Золотарева М. С. Героев поставили в очередь // Донской временник. Год 2013-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2012. Вып. 21. С. 210-212. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m16/5/art.aspx?art_id=1241
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2013-й
Памятники истории и культуры
М. С. ЗОЛОТАРЁВА
ГЕРОЕВ ПОСТАВИЛИ В ОЧЕРЕДЬ
Круглый стол по проблемам сохранения памятников и памяти погибших в Великой Отечественной войне (19 мая 2012 года, Ростов-на-Дону)
Казалось бы, что может быть священнее памяти павших защитников Родины? Для меня это всегда было непреложной истиной. Когда пригласили в Донскую публичную библиотеку на заседание «круглого стола», посвящённого проблемам сохранения памятников и памяти погибших в Великой Отечественной войне, то и предположить не могла, насколько актуальным окажется это мероприятие.
Его организаторы – Донская государственная публичная библиотека и Ростовское областное отделение Союза краеведов России – собрали на «круглый стол» неравнодушных людей. Среди них – военный историк, научный сотрудник Южного научного центра Российской Академии наук Владимир Афанасенко, руководитель клуба «Донской краевед» Лариса Штавдакер, архитектор-реставратор Любовь Волошинова, председатель областного отделения Всероссийского общества по охране памятников Александр Кожин, доктор геолого-минералогических наук Евгений Мовшович, руководитель Ростовского областного клуба «Память-поиск» Владимир Щербанов, преподаватель кафедры зарубежной истории и международных отношений Южного федерального университета, представитель центра и фонда «Холокост» Сергей Шпагин, профессор Юрий Домбровский (Москва), представители общественных организаций, краеведы из городов и районов области…
Обсуждение длилось несколько часов. Был сразу же забыт рекомендуемый регламент, и каждое выступление было просто перенасыщено эмоциями. Да, в нашей области много делается по увековечиванию памяти павших в годы Великой Отечественной войны. Особенно активизируется эта работа накануне Дня Победы и знаменательных дат, когда приводятся в порядок обелиски и братские могилы, ветеранов приглашают в школы и на торжественные митинги, в их адрес звучат слова благодарности и вручаются цветы. На первый взгляд может показаться, что нет у нас и особых поводов для беспокойства. Вот только это, к сожалению, далеко не так.
– Печально, что в донской земле лежат забытые останки солдат, – скажет Владимир Щербанов. – у нас до сих пор нет официальных данных по количеству погибших на территории Ростовской области. Как нет точных цифр и по числу воинских захоронений. Он приводит примеры по различным районам. Где-то в братской могиле похоронено 450 бойцов. Известна фамилия лишь одного солдата. Где-то – чуть больше. А старшее поколение – очевидцы событий военного времени – уходят из жизни, и лет через десять нам не у кого будет расспрашивать о кровопролитных боях. Всё держится сегодня на энтузиазме поисковиков и краеведов, – заключает Щербанов. – а нужно всю работу систематизировать на государственном уровне и вести её целенаправленно. Пока же даже на наше обращение выделить две оплачиваемых единицы по полставки и то пришёл отказ.
Приятно было слышать сообщение председателя Усть-Донецкого отделения ДОСААФ Юрия Азамата о проводимой этой организацией патриотической работе и о тесной связи с поисковыми отрядами.
– Я здесь представляю региональное отделение ДОСААФ, – сказал Юрий Николаевич. – и высказываю официальную точку зрения. Мы всегда материально готовы помочь поисковикам в их благородном деле. За последние три года выделили сотни тысяч рублей. Установили три памятника и пять мемориальных досок. Так что обращайтесь в местные отделения ДОСААФ и там вам помогут. Энтузиазм – это хорошо, но когда он подкрепляется деньгами, то это намного лучше.
Бурю эмоций вызвало выступление Вячеслава Филенко. В Ростове несколько лет назад появился хороший проект «Проспект звезд». По задумке авторов, он «призван через интерактивный опрос формировать у горожан и гостей интерес к истории Ростова, городским ценностям и традициям, к достижениям ростовчан». Так, по крайней мере, заявлено на сайте проекта в Интернете. Среди кандидатов на установку звезды на проспекте Ворошиловский оказалось несколько заслуженных людей. И среди них Герой Советского Союза Геворк Вартанян – легендарный разведчик, ветеран Великой Отечественной войны. Интернет-голосование шло несколько месяцев. Инициативная группа, поддерживающая героя, была просто уверена, что именно звезда с его фамилией появится на проспекте. Это показывало и живое уличное голосование, где большинство ростовчан отдавали свои голоса легендарному разведчику. Но победил цирковой артист Владилен Левшин.
– Проект хорош сам по себе, — говорил Филенко. – Но в нём все поставлено с ног на голову. Нельзя Героя Советского Союза ставить в один ряд с другими заслуженными людьми. Тем более что голосование проходило накануне праздника Победы. В итоге получилось то, что получилось. Мы требуем извинений от создателей сайта. Кто-то на форуме уже после результатов голосования напишет, словно в оправдание произошедшего: «Героям нужно устанавливать памятники и мемориальные доски, а не звёзды на асфальте, чтобы по ним топтались ногами». Верно подмечено. Только наш герой снова, возможно, окажется в своеобразной очереди, ведь по правилам он имеет право войти в число кандидатов на осеннее голосование. А не лучше ли вообще не путать грешное с праведным и создать другую Аллею звёзд, где увековечат имена героев – защитников Отечества, чтобы не приходилось никаким голосованием доказывать право на память потомков.
Горячая дискуссия на «круглом столе» разгорелась и вокруг проблемы, связанной со Змиёвским мемориалом в Ростове, где в годы Второй мировой войны замучены тысячи советских людей, большинство из которых были евреями. В последнее время среди различных общественных кругов возникли споры по поводу того, стоит ли указывать на мемориальной доске факт холокоста или всё-таки ограничиться словами «жертвам фашизма», ведь в Змиёвской балке погибли граждане различных национальностей.
Кто-то вспомнил о расстрелянных военнопленных, коммунистах и комсомольцах. Кто-то называл общую цифру жертв – 30 тысяч, из них – 27 тысяч евреев. И был однозначен в своём мнении, что обезличивать трагедию нельзя ни в коем случае, ведь в будущем геноциду может подвергнуться любой народ.
– Это памятник победы над злом, – скажет его автор Рубен Мурадян. – Просто печально, что вообще могла возникнуть подобного рода дискуссия. Нужно не конфликтовать, а продолжать работать над сохранением мемориала. А Любовь Волошинова напомнит всем о том, что нынешняя заповедная зона – это лишь часть территории, где шли летом сорок второго года массовые расстрелы советских граждан. И уже идёт застройка прилегающей к мемориалу земли, где до сих пор находятся останки замученных людей. Об этом тоже нужно напомнить городским властям, дающим разрешение на строительство.
«Безымянность воспитывает забвение», – прозвучит из уст одного из участников дискуссии. И, как её итог, кто-то выскажет предложение установить в зале скорби Змиёвского мемориала доски с фамилиями всех жертв. Тогда и так будет ясно, кто какой национальности. И сами собой разрешатся возникшие споры. Главное ведь сегодня в том, чтобы не потерять ни одного погибшего. Чтобы, наконец, исчезло с гранитных плит слово «неизвестный», а в документах – «пропал без вести». И современникам не приходилось выбирать путем голосования, кто же достоин считаться звездой: фронтовик, завоевавший для нас мирное небо, или человек, живущий под ним.
|