Джичоева Е. Г. Из литературного наследия Гавриила Колесникова // Донской временник. Год 1997-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1996. Вып. 5. С. 186-190 URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m18/1/art.aspx?art_id=329
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1997-й
Жизнь и творчество донских писателей
ИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГАВРИИЛА КОЛЕСНИКОВА
Так получилось, что только сейчас я смогла заняться разбором завещанного мне ростовским писателем Гавриилом Семеновичем Колесниковым его литературного архива. Там рукописи его рассказов, очерков, заметок, дневниковых записей, стихов. Многое из того, что было отдано в мои руки, было мне знакомо, но вот в папке с воспоминаниями и заметками на полях я нашла для себя много нового. Я знала, что Гавриил Семенович — человек активного, действенного характера, его стремление вмешаться в жизнь, в судьбу того или иного человека нередко происходило на моих глазах, он всегда хотел докопаться до истины, восстановить справедливость, он буквально болел жаждой справедливости — видимо, это было не только природное качество, но и необходимость, которую он, бывший зек, постиг в колымских лагерях.
Но я не знала, какая напряженная внутренняя работа шла в душе этого человека. И только ознакомившись с этой папкой, я убедилась в том.
Он откликался буквально на все: статья в газете, с которой он соглашался или не соглашался, чей-то поступок, который вызывал его возмущение или гордость, просто некролог в газете. Так, рядом с вырезкой из ростовской газеты с некрологом Бориса Изюмского, аккуратно наклейной на лист бумаги, мелким летящим почерком Гавриила Семеновича написано:
«Странно. Сколько добрых статей написал я о живом Борисе Васильевиче, сколько дружеских слов сказал о нем на наших писательских и неписательских сборищах, а вот умер Борис Васильевич, и я ничего о нем сказать не могу.
Разве что вспомнить: говорил он хорошо, держал аудиторию в руках, слушали его всегда внимательно и с интересом. Немало!
Да еще работать умел. Для него было горем-несчастием, если хоть где-нибудь, в каком-нибудь году у него не выходила книга. Но книгу надо писать. И он писал. Изо дня в день, изо дня в день, книгу за книгой, как хорошо отлаженный автомат.
Справедливости ради надо сказать, что в потоке книг Бориса Васильевича были и очень и просто хорошие: первая часть «Алых погон», многие исторические повести. Профессиональный историк, он зорким оком художника видел жизнь наших предков в ее реальности и умел изображать их живыми людьми».
***
А вот еще одна вырезка — из «Вечернего Ростова» за 21 октября 1981 года со стихотворением Вениамина Жака «Буря»:
Даже самых удачливых,
Даже самых везучих
Любит жизнь озадачивать
Неожиданной тучей.
Солнце словно украдено,
Бьется небо о крыши,
Пляшут, прыгают градины,
Мчатся улицей рыжей.
Гром грохочет неистовей,
А разряды все ближе...
Надо выдержать, выстоять
И осилить, и выжить!
И заметка Колесникова на полях:
«Умный поэт Вениамин Жак опубликовал этот стишок. Еще более умный прозаик Михаил Соколов обнаружил в стишке крамолу. Что выдержать? От чего выжить? Что осилить? Такие идеи в годы оккупации немецкой были уместны, а сегодня это звучит подозрительно и двусмысленно.
Соколов шепнул свои сомнения на ухо уже сверхумному человеку — секретарю обкома Тесле. И тот, не называя фамилии автора стихотворения, публично выпорол Жака — не вольничай мыслями, не положено.
Так же вот политические дураки в строчках Леонида Григорьяна о Римской империи:
А государственность стоит
На лучевых и на берцовых,
— усмотрели намек на Советскую власть. Дескать, наша государственность стоит на человеческих костях.
Поистине — нет предела человеческой глупости!».
***
1 ноября 1965 года, в период неутихающей травли Пастернака, Колесников отправил тогдашнему редактору «Литературной газеты» Александру Чаковскому открытое письмо в защиту Пастернака. Не буду приводить его полностью, хотя оно сохранилось в архиве Колесникова, скажу только, что суть его заключалась в том, что он предлагал отменить постановление об исключении Пастернака из Союза писателей, потому что на нем лежит зловещая тень культа личности Сталина, и издать собрание сочинений Пастернака.
Пытался он включить в борьбу за реабилитацию Пастернака и Илью Эренбурга. Тот ответил ему письмом следующего содержания:
«Уважаемый Гавриил Семенович, я вполне понимаю Ваши чувства. В свое время я никакого участия в осуждении и исключении Б. Л. Пастернака не принимал, однако я не пользуюсь никаким влиянием на писательские организации и мое вмешательство не может оказать воздействия на их решения». Колесников так комментирует это письмо: «Даже Илья Эренбург в те годы не мог оказать на Союз писателей никакого влияния — таким твердокаменным монолитом высился тогда над нами наш Союз».
«Вот потянул ниточку воспоминаний, — пишет Г. С. Колесников, — и начал разматываться целый клубок...
Близко к тому времени в Ростов приехала «Литературная газета». Отчитываться перед своими читателями. Я рассказал о своем письме Чаковскому, возмутился тем, что «Литературка» не нашла в себе смелости высказать свое отношение к судьбе Пастернака, и не только не опубликовала мое письмо, но и не ответила мне ни словом.
— И правильно сделала!
Это из зала подал голос Ашот Гарнакерьян. Счастливый был человек Ашот Георгиевич. Он всегда и точно знал, что сегодня правильно и что неправильно. Сам он всю жизнь шел правильным путем, никогда ни в чем не сомневался и не отклонялся от, как ему казалось, верной дороги. Но вот беда — Ашота Гарнакерьяна нет в русской литературе, а Бориса Пастернака никому не удалось вытравить из русской и мировой культуры...»
Колесникову посчастливилось видеть и слышать Пастернака, и произошло это при обстоятельствах довольно комических. Об этом он рассказал Андрею Вознесенскому, когда тот принимал активное участие в подготовке приближающегося 100-летия со дня рождения Пастернака.
Вот этот рассказ:
«Вероятно, в 1935 году мы с женой отправились в Колонный зал Дома Союзов на встречу с советскими поэтами. Мне отчетливо запомнилось на этой встрече галифе Алексея Суркова коричневато-желтой кожи, несколько надменно вскинутая голова жиреющего Джека Алтаузена. И особенно Вера Инбер — маленькая, шустрая, уверенная. Она читала «До чего же хороши эти карандаши», «Сороконожку» и какие-то стихи о добродетельной фабричной работнице. Рефреном к ним был риторический вопрос: «Ну, а если спросит Сталин, как дела?» Взволнованная работница отвечала что-то подобающее обстоятельствам. Стихотворение было длинное, рефрен повторялся несколько раз. Когда Вера Инбер в очередной раз произнесла: «Ну, а если спросит Сталин, как дела?» — зал взорвался аплодисментами. Вспыхнула овация. Люди повскакали с мест... Вера Инбер покраснела и заулыбалась. Бедная Вера! когда до нее что-то дошло и она обернулась, то увидела в дверях задней стенки сцены смущенного Пастернака. Он поднял руки и жестами старался успокоить бушевавший зал. Вера Инбер в слезах убежала за кулисы. Борис Леонидович сел за стол, но тут же поднялся и стал читать стихи на смерть Кирова. Читал плохо: невнятно, косноязычно. Но зал замер, боясь проронить хоть слово из того, что читал Пастернак. Когда он кончил, овация повторилась...
Еще раз я встретился с Борисом Леонидовичем уже после его смерти — на кладбище в Переделкине.
Мерцает свечка восковая
У беломраморной плиты.
Теперь с ним слава вековая.
О слава! Где скиталась ты,
Когда ему плевали в душу,
Когда он ругань нашу слушал
И сам ответить нам не мог,
Искусства слова царь и бог? Переделкино, 1987 год.»
|