Золотарева М. С. Пали за Константиновск// Донской временник. Год 2012-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2011. Вып. 20. С. 221-222. URL: http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m16/5/art.aspx?art_id=1156
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2012-й
Памятники истории и культуры
ПАЛИ ЗА КОНСТАНТИНОВСК
г. Константиновск
В 43-м, когда Константиновский район освободили от гитлеровцев, Людмиле Онуфриенко исполнилось двенадцать. Я записала её рассказ:
«Мы очень дружили – Тая Пономарёва, Валя и Нина Стадниковы, Марта и Алексей Латынины, Тая Лобова, Андрей Гудков , Лёня Латынин , Вася Крыгин. Многих уже нет в живых. Ходили по балкам и полям, находили трупы наших бойцов.
Могилы рыли сапёрными лопатами, которые разыскали в окрестностях. Становились на колени перед самодельным красным знаменем и клялись отомстить.
В нашем доме во время оккупации жили немцы. Пацаны как-то поручили украсть аккумулятор и спрятать его в кустах в конце двора.
Я его ночью стащила, доволокла до забора. Немцы хватились только утром.
В другой раз вынесла ножницы, которыми можно было резать металл. В Константиновске фашисты держали военнопленных за колючей проволокой. Мальчишки решили передать ножницы красноармейцам. И на следующую ночь после того, как я передала пацанам ножницы, наши солдаты бежали из плена. Не знаю, может совпадение …»
В конце суровой зимы подростков собрал местный житель (фамилия забылась). Они пришли на кладбище и стали рыть могилы. Похоронили десятки окоченевших трупов советских солдат».
Через годы Людмила Григорьевна уехала на Украину. Вернувшись в родные места, пришла на кладбище. За тремя могилами кто-то ухаживал (говорили работники военкомата и местные), но через одну была протоптана тропа. На месте четвертой лежала куча мусора. Вместе с сыном Людмила Григорьевна по несколько раз в год приводила могилы в порядок.
Стала помогать и соседка по квартире Нина Ивановна Шкрядо, дочь Ивана Харитоновича Мельникова.
«С фронта он вернулся калекой. Имел награды. Фотографии целы, остальные документы с переездами потерялись.
Услышала, что ветераны войнам войны бесплатно устанавливают в военкомат памятники. Пошла, но у них в архиве ничего не сохранилось. Жду ответа на запрос из Подольского архива. На памятник денег у меня не хватает».
В год 65-летия Победы заметку о братских могилах написала в районку Надежда Сухорукова. Её прочитал предприниматель Вячеслав Градобоев – и пожелал встретиться с автором.
«Мы сходили на кладбище, – рассказал он. – Там, среди оградок и надгробий, стояли сиротливые самодеятельные памятники цилиндрической формы. О том, что могилы братские, напоминали таблички с надписью».
Вячеслав Градобоев принял решение установить новые памятники. Разыскал тех, кто по зову сердца ухаживал за могилами. Встретился с Людмилой Григорьевной и Ниной Ивановной. Людмила Онуфриенко рассказала о том, как в январе 1943-го над городом был сбит советский самолёт. Лётчик выбросился с парашютом, но его расстреляли фашисты. Дождавшись темноты, Людмила с друзьями нашли тело и похоронили в балке. Закопали и парашют, сверху поставили деревянную палку с перчаткой. Балка теперь засыпана, могила на глубине 6-8 метров, но место Людмила Григорьевна помнит.
Вячеслав писал в различные инстанции и архивы, связался с советами ветеранов и поисковыми организациями. Содействие обещал и глава городской администрации Владимир Евгеньевич Калмыков.
А пока за свои деньги установил памятник «Воинам, павшим в боях за освобождение города Константиновска», купил новенький винт военного самолёта на могилу лётчика.
«Найти бы в архивах фамилии погибших, расспросить очевидцев!», говорит Вячеслав. Для двух пожилых женщин он стал близким человеком.
|