Немиров Ю. А. Фёдор Матвеевич Черноусенко // Донской временник. Год 1993-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1992. Вып.1. C. 57-59 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=362
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1993-й
Изобразительное искусство Ростовской области
ФЁДОР МАТВЕЕВИЧ ЧЕРНОУСЕНКО
(1893-1960)
Столетний юбилей художника, ныне почти забытого, наверное, вряд ли вызовет большой общественный интерес. Но не будем торопиться с выводами. Отметим, к примеру, что этот художник писал с натуры Ворошилова, Кирова, Маленкова... Работы Ф. Черноусенко есть в краеведческих и художественных музеях Ставрополя, Грозного и Махачкалы. А начинал когда-то сын многодетного пекаря вообще блестяще. В государственном архиве Ростовской области мной обнаружена его автобиография, датированная 8 мая 1920 года, где говорится: «Произведения мои находятся в Англии, Америке, Аргентине, Испании. Как в частных, так и в общественных галереях. В каких именно, указать не могу, потому что они попадали туда через руки моего спекулянта» (торговца картинами, надо полагать).
В 1914 - 1917 годах Федор Черноусенко жил в Париже, где продолжал художественное образование после окончания Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве. «Участвовал в выставках независимых, устраивались две моих выставки», — читаем в той же автобиографии. А в семейном архиве большой интерес представляет каталог вернисажа «Галерея независимых», проходившего в столице Франции во второй половине января 1917 года. Среди указанных там картин Ф. Черноусенко — «Материнство» и «Цветы».
Вернувшись на родину, в Ростов, Федор Матвеевич заведует художественно-агитационной секцией политотдела военного комиссариата СКВО и преподает рисунок и живопись в художественной школе. Тогда и был написан портрет командующего округом К. Ворошилова, хранившийся до войны в местном Музее Революции (все его фонды погибли во время немецкой оккупации). В 20 — 30-е годы Ф. Черноусенко были созданы картины, отражавшие такие темы, о художественном решении которых можно судить уже по названиям — настолько они однозначны: «10 лет советской власти на Северном Кавказе», «Киров на 1-м съезде колхозников в Ленинградской области», цикл полотен «Строительство частями Красной Армии Саратовского моста через Волгу», «Товарищи Ворошилов и Хрущев осматривают выставку служебных собак в подмосковном селе Завидово».
Как бы мы ни относились к подобной живописи, она — своеобразный документ тоталитарной эпохи, и Федор Матвеевич Черноусенко, несомненно, был ее искренним певцом. А самое интересное, что было в его творческой жизни, не отмечено ни громкими именами из учебника истории, ни большими гонорарами: названные мной картины закупались для Центрального музея Революции СССР, для Смольного и других столь же серьезных учреждений.
Летом 1924 года из Ростова на Северный Кавказ отправилась экспедиция, состоявшая из трех художников — Ф. Черноусенко, Д. Федорова, В. Шлепнева. Вот маршрут этого путешествия по Дагестану: Гуниб, Гимры и другие высокогорные аулы, Махачкала. Зарисовки, эскизы, несколько графических серий — таков результат экспедиции, которой руководил Ф. Черноусенко.
В конце 1924 года художников пригласили с творческим отчетом в Москву. «Мы здесь известны всему ученому миру, — писал Федор Матвеевич жене в Ростов. — Мы все время проводим в докладах ученым обществам, связанным с разными государственными ассоциациями, проводящими восточную политику. Нам предлагают поездку в Бухару, в Афганистан, в Крым. Профессора Исторического музея приглашают поехать вместе с ними в Карачай, к Эльбрусу...»
Удалось осуществить только часть этих планов — поездку (а вернее сказать, небезопасное пешее путешествие) в горные районы Чечни. Живописные и графические работы, привезенные оттуда, в 1927 году были выставлены в только что открытом тогда в Ростове, на Буденновском проспекте, Музее горских народов. Десять лет спустя, после ликвидации Азово-Черноморского края, сотни рисунков и десятки картин Черноусенко, Федорова и Шлепнева попали в музеи автономных республик Северного Кавказа и по-прежнему вызывают большой интерес посетителей своей уникальной достоверностью в отражении того далекого времени.
В послевоенные годы Федор Матвеевич искал себя в новой тематике, пытаясь вернуться к своей творческой индивидуальности, столь ярко заявившей о себе когда-то в Париже. Поселившись сначала в Ленинграде, потом в Москве, он скучает по родному городу. Приезжает на Дон в 1949 году и пишет большое полотно — два на три метра — «Ростовская набережная». Казалось бы, еще не поздно все начать заново, но опять последовали выгодные заказы — портрет Сталина, например, приобретенный для Ростовского обкома ВКП(б), и Черноусенко возвращается к «надежной» историко-революционной тематике. Одну из картин — «Ленин в селе Шушенском» — он не успел закончить... Перед нами, таким образом, типичная драматическая судьба художника, не сумевшего подняться над жизненными обстоятельствами и не развившего свой недюжинный дар.
Литература
- Немиров Ю. Дорога в облаках // Дон. — 1982. — № 9. — С. 148—154.
- Художники земли донской: Худож. жизнь края с XVIII в. по 30-е годы XX в.: Каталог выставки / Авт. вступит, статьи Ю.А. Немиров. — Ростов н/Д, 1980. — С. 56—58, 60, 69.
|