Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Ссылка по ГОСТу: Переварюхина И. П. Фронтовые альбомы Василия Нечитайло // Донской временник. Год 2015-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23. С. 170-172. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=1400

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2015-й

Изобразительное искусство Дона

И. П. ПЕРЕВАРЮХИНА

ФРОНТОВЫЕ АЛЬБОМЫ ВАСИЛИЯ НЕЧИТАЙЛО

В «Донском временнике» за 2012 год мы рассказали об истории создания Сальской картинной галереи, познакомили с её фондами. Сегодняшний рассказ – об уникальных фронтовых альбомах народного художника РСФСР Василия Кирилловича Нечитайло, имя которого носит Сальский музей.

В 1941 году студент Московского института изобразительных искусств Василий Нечитайло записался в народное ополчение, сформированное в Ленинградском районе Москвы. Вооружали и обмундировывали их на ходу. Переходы были длительными и тяжёлыми – до 60 километров в сутки. Рыли окопы, противотанковые рвы. Вскоре студентов вернули для подготовки к защите диплома.

В 1944 году Нечитайло вновь попросился на фронт и получил разрешение на командировку в качестве художника от Главного политуправления Красной Армии.

Живописец Ю. П. Кугач вспоминал: «…в годы Великой Отечественной войны с восторгом перечитывали письма отца Васи – Кирилла Никитовича, который в составе кавалерийского корпуса Плиева сражался с нацистами и писал сыну в Москву: “…Ты, Вася, был в ополчении, когда фашисты наступали, а теперь посмотри, как мы наступаем!”

И Василий, молодой человек, переживший страшные дни лета 1941 года, прочтя эти строки, вспомнил Смоленщину, когда он вместе с однокурсниками был в ополчении, выходил из окружения, видел сожжённые города и села, испытал всю горечь отступления. Он снова ощутил грозную пустоту улиц фронтовой Москвы, стылую зыбь тревожных ночей, тишину осиротевших мастерских, щемящую боль расставания с близкими, друзьями…

Студент Нечитайло защитил диплом в 1942 году, а художник Василий Нечитайло обратился с просьбой откомандировать его на фронт. Вскоре, нагруженный этюдником, холстами, альбомами, он продвигался вместе с войсками, создавая десятки этюдов, рисунков, композиций.

Он догнал отца уже в 1944 году, когда кавалерийское соединение рвалось на запад, к логову фашистов» [1].

В фондах нашего музея хранятся два фронтовых альбома Нечитайло; один из них озаглавлен им «Война 1941–1945 гг.», второй – «Война 1942–1944 гг.» В первом альбоме 7 графических набросков, во втором 19 рисунков, один из них цветной, выполнен акварелью. Беглые зарисовки сделаны карандашом; степень их законченности разная, причина тому – время и место их выполнения. Великая Отечественная война выдвинула на первое место в графике плакат и карикатуру, репортажный рисунок. Сцены у Нечитайло не выдуманные, с отношением художника к происходящему. Серия «Казаки в Румынии» имеет свою историю: лето и осень 1944 года Василий Кириллович провёл в Румынии и Венгрии и много рисовал.

В первом альбоме интересен карандашный набросок «Воздушный бой». Несколько казаков наблюдают, как падает горящий вражеский самолёт. На обратной стороне листа центральные фигуры двух казаков из первого наброска даны более крупно. Прищур глаз, растянутые в еле заметной улыбке губы под густыми усами одного из казаков особенно подчёркивают настроение наблюдающих. К сюжету воздушного боя художник обращался не раз.

На следующем листе рукой автора написана дата: 16/ХII–44. В центре рисунка победно гарцуют по улице румынского города два всадника. Один из них казак – в черкеске, в кубанке на голове, уверенно сидящий на резвом коне, по возрасту и внешне похожий на отца художника. Справа всадник (не в казачьей одежде) на ходу уважительно о чём-то говорит казаку. На тротуаре остановился мужчина в длинном плаще, шляпе и с тростью и смотрит вслед всадникам. Контуры домов по сторонам улицы. Вдали видны луковички православного храма.

Среди рисунков первого альбома нельзя не заметить «Связистку». Молодая женщина невысокого роста, в грубых солдатских сапогах, в широкой длинной юбке, телогрейке. На левом плече винтовка. Она тщательно причёсана и даже кокетливо, собрав волосы ленточкой, завязала бантик. Лицо её задумчиво. Она позировала несколько минут художнику – судя по всему, нетерпеливо.

Второй альбом открывается рисунком «Казаки. Атака». В нём Нечитайло даёт возможность зрителю ощутить напряжённую атмосферу казачьей атаки. На первом плане один казак на белом коне, другой на тёмном (техника простого карандаша не позволяет определить цвет, но тональная растушёвка говорит о том, что скорее это каурый конь). Кони мчатся, седоки помогают им своими движениями и взмахами рук с саблями. Судя по мимике, по изображению губ, они кричат: «Вперёд! В атаку!» Далее мчится ещё один верховой. У горизонта – дым пожарищ растекается по всему небу. За всадником, чуть позади, разорвался снаряд, земля взлетела вверх, осталась воронка.

Несколько раз в альбоме отображены окопные бои, контратаки, во время которых художнику довелось видеть не только горящие вражеские танки, падающие самолеты, но и гибель казаков и мирного населения Румынии и Венгрии.

По-разному можно относиться к изображению врага. Василий Кириллович в рисунках «Руки вверх» и «Пленный немец» (особенно во втором) изображает неприятеля, на мой взгляд, без тени личной ненависти. На мастерски исполненном рисунке обмякшая, поникшая фигура немецкого солдата. В его облике – смятение и неловкость и вместе с тем, наверное, желание показать художнику уважение, расположение. Совсем по-другому изображает художник румынского полицейского: во всём его облике, выправке читается жестокость, проявляемая им к своим румынским собратьям. Строго застёгнут на все пуговицы мундир, на рукаве повязка, в руке плеть.

Идея создания картины «Кубанские казаки в Румынии», написанной в 1945 году, зародилась годом раньше. Единственный цветной акварельный набросок во втором альбоме воспринимается как один из первоначальных её эскизов. Изображена встреча людей разных национальностей, судьбы которых переплелись. В этой многофигурной композиции наиболее выразительны три-четыре фигуры. Среди группы румынских крестьян ведут оживлённый разговор несколько казаков. Зелёным цветом намечены китель, брюки-галифе и фуражки казаков, в светло-серых одеждах крестьяне. Цветовая среда, в которую помещены фигуры, передаёт атмосферу весны. Именно это время года изобразил Нечитайло на живописном полотне, вернувшись с фронта.

Показывая храбрость и мужество казаков, Нечитайло не мог не рассказать в своих рисунках и о том, как кубанские казаки во время коротких передышек между боями пели песни. Один из таких рисунков изображает казака на подводе, в руках гармошка. И несмотря на небольшой формат альбомного листа, кажется, что казачья песня разнеслась далеко за пределы румынского пейзажа, слегка намеченного скупыми штрихами.

Ещё один рисунок на эту же тему, «Песня», – картинка из жизни. У небольшой хатёнки, на бревне, два казака. Третий, чуть позади, привстав с табурета, помогает товарищам заводить песню. Один из сидящих на бревне широко растянул меха гармони. Фуражка сдвинута набок, из-под неё выбивается кудрявый чуб. Рядом молодой казак, прислонясь к гармонисту, положил правую руку ему на плечо, а левую вытянул вверх. Судя по характерной позе, он ведёт песню.

Из фронтовых рисунков видно, что необходимость присутствия художника на фронте не была чем-то отвлечённым, она возникала постоянно как насущная, жизненно важная потребность. В сверхчеловеческом напряжении на передовой приходилось художникам рисовать для боевых донесений в штаб бригады или фронта схемы минных полей, мины-сюрпризы, на которых подрывались наши бойцы, наглядные инструкции воинам и многое другое, в зависимости от характера военных операций. Но не только за это ценился художник. Когда часть отводили от линии фронта, когда наступали передышки между боями, тогда появлялось желание и настроение просто рисовать. Наверное, многое из того, что рисовал Василий Кириллович Нечитайло на фронте, было утеряно; какие-то рисунки – портреты бойцов были подарены им, и бойцы отправили их в письмах с фронта домой. Именно поэтому мы безгранично благодарны вдове мастера, народному художнику России Марии Владимировне Савченковой, за бесценный бескорыстный дар нашему музею.

 

Примечание

1. Цит. по: Долгополов И. Мастера и шедевры : в 6 т. Т. 6. М., 2000. С. 228–229.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"