Рязанов В. В. Александр Васильевич Тимофеев // Донской временник. Год 2001-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2000. Вып. 9. С. 84-85 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=365
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2001-й
Изобразительное искусство Ростовской области
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ТИМОФЕЕВ
донской художник
Очень образно о творческом процессе сказал один китайский художник прошлых столетий: «Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер». Первое ощущение, которое испытываешь от знакомства с живописью Александра Тимофеева — это бурный напор свежего ветра странствий. Вот лишь некоторые названия его работ: «Низовка штормовая», «Курильское ожерелье», «Среди смерчей», «Напевы моря»... А так значатся в каталогах его выставок большие тематические сериалы произведений: «Азовщина», «Поэма о земле Дона», «Снега России», «Кавказ, Крым», «Дальний Восток, Курилы». Все это автором исхожено, изъезжено, пройдено водными путями или прочитано.
Когда родился Александр Тимофеев — художник, чья жизнь и творчество органично слились со стихией природы? Может быть, с раннего детства, когда впервые взял в руки карандаш, чтобы остановить удивившие его мгновения жизни? А может быть, в годы работы метеорологом?
В 1946 году Александр поступил в Ростовское художественное училище, где наибольшее влияние на него оказал Т. П. Семенов — ученик знаменитого русского живописца Константина Коровина.
Помимо учебы много свободного времени Александр проводил в залах музея изобразительных искусств, который в те годы занимал 2-й этаж художественного училища и где можно было часами вникать в тайны жизни природы в пейзажах Левитана или, забыв о времени, быть завороженным артнабизмом кисти Коровина, Архипова.
Потом был Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, оконченный Тимофеевым по творческой мастерской академика живописи Д. К. Могальского, и начался самостоятельный путь в то волнующее неведомое, что зовется искусством. На эту дорогу Александр Тимофеев вступил еще до учебы в Москве, когда начал осваивать и постигать поэзию земли, на которой он живет. Стоит вглядеться в его работы «Теплая земля», «Землица», «Земные заботы», чтобы убедиться — вот кто упоенно ее пишет! Земля у него — всегда основа жизни, она дышит напряженно, дыбится, вплескивая синие озера, пропуская на своей груди меж холмов тугие излучины рек и пыльные нити дорог. Тема земли Тихого Дона, его старых казачьих станиц, степных лугов и пойм в творчестве Александра Тимофеева трактуется по-особому, как-то эмоционально пронзительно. По складу своего дарования Тимофеев в искусстве поэт-романтик. Тимофеев любит писать вешенскую землю, на которой он бывал много раз, где встречался с М. А. Шолоховым, а его подарок писателю полотно «Степные тюльпаны» и поныне висит в шолоховском доме. Наряду с пейзажами Александр Тимофеев работает над жанровыми и тематическими картинами. Чтобы собрать необходимый натурный материал к композиции «У моря Азовского» художник искал будущих своих персонажей среди рыбаков Ейска, Темрюка, Тамани. И в эти же 60-70-е годы, он пишет среднюю Россию (серия «Русское зодчество»), привозит большой цикл акварелей из Дагестана. А в 1972 году с начала весны и до поздней осени Тимофеев с этюдником на плече путешествовал по Дальнему Востоку, собирая впечатления о природе и жизни людей в горах Сихотэ-Алиня, в порту Находка, в таежном городе Арсеньеве, на островах Шикотан и Кунашир. Там он слышал тяжелое дыхание вулканов и на себе ощущал подземные толчки, выходил в Тихий океан, пережил не один шторм, а на следующий год его снова тянуло на этот пугающе яростный и притягательный край света. Дальний Восток интересен тем, — говорит Александр Тимофеев, — что там происходит утверждение человеческой личности во время контакта и столкновения ее с суровой стихией природы этого края. После этих поездок Тимофеев долго не мог прийти в себя и на материке все казалось теперь каким-то мелким, а многие человеки маленькими и тщеславными. Со слов самого художника, именно там, на Дальнем Востоке, к нему пришло понимание, какие есть в жизни и мире истинные ценности. Так родились полотна: «Угрюмый остров» «Кунашир. Вулкан Тятя», «Край света», «Религия красоты».
Александр Тимофеев безусловно счастливый человек, он не понаслышке знает пятнадцать крупнейших рек России, видел семь морей и один океан, но чем измерить тот богатейший спектр впечатлений, который испытал художник за годы своих творческих поездок по городам и весям своей Родины?
|