Волошинова Л. Ф. "Это надо же просто поэтом родиться..." // Донской временник. Год 2002-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 10. С. 87-89. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m18/1/art.aspx?art_id=326
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2002-й
Жизнь и творчество донских писателей
«ЭТО НАДО ЖЕ ПРОСТО ПОЭТОМ РОДИТЬСЯ...»
Георгий Яковлевич Булатов, г. Ростов-на-Дону
В августе 2002 года Георгию Яковлевичу Булатову должно было исполниться 55 лет. Преждевременный уход его из жизни в конце января 2001 года потряс его друзей, коллег, читателей, знакомых. Наверно потому, что очень наполненной и общественно значимой была его жизнь в последние десятилетия.
Строки официальной биографии скупы: «Родился в 1947 году в Ленинграде, с начала 1950-х жил в Ростове-на-Дону, окончил филологический факультет Ростовского госуниверситета. Работал журналистом в Казахстане, в Курской области, в Зернограде, в Мясниковском районе Ростовской области, Ростове».
Когда в начале 1980-х он появился в литературно-творческом объединении «Дон» при Союзе писателей, то уже был сложившимся поэтом, четко определившим свое человеческое и поэтическое убеждение — хранить «любовь к озверевшим обманутым людям».
Его стихи высоко оценили на поэтическом семинаре издательства «Молодая гвардия»", проходившем в Ростове в 1982году. Однако благодаря идеологическим и бюрократическим препонам предперестроечных лет первая поэтическая книжка «Главный полустанок» вышла в Ростиздате только через 5 лет! Было в этой книжице, включившей 42 стихотворения, глубокое, пронзительное ощущение жизни чуждое официозу и псевдопатриотизму, переполнявшему тогда продукцию государственных издательств.
Через два года в том же Ростиздате вышла вторая книга «Имена». Она была значительно больше по объему (115 стихотворений). О годах, в которые книга создавалась, он писал с горечью:
Разгул фарисейства
цензура лютует,
корявые строчки мои не «литует».
Стихи происходили из его человеческого и журналистского опыта, притягивали остротой и взволнованностью. Он просто не мог не написать, как:
... продавал на базаре медали
одноногий седой фронтовик.
Он не мог не рассказать горькую правду о близком человеке:
Она не мечтала о пьедестале
и не решала за всю страну,
но это бабушка моя, а не Сталин,
в итоге выиграла войну!
Она восьмерых детей потеряла,
а бог все медлил её прибрать...
Бабушка моя хорошо умирала.
Ей было за что хорошо умирать.
Георгий Булатов не мог не думать о том
…Как ты, Русь советская устала,
от разных полуправд, полушажков,
от своих непрочных пьедесталов,
от своих придуманных божков!
Но познание горьких истин не убивало в нем лирика, одаренного чувствованием и умением запечатлеть в слове и:
Горький степной полумрак,
в котором не страшно теперь
заблудиться.
голубую проталину неба,
под которой так хочется жить.
и даже то как:
Женщина писала мой портрет,
кисть щеки растерянно касалась,
что неправды нет и смерти нет,
в те минуты женщине казалось.
Книга «Имена» была не просто настоящей, глубокой, личностной; она была пронизана исповедальной поэтической интонацией, которую тогда в Ростове редко кто из писателей себе мог позволить. Спокойно и уверенно звучали в конце слова:
Я служу по России
и бессменно готов
быть простой парусиной
для ее парусов...
В 1993 году Г. Булатов был принят в Союз российских писателей. Тогда это не давало никаких привилегий и льгот. А признание в официальных и неофициальных кругах он имел уже давно.
Третья книга «Торопись, моя память грешная...» вышла через четыре года. Но это уже было иное желанное... и жестокое время, в котором поэт продолжал быть верным себе, своим темам, своему призванию. В новых стихах поэзия и жизнь были для него одним дыханием.
Лейтмотив книги был созвучен лермонтовской строке: «Люблю отчизну я, но странною любовью...» Для Георгия Булатова понятие «отчизна» личностно, многомерно, свято. Оно воплощается в череде дорогих имен и образов — матери, первой учительницы, богомаза Феофана Грека, опального академика А. Д. Сахарова, любимой женщины, друзей, молодых поэтов и другие. Именно они — опора ему в новом безвременьи, о котором поэт с горечью восклицает:
Я сумрачный воздух свободы
ловлю перекошенным ртом.
В этом книге больше горечи, досады, разочарований в этом времени «крушения основ»; в том «как все же коротка разбитая дорога от высвеченной лжи до нового вранья».
И даже стихи о любви в этой книге словно просьба о прощении:
Ну зачем я тебе
со своими седыми стихами,
с неизбежной слезой
после каждого долгого вздоха?
Между нами такая лихая глухая эпоха...
Ну зачем: я тебе со своими
седыми стихами?
Покаянных стихов в книге много, они обращены к детям, к молодым поэтам, к читателям сегодняшним и завтрашним.
...Но если по совести, разве кто-нибудь верил,
что мы доживем - равнодушие лбами
тараня —
до самораспада последней из мрачных
империй,
и до низверженья, последних чугунных
тиранов.
В России поэты за все её слезы в ответе,
за все её враки, за драки её и печали...
и пусть меня судят мои повзрослевшие дети
и мне не прощают, что запросто
раньше прощали.
Думал ли поэт, что эта книга будет его последним прижизненным изданием? Некоторые строки позволяют предположить такое. По крайне мере, последняя строфа книги, обращенная к молодым поэтам звучит как завещание:
Я вас старше
на целую горькую муку,
я вас старше
на целую черную скуку,
я вас старше
на близкую с вами разлуку...
Умоляю вас, мальчики:
будьте смелы!
Сегодня, размышляя над стихами Г. Булатова, осознаешь глубинную духовную связь его творений с русской поэзией XIX и XX веков. Читая его строки, невольно улавливаешь призывность пушкинских строк, светлую печаль лермонтовских откровений, пронзительность некрасовских мотивов, долгое эхо серебряного века русской поэзии, и при всем этом Георгий Булатов остается поэтом своего неистового XX столетия.
Последняя книга вышла в издательстве «Булат», которое он основал в 1993 году. Этому предшествовал многолетний опыт работы в областных и городских периодических изданиях и выпуск газет «Глагол», «Голос исторический».
Издательство начало свою деятельность с выпуска первых поэтических книг начинающих авторов. Такое начало было возможно только на основе литературного авторитета и доброй репутации его основателя. В творческий коллектив издательства вошли его друзья-единомышленники Г. И. Лебедев, И. Елисеев, В. Г. Лебедев, В. И. Булатова и другие. Они помогали составлять и обрабатывать рукописи, редактировали и оформляли книжки. Вся работа строилась на основе уважения к начинающему автору. К слову сказать, в то время в городе многие новые издательства не обременяли себя даже корректурой издаваемых рукописей.
Со временем издательство «Булат» расширило свою деятельность. Оно выпускало книги и опытных литераторов, и членов союзов писателей, журналистов. Несомненной заслугой было издание книг ушедших из жизни ростовских поэтов Б. Габриловича «Опереди волну» и С. Королева «Небесное кочевье».
Мешала ли издательская деятельность поэтическому творчеству? Друзья и близкие говорят, что он стал писать меньше. А уровень последней книги свидетельствует, что поэт стал намного строже относиться к своим творениям. Как не вспомнить тут слова, которые он часто повторял уже став книгоиздателем: «Самое больше что мы можем в жизни сделать — это написать хорошие стихи.»
|