Перехов Я. А. Слово о Владимире Сидорове // Донской временник. Год 2001-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2000. Вып. 9. С. 110-111 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m18/1/art.aspx?art_id=886
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2001-й
Жизнь и творчество донских писателей
СЛОВО О ВЛАДИМИРЕ СИДОРОВЕ
Писать о Владимире Сидорове и легко, и трудно.
Легко потому, что он весь на виду, всегда, несмотря на кажущуюся суровость, добр и внимателен к людям, с ним всегда интересно, он глубоко человечен.
Трудно потому, что он личность чрезвычайно многогранная, со своим видением окружающего мира, своей жизненной философией и еще потому, что он безмерно талантлив: в литературном творчестве, в публицистическом эссе, в серьезных исторических исследованиях.
Я знаю Володю Сидорова с осени 1954 года, когда он вихрастым первокурсником пришел на истфилфак Ростовского университета, а мы «взрослые» второкурсники свысока поглядывали на «салаг». Помню, го г да он поразил всех нас своими прозрачными осенними стихами о любви, о поэзии, о любимом тогда всеми нами Есенине. Много лет спустя это пронзительное чувство первой любви выплеснулось в ностальгических строчках рассказов на страницах журнала «Дон». Комсомольская казахстанская целина отразилась в строчках молодого поэта, напечатанных в факультетской газете:
Целина — это жизнь без бантиков,
Жизнь, насквозь пропахшая потом,
Иностранное слово «романтика»
Здесь по-русски звучит — работа.
А еще я помню Володю помощником режиссера университетского драмколлектива, когда он помогал заслуженному артисту Я. В. Родосу ставить на вузовской сцене советскую и русскую классику — «Человек с портфелем» А. Файко и «Последние» М. Горького. Он здорово «командовал» студенческими ермоловыми и щепкиными, входил с ними в образ, показывал мне и А. Обертынскому, как правильно разыграть сцену доктора Леща и младшего Коломийцева из горьковских «Последних».
Затем последовали годы узнавания родной страны — от казачьего Дона до далекого Сахалина. Очевидно, было что-то в Сидорове от тех великих русских людей, начиная с Петра Великого, которые хотели все знать и всему научиться самим. Много разных профессий перепробовал выпускник РГУ раньше чем стать маститым поэтом. Поэтические сборники следовали один за другим, пришла известность, признательность читающей публики. В нем проснулся дотоле дремавший генетический историк, и это сочетание ученого и писателя привело к появлению исторических романов «Камышеваха» и «Темерник».
Поражает, с каким неистовым упорством, с какой ненасытной творческой жадностью терзает В. С. Сидоров фонды государственного архива Ростовской области, как из-под его пера одна за одной выходят книги, без которых немыслима донская регионалистика, то, что формально принято называть краеведением, а по существу является большой исследовательской литературой о донской земле, о ее людях, о славном прошлом нашего Отечества. Недюжинный талант Владимира Сидорова с возрастом становится все ярче. Подумать только — захлебываясь от безденежья, буквально «на честном слове и на одном крыле», он в одиночку создает поистине исторические шедевры, которые разве что под силу целым научным коллективам с докторами и кандидатами наук. Сидоровские «Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» (пока в 5 томах), его «Казачья энциклопедия» (незаконченная из-за отсутствия финансирования) — это глубокие историко-литературные исследования.
Владимир Сидоров встречает свое шестидесятипятилетие в круглосуточном творческом поиске, отвлекаясь от творчества лишь на прозу добывания хлеба насущного. Он — настоящий, пламенный трудоголик, представить его облик без пера и бумаги просто немыслимо.
… Вышел в свет первый том собрания сочинений В. Сидорова «После жизни». Верится, что этот том — не последний.
Мне очень хочется, нарушая печальную русскую традицию говорить о талантливых людях хорошее после их ухода из жизни, сказать живому В. Сидорову: «Володя, дорогой, живи, твори, ты чертовски талантлив! Счастья тебе и многие лета!»
|