Кулинич Т. И. // Незабытая встреча. Год 2012-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2011. Вып. 20. С. 222-223. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m18/1/art.aspx?art_id=1158
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2012-й
Жизнь и творчество донских писателей
НЕЗАБЫТАЯ ВСТРЕЧА
(Виталий Закруткин)
г. Семикаракорск
С директором Дома культуры хутора Слободского Валерием Александровичем Макаренко я знакома с конца 70-х годов: вместе разъезжали по району в агитбригаде.
В марте, накануне дня рождения Виталия Закруткина, Макаренко принес в редакцию быль. Скоро материал вышел в свет. И подтолкнул меня к интересным предположениям.
1957 год. В хуторе Мостовском (ныне не существующем) работал чабаном Александр Григорьевич Макаренко. Передовик, развитой, начитанный, способный. Однажды в тёплый солнечный день взял он с собой на работу пятилетнего сынишку Валерика. Мальчишке – в радость помогать отцу, присматривать за отарой. Дед смастерил внуку кнут с махрами, и малец уже научился им щелкать.
Отара расположилась на берегу озерца близ Сосулина ерика. К полудню на дороге из Семикаракорской в хутор Кузнецовка показалась легковая машина. Приблизилась к отаре, остановилась. Вышел мужчина, поздоровался с чабаном за руку, пожал ручонку и подпаску.
Мужчины стали о чём-то толковать, курили (гость угостил сигаретой). А мальчишка не мог оторвать взгляда от сверкающих на солнце очков, ведь ранее пацан не видел такого предмета. Ещё Валерику понравилась военная форма. Чуть позже незнакомец спросил у мальчугана, умеет ли тот обращаться с таким шикарным кнутом. Валерик продемонстрировал щелчок, и заслужил похвалу.
Дяденька направился к машине и вернулся со щенком в руках: «Это тебе, пастушок. Вырастет, будет помогать пасти отару». Валерик обомлел. «А это вам на двоих», – и протянул диковину: пачку печенья. На прощание опять пожал руку отцу.
На вопрос сына «А кто это?» отец ответил: «Это Закруткин, хороший человек».
Я попросила Валерия Макаренко описать отца. «Он был крупным, колоритным. Ходил в плащ-палатке, называемой в народе винцерадой. В руках, как водится, держал длинную крючковатую палку-герлыгу – атрибут чабана. Взгляд был всегда сосредоточенным, как бы погружённым в себя. Видно, много повидал на войне…»
Лихорадочно листая страницы рассказа «Подсолнух», я искала словесный портрет главного героя. И нашла: «Высокий, плечистый, с могучей грудью, Отец шагал впереди отары, не оглядываясь. С его загрубелого от ветров и морозов лица не сходило выражение сумрачного покоя, жёсткие губы под седыми усами были плотно сжаты. За спиной отца с однообразным шумом, с подфыркиванием, с хрустом и шелестом шла послушная его воле отара».
Согласитесь, похоже. Конечно, отец Валерия моложе; воевал, но сына на войне не терял. И подсолнуха в степи не выращивал. Однако…
Писатели масштаба Закруткина всегда искали своих литературных героев среди народа. Создавая типический образ, собирали по крупицам черты реальных людей.
Я думаю, что в мыслях у писателя уже в тот год вызревал замысел «Подсолнуха». Трудно представить, что Закруткин мог тогда проехать мимо человека с отарой и подпаском: вдруг беседа с ними пополнит, разовьёт замысел, обогатит материал?
Рассказ, поразивший читателей своей философией всепобеждающего добра, был написан в 1958 году и напечатан в «Правде», позже вышел в библиотечке журнала «Огонёк», а в начале 60-х экранизирован.
Как я уже говорила, Валерий стал работником культуры: играл на баяне, руководил хором, сочинял песни, пел сам. Принимая участие в различных мероприятиях районного масштаба в 70-80-е годы, однажды встретил «дяденьку в блестящих очках». И признался ему, что тогда съел всё печенье, хотя писатель давал его «на двоих».
«Так это ты! Ты – тот мальчонка с кнутом! А как батька, жив ли, здоров?» – воскликнул Виталий Александрович. Помнил ту встречу!..
Пусть гордятся Дон и Маныч
Лесом, берегом, лужком.
Сам Закруткин Виталь Саныч
Исходил наш край пешком… –
поётся в самой популярной песне Валерия Александровича.
|