Головкина Г. И. Мир мне нужен, если миру нужен я // Донской временник. Год 2000-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 8. С. 92-95 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=357
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2000-й
Изобразительное искусство Ростовской области
МИР МНЕ НУЖЕН, ЕСЛИ МИРУ НУЖЕН Я
художник Александр Никодимович Воронецкий
Весной 1929 года газета "Молот" сообщала, что "1 марта безвременно скончался на 45 году жизни художник Александр Никодимович Воронецкий". Это был даровитый художник, карикатурист-шаржист. Пожалуй, не было ни одного издания в Ростове, которое бы не пользовалось услугами этого художника.
Не многие современники художника знали его в лицо, но рисунки, карикатуры, шаржи Воронецкого видели каждый день читатели Дона. Персонажи его графических произведений были близки и понятны всем. Четким и выразительным языком линии, метким остросатирическим рисунком Александр Никодимович поднимал самые насущные и злободневные темы. Улыбка и юмор художника были рождены непосредственными жизненными наблюдениями, внимательностью к человеку, его многообразному и многогранному быту.
А. Н. Воронецкий родился 12 сентября 1885 года в Москве. Его отец был ремесленником, мастером-мебельщиком и, вероятно, сыну хотел передать свое дело. В 1903 году Александр Воронецкий получит аттестат Ростовского на Дону среднетехнического ремесленного училища. Но увлечение искусством было сильнее и видно поэтому, он сразу же поступает на работу художником. В ростовских газетах и журналах он пишет вывески, объявления, делает первые рисунки.
Становление художника, его творческий рост можно проследить, просматривая газету "Приазовский край". Первые, немного грубоватые и неуклюжие рисунки начинают изредка появляться на страницах газеты в 1911 году.
Но с каждым годом рисунки, шаржи, карикатуры все чаще мелькают в "Приазовском крае". Выкристаллизовывается, вырабатывается свой индивидуальный, неповторимый почерк.
"Шаржи Воронецкого, — отмечают современники, — поражают сходством и грацией" [1]
Многие газеты и журналы не только Ростова почитают за честь участие А. Н. Воронецкого в работе издания. К примеру, в 1918 году Воронецкий одновременно принимает деятельное участие в работе таких периодических изданий, как "Журнал для женщин" (Ростов н/Д), "Донская волна" (Ростов н/Д), "Сцена и экран" (Ростов н/Д), "Театральный курьер" (Ростов н/Д), "Анчар" (Харьков).
Портреты терского атамана М. А. Караулова, адмирала А. В. Колчака, белого генерала И. В. Рузского; шаржи на театральных (напр., Е. А. Матрозова, Н. Н. Васильев (Ростовский театр), А. С. Бурджалов, В. В. Славин, Е. Бучинская, Г. Г. Губарев, Г. Алексеев (театр "Гротеск"), литературных (гл. ред. газ. "Приазовский край" А. Б. Тараховский, журналист и писатель Лоэнгрин (П. Т. Герцо-Виноградский) ростовский журналист И. Я. Алексанов (Небезсмертный); общественных деятелей (С. Г. Сватиков, В. Ф. Зеелер); карикатуры, осуждающие войну, ханжество, глупость — вот далеко не полный перечень его работ в это время.
Александр Никодимович принимает деятельное участие и в культурной жизни города. Воронецкий наряду с А. Б. Тараховским, И. Я. Алексановым и Лоэнгрином избирается в Комиссию по учреждению в Ростове литературного Клуба. [2]
В 1920 году А. Н. Воронецкий вступает в Союх художников живописи, ваяния и зодчества. Он вместе с ростовскими художниками активно сотрудничал в Дон РОСТа: оформлял Окна РОСТа, сатирические листовки, рисунки.
Александр Никодимович не мыслит себя без труда. Он рисует для многих газет и журналов теперь уже советского Ростова: «Советский Юг», «Трудовой Дон», «Советский пахарь», «Ленинские внучата», «Молот», «Горн», «Лава», «На подъеме», «Хлебороб», — вот далеко не полный перечень изданий, где печатались работы художника.
Заслуженный художник Белоруссии Гутиев Н. Т. вспоминал: "Я часто был свидетелем творческой работы Александра Никодимовича. Склонившись над крохотным письменным столом, он буквально священнодействовал над своими сатирическими листами. Я и Виктор (сын Воронецкого. — Г.Г.) совсем еще дети с благоговением смотрели на его согбенную спину и с нетерпением ждали, когда будет сделан очередной лист, карикатура, иллюстрация, дружеский шарж или газетный рисунок. Очевидно, эта художническая атмосфера заразила и нас".
Оперативность, каждодневный напряженный труд, увлеченность, фантазия совершенствовали глаз и руки художника. Интересна совместная работа А. Воронецкого с фельетонистом Янчевским в газете "Советский пахарь", где ими был создан вымышленный герой — дед Пантелей. В похождения этого шаржированного героя читатели верили, как в реально существующего гражданина села. В остром, насмешливом рисунке схвачены типичные бытовые сценки, пронизанные иронией и улыбкой художника. Трогательно, с любовью и теплотой относился Воронецкий к детским изданиям. Работая в газете "Ленинские внучата" он создал образ длинноносого летчика Симочку, который стал любимым героем детворы Дона.
Александр Никодимович относился к тем художникам, которые ежедневно, кропотливо совершенствуют мастерство рисовальщика, оттачивая до скурпулезности технику рисунка, линии, штриха, добиваясь четкости, лаконичности и сатирического обобщения. Воронецкий любил и всегда охотно занимался иллюстрацией. Им были оформлены книги П. Яковлева, О. Твиста, одной из первых была "Павук и Комахи" (Укриздат, 1925).
Наш рассказ о художнике был бы гораздо полнее, если бы не время, не война, когда весь архив произведений Александра Воронецкого был уничтожен. По крупицам были собраны письма, фотокопии с работ, воспоминания сына — Виктора Александровича Воронецкого, художника. [3]
Сегодня мало тех, кто знал художника Александра Никодимовича Воронецкого, но помнить этого прекрасного человека, хорошего художника, который жил и работал в нашем городе, надо. Потому что он оставил нам частицу своего сердца, своей души, своего щедрого таланта.
ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ
- Петтер Г. В. 8-я весенняя выставка // Сцена и экран. — 1918. — № 11. — С. 6.
- Театральный курьер. — 1918. — № 4. — С. 11
- В 1937 году Виктор Воронецкий закончил Ростовское художественное училище имени М. Грекова, затем Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина. Вместе с художником А. Соколовым он выполнил мозаичное полотно "Победа" на станции "Автово" ленинградского метрополитена. Виктор Воронецкий много лет работал в книжной иллюстрации для Белорусского издательства, преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, мечтал сделать выставку своего отца, собрать по крохам архив, но не успел.
|