Поповян Л. К. Неизвестный участник экспедиции // Донской временник. Год 2018-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2017. Вып. 26. С. 126-129. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=1587
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2018-й
Искусство . Изобразительное искусство
Л. К. ПОПОВЯН
НЕИЗВЕСТНЫЙ УЧАСТНИК ЭКСПЕДИЦИИ
К 125-летию со дня рождения В. С. Шлипнёва
В. С. Шлипнёв. 1912 год. Фото из личного дела В. С. Шлипнёва в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Д. 2454. Л. 1 а)
Художник Василий Степанович Шлипнёв[1] оставил большое творческое наследие, отразившее ушедшую эпоху. Особое место в его творчестве занимает период участия в экспедициях по Кавказу в 1924–1925 годах [1].
Инициатором поездки, получившей название научно-художественной экспедиции, был первый секретарь Юго-Восточного бюро ЦК РКП (б) Анастас Иванович Микоян, работавший тогда в Ростове. Основной задачей, поставленной перед художниками, было «изучение и отображение быта народностей Кавказа», то есть сбор материалов и создание живописных работ для вновь открывающегося Музея горских народов в Ростове-на-Дону.
В работе экспедиции приняли участие три ростовских художника: Василий Шлипнёв, Дмитрий Фёдоров и Фёдор Черноусенко. На сегодняшний день все они практически забыты. И если о двух участниках экспедиции, хотя и редко, но появляются публикации в печати, то относительно Шлипнёва Ю. Немиров написал пророчески: «О первом из них, к сожалению, ничего не известно…» [2].
Что тому причиной – предположить трудно. Возможно, время было непростое, а может быть сыграл роль тот факт, что и сам художник, и упоминавшие его, писали фамилию в двух вариантах – Шлипнёв или Шлепнёв.
Так что же известно о становлении художника и ростовском периоде его жизни?
Василий Степанович Шлипнёв родился 22 апреля 1893 года в Нахичевани-на-Дону [2, л. 1 об.]. Он с отличием окончил церковно-приходскую школу. Семья Шлипнёвых периодически меняла место жительства, и в 1907 году, оказавшись в Баку, Василий Степанович был принят учеником в малярно-вывесочную мастерскую. С 1908 по 1911 годы он учился в художественной школе Ростова-на-Дону, а потом уехал повышать мастерство в Москву.
В фондах РГАЛИ хранится его прошение от 10 августа 1912 года: «Господину директору училища живописи, ваяния и зодчества от крестьянина Василия Степановича Шлипнёва:
«Прошу о допущении меня к конкурсному экзамену для поступления в головной класс живописного отделения Училища вольным посетителем. При этом прилагаю метрическое свидетельство о рождении и свидетельство о звании и три фотографические карточки.
Жительство имею г. Нахичевань-на-Дону, 13-я линия, № 6» [3, л. 3].
Как раз в прилагаемых документах и содержались сведения о дате и месте рождения, о вероисповедании и сословной принадлежности – сын крестьянина. Позже в своей биографии художник напишет, что отец его был плотником. И здесь нет противоречия: крестьянин мог работать по найму плотником, разъезжая по всей России.
В 1913 году студент Василий Шлипнёв принимает участие в III весенней выставке Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств. Об этом мы можем узнать из каталога выставки, где под номером 403 значится «Этюд» В. Шлепнёва. Кстати, тогда впервые в документах появилось новое написание фамилии [4].
Учеба шла, очевидно, не очень гладко, потому что в том же деле РГАЛИ, следующий документ, напечатанный на бланке училища 5 февраля 1913 года, гласит:
«В Ростово-Нахичеванское на-Дону Городское Полицейское Управление
Препровождая при этом свидетельство за № 320 и свидетельство Ростово-Нахичеванского на-Дону Городского Полицейского Управления за № 234, Училище Живописи, Ваяния и Зодчества просит названное Управление выдать таковыя бывшему учащемуся Училища Василию Шлипнёву, проживающему в Нахичевани на 11 линии в д. № 60 под расписку, которую препроводить Училищу при надписи на сем же.
И печать: Пристав 6 участка 13 февраля 1913 г.» [3, л. 4].
Следующее заявление от Василия Шлипнёва «господину директору училища живописи, ваяния и зодчества» с просьбой о поступлении в головной класс отделения живописи датировано 7 августа 1914 года, а местом жительства указана Москва, Грохольский переулок. И также следующее письмо от 18 октября 1914 года из Училища Живописи, Ваяния и Зодчества уже в Базарно-Кальшевское волостное управление с просьбой о выдаче документов «крестьянину дер. Михайловки Степану Федосеевичу Шлипнёву под расписку и препроводить училищу при надписи на сем же». И надпись на обороте: «1914 г. Октября 23 дня прилагаемые при сем выписи из метрических книг и свидетельство за № 234 я сего числа получил, в чём и подписываюсь Степан Шлипнёв за него неграмотного по просьбе расписался Семён [фамилия неразборчиво – Л. П.]» [5, л. 2 об].
Согласно биографической справке в 1914 году Василий был мобилизован в армию, где пробыл до Октябрьской революции и закончил службу в чине унтер-офицера [6].
В Москве он не задерживается и в 1918-м возвращается в свой родной город Нахичевань-на-Дону, где покупает дом. В том же году женится. На жизнь зарабатывает оформлением афиш для кинотеатров Ростова [7]. В доме художника периодически останавливается и живет до 1932 года его друг Митрофан Греков – основоположник советской батальной живописи.
В 1920 году Шлипнёв добровольно вступает в Красную армию и назначается художником в политотдел Кавказского фронта. По приказу командующего Юго-Западным фронтом К. Е. Ворошилова он создаёт серию портретов бойцов и командиров Первой конной армии.
В начале 1923 года Василий Шлипнёв – преподаватель рисования в Донской полиграфической школе имени Красного Октября. Это первое профессиональное учебное заведение для печатников на Дону. В Государственном архиве Ростовской области хранится анкета, заполненная художником при поступлении на работу 1 января 1923 года:
«Анкета
ФИО: Шлипнёв Василий Степанович
Образование: среднее учебное заведение
Стаж: 4 года
Специальность: художник
Возраст: 29 лет
Партийность: беспартийный
Какой предмет читаете: уроки рисования
Сколько часов в неделю: 4
Время работы в данном заведении: 1 января 1923 года
Пол: мужской
Число членов семьи: жена и 2 детей».
Далее о его работе мы можем судить по ежемесячным отчётам Донполиграфшколы и её преподавателей. В январе по рисованию «пройдено рисование геометрических фигур и начало ознакомления с красками», а на февраль запланировано рисование геометрических фигур и предметов бытового характера и живопись акварельными красками» [8, л. 14]. В феврале (а это всего второй месяц обучения!) в отчёте о сделанной работе – ознакомление с красками, акварелью, рисунок с гипсового орнамента, живопись акварелью, рисунок гипсовой головы и наброски с натуры. Запланированы на март рисунки с гипсовой головы и орнамента, живопись акварелью, теория перспективы и правила композиции [8, л. 15]. И в майском отчёте по рисованию – экскурсии в окрестности города, где проводились зарисовки с натуры акварелью и карандашом, а затем выполнялись задания: передать впечатление от виденного в природе, построить композицию. Делались зарисовки с натуры человека, а также имели место опыты по изображению графическим способом [8, л. 29].. Стоит отметить, что эта активная преподавательская работа проводилась в условии острого дефицита учебных пособий, красок и гипсовых слепков. Об этом говорят преподаватели Донполиграфшколы на собрании 6 мая 1923 года в присутствии чиновников Донпрофобра, Донполиграфбума, Профсоюза печатников и других заинтересованных лиц [8, л. 23].
Самым плодотворным этапом в жизни художника можно назвать 1924–1925 годы. Северный Кавказ середины 1920-х годов – идеальное место для проведения художественно-этнографических экспедиций: гражданская война уже закончена, а время коренной ломки привычного жизненного уклада горцев ещё не наступило.
30 июля 1924 года началась первая экспедиция на Северный Кавказ. Шлипнёв, Фёдоров и Черноусенко за один месяц посетили множество селений многонационального Дагестана, поражающего разнообразием пейзажа, языков и обычаев. За этот короткий срок они создали серию живописных полотен и графических произведений: этнографические зарисовки предметов быта, жанровые сценки, пейзажи, портреты местных жителей. Это были наброски и рисунки акварелью, сангиной, гуашью, тушью. Известна и картина маслом Василия Шлипнёва «Гуниб». Особый интерес представляют портреты горцев, отразившие мудрость, спокойствие и красоту жителей Дагестана.
В конце 1924 года художников пригласили с творческим отчётом в Москву. Предположительно работу экспедиции оценили высоко, но задачи были уточнены: меньше внимания пейзажу и больше – традиционной культуре, повседневной жизни горцев. И уже весной 25–го часть работ была представлена на Первой северо-кавказской краевой выставке картин и рисунков Севкавкрайрабиса в Ростове-на-Дону. Вот что пишет ростовский критик Илья Березарк в газете «Молот» от 6 мая 1925 года: «Если новый быт и революционное творчество не нашли достаточно яркого отображения на выставке, то гораздо больший интерес представляет собой цикл, так сказать, «краеведческих» работ наших художников. Ряд ростовских художников принял участие в дагестанской экспедиции и их работа в Дагестане оказалась достаточно плодотворной. В. С. Шлипнёв нашел интересные темы для своих выдержанных и чётких рисунков, показав нам оригинальные типы дагестанских горцев из самых отдалённых аулов. Ярко, колоритно написан аул Чох, залитый горным солнцем» [9].
Следующая научно-художественная экспедиция направлялась в Чечню. В ней приняли участие уже не только художники Шлипнёв и Черноусенко, но и композитор Давыденко, писатель Дзахо Гатуев, который собирал фольклорный материал о знаменитом абреке Зелимхане.
Вторая творческая экспедиция стала звёздным часом Василия Шлипнёва. Он привёз из поездки более пятидесяти работ. В основном это были портреты, написанные акварелью, карандашом и углем. Часть работ с ярким этнографическим характером – «Чеченки на молитве», «Обмазка стен», «Изготовление войлочных ковров на хуторе «Дуба», «Песнь о Зелимхане» и другие. Художником были написаны и несколько пейзажей, с детских лет знакомых горцам. Особенно хочется отметить серию акварелей, посвящённых изготовлению войлочных ковров – традиционному ремеслу чеченцев. Глазами художника Василия Шлипнёва мы видим и сам процесс производства, и готовые узорные кошмы с оригинальными орнаментами в неповторимой цветовой гамме. Ещё один цикл работ, подписанных В. Шлипнёвым, хранится в Ставропольском музее: портреты имама Шамиля и его приближённых. Портрет Шамиля написан масляными красками, а его наибов – графическим способом. Очевидно, эти портреты были включены в работу выставки Северо-Кавказского музея горских народов, посвящённую Кавказской войне.
Поездка по Северному Кавказу раскрыла художественный талант Василия Степановича Шлипнёва и ещё раз показала, как важно для творческого человека окунуться в действительность с её острыми противоречиями, захватывающей экзотической средой. В это время художником были созданы замечательные работы, ставшие со временем историческими документами и бесценным достоянием страны. Его горные пейзажи, изображения флоры и фауны, портреты – всё радует глаз.
С 1926 года начинается ещё одна интересная страница в ростовском периоде жизни Василия Степановича: сотрудничество с издательством «Северный Кавказ». Возможно, его интерес к полиграфии возник во время преподавательской работы с будущими наборщиками и печатниками. В этот год первый выпуск Полиграфической школы уже работал в типографиях, а их учитель начал оформлять книги серии «Учебники и учебные пособия для Северного Кавказа». Подпись «В. Шлипнёв» стоит на рисунках обложки пяти книг; некоторые из них выходили и вторым, и третьим изданиями. В том же 1926 году часть «кавказских» работ экспонировалась в Москве на VIII выставке Ассоциации художников революционной России «Жизнь и быт народов СССР».
Ростовский период жизни Василия Степановича можно считать счастливым и в личной жизни. В семье художника росли трое детей, и все они впоследствии продолжили дело отца.
В 1931 году Шлипнёв уехал в Москву и устроился на работу в Сельхозгиз, а через год – в знаменитый Учпедгиз. В своей биографии он пишет, что с 1937 по 1941 годы работал при Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Здесь же сообщается об участии Василия Степановича в различных выставках в Ростове, Москве, Ленинграде [7].
Важно отметить, что работы, созданные Шлипнёвым в период Кавказской экспедиции, не забыты и в наши дни.
«Горцы Северного Кавказа глазами художников» – так называлась выставка 1997 года, организованная Ставропольским краеведческим музеем. В 30-х годах коллекция этого музея пополнилась работами из Ростовского музея горских народов, в том числе и полотнами Шлипнёва. Из выставочного каталога следует, что в коллекции музея 80 работ художника времён кавказских экспедиций [10].
Несколько работ Василия Степановича иллюстрируют книгу З. Ибрагимовой «Чеченская история» [11].
Три картины этого цикла мы видим в альбоме «Женщины Кавказа», в основу которого легли материалы одноимённой выставки, организованной региональным общественным фондом содействия развитию культуры «Мир Кавказу». В предисловии к этой книге имя художника В. С. Шлипнёва упоминается в числе авторов иллюстраций [12].
В любом жанре Василий Степанович Шлипнёв – мастер, замечательный художник, который незаслуженно забыт. Я уверена, что его имя будет, наконец, стоять рядом с известными мастерами русской живописной школы.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Немиров Ю. Дорога в облаках // Дон. 1982. № 9. С. 148—154.
- Художники земли донской : каталог выставки : (Худож. жизнь края с XVIII в. по 30-е гг. XX в.) / авт. вступ. ст. Ю. А. Немиров. Ростов н/Д, 1980. С. 58.
- РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Д. 2454.
- ГАРО. Ф. 136. Оп. 1. Д. 10. Л. 17.
- РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Д. 2638.
- Высочайшие приказы о чинах военных. 1 февр. – 15 февр. 1917 г. [СПб, 1917]. С. [127].
- Архивная справка из РГАЛИ от 9.08.2017 № 542/5-4 по материалам фонда (Ф. 680. Оп. 2. Д. 923) –Л. П.).
- ГАРО. Ф. 1818. Оп. 1. Д. 396.
- Березарк И. Краевая выставка картин и рисунков // Молот. 1925. 6 мая.
- Горцы Северного Кавказа глазами художников (по следам худож.-этногр. экспедиций 1924–1926 гг.) : каталог выставки, г. Ставрополь 1997 г. Пятигорск, 1997.
- Ибрагимова З. Х. Чеченская история : Политика, экономика, культура. 2 пол. XIX в. М. : Евразия+,2002. С. 209, 225–231.
- Женщины Кавказа : фотографии, живопись, скульптура, графика : альбом. М., 2008. С. 47, 74.
|