Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Заболотняя В. А.  Время, место, человек через призму повести Виталия Семина  "Сто двадцать километров до железной дороги" // Донской временник. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m18/1/art.aspx?art_id=1930

Статья опубликована в авторской редакции и только в электронной версии "Донского временника"

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Литературная жизнь. Персоналии.

 

В. А. Заболотняя

ученица 10 класса МБОУ «Ремонтненская гимназия № 1»

 

Время, место, человек через призму повести Виталия Семина

«Сто двадцать километров до железной дороги»

В сознании многих россиян Ростовская область, прежде всего ассоциируется с яркими писателями, принесшими своими произведениями донскому региону широкую славу: великий прозаик и драматург Антон Чехов; лауреаты Нобелевской премии по литературе Михаил Шолохов и Александр Солженицын; Анатолий Калинин и его выдающиеся произведения «Цыган» и «Возврата нет»; Виталий Закруткин и знаменитый военно-патриотический роман «Матерь человеческая». В разное время здесь жили и работали Максим Горький и Петр Лебеденко, Александр Фадеев и Николай Погодин, Виктор Некрасов и Вера Панова. В творчестве большинства из них, так или иначе, нашли отражение различные стороны жизни нашего края, его природа, быт и нравы.

В Ремонтненском районе в селе Большое Ремонтное жил, учительствовал в школе и впоследствии написал книгу «Сто двадцать километров до железной дороги» известный донской писатель Виталий Николаевич Семин. Тем самым он оставил значимый след в литературном наследии не только нашего района, но и области, и страны в целом. Все те мысли и переживания, которые писатель вынес из своего опыта пребывания в Большом Ремонтном, объединились в повести о жизни селян, ставшей объектом моего интереса.

Жизнь Виталия Семина, предшествующая написанию повести, была полна тяжелых испытаний: детство, омраченное войной, изнурительная работа в немецком лагере после попадания в облаву. Арбайтлагерь лучше концлагеря лишь тем, что здесь людей убивают постепенно: непосильным трудом, голодом и издевательствами. Но даже после войны пленники подвергались дискриминации в СССР — их преданность Родине ставилась под сомнение.

Виталию удалось скрыть информацию о пребывании в Германии, и он смог поступить в Ростовский пединститут. Однако правда вышла на поверхность, писателя выгнали из университета. Даже после года отработки на Куйбышевской ГЭС лучшему студенту не позволили продолжить учебу. Его отправили работать учителем в село Большое Ремонтное. В степном хуторке началась новая страница семинской жизни, которая имеет для жителей Ремонтненского района особую ценность.

Современники Семина не раз отмечали, что он вырос мечтательным, ранимым, воспитанным на гуманистической литературе молодым человеком. Более того, он выделялся крайней впечатлительностью и способностью тонко чувствовать все происходящее вокруг, был настоящим «художником» внутри. Поэтому каждая встреча с жестокостью ошеломляет его и вызывает к работе такие силы восприятия и ума, о существовании которых некоторые и не подозревают. Становится понятно, почему Виталий, изначально желавший стать критиком, встал на писательский путь — ему необходимо было анализировать произошедшие с ним потрясения, изложить их на бумаге. Его книги выделяет «жизненность» письма. Но не быт как таковой интересует писателя, его предмет — человек в ситуации. Это позволяет причислить «Сто двадцать километров» к жанру критического реализма, в какой-то степени сближает Семина с Толстым и Чеховым.

А. Н. Макаров, один из самых влиятельных критиков 1960-х гг., проанализировал рассказы Семина и отметил, что молодой писатель «несомненно учится у Чехова его искусству сочетания бытовых явлений с мыслительной работой, происходящей в сознании героя, позволяющей делать большие выводы из обычного, повседневного».

Это искусство ярко проявляется в повести. Именно в исследовании жизни, пристальном внимании к судьбам простых тружеников, желании понять душу народа заключается ее смысл. Мировоззрение главного героя, Андрея Горбатых, играет значительную роль в том, каким описывается село. Оно открывается читателю с непривычной для литературы того времени перспективы «городского» человека.

Отличительной чертой повести является ее полная автобиографичность — Семин опирается всецело на свой жизненный опыт и на опыт ближайшего окружения. Опыт соседей, коллег, учеников, простых тружеников, окружавших писателя в Большом Ремонтном, переложен им достаточно подробно и реалистично: повесть может являться историческим источником, расширить представления о природе, культуре, быте и жителях района в 50-е годы XX века. Анализ сюжета повести и сопоставление его с историей нашего края помогает выяснить новые исторические факты и дополнить уже существующие в краеведческой литературе исторические сведения.

Само название повести значит много: сто двадцать километров — такое расстояние отделяет хутор Большое Ремонтное от поселка Зимовники, где расположена ближайшая железнодорожная станция. Эти сто двадцать километров ощущаются остро. Не только потому, что преодолеть их тяжело, но и потому что такого небольшого расстояния достаточно, чтобы оказаться в хуторе, что был определением слова «глубинка» для воображения городского человека.

Его название заменено на Большое Ровное — это отсылает к равнинным степям нашего района. В них главный герой сталкивается с местными аномалиями — ветрами, экстремальными засухами, даже миражами, существование которых удивительно в нынешних реалиях.  Проанализировав описание местной реки Джурак-сал можно отметить полное соответствие режиму степной реки. Сделать эти выводы сейчас было бы затруднительным — водоем существенно пересох. Каким бы необычным для Виталия Семина не был здешний климат, больше всего его удивило другое: постоянная аномальная тишина, которая царит не только в ночной степи, но и во всем хуторе.

На момент прибытия Виталия Семина хутор был действительно тихим — по данным на 1959 год, в нем проживало 740 человек. Он полностью соответствовал данному Семиным описанию: «длинный белый сарай — сельский клуб, небольшая хата с деревянным крылечком — школа, место, где останавливались проезжающие грузовые автомобили — центр хутора». Дома были разбросаны в степи и построены из самана. Но этот теплоемкий материал не спасал жителей от главных проблем: отопление и освещение, которые были очень ограничены. Это усложняло передвижение между селами. Дорога до райцентра занимала не меньше четырех с половиной часов. Из повести я узнала, что восемнадцатикилометровое расстояние преодолевали пешком, иногда на велосипедах и очень редко попутных машинах.

Принято считать, что Виталий, один из первых интеллигентов хутора, принес туда понятие о культуре. Но так ли это на самом деле? Определенный уровень развития уже был: Виталий Семин регулярно посещал чайную, проводил много времени в библиотеке, суммарный фонд которой насчитывал 40000 книг, и смотрел кинофильмы в клубе. Кино было главным, наиболее ожидаемым развлечением. Но народ и сам устраивал праздничные мероприятия: в произведении описаны концерты художественной самодеятельности учителей, танцы и собрания. Однако вопрос организации культурного просвещения детей и подростков все еще был нерешенным.

Рассмотрим условия развития образования в районе. Виталий начинает преподавать в Большеремонтненской средней школе, которая на момент 1955 года является семилеткой — неполной средней общеобразовательной школой с продолжительностью обучения, равной 7 учебным годам (существовавшей в СССР в 1920–1950-е гг.). В районном архиве сохранился приказ о принятии его на работу: «15.08.1954 г. приказом № 49 по Ремонтненскому РайОНО от 16.08.1954 г. назначить на должность учителя русского языка 5–7 классов Семина Виталия Николаевича».

В школе обучались дети от 10 до 18 лет, проживающие в хуторе Большое Ремонтное и в исчезнувшем в 1960-х селе Киша (Калинино). Ученики оттуда приезжали в школу на лошадях, которые в то время использовались для перемещения по району.

Молодой учитель появляется здесь в переломный для Ремонтненского района момент — период реализации закона о «всеобуче». В законе СССР от 18 марта 1946 г. «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг.» в очередной раз была поставлена задача в 1950 г. обеспечить всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста как в городе, так и в деревне, где проблема повсеместной неграмотности была особенно острой. Далеко не все дети были вовлечены в учебный процесс, а свыше половины рабочих не имели семилетнего образования, которое теперь стало обязательным.

Закон действительно реализовывался не так легко, как может показаться по статистике (общая неуспеваемость снизилась на 4,5%, что было существенным изменением при суммарном увеличении количества учеников). Дети массово бросали учебу: кто-то из них боялся столкнуться с собаками, сбегающими из хуторской овчарни, для кого-то дорога до школы была слишком далекой, кто-то отправлялся с родителями на Черные земли — земельные наделы черносошных крестьян. Ребята из семей животноводов ходили в школу реже всего — чабанские бригады, занимавшиеся выпасом овец, уходили каждые полгода, и никто не знал о них ничего, пока они не возвращались домой. Учеба уходила на второй план и для тех детей, которые выросли в неполных семьях. Они с ранних лет старались найти работу – становились чабанами в колхозах, помогали животноводам или вовсе зарабатывали на ловле сусликов.

Для решения этой проблемы принимались значительные меры: некоторые школьники учились в Ремонтненской школе, проживали на квартирах и только по выходным виделись с семьей. Для тех, кто мог позволить себе только обучение в хуторе, каникулы старались подстроить под половодье и снегопады. Повесть подтверждает, что препятствовали обучению и недостаток освещения в школе, неудовлетворительное состояние материальной базы, а также нехватка учебной литературы, что вынуждало учителей за собственные деньги приобретать книги, письменные принадлежности, учебное оборудование. На качестве образования сказывался и недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов. Учителя, сумевшие поднять уровень образования, совершили настоящий подвиг, выполняя при этом множественные задачи «на благо колхоза».

Но главная дилемма, волновавшая Семина, заключена в следующем: образование все еще оставалось полностью ориентированным на реалии сельской жизни. С одной стороны, это однозначно несло пользу для тех детей, кто в будущем оставались в хуторе. Но в то же время это ограничивало кругозор учеников, не предоставляло полных возможностей для выбора своего дальнейшего пути.

Ученики — не единственные хуторяне, чья судьба беспокоила писателя. На страницах повести, где все как будто застыло, ощутимым изменениям подвергается лишь отношение ее главного героя к окружающим людям. Он чувствует себя призванным бороться с издревле прижившимися в степи принципами, которые препятствовали развитию хутора. Спустя время Виталий проникается пониманием к таким удивительным для него людям и осознает: все человечество связано единой борьбой, более глубокой, чем поверхностные споры с директором школы или негодование от слов колхозников, которое он высказывал поначалу — и борьба эта решает судьбы будущих поколений, закладывает фундамент для их развития. С этих пор читатель чувствует более теплое отношение Семина к большеремонтненцам.

Он начинает по-другому смотреть на условия, в которых развиваются деревни по всей стране. И сам начинает любить деревню — не вопреки этим трудностям, а благодаря им: «Я смеялся, суетился, рассказывал, как мне повезло с грузовиком, как я обрадовался, увидев хутор: «Гляжу, ветряная мельница, ну, думаю, дома!».

Повесть заканчивается трагично: дочь хозяев, Валентина, умирает от осложнений при родах, которые легко можно было избежать в нормальных больничных условиях. И все-таки повесть «Сто двадцать километров до железной дороги» оптимистична: из послесловия читатель узнает о положительных переменах в Большом Ремонтном. При ее написании Виталий Семин делает лишь одно отступление от автобиографической линии. Можно предположить, что Андрей Горбатых, в отличие от своего создателя, не уезжает из хутора, а остается в Ремонтненском районе. Такой оптимизм не привнесен извне, он — в характере героя, его твердом решении не покидать свой пост, стремлении продолжать нести ответственность за своих подопечных, вносить свой вклад в развитие нашего края и мотивировать наших земляков способствовать ему в этом.

И отголоски этого вклада дошли и до нынешних дней. Личная встреча с Горбачевой Евдокией Алексеевной, бывшей ученицей писателя, позволила узнать больше о том, каким писатель был в глазах хуторян. Женщина вспоминает: «Виталий Николаевич учил меня в 6–7 классах. О его приезде в августе говорили очень много, больше всех обсуждали мальчики. Довольно хорошо помню первую встречу класса с ним первого сентября. Директор школы представил нам учителя. Он был очень необычный и удивительный для нашей местности. Высокий, даже очень высокий, мужчина в тёмном костюме, в очках, с пышной шевелюрой рыжеватых волос. Мы сразу присмирели, особенно наши мальчишки.

Впечатление он на нас произвел неизгладимое. Ходил размашисто, говорил громко, но спокойно. Такого, как он, было видно отовсюду. В «обычной» жизни носил серый спортивный костюм, появлялся в нем даже на уроках. Мы, однако, были не удивлены — каждый из нас помнит, каким спортивным он был. Ребятам он старался привить любовь к спорту, и у него это получалось. С некоторыми они вместе играли в футбол после школы.

Учиться у него было весело и очень интересно. Ценил дисциплину, но никогда не пытался добиться ее криками, а мог успокоить самых буйных одним взглядом. Сначала мы его даже побаивались, но потом оказалось, что зря: он был общителен, много шутил, даже о сложном старался рассказать с юмором. Никогда не придирался, наоборот, стремился объяснять доступно, а с отстающими занимался отдельно. Особенная заинтересованность его чувствовалась на литературе. Не спрашивал пересказы, а хотел толкнуть к анализу, чтобы мы отвечали своими словами. Я всегда любила читать, но литературой, как предметом, заинтересовалась именно после его занятий. Когда мы встречались с бывшими одноклассниками, то это его «положительное влияние» отмечали все. Еще говорил он чисто, не пользовался нашим местным диалектом, потому и мы меньше «балакали» и пытались выражаться грамотно.

Виталий Николаевич общался с нами на «ты» и шутливо называл «желторотиками». Не зря все в районе говорили, что он мог найти общий язык со всеми: и со стариками, и с ровесниками, и с нами ребятами. На уроках много рассказывал о том, где побывал, но о себе говорил с неохотой и никогда не упоминал Германию. Узнали мы об этом только потом, в 1958 году. Но отношение наше к нему не изменилось, он не стал для нас никаким «врагом народа». Он много для нас сделал, мы от него получили много знаний и сохранили их. Мы уважали его по-настоящему. Других учителей некоторые могли и обозвать как-то за глаза, но его всегда только так — Виталий Николаевич».

В «Ста двадцати километрах» Виталий Семин стремился показать сознание деревни не в застывшем, а исторически меняющемся времени. Писателя интересовали преимущественно сложные, порой противоречивые характеры героев, на которые повлияли главные события эпохи: Гражданская война, коллективизация, индустриализация, военные и послевоенные лишения; неустроенность повседневной жизни героев, беззащитность и несправедливость в отношении них; необразованность, недостаток творческого развития как среди старшего, так и среди, нового послевоенного поколения. Поэтому он ставил задачу: изменить сознание селян, стать проводником между «центром» и «провинцией», которая является местом, но никак не характеристикой личности. Это и время, которое нужно затратить человеку не столько на путь в географическом пространстве, а сколько на преодоление духовных различий с динамичным, прогрессивным обществом.

Вклад Виталия Семина невозможно переоценить, ведь именно он стал тем, кто, не только живя в хуторе, но и описывая эту жизнь, менял мировоззрение и порождал новые идеи, идеалы, ценности. Безусловно, имя писателя может стать ярким примером для молодых учителей и особенно актуальным в 2023 году — Году Педагога и наставника.

 

Наставник: Задорожняя Ирина Васильевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Ремонтненская гимназия № 1»

 

Источники и литература

  1.  Бочаров, А. Н. Из истории сёл наших. 2-е изд., испр., перераб. и доп. Элиста : НПП «Джангар», 2017. С. 244-259
  2.  Бочаров, А. Н. О малой Родине моей… Ростов н/Д : Альтаир, 2021. С. 366-374.
  3.  Джичоева, Е. Преодоление: очерк о жизни и творчестве Виталия Сёмина. Ростов н/Д : Рост. кн. изд-во, 1982. 149 с.: ил.
  4.  Виталий Сёмин в воспоминаниях, письмах и литературной критике / [сост.: Е. Г. Джичоева, В. Н. Кононыхина-Сёмина]. Б. м. : Орбита, 2007. 314 с.
  5.  Задорожняя, И. В. История Ремонтненского района с начала XIX до середины XX века : учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И. В. Задорожняя, О. И.  Чежегова. Ростов н/Д : Дон. изд. дом, 2021. 132 с.
  6.  Изюмова, Н. Сродни смыслу жизни… // Лит. Россия. 1965. 5 февр. С. 10-11.
  7.  Кононыхина-Сёмина, В. Бессонница. Повесть-воспоминание // RELGA: электрон. науч.-культуролог. журн. 2015. № 15 (303). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4477&level1=main&level2=articles (дата обращения 25.04.2023).
  8.  Кононыхина-Сёмина, В. За строкой «Нагрудного знака «ОСТ» // RELGA: электрон. науч.-культуролог. журн. 2016. № 1 (304). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4509&level1=main&level2=articles (дата обращения 25.04.2023).
  9.  Лавлинский, Л. Цена истины: [рец. на кн. «Нагрудный знак “OST”»] // Новый мир. 1979. № 4. С. 262-269.
  10. Медынский, Е. Н. Народное образование в СССР. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. 260 с.
  11. Николин, М. Расстояние, время и скорость // Дон. 1965. № 2. С. 178-180.
  12. Писатели Дона : биобиблиогр. сб. / [сост. Г. Г. Тягленко, библиогр. подгот. В. Т. Ермоленко и О. И. Кузина]. Изд. 2-е, испр. и доп. Ростов н/Д : Рост. кн. изд-во, 1986. С. 274-280
  13. Ремонтненская межпоселенческая центральная библиотека: [сайт]. URL: https://remlib.rnd.muzkult.ru/search?q=Семин (дата обращения 25.04.2023).
  14. Сёмин Виталий Николаевич // Донские страницы: [сайт]. URL: http://pro-don.dspl.ru/personnelinfo/syomin-vitaliy-nikolaevich-biografiya-knigi (дата обращения 25.04.2023).
  15.  Сёмин, В. Н. Сто двадцать километров до железной дороги // Москва. 1964. № 5. С. 6-73
  16. Сёмин, В. Н. Что истинно в литературе: Лит. критика. Письма. Рабочие заметки / Виталий Семин; [Вступ. ст. И. Дедкова, с. 3-19]. М.: Сов. писатель, 1987. 394 с.
  17. Союз российских писателей: [сайт]. URL: https://rrosrp.ru/?s=Семин+В.+Н.&x=2&y=10 (дата обращения 25.04.2023).
  18. Фоменко, Л. Не стоит село без труженика // Москва. 1964. № 10. С. 200-207.


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"