Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Искусство Дона / Изобразительное искусство Ростовской области / Художники Дона

 

 

Валерий Васильевич Рязанов

 

У ФОНТАНА МЕЧТЫ

 

Ростовский период творчества Георгия Калистратовича Артемова

 

Этот холст, написанный в изысканных цветовых тонах, с безмолвным диалогом его персонажей, был создан еще в 1910-е годы. А вот уже многие десятилетия картина Артемова «У фонтана» неизменно привлекает внимание посетителей Ростовского-на-Дону музея изобразительных искусств своей неразгаданной тайной. Сидящая на белой скамье женщина с развернутым веером в руках, пристально смотрит на женщину, которая стоит рядом, словно бы потупив взор, держа в руке тоже веер, но восточный. К ней прижимается девочка с грустным взглядом. Этой зачарованной застывшей сцене сонно вторят, повисшие в воздухе струи фонтана, в ритм им ниспадают свисающие грозди белых цветов, увенчивающих мраморную голову сатира, плакучие шлейфы зелени. Здесь много белого: обе женщины одеты в белые одежды, их волосы стянуты белыми повязками... Но как звучит в картине белый цвет! — это тончайшие оттенки и сплавы перламутра, фиолетовых, лиловых, серебристо-серых тонов. В этом элегическом сюжете все пронизано духом ностальгии и полной отрешенности от внешнего мира, так как его автор занят поиском собственного индивидуального представления о мировой гармонии. На наш взгляд, это интереснейшее произведение, созвучно идеям русского символизма начала XX века, должно занимать в творчестве Георгия Артемова раннего периода значительное место. Из четырех имеющихся в фондах Ростовского музея произведений художника, пожалуй, наиболее близка к картине «У фонтана» по стилевым, живописным приемам композиция с сидящей на венском стуле задумавшейся девочкой. Она тоже написана в блекло-фиолетовых и лиловых тонах и также пронизана нотами поэтической грусти. Тем, кто видел эти красивые работы, хочется знать — где истоки искусства Артемова-художника, в какой среде он формировался и где учился? На эти и другие вопросы, связанные с ранним периодом его творчества, не так просто ответить.

Известно, что Георгий Калистратович Артемов родился на Дону (1892), работал и экспонировал свои произведения в Ростове, а в 21 год покинул Россию и уехал во Францию, и весь его дальнейший творческий путь проходил за рубежом. Но еще в ростовский период творчества Георгий Артемов как художник был признан и имел имя. На Первой Весенней выставке Ростово-Нахичеванского Общества изящных искусств в 1911 году он показывает пять работ: «Скит», «Солнечный день зимой», «Дама в синем», «Цыганка», «За туалетом». А в 1913 году в рецензии, посвященной выставке картин «Салон», организованной ростовскими и московскими художниками, известный на Дону историк искусства Н. Лаврский резюмировал: «...О работах Артемова мне приходилось писать не раз. Из последних работ обращают на себя внимание «Грузинка», «У пианино», «Эскиз головы» и «На балконе». Художник с большим дарованием...». На выставке картин «Салон», что экспонировалась в Ростове-на-Дону, в помещении на углу Большой Садовой и Большого Столыпинского проспекта, Г. Артемов выставил 32 произведения, в числе которых были «Автопортрет», «Белая ночь», «Богатырь», «Думы», «Портрет госпожи» и другие работы.

Интересно, что сохранился каталог еще одной выставки, состоявшейся в Ростове-на-Дону в 1913 году и имевшей довольно экзотический характер. В ее экспозиции была представлена... религиозная живопись и гравюра Северного Китая (ши-бао-бо), молитвы, писанные рукой, а также образцы искусства Южного Китая. И наряду с ними выставлялись работы только двух ростовских живописцев — Георгия Артемова и Дмитрия Федорова.

По всей вероятности, живительной средой, давшей возможность развиваться таланту молодого Артемова, явились все те же упомянутые выше выставки Ростово-Нахичеванского-на-Дону Общества изящных искусств, всегда насыщенные созвездием талантливых имен — художников самых различных направлений. Достаточно сказать, что среди экспонатов этой выставки были Константин Коровин, Мартирос Сарьян, Давид Бурлюк.

Что же касается художественного образования, то его Артемов мог получить в открытых в 1896 году Ростовским Артистическим обществом (оно предшествовало Ростово-Нахичеванскому) художественных классов, где ведущим художником был А. С. Чиненов, воспитавший целую плеяду известных на Дону и за его пределами живописцев, графиков, скульпторов. Не исключена возможность, что учителем Артемова мог быть И. С. Богатырев, заведовавший художественными классами с 1902 по 1907 год, или А. К. Ованесов, в раннем творчестве которого имели место поиски, близкие по мироощущению Георгию Артемову. А с 1914 года — года открытия в Ростове с благословления Императорской Академии художеств художественной школы — Артемов выступает на выставках Ростово-Нахичеванского общества уже как житель Парижа. В этом году художник экспонирует лишь одно произведение — «Портрет А. Л. М.» (он в каталоге значится как собственность И. С. Миклашевского). А в последний раз в Ростове на выставке 1918 года Артемов показывает свои работы «Цветы», «Яблоня в цвету», «Продавщица майолики». Кстати, последнее произведение было собственностью известного ростовского коллекционера и мецената Ф. С. Генч-Оглуева, а в Ростовский музей оно попало уже в 1949 году.

В написанной на картоне гуашью «Продавщице майолики» имеет место определенное экзотическое начало. Две чернокожие женщины, одна из которых обнажена по пояс, в ветхой хижине, едва покрытой зелеными ветвями, перебирают керамические сосуды. На фоне зеленых одежд и черных тел весьма эффектно в цветовом отношении звучит ярко-синяя керамика; матовая поверхность гуашевых красок вызывает красивое их мерцание и горение.

Четвертое произведение Георгия Артемова, находящееся в фондах Ростовского музея изобразительных искусств, «Старая Москва», создано художником также в 1910-е годы. Это небольшой, написанный маслом мотив заснеженной городской улицы. Это сюжет-впечатление явно импрессионистического характера: здесь все в движении — устремились вперед запряженные лошадьми сани, словно плывут по тротуару дамы в высоких шляпах, слегка наклонившись вперед, белым, желтым, оранжевым цветом мерцают вечерние огни, все словно бы плавится, становится зыбким, кажется, что сейчас это зрелище растворится в ночи. По широте и смелости движения мазка, по сочности и тональному богатству цвета в этой живописи, пожалуй, больше парижского духа. Здесь Артемов — живописец-гурман сродни, наверно, Константину Коровину. Мы далеки от мысли утверждать, что Артемов кому-либо стремится подражать, а лишь констатируем, что это был художник широкого диапазона творческих возможностей, который в дальнейших своих поисках должен был раскрыться глубоко и ярко. Думать и полагать об этом нам дает основание его прекрасное произведение — подлинная жемчужина Ростовского областного музея изобразительных искусств, исполненная неразгаданной тайны и, может быть, не реальной, но красивой мечты — картина «У фонтана». Умер Георгий Калистратович Артемов далеко за пределами родного Дона в 1965 году.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Первая публикация, пролившая свет на биографию Г. К. Артемова, была сделана искусствоведом Г. С. Алимурзаевой в ростовской газете «Город N» от 03.02.94 г.

 




 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2020 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"