Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Кулинич Т. И. И льётся молитва ко господу // Донской временник. Год 2014-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2013. Вып. 22. С. 175-177. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/1/art.aspx?art_id=1306

Донские художники

Т. И. КУЛИНИЧ

И ЛЬЁТСЯ МОЛИТВА КО ГОСПОДУ

К 15-летию создания иконописной мастерской «Покров» в Константиновске

Эту икону прихожане почитают особо: изображение Казанской Божьей Матери в одноимённом храме Семикаракорска увешано золотыми цепочками, крестиками, кулончиками. Это знаки благодарности от молящихся, которые получили облегчение в своих тяготах. Пожалуй, эту икону уже можно считать намоленной, хотя не так уже и велик её «возраст».

иконописная мастерская «Покров»

Наверное, редко кто сейчас задумывается, откуда же берутся иконы в наших современных храмах. Далеко не все они старинные, тем не менее – настоящие! Чудесный иконостас встречает прихожан и в нашем Свято-Троицком храме, и в храме Казанской Божьей Матери, и в новом — иконы «Всех скорбящих Радость». И, оказывается, иконы для этих храмов написаны нашими современниками, живущими почти рядом, — в бывшей окружной казачьей станице Константиновской. Да, именно там работает иконописная мастерская «Покров», уже снискавшая себе уважение во многих городах и весях матушки России за труды её работников Николая Орехова, Сергея Каразаева и Анатолия Потапьева. Интересно, какие они, эти люди, современные иконописцы?

Задавшись таким вопросом, я отправилась в Константиновск, искать эту мастерскую. Вот оно – старинное трёхэтажное здание, на которое мне указали. Правда, ни с парадного, ни со двора попасть в него никак не удавалось – двери заперты. Оказалось, что вообще-то здание должно быть необитаемым по причине своего аварийного состояния. Выселили оттуда и библиотеку, и вечернюю школу, и другие учреждения. Но вот – в окне вроде бы мелькнула чья-то фигура. Не мистика ли? Телефонная связь развеяла сомнения. Мастерская здесь! Летом – на этаже, зимой – в подвале, где потеплее. Потому что другого помещения нет, а что опасность определённая существует, так на то Божья воля.

Дверь мне отворили и повели наверх по широкой пустынной лестнице. Ощущение необычности, исключительности момента всё ещё не покидало. А сама комната, где, собственно, и работают художники, как ни странно, «вернула на землю». Обстановка оказалась очень и очень знакомой, такой же, как в любой художественной мастерской с её творческим беспорядком. Но предмет разговора всё-таки был особым. Об иконописи.

Через иконы, как через окна, мы взираем на иной мир – утверждали во все века подвижники русские.

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Без икон невозможно представить интерьер православного храма. В доме православного человека иконы занимают видное место. Отправляясь в путь, православный христианин также берёт с собой по обычаю небольшой походный иконостас, или складень. Так на Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело – его сопровождал иконописный образ. Вся история России прошла под знаком иконы, многие православные и чудотворные иконы стали свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в её судьбе. Сама Россия, восприняв некогда крещение от греков, вошла в великую традицию восточно-христианского мира, который по праву гордится богатством и разнообразием иконописных школ Византии, Балкан, христианского Востока. И в этот великолепный венец Русь вплела свою золотую нить.

– Не пишите о нас высокопарно, – попросил Николай Николаевич Орехов. – Мы обыкновенные люди, православные христиане, каких тысячи. Когда начали восстанавливать Константиновский храм Покрова, мы пришли туда помочь в росписи да так и остались. И теперь, конечно, понимаем, что служение иконописи – это дело нашей жизни. Всё бывает, может, и случится заняться чем-то другим пропитания ради, но всё равно, думаю, вернёмся сюда. Такое не отпускает…

Икона как духовный феномен всё больше привлекает к себе внимание. Икона отражает религиозное переживание, свойственное определённой эпохе. И как подлинное искусство осуществляет связь между древними веками и веком нынешним. Икона, как мы поняли, пообщавшись с художниками, – это вовсе не способ их самовыражения, но и не копирование или подражание. Это молитва иконописца и умножение в мире образа, восходящего к первообразу. Сложно? Но если вдуматься, то станет понятно. А в подтверждение вышесказанному художники пояснили:

– Иконы пишутся только через труд, никакого вдохновения тут не требуется, оно может только помешать. Необходимо очень хорошее знание канонов, технологии изготовления, трудолюбие и, конечно, терпение. Одно изображение мы втроём создаём где-то месяца два. Спешка тут совсем неуместна. Да, иконописание – это соборное творчество, как и всё церковное искусство.

Осмелилась спросить у всех троих соавторов, есть ли у них свой стиль, почерк, можно ли по нему узнать их иконы в храмах. Подумав, художники всё-таки признали, что своя манера письма у них есть. И, как жизнь показала, её оценили соответственно. Иконы этой мастерской приобрели храмы Новочеркасска, Зернограда, Москвы. Особая гордость для иконописцев – то, что их работа находится и в кафедральном соборе Ростова-на-Дону. А однажды, к празднованию Дня славянской письменности и культуры, мастерской было поручено написать более десяти подарочных икон для прибывших в Ростов архиереев.

«Покров» – такое имя получила иконописная мастерская в честь родного храма Покрова Пресвятой Богородицы, находящегося в Константиновске. Основателем, вдохновителем и руководителем мастерской является протоиерей благочинный отец Александр Овчинников. Начало работе мастерской положено в 1999 году. 5 ноября того года мастерская и художники получили благословение архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона.

Как и любые художники, константиновские иконописцы участвуют в выставках. Например, выставляются в Ростове, куда съезжаются авторы со всей России и даже из Греции на форум «Русь православная». Показывают разные работы, в том числе и мерные иконы, о существовании которых автор сего рассказа, к своему стыду, услышала впервые. И пришлось Николаю и Анатолию провести со мной «ликбез» на эту тему. Вот какую историю они мне поведали:

– Супруги Анна и Сергей приехали в Константиновск для того, чтобы освятить икону святой Марии Хиданской для своей дочери Машеньки. Это была мерная икона. Она пишется по просьбе родителей любого младенца, имеет размер, равный росту новорождённого, и изображает святого, который будет покровителем нового человека на протяжении всей его жизни. И нам бывает радостно, когда многие родители звонят и рассказывают, как растёт их дитя, как любит свою икону, как общается с ней, целует.

Оказывается, у христиан мерные иконы издавна играли огромнейшую роль в воспитании ребёнка. Эта икона словно призывает того, ради кого писана, к молитвенному обращению. Ребенок растёт с иконой, которая входит в его жизнь и уже не воспринимается как статичное изображение. Мерная икона способна стать главной святыней дома, постоянным приглашением к молитве.

А ещё художники не забыли меня предупредить, что изображение становится полноценной иконой только после его освящения в храме. Ну это, слава Богу, я уже знала. А вот попросив рассказать о тонкостях работы иконописцев, тоже открыла для себя много интересного. Например, то, что углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски называется ковчегом, а глубина его должна быть не более пяти миллиметров. Края доски, не занятые ковчегом, называются полями, а переход от полей к ковчегу – лузгой. Древние иконы всегда имели ковчег, и в этом есть глубокий смысл: по преданию, ковчег «сам нёс тех, кто нёс его». Доски для икон используются не любые. Обычно это липа или бук, просушенные в определённых условиях. (Кстати, мои собеседники похвалили доски их семикаракорского коллеги В. Ханова, с которым сотрудничают.) Потом на доску наклеивается специальная ткань-паволока, а после просушки наносится грунт – левкас. Подготовка к началу написания образа делается без спешки, в течение нескольких дней. И только потом художник приступает к нанесению прориси будущего лика.

Посмотрела я на иконы, которые были на тот момент в работе, видела в том числе и прорись – это очертания без краски. Но образ уже проступает, уже завораживает. И созерцая, так всё-таки трудно убедить себя, что это ремесло, так хочется назвать работу искусством. Тем более, что в этот раз художники начинали писать образ новомученика (канонов для него ещё нет!) Александра Державина. Он был проповедником, которого репрессировали в 1933 году, а через два года он принял мученическую смерть в лагере для заключённых. Сохранилась только одна фотография А. Державина, сделанная в Бутырской тюрьме. Она и лежала на столе у иконописцев. Икона готовилась как мерная, её заказали родители некоего новорождённого Александра. И кто знает, может, мальчик, взрослея, воспримет христианскую традицию, станет проповедником.

Константиновских иконописцев благодаря Интернету знают далеко за пределами области. И, пользуясь современными средствами связи, им делают заказы издалека. А потом получают их по почте. Готовая, освящённая в храме Покрова, икона тщательно упаковывается и с сертификатом освящения отправляется заказчику. В сертификате записано: в честь какого святого, в какое лето от Рождества Христова, месяц и день была освящена эта икона. Бывают и такие случаи, когда человек желает вывезти икону за границу. И когда он сообщает о своём намерении мастерской, то ему выдается специальная справка о происхождении данного предмета искусства.

Как и все россияне, с восьми до семнадцати часов трудятся художники в своей мастерской. А когда надо, может и до полуночи гореть окно в старинном здании, что снаружи кажется пустым. Здесь творятся иконы, которым предстоит долгая жизнь.

В начале нового века мы все почувствовали, что Россия призвана к духовному возрождению. И мне кажется, что началось это возрождение именно в глубинке.

Казаки разумно расположили станицу Константиновскую на крутом берегу Дона. Если смотреть сегодня на город с противоположной стороны реки, то видно, как над ним среди зелени деревьев возвышаются золотые купола храма Покрова Пресвятой Богородицы (архитектурный облик храма связан с определённой эпохой и квалифицируется как историко-архитектурный феномен). А в восточной части города, также возвышаясь, стоит Дворец культуры. Внимательный человек сразу обратит внимание, что расположено здание строго по сторонам света и не вписывается в прямоугольную архитектуру городских кварталов. И это не случайно. Ведь стоит оно на фундаменте Николаевского собора, в своё время одного из красивейших соборов в Европе.

И не удивительно, что именно в этом провинциальном городке, продолжая традиции православия, основали иконописную мастерскую. Льётся здесь молитва ко Господу и его святым угодникам. И есть в этом великом деянии возрождения веры лепта трудников мастерской «Покров» – рабов Божьих Николая, Сергея, Анатолия.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"