Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Максименко Л. И. Альбом Егора Ознобишина // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2019. Вып. 28-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=1740

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 28-й

Изобразительное искусство

Л. И. МАКСИМЕНКО

АЛЬБОМ ЕГОРА ОЗНОБИШИНА

Поиски. Находки. Загадки

Императорской Академии художеств классный художник, инспектор народных училищ Егор Андреевич Ознобишин, не мог даже предположить, что его труд − альбом донских видов, созданный в 1875 году, станет бесценным документом, единственным источником, сохранившим облик казачьей архитектуры XVIII  века. В альбоме − десятки рисунков акварелью и сепией, изображения памятников архитектуры, этнографические коллекции.

В Государственном архиве Ростовской области имеется переписка художника с наказным атаманом Войска Донского Н. А. Краснокутским. Из этой переписки мы узнаём, что в 1869 году такой альбом был подарен цесаревичу − будущему императору Александру III. С 1827 года, при рождении, наследник российского трона становился августейшим атаманом всех казачьих войск. Художнику вручили ценный подарок, денежное пособие и предложили продолжить начатую работу по собиранию раритетов. Из письма Е. А. Ознобишина: «В промежуток времени между 1869 и 1874 годами я собрал весьма значительное число материалов для составления альбома Донской области в отношении археологическом, историческом и этнографическом. Альбом этот, составленный по программе, при сем прилагаемой...» [1]. Далее следует план рисунков:

Отдел археологии:

1. Изваяния каменные бабы

2. Оружие из курганов

3. Художественные изделия из курганов

4. Церковные древности

Отдел истории:

1. Планы древних казачьих городков

2. Рисунки войсковых регалий

3. Планы батареи Петра I

4. Герб Войска Донского

Отдел этнографии:

1. Древние сооружения казаков

2. Древние костюмы

3. Дома казаков

4. Суда ХVII века

5. Планы древних казачьих домов

6. Планы новых казачьих домов

7. Виды местностей по рекам Дону, Донцу, Медведице, Бузулуку и Хопру.

Егор (Георгий) Андреевич Ознобишин родился в 1837 году. В 1854−1857 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1858−1863 годах − вольнослушатель Императорской Академии художеств по классам пейзажа и жанровой живописи. В 1857 году получил звание учителя рисования городских училищ, в 1863-м − звание классного художника 2 степени. Студенческие работы отмечены малой и большой серебряными медалями [2].

В Новочеркасске преподавал рисование и чистописание в войсковой гимназии и Мариинском институте. Был назначен инспектором народных училищ, одновременно собирал материалы по истории донского казачества, археологии и этнографии. Избран членом Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. После 1878 года − инспектор народных училищ по Хопёрскому и Донским округам. Вёл активную деятельность по созданию Донского музея. С 1883 года − член Области Войска Донского статистического комитета. В списках членов статкомитета его фамилия последний раз упоминается в 1907 году [3].

Впервые имя Ознобишина и интерес к его работам возник в связи с реставрацией Старочеркасского Воскресенского собора. В 1970 году, практически одновременно с организацией Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника была создана Ростовская специальная научно-реставрационная производственная мастерская. Реставрация собора предполагала большой объём исследований, в том числе и по выявлению аналогов. Исследуя целый массив документов в ГАРО, нашли и переписку Ознобишина, в которой художник предлагает поместить его альбомы в Музей христианских древностей при Академии художеств в Петербурге или же в Исторический музей в Москве. Но коллекции Музея христианских древностей в 1897 году в полном составе были переданы в открывшийся Русский музей имени Александра II. Запросы в музеи дали отрицательный результат и долгое время было неизвестно, где хранится альбом Ознобишина. Тем временем увеличивалось количество памятников, расширялась география работы мастерской и в 1976 году в её составе появилась должность научного сотрудника, выделили средства на историко-архивные исследования, позволившие работать в центральных архивах Москвы и Ленинграда [4].

Три года кропотливой работы принесли свои результаты: было выявлено огромное количество планов и карт: оборонительные укрепления Азова, первое изображение Ростова − красочная панорама крепости Святого Димитрия, виды и панорамы Азова и Таганрога; биографические сведения о первом профессиональном живописце − донском казаке Андрее Жданове и другие документы, дающие представление о культуре ХVIII века [5].

В таких масштабных поисках очень помогает общение с коллегами. Биография А. Жданова могла появиться намного позже сезона 1978 года, если бы не поддержка и помощь искусствоведа Г. И. Долгушевой, научного сотрудника Ростовского областного музея изобразительных искусств. Заведующая фотоархивом Института археологии РАН Тамара Борисовна Томес познакомила меня с Анной Владимировной Сусловой − дочерью В. В. Суслова (1857−1921), историка и теоретика, академика архитектуры, первого автора анализа форм средневековой архитектуры Дона. В 1889 году была издана его монография, в которой отдельная глава посвящена исследованию донских памятников по материалам альбома Ознобишина [6, с. 19−51]. В примечании академик пишет: «Альбом его рисунков с древних церквей и старинных костюмов Донской области хранится в Академии художеств. Многия из церквей Земли Войска Донского, зачерченных Ознобишиным, мне не довелось видеть, и не знаю, существуют ли оне в настоящее время и находятся ли в том виде, как показано на чертежах: судя же по тем рисункам, которые мне пришлось проверить в натуре, можно отнестись с доверием ко всем чертежам» [6, с. 19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фото  – типы донских храмов.

Остаётся загадкой: видел ли В. В. Суслов что-либо в натуре?

В книге А. В. Сусловой об отце есть карта путешествий академика по районам Русского Севера, он реставрировал в Новгороде знаменитый Софийский храм, объездил центральные районы, а маршрут на Дон почему-то указан пунктиром [7, вклейка]. Анна Владимировна сообщила, что на Дон отец не ездил и тому были у него веские причины. Альбом же хранится в научно-исследовательском музее Академии художеств и она готова договориться, чтобы сотрудники его проявили максимум внимания.

В 1978 году мне впервые довелось работать с альбомом Е. А. Ознобишина. Объёмная папка красновато-коричневого цвета с надписью: «Ознобишинъ. Церкви въ Землъ Войска Донскаго» (шифр: шкаф 1, полка Л, папка 1).

В моей описи – 77 листов и еще 6 отдельно, есть дата – 1867 год. Большая часть альбома была сфотографирована С. С. Миняевым (ныне: кандидат исторических наук, ведущий сотрудник Института истории материальной культуры РАН). Большинство рисунков выполнено сепией, несколько акварелью, на листах белого ватмана. Фасады и планы церквей, два жилых дома, детали иконостаса, фрагменты резных наличников, резьба на связях углов, формы церковных главок, деревянный подсвечник, колокол... Тогда интерес к этому памятнику проявлялся исключительно в плане архитектуры. Первое впечатление было достаточно сильным − впервые увидеть облик донской

архитектуры XVIII века! К сожалению, историю деревянного зодчества и историю пожарного дела на Дону можно писать одновременно. Практически всё было уничтожено, если не огнём, то перестраивалось или уничтожалось по ветхости. Дерево − основной материал донских построек в это время. Оно позволяло строить быстро, качественно, даже красиво, но недолговечно. Условия полувоенного быта, почти полное отсутствие возможности получать необходимые в архитектуре навыки, заставляли использовать труд приезжих мастеров и готовые формы. Строили по образцу. Очевидным стало и то, что прототипами большинства деревянных донских храмов были церкви Слободской Украины [8]. Сейчас − это уже принятая точка зрения, но тогда, в ходе реставрации Старочеркасского собора само понятие «украинское барокко» воспринималось авторами проекта негативно. Продукт этого негативизма был материализован и до сих пор в виде нелепой пристройки уродует экстерьер собора (ростово-суздальские мотивы ему явно не к лицу).

На фото  – деревянная церковь из альбома Е. А. Ознобишина. Фото Миняева С. С. 1978 г.

Украинское барокко самым причудливым образом соприкасалось с традициями московского зодчества и все эти начала объединялись − увы! − неизвестными зодчими и применялись на Дону с учётом жизненной практики, обычаев, вкусов, географических  особенностей. Одно-, двух-, трёх- и пятиглавые, многоглавые храмы. Донские церкви на листах Е. А. Ознобишина запоминаются своей монолитностью, плотностью архитектурных масс, строгостью. Последнее подчёркивается скромностью декоративного убранства.

Главная загадка − источники. При жизни Егор Андреевич, естественно, основной массив этих храмов не мог видеть. Он и не претендовал на авторство, он так и указывал в своей переписке. Он собирал, то есть копировал уже готовые изображения. К сожалению, источники он не указывал. По мнению А. Г. Лазарева оригиналы можно найти «...на основании архивных епархиальных документов» [9]. Разделяю эту точку зрения полностью и даже допускаю, что значительная часть этих документов вполне могла быть утрачена и не дошла до нашего времени. Но в альбоме изображения храмов, построенных в разное время, в разное время утраченных, находившихся в разных местностях и все они по манере изображения абсолютно стилистически одноплановы, рисовал один автор: уплощённость изображений, не очень хорошее владение перспективой, впечатление непрофессиональной, любительской работы. Рисовал не классный художник, получавший медали в Академии художеств. Значит кто-то ещё в XVIII-м с натуры мог делать эти изображения, причём в стилистике народной картинки этого века.

На фото  – казачка верховой станицы (по А. И. Ригельману) [5].

Второй раз мне довелось работать с этим же альбомом (под этим же шифром) в 1993 году на съёмках документального фильма «Казаки» [5]. Снимали эпизод: в парадном зале Академии сотрудница музея, хранитель фондов Е. А. Савинова, открывает альбом Е. А. Ознобишина и выкладывает на стол лист за листом. Мы видим храмы, казаков и казачек в старинных костюмах, а вот − колоритная рыбачка с веслом и в двурогой кичке...

В альбоме, который принесли для съёмки, рисунков оказалось больше, чем в версии 1978 года. Появилась серия изображений − иерархия донских казаков и казачек, от атаманского достоинства до рядовых. Есть кадр: крупным планом автограф художника и дата – 1874 год.

Не сразу, но удалось установить, что прототипами казакам Е. А. Ознобишина стали рисунки из книги А. И. Ригельмана (1714−1789), строителя крепости Святого Димитрия − будущего Ростова-на-Дону [10]. Сравним рисунки.

По легенде, рисовал томившийся в крепости, духовного звания украинец, родом с Черниговщины. Остаётся найти источник (оригинал) изображений памятников архитектуры.

В апреле 2019 года мне принесли два (два !) альбома, вернее альбом и гигантских размеров папку с надписью: «Ознобишинъ. Памятники Земли Войска Донского». Внизу: «86 рис.»

В этой папке – 93 единицы хранения. В ней рисунки на белом ватмане (не все), с паспарту, значительно большего размера и более разнообразные по содержанию. Появились жанровые сцены, женщины-старообрядки, священник несколько карикатурного вида в домашней одежде, пейзажи на белом и цветном паспарту.

На фото  – казачка верховой станицы (из альбома Е. А. Ознобишина). Кадр из документального фильма «Казаки» [5].

Второй альбом, который хорошо виден в кадре, удивил тем, что в нём оказалось всего шесть рисунков деревянных церквей.

Где изначально хранились эти материалы и сколько было всего альбомов, папок? В научно-исследовательский музей Академии художеств эти материалы поступили в марте 1941 года из библиотеки Академии, поступили общим списком. Не выявлен отдел археологии и ещё многое, заявленное в программе художника. Удалось ли Егору Андреевичу в полной мере реализовать свои замыслы?

Последняя загадка − личность самого Егора Андреевича Ознобишина. Неизвестно, где он родился и к какому сословию принадлежал, где и когда упокоился человек, достаточно много сделавший для развития культуры Дона.

Е. А. Ознобишин был профессиональным художником-пейзажистом и немногие его работы, дошедшие до нас − пейзажи. Северский Донец, Хопёр, Бузулук, Медведица − эти рисунки из его альбома сделаны с натуры. Единственные − с натуры. Его всё время тянуло в эти места. Интересно: фамилия Ознобишин впервые встречается в документах Воронежского архива, датированных 1670 годом. Был в городке Коротояке Острогожского уезда Воронежской губернии воевода Михайло Ознобишин. Может совпадение и не так уж случайно?

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ГАРО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 1273. Л. 1‑2.

2. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 [2 : часть биографическая] : Кондаков С. Н. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств / сост. С. Н. Кондаков. СПб., 1915. С. 143.

3. Биографический материал о Е. А. Ознобишине начал собирать художник НМИДК Б. А. Плевакин (1944−1995). Продолжила эту работу научный сотрудник НМИДК Крайсветная Л. В. (Крайсветная Л. Первопроходцы: Егор Ознобишин // Част. лавочка. Новочеркасск URL: https://novocherkassk.net/lavochka/2013/05/первопроходцы-егор-ознобишин/)

4.  Максименко (Бойко) Л. И. − научный сотрудник Ростовской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1976−1979 гг.

5. Бойко Л. И. Забытое имя // Комсомолец. 1979. 2 октября; Цикл передач «По следам старых мастеров. Новое о неизвестных страницах культуры Дона» / Рост. обл. телевидение (ГТРК Дон-ТР). 1979‑1981 гг.; Казаки : докум. фильм / Рост. киностудия, 1993, авт. и реж. Максименко Л. И.

6. Суслов В. В. Очерки по истории древнерусского зодчества / [Соч.] акад. архитектуры В. В. Суслова : с 16 табл. и 21 рис. в тексте. СПб. : Тип. А. Ф. Маркса, 1889. 124 с., [15] л. ил. : ил.

7. Суслова А. В., Славина Т. А. Владимир Суслов. Л. : Стройиздат. Ленигр. отд-ние, 1978. 88 с. (Мастера архитектуры).

8. Цапенко М. П. Архитектура Левобережной Украины XVII−XVIII вв. М. : Стройиздат, 1967. 235 с. : ил.

9. Лазарев А. Г. Деревянные храмы в Подонье // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе. Ростов н/Д., 2000. С 72.

10. Ригельман А. И. История, или Повествование о донских козаках, отколь и когда они свое начало имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, какие их были дела и чем прославились и проч., собранная и составленная из многих вернейших российских и иностранных историев, летописей, древних дворцовых записок и из журнала Петра Великого, через труды инженер-генерал-майора и кавалера Александра Ригельмана / О-во истории и древностей рос. М. : Тип. Моск. ун-та, 1846. 159 с.

Источник: Максименко Л. И. Альбом Егора Ознобишина // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2019. Вып. 28-й. С. 130–134.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"