Ссылка по ГОСТу: Исачкин В. В. Двадцатый проект // Донской временник. Год 2015-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23. С. 168-170. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=1399
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2015-й
Изобразительное искусство Дона
В. В. ИСАЧКИН
ДВАДЦАТЫЙ ПРОЕКТ
Валерий Васильевич Рязанов
Стеклянные двери уютного зала на первом этаже Донской государственной публичной библиотеки манят посетителей: там разместилась выставка «Донцы. Легенды и судьбы». Есть такая благородная профессия: ведать искусством. Главный, кто её представляет в нашем городе, – Валерий Рязанов. Именно он автор большинства выставочных проектов в библиотеке; «Донцы» – по счёту двадцатый. Официально Валерий Васильевич – старший научный сотрудник областного музея изобразительных искусств, председатель учёного совета регионального объединения художественных музеев Юга России. Свой первый проект, осуществлённый в 1999 году, он посвятил донскому казачеству. К сожалению, в миллионном городе до сих пор нет постоянной экспозиции, представляющей искусство донских мастеров, и Валерий Васильевич решил восполнить этот пробел: он стал связующим звеном между Донской публичной и музеем изобразительных искусств. Пятнадцати лет сотрудничества оказалось достаточным, чтобы о библиотеке заговорили как о серьёзном культурном центре.
Тематика выставок разнообразная – от персональных работ художников, мало известных широкому кругу любителей живописи (проект «Новое имя»), до коллективных собраний («Неповторимый край донской», «Женщины и цветы», «Русское ненастье-I», «Русское ненастье-II», «Автопортрет в творчестве донских художников», «Окна дома моего»). Сегодняшняя тема – Шолохов. Вот что пишет В. В. Рязанов:
«Известен факт, что в 40-е годы ХХ века Михаил Александрович Шолохов был избран председателем оргкомитета по организации большой выставки “История Донского казачества в произведениях изобразительного искусства”, но осуществлению этого замысла помешала Вторая мировая война. Отрадно, что в наше время – историческое время возрождения казачества – не забыты традиции духовного воспитания донцов» [1].
Процесс создания экспозиции непрост. Необходимо посетить мастерские художников, отобрать наиболее отвечающие замыслу картины, доставить их в библиотеку, – последнее бывает делом особенно хлопотным: приходится беспокоиться о транспорте, ведь нередко картины, среди которых есть и довольно громоздкие, привозят из городов и посёлков области. Затем – самая творческая часть: определение места каждой картины в экспозиции и развеска. То есть необходимо распределить картины по размеру и колориту, по цвету и качеству рам, а также по вкладу художника в исторической перспективе; к тому же помимо живописных полотен экспонируются и графические работы, скульптуры, декор. И наконец – момент, которому придаётся огромное значение: открытие выставки. Обычно не обходится без ансамбля казаков, без песен и стихов, без угощения для гостей библиотеки. На открытии «Донцов» присутствовали казаки из Донского военно-исторического общества – с оружием, в национальных одеждах времён Отечественной войны 1812 года.
Названия картин говорят сами за себя: «Атаман Вихрь» и «Бивуак» В. Кострова, «Атаман Сусар Фёдоров» и «Атаман Платов» В. Куприянова, «Степана Разина везут по Москве» и «Трагические судьбы героев Шолохова» В. Клёнова, «Туроверов Н. Н.» О. Семченко, «Дон-Батюшка» И. Шепеля, «Водопой на Сене» Н. Чубанова, «Хутор Весёлый» И. Чарской, лубочные работы Д. Уздемира, офорты М. Ордынской. Представлена бронзовая скульптура А. Скнарина: сидящий на лавочке Шолохов.
Юношей Рязанов мечтал быть моряком; но, приехав в Ленинград и посетив Эрмитаж, Русский музей, Петергоф, был покорён богатством мировой культуры. Родилось решение поступить в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина. В 1971 году Валерий окончил факультет истории и теории изобразительного искусства. Годы кропотливой работы в музеях Юга России... Молодому человеку высокого роста, богатырского телосложения такая работа была по плечу. Он разрабатывал методы атрибуции (определения авторства), благодаря которым распознал в пейзажных полотнах почерк французского художника Жана Франсуа де Труа, голландца Яна Ван дер Неера и других.
Знаток живописи, скульптуры, истории искусства, Валерий Васильевич и сам создавал картины: писал портреты в технике масляной живописи (самый сложный жанр!), получившие высокую оценку зрителей.
Зачастую художник, вынашивая идею будущей картины, знает, что он напишет, но не до конца представляет, как выразит свою идею. Это происходит по ходу творческого процесса. Искусствовед ранга Рязанова знает, как надо сделать, чтобы картина заиграла, персонажи ожили, «заговорили». И пробудили чувства добрые.
Нередко мне приходилось быть свидетелем работы Рязанова с молодёжью. Сколько такта и доброжелательности! Принимая дипломные работы, Валерий Васильевич всегда старается найти зёрна истины и правды, прорастающие сквозь неуверенные штрихи. Отмечает недостатки; но внимание акцентирует в первую очередь на положительных моментах. Художник должен знать, куда устремиться в поиске!
Ещё Валерий Васильевич считает очень важным состояние художника, при котором создаётся картина. Оно непроизвольно передаётся движениям кисти по холсту. Художнику должно нравиться то, что он создаёт из небытия. Он должен испытывать сильные чувства ко всему, что творит. Тогда эти чувства передадутся зрителям.
Многочисленные статьи Валерия Рязанова опубликованы в местных изданиях, в том числе энциклопедиях [2], в альманахе «Донской временник» [3], в каталогах и художественных альбомах [4]. Среди «героев» Рязанова – художники С. С. Скопцов, В. М. Клёнов, А. Д. Чередниченко, Г. К. Артёмов, Г. С. Запечнов, Т. Ф. Теряев, О. М. Лусегенов… «Авторская рукопись-исследование буквально с первых же строк властно втягивает и увлекает, – так пишет о новой книге Валерия Рязанова о живописи донских армян А. Ф. Мартиросов. – Поток исторических фактов, их достоверность, понимание и осмысление последствий геноцида, потрясавших мир, а главное, – позиция самого автора, утверждающая суть победы добра над злом, достойны особого внимания и уважения» [5].
Работа Валерия Васильевича отмечена и в области и на российском уровне. Заслуженный работник культуры Российской Федерации Рязанов в 2014 году награждён знаком «Лучший работник культуры Ростовской области» и золотой медалью Союза художников России «Василий Суриков».
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Выставка, посвящённая М. А. Шолохову // Донская государственная публичная библиотека [сайт]. Ростов н/Д, 2014. Режим доступа: http://dspl.ru/news/6735.html. Загл. с титул. экрана.
2. Рязанов В. В. История изобразительного искусства // Новочеркасск : энцикл. Новочеркасск, 2005. С. 189–206.
3. Его же. Александр Васильевич Тимофеев // Дон. Временник. Год 2001-й. С. 84–85; Его же. У фонтана мечты : (рост. период творчества Г. К. Артёмова) // Там же. Год 2002-й. С. 15–16; Его же. Мастер экслибриса Александр Силин // Там же. Год 2003-й. С. 140–142; Его же. Его вдохновляла Россия : [о С. С. Скопцове]; Знакомые всё лица : [об А. Д. Чередниченко] // Там же. Год 2007-й. С. 133–135; Его же. Земля пахла полынью... : [о Г. Запечнове] // Там же. Год 2009-й. С. 117–118; Его же. Поэмы в красках // Там же. Год 2010-й. С. 109–110; Его же. Образы в камне :[о К. Коляде] // Там же. Год 2014-й. С. 173–175.
4. Его же. Экслибрисы Дмитрия Уздемира // Уздемир Д. Экслибрисы. Ростов н/Д, 2006. С. 7–9; Его же. «Ваши картины трепетно чисты» // Николай Медведев : пастель. Ростов н/Д, 2007. С. 6–10; Таганрогская картинная галерея : Живопись, графика. XVIII–XX вв. /вступ. ст. В. В. Рязанова. С. 7–12. Таганрог, 1998; Изобразительное искусство Российской Федерации. Юг России : [авт. вступ. ст. В. В. Рязанов]. М., 2013.
5. Его же. От первого приюта до наших дней : из истории изобраз. искусства Нахичевани-на-Дону. Ростов н/Д, 2011. С. 7.
|