Шадрина А. В. Класс иконописания в Донской духовной семинарии // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2019. Вып. 28-й. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=1721
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 28-й
Изобразительное искусство
А. В. ШАДРИНА
КЛАСС ИКОНОПИСАНИЯ В ДОНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
(конец XIX века)
Донская духовная семинария, Новочеркасск. Конец XIX в. Из фонда ГАРО
Донская духовная семинария, учреждённая в 1868 году, к концу XIX века стала крупнейшим духовным учебным заведением Юга России. В ней воспитывались выдающиеся богословы, миссионеры, иерархи Русской православной церкви. В качестве преподавателей здесь трудились видные учёные и общественные деятели. Среди них особенно выделяются протоиерей Евграф Михайлович Овсянников – кандидат богословия, преподаватель обличительного богословия, автор исследований по истории Русской православной церкви и духовного образования на Дону; священник Михаил Дмитриевич Ерхан – преподаватель церковного пения, регент Архиерейского хора Донской и Новочеркасской епархии, известный донской церковный композитор; Андрей Александрович Кириллов – кандидат богословия, статский советник, инспектор и преподаватель греческого языка, автор значительного числа исследований, посвящённых истории Дона; Александр Лукич Крылов – магистр богословия, преподаватель основного, догматического богословия и калмыцкого языка, автор работ по истории Дона и истории донских калмыков; протоиерей Николай Петрович Кутепов – магистр богословия, преподаватель обличения русского раскола и ересей, выдающийся миссионер, основавший на Дону Миссионерскую школу; Николай Васильевич Лысогорский – магистр богословия, статский советник, преподаватель латинского языка, автор книг «Митрополит Платон Левшин как противораскольнический деятель» и «Единоверие на Дону в XVIII и XIX в (по 1883 г.)»; Николай Петрович Снесарёв – кандидат богословия, преподаватель церковной истории, истории Российской церкви и практического руководства для пастырей, автор не потерявшей и сегодня своего значения книги «Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона».
Выдающиеся преподаватели Донской духовной семинарии, преуспевшие в преподавании богословских наук, не могли не оказать благотворного влияния на воспитанников. Однако помимо богословских дисциплин руководство духовного учебного заведения, начиная с его ректора протоиерея Митрофана (Симашкевича), большое внимание уделяло и другой стороне образовательного процесса – эстетическому воспитанию. Так, в 1885 году по инициативе протоиерея Митрофана (Симашкевича) в качестве дополнительной дисциплины по выбору учащихся в Донской духовной семинарии было введено иконописание.
Архимандрит Митрофан (Симашкевич). 1904–1906 гг. Опубликовано: Чибисова С.П. История православных храмов Новочеркасска. Ростов н/Д., 2013. С. 277.
В начале 1880-х годов в духовных семинариях Русской православной церкви началось движение за обучение иконописи. Иконописание не предполагалось уставом духовных семинарий, поэтому такие классы в семинарских отчётах всегда числились со статусом «сверх программы», т. е. занимались в них воспитанники семинарий исключительно по желанию. Открытие класса иконописания предполагало местное финансирование, которое обеспечивалось решением епархиальных съездов духовенства.
В духовных семинариях Юга России классы иконописания начали открываться с 1883 года. Так, 24 ноября 1883 года последовало определение Св. Синода об открытии такого класса в Воронежской духовной семинарии [1, л. 4]. В декабре 1888 года класс иконописания был открыт в Екатеринославской духовной семинарии [1, л. 12].
Вопрос об обучении воспитанников Донской духовной семинарии иконописному мастерству стали обсуждать зимой 1885 года. В прошении на имя архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана (Вицинского) Правление семинарии обосновывало желательность открытия класса иконописания не только «изысканием мер к наилучшей постановке дела воспитания учащихся» и «потребностью ознакомить воспитанников с характерными особенностями православного иконописания» [1, л. 6], но, главным образом, миссионерскими целями. По мысли членов Правления, знание воспитанниками основ православного иконописания будет служить «фактическим и осмысленным противодействием» распространению между населением Области войска Донского раскольнической иконописи [1, л. 6], что было для того времени весьма актуальной и насущной проблемой.
14 марта 1885 года Правление семинарии представило архиепископу Митрофану в должности учителя иконописания бывшего воспитанника «рисовальной школы» Киево-Печерской лавры Маркиана Давыдовича Розанова [1, л. 6]. Получив благословение Преосвященного, он приступил к исполнению обязанностей с 19 августа 1885 года [2].
15 апреля 1885 года на утверждение архиепископа также была представлена смета на открытие иконописного класса. Она составила 157 руб. 13 к. единовременно на покупку необходимых пособий, 200 руб. ежегодно на жалованье учителю и 50 руб. в год «на поддержание школы иконописания» [1, л. 6].
8 июня 1885 года архиепископ Митрофан подал представление в Учебный комитет, а 31 июля Св. Синод вынес определение о разрешении открыть при Донской духовной семинарии класс иконописания [1, л. 8].
Класс иконописания начал свою работу с 1885–1886 учебного года и неизменно вызывал интерес у воспитанников. В 1897–1898 учебном году в нём занималось 36 учеников [3, л. 15]. Уроки, которых полагалось по два в неделю, проходили в послеобеденное время. Они представляли собой практические занятия под руководством и наблюдением учителя. Как сообщалось в отчёте за этот год, «на уроках иконописания ученики, после подготовительных упражнений в черчении разных фигур и ознакомления с анатомией человеческого тела по <неразб.> рисункам и гипсовым моделям, упражнялись в контурном черчении карандашом разных частей человеческого тела по гравюрам, а также с гипсовых моделей; затем переходили к копированию полных человеческих фигур в разных позах с гравюрных оригиналов карандашом и углём. Более успевающие ученики, которых в отчётном году было 5, упражнялись в писании масляными красками на картоне, полотне и дереве. Означенными учениками за отчётный год написано свыше 20 изображений Божией Матери и святых. Оригиналы для священных изображений заимствовались из «лицевых святцев» (на полотне), изданных Санкт-Петербургским товариществом <неразб.> и из «иконописного альбома» [3, л. 15 об.].
В 1898 году для класса иконописания по прошению преподавателя М. Д. Розанова были закуплены коллекция геометрических тел; рисунки (головы, руки, ноги и проч.); анатомические рисунки [4]. В 1891–1892 годах иконописи обучалось 28 воспитанников [5]. В 1893 году М. Розанов к празднованию 25-летия семинарии написал «большую икону Богоматери с Предвечным Младенцем (копия с картины Сорокина)» [6].
В 1899 году в классе иконописи поменялся преподаватель. Вместо М. Д. Розанова эту должность занял Иван Евсигнеевич Соломонов [7, л. 6 об.]. В 1872 году он окончил Московское Строгановское училище технического рисования. С 15 августа 1881-го по 1 сентября 1893 года преподавал чистописание, рисование и черчение в Луганском техническом железнодорожном училище. С 5 октября 1896 года преподавал чистописание и рисование в Донском епархиальном женском училище. В Донской духовной семинарии преподавал с 8 февраля 1899 года [7, л. 6 об.].
Методика преподавания И. Е. Соломонова была следующей: в начале учебного года учащиеся делились на три группы. В первой обучались рисованию с оригиналов свинцовым карандашом. Во второй группе воспитанники рисовали с гипсовых моделей. В третьей учились писать иконы масляными красками. Оригиналами служили: для первой группы литографированные изображения частей человеческого тела школы Жюлиана (Родольф Жюлиан; 1839—1907 — французский художник и педагог, основатель Академии Жюлиана), для второй – гипсовые модели частей человеческого тела и для третьей – иконы, писанные масляными красками «и отчасти хромолитографированные» [8, л. 2–2 об.]. На уроках иконописания объяснялись «пропорции человеческого тела, способы тушёвки карандашом и графитным соусом; говорилось об освещении, рефлексе, полутени, тени собственной и падающей, и о некоторых приёмах в живописи масляными красками» [8, л. 2–2 об.; 9, л. 4].
Во время руководства классом иконописания И. Е. Соломонова наметилась следующая тенденция: в начале года желающих обучаться иконописи набиралось около 50 человек, а в конце года их количество снижалось до 10–18 человек. Так, в первой половине учебного 1902–1903 года иконописанию обучалось 44 воспитанника, во второй половине – только 12. В 1903–1904 учебном году желание обучаться иконописи изъявили 57 воспитанников, но в продолжение учебного года по разным причинам выбыл 41 человек, в конце учебного года в классе осталось 16 воспитанников [8, л. 2–2 об.].
В 1904 году класс иконописания отчитался следующими написанными иконами:
1. Свщмч. Дорофея, работа воспитанника III класса Критского Бориса;
2. Свт. Николая Чудотворца, работа воспитанника III класса Критского Бориса;
3. Св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, работа воспитанника IV класса Автономова Сергея;
4. Св. евангелиста Матфея, работа воспитанника V класса Жикича Симеона;
5. Владимирская икона Божией Матери, работа воспитанника V класса Спевакова Петра;
6. Преп. Серафима Саровского, работа воспитанника V класса Спевакова Петра [8, л. 2–2 об.].
С 12 февраля 1907 года по 1912 год преподавателем иконописи был Василий Иванович Дмитриев [9, л. 2; 10].
В 1893 году после окончания Донской духовной семинарии он получил свидетельство Императорской академии художеств на право преподавания рисования в низших учебных заведениях, а в 1899-м – на право преподавания рисования в средних учебных заведениях [9, л. 2; 11]. К концу 1907–1908 учебного года в классе иконописания было 18 учеников. Они были разделены на три группы по степени умения в рисовании. В первой группе занимались рисованием с таблиц и оригиналов, во второй – с натуры (гипсовые модели), в третьей – живописью (копирование с олеографических изображений икон) [9, л. 4].
С 1912 по 1916 год класс иконописания возглавлял потомственный почётный гражданин Евгений Алексеевич Козаков [12, л. 7; 13; 14]. Он окончил училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества [12, л. 7]. При Е. А. Козакове, также как и при его предшественниках, семинаристы были разделены на три группы по степени умения в рисовании [12, л. 10 об.].
Определить степень влияния, которое класс иконописания оказал на воспитание семинаристов и тем более на ведение миссионерского дела в Донской и Новочеркасской епархии, сегодня не представляется возможным. Однако существование этого класса вполне оправдывает тот факт, что один из выпускников семинарии продолжил путь, начатый в иконописном классе, и впоследствии стал его преподавателем.
В Донской духовной семинарии обучению иконописанию уделялось большое внимание. Руководство семинарии справедливо считало, что причастность к искусству не только отвлекает учащихся «от праздности и грубых удовольствий», но и уберегает от еще большей проблемы – от участия в революционном движении.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1883 г. Д. 31.
2. ГАРО. Ф 352. Оп. 1. Д. 941. Л. 10 об. – 17 об.
3.Там же. Д. 1077.
4. Там же. Д. 1088. Л. 10.
5. Там же. Д. 926. Л. 46–46 об.
6. Кириллов А. А. Празднование двадцатипятилетия Донской духовной семинарии : 1 октября 1893 г. Новочеркасск : Дон. тип., 1893. С. 46.
7. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1264.
8. Там же. Д. 1257.
9. Там же. Д. 1436.
10. Памятная книжка Области войска Донского на 1912 год / Изд. Обл. войска Дон. стат. ком. Новочеркасск : Обл. войска Дон. тип., 1912. С. 305.
11. ГАРО. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1498. 1 об.–5 об.
12. РГИА. Ф. 802. Оп. 15. Д. 1126.
13. Памятная книжка Области войска Донского на 1914 г. Новочеркасск : Электро-тип. Ф. Туникова, 1914. С. 370.
14. Памятная книжка Области войска Донского на 1916 г. Новочеркасск : Обл. войска Дон. тип., 1916. С. 227–228.
Источник: Шадрина А. В. Класс иконописания в Донской духовной семинарии // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2019. Вып. 28-й. С. 61–64.
|