Христиан Генрихович, сын землевладельца из Брауншвейга, прибыл в Россию из Германии и поступил на службу в Академию художеств, где сначала преподавал немецкий язык, а затем стал помощником инспектора классов. Заметив у сына склонность к рисованию, он зачислил его в число казённых воспитанников Академии.
Ученические работы Фрикке сразу удостоились одобрения Совета Академии художеств. Его картины приобретались с выставок Общества поощрения художеств знатными особами: графом Паскевичем, князем Долгоруким, князем Варшавским. Пейзаж «Вид в имении Фаль в окрестностях Ревеля», выполненный по заказу графа Бенкендорфа, был удостоен Малой золотой медали. Эту картину присмотрел себе посетивший выставку Николай I и выдал молодому художнику 800 рублей. В 1839 г. Фрикке был выпущен из Академии с чином ХIV класса и Большой золотой медалью, присуждённой ему за «Вид в окрестностях Дерпта», и отправлен в Италию для усовершенствования своего мастерства. В Италии художник изучал античное наследие. Его привлекали богатая растительность, реки с водопадами, морская стихия. В 1847 г. Фрикке вернулся в Санкт-Петербург. За работы, выполненные художником за границей, Совет Академии присвоил ему звание академика.
В 1847 г. Фрикке побывал в имении бабушки М. Ю. Лермонтова Е. А. Арсеньевой, где написал картину «Тарханы». Художник усердно работает над этюдами и набросками, привезёнными из Италии, Швейцарии, Германии, Голландии, и на выставке в 1851 г. показывает «Вид острова Капри близ Неаполя», «Вид Госляра в Гарце», «Вид горы Тиберия на острове Капри», «Водопад близ Терни» и др. В этот период живописец совершает путешествие на юг России, много работает в Крыму. Несколько видов Ореанды приобретает у него в 1853 г. император. В 1855-м написаны 11 картин, многие из которых выполнены по заказам графа Завадского и князя Голицына. В 1856 г. для Императорского фарфорового завода создаёт картину «Танцы амуров».
В 1857 г., после смерти отца, Фрикке, лишившись казённой квартиры, уезжает на родину жены Елизаветы Роллер (дочери арендатора земель Войска Донского) в Новочеркасск. Здесь он приобретает двухэтажный каменный дом у внучки М. И. Платова Марфы Ивановны, который вместе с подворьем располагался на Платовском проспекте, 66, возле военной комендатуры. Отдалённость от культурных центров не снижает интереса к творчеству художника. В 1861 г. работы мастера приобретает П. Третьяков. Фрикке не расстаётся с кистью и в последние два десятилетия. В 1882 году живописец устраивает в столице персональную выставку из 20 картин, где представляет виды Крыма, работы, исполненные по давним итальянским впечатлениям, а также пейзажи Донского края: «Вид в окрестностях Новочеркасска», «Кабак в Синявке», «Кривянская станица», «Последний луч солнца перед грозою», «Мельница близ города Новочеркасска», «Окрестности Аксая», «Розовеющее солнцем утро», натюрморты, изображавшие щедрые дары степной и причерноморской земли.
Академик Л. X. Фрикке продолжал свою творческую деятельность до самой смерти, которая последовала в 1893 г.
|