Сокольский Э.А. Жалоба депутату Шолохову // Донской временник. Год 2005-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 13. С. 66-67. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m18/1/art.aspx?art_id=607
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2005-й
Жизнь и творчество донских писателей
ЖАЛОБА ДЕПУТАТУ ШОЛОХОВУ
Мало того, что Мария Петровна Громославская окончила епархиальное училище, она и жениха своего уговорила пойти в церковь — обвенчаться. Для 1924 года — поступок!
Женихом был Михаил Шолохов, сугубый атеист, будущий коммунист, великий писатель, — великий и в том, что ни в одном произведении не позволил себе осмеять церковь и верующих — свой же народ, своих станичников и хуторян, душу которых старался постигнуть до глубины душевной боли. С искушением писать, придерживаясь антирелигиозных установок партии и правительства, совладали далеко не все. Шолохов — шёл своим путём. О вере он пишет со сдержанным уважением — и в «Тихом Доне», и в «Поднятой целине». В последнем романе он говорит о закрытии церквей как о произволе коммунистов…
Это — в художественных произведениях. А в жизни?
Тут достаточно привести любопытное письмо Шолохова, до сего времени нигде не опубликованное. Но сначала о предмете письма.
В 1913 г. при въезде в тихий хуторок Мостовой, слегка озеленённый шелковицей, дикими абрикосами и вишнями, заезжие мастера построили на поляне каменную церковь во имя Иоанна Богослова. Авторы проекта рассчитывали, что она будет производить грандиозное впечатление и послужит века. Церковь до сих пор притягивает к себе внимание, когда подъезжаешь к хутору, и вызывает удивление своим торжественным видом и непомерно могучим ростом. Первые хуторские домишки за нею кажутся крохотными, а голубые леса в долине реки Кундрючьей — недостижимо далёкими. Что-то грозное есть в этой церкви, что-то надменное, колдовское… Она тяжеловесна, два её боковых фронтона слишком велики, неуклюже плотна колокольня («византийский» восьмигранник); настоящее украшение — купола: округлый главный и четыре маленьких (его копии в миниатюре); но они тоже достаточно строги. Лишь многочисленные окошки делают храм теплее и добрее. Размахнувшись проектом, автор сооружения всё же утратил чувство меры...
Конечно, такое заметное культовое здание раздражало новую власть, и году в 33-34-м дали указание разрушить его. Хуторяне откликнулись мгновенно: вооружившись вилами, окружили церковь и стерегли её несколько дней и ночей, пока угроза не миновала. А при Хрущёве, в 1963-м, власти подключили к делу милицию, и тех, кто сильно возражал против осквернения церкви, сажали в «Бобик», увозили за три-четыре километра и ссаживали в овраге: пусть отдыхают, не мешают другим сбрасывать колокола! К счастью, часть церковной утвари некоторые верующие предусмотрительно схоронили у себя в домах… За «очисткой» храма для размещения ядохимикатов колхоза «Рассвет» следило местное начальство. Обломки иконостаса эти суровые дяди-атеисты свозили в тот же овраг, устраивали костёр до неба и раскладывали яства — пировать в честь успешного выполнения задачи.
Потом бочку с гербицидами взорвали мальчишки, и церковь горела.
В 1970 г. престарелые жители Мостового и пяти соседних станиц и хуторов подготовили большое письмо-«жалобу» депутату Верховного Совета товарищу Шолохову М. А., в котором просили помочь «исправить допущенную ошибку» властей и открыть церковь, посвящённую Иоанну Богослову: ибо ни от райисполкома, ни от Министра по делам религии В. А. Короедова ответа не дождаться. «Церковь наша не мешает ни колхозным строениям, ни проезжей части дороги, — говорилось в письме от лица 406 верующих. — Храм во имя Иоанна Богослова по проекту типовой, кирпичный, является лучшим украшением наших хуторов и сёл, является святыней народа и живым памятником русской истории. Поэтому мы, верующие христиане, оставшиеся сиротами без крова, нам очень обидно и больно до слёз, что наш Красавица Храм во имя Иоанна Богослова закрыт и пустует, ремонт, который предстоит сделать храму, жители этих хуторов обязуются сделать своими силами и средствами, утварь и принадлежность храма — всё в сохранности».
Отклик на «Жалобу» станичников и хуторян, исполненный собственноручно, Михаил Александрович направил в хутор Пухляковский писателю Анатолию Вениаминовичу Калинину (и до сей поры проживающему — дай Бог ему здоровья! — в Пухляковке, которая, так же, как Мостовой, относится к Усть-Донецкому району Ростовской области). Вот это письмо:
«Депутату Верховного Совета РСФСР
тов. Калинину А. В.
Уважаемый товарищ депутат!
Что-же это Вы так плохо работаете в области религиозной, и почему Ваши избиратели обращаются ко мне? Почему до сих пор Вы не открыли Храм Св. Иоанна Богослова? И. С. Погорелов [1] готов приехать на освящение этого Храма и принять в этом мероприятии самое деятельное участие, т.е. выпить ½ ведра церковного вина пухляковского производства и помолиться вместе с остальными верующими за здоровье депутата Калинина, чтобы у него не болело ни сердце, ни горлышко, ни вся внутренняя начинка…
Обнимаю Вас!
Старый церковник и не менее старый Ваш друг М.Шолохов.
27.6.70.
P.S. Заявление верующих прилагаю.
М. Ш.» [2]
Однако, несмотря на это «напутствие», Анатолий Вениаминович не смог решить дело в пользу верующих. 1970-й год — и открытие в глухом хуторе храма или хотя бы молельного дома? Такое и присниться не могло…
Несколько слов о дальнейшей судьбе церкви. В 90-е годы, когда задумали восстанавливать гигантский «византийский» храм в соседней станице Нижнекундрюченской, решил не отставать и хутор Мостовой. Жители собрали деньги на свой храм и передали их председателю сельсовета Илье Пантелеевичу Лагутину. Тот приобрёл 50 кубов леса (на полы) и кровельное железо.
— С лесом получилось нехорошо, — с обидой вспоминал хозяин дома, что стоит неподалёку от церкви. — Председатель увёз его в Калинники к своему родичу, который создавал новый колхоз. В том хуторе этот лес и сейчас. Получается, люди обмануты. Теперь деньги собирать бесполезно: кто даст? Не верят больше.
Поверили, однако… В марте 2004 года группа верующих вновь пошла по хуторам собирать средства на восстановление храма Иоанна Богослова — на сей раз по инициативе церковного старосты Валентины Кузьминичны Пятибратовой. Жертвователей оказалось много, и почти все — из небогатых… Состоятельные — берегут копейку. Что ж, денег на первое время хватило: есть уже и цемент, и краска, и олифа, и стекло… Слава Богу! «Допущенная ошибка» исправляется.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Секретарь М. А. Шолохова.
- «Жалоба» прихожан и письмо М. А. Шолохова — из личного архива А. В. Калинина (хранятся в Раздорском этнографическом музее-заповеднике).
|