Сафонова Л. Вечный рай Ивана Колодкина // Донской временник. Год 2007-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2006. Вып. 15. С. 149-150. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m18/1/art.aspx?art_id=325
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2007-й
Жизнь и творчество донских писателей
Л. Сафонова
ВЕЧНЫЙ РАЙ ИВАНА КОЛОДКИНА
Об этом человеке ничего нельзя сказать однозначно. Свойства личности и характер его дарований таковы, что можно только принимать или не принимать.
Всмотритесь внимательно в его лицо и прибавьте два метра роста, импозантной внешности казака-старообрядца да эксцентричное поведение большого ребёнка. За этой необычной «обёрткой» прячется ранимая душа поэта, глубинная мудрость, помноженная на интуицию и обширные знания истории Древней Руси и казачества.
Творческая натура Ивана Ивановича Колодкина формировалась в трудные послевоенные годы, во времена гонений на всякое инакомыслие. Слово «казак» имело свою негативную политическую нагрузку. Сначала всё как у всех: после школы работа на железной дороге и строительстве. Три года службы связистом в армии. Окончил истфак пединститута и 15 лет отработал сельским учителем в Тацинском, Морозовском и Обливском районах. Но совсем некстати занялся историей казачества и фольклором, за что и получил «белый билет» на преподавание в школе и поднадзорность. Затюканный земляками, не понимающими, почему такой огромный мужик нигде не работает, а собирает горшки, отринутый от общественной жизни, Колодкин превратился в того Колодкина, которым сейчас является. Чудак и матерщинник, в старой казачьей шинели, папахе и огромных стоптанных сапогах, смотрящий на мир то с недоверием и хитростью, шитой белыми нитками, то с безудержным восторгом и любовью.
Здание Мира Ивана Ивановича Колодкина стоит в окрестностях хутора Богураева. (Название хутора также сыграло свою роль в его мировосприятии). В его столетнем усадебном курене собраны реликвии казачьего быта, старинные книги, фото… Фундаментом Мироздания являются Митькин бугор, горы Гребенные и Перенятная (Пирамидальная) с Караулом. Рождение мира и его народов, кочевые и караванные пути, военные походы и великие битвы — всё происходило здесь — в междуречье Донца и Лихой.
Иван Иванович Колодкин вводит читателя в мир, в котором зачарованная степь переживает времена года, встречает зарю, радуется солнышку и прислушивается к шорохам ночи. В его родном хуторе оживают и очеловечиваются даже тапочек (чирик) и пустой горшок. Заговорили свеча и старый казан, дым из трубы. В их речах есть потаённый смысл бытия, некий отзвук древнего знания о главном.
В лестовках Колодкина есть две особенности, бросающиеся в глаза неподготовленному читателю. Первая — использование местного диалекта и казачьего фольклора. Если вы не жили среди казаков, то поверьте на слово: именно так говорят в наших хуторах. И слава Богу, что в лестовках Ивана Ивановича сохраняются слова, уходящие из обихода под давление новообразований, интернет-сленга и канцеляризмов.
Вторая — написание обычных слов посредине предложения с заглавной буквы. Не по правилам. Но автор пользуется правом передавать своё чувство слова, подчёркивая его значимость различными приёмами, в том числе и визуальными. Есть в этом доля почтительности к Слову.
В живописи в жанре примитивизма работали большие мастера, ставшие классиками. Лёгкий налёт наивного преклонения перед прекрасным присутствует и в лестовках Колодкина, и вызывает ответное чувство в ещё не успевших зачерстветь душах.
Но не только детская радость и удивление мистериям природы есть в лестовках. В них чувства и мысли зрелого человека, много чего знающего о своём предназначении.
Иван Иванович Колодкин
ВЕЧНЫЙ РАЙ [1]
Всякий Закон — не Закон.
Закон не нужен Человеку.
Человеку дарована Господом
Жизнь.
И Господь не мог
Прежде явления в Мир
Человека
Не навести на Земле
Порядок.
Господь устроил всё
Для Жизни Человека.
Устроил всё грамотно,
Гармонично, подвижно, ярко,
Красиво.
Это был Рай.
Человек же, имея
Зависть и Злобу,
Стал уродовать Землю
И всё, созданное для него Богом.
Лицо земли стало изменяться.
Стал сохнуть Сад Господа.
Земля остаётся
В прежних границах.
Но Заветный сад
Всё убывал и убывал.
Наконец, он стал
Совершенно незначительным.
И тогда Господь
Решил оставить попечение
О Саде Земном.
Но, скорбя о Детях своих,
О Человеке,
Он научил Человека
Жить в пустыне,
Иметь Сад в Сердце своём.
Маленький Сад,
Но Великий.
При Рождении
Любящий Господь
Каждому даёт
Свой Маленький Сад.
Даёт Семена и Саженцы.
И кто трудится,
Тот и на разорённой Земле –
В тени райского Сада.
Сад Этот цветёт Зарёю,
Он осыпан Звёздами,
Как Утренней Росой.
В нём шуршание прибоя
И звон хрустального ручья.
В нём цветы Юных Сердец,
Васильки весёлых глаз,
Чудное пение и стрёкот.
14.07.95 до полудня
О читающий! Не погуби Рай, дарованный Господом! Человек, не погуби Рай в своём сердце, как погубил Рай на Земле Народ!
ПРИМЕЧАНИЕ
- Стихотворение, не вошедшее в книгу И. Колодкина «Лестовка» (Ростов н/Д, 2003).
|