Савчук Г. В. Хранилище донской старины // Донской временник. Год 2009-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2008. Вып. 18. С. 148-150. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/2/art.aspx?art_id=454
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2009-й
Музеи Ростовской области
ХРАНИЛИЩЕ ДОНСКОЙ СТАРИНЫ
Новочеркасский музей истории донского казачества
С 60-х годов ХIХ века на территории Земли войска Донского (с 1870 года — Область войска Донского) началась работа по собиранию материальных и письменных исторических памятников. Энтузиазм и любознательность некоторых почитателей старины, участие материально обеспеченных чиновников, начиная с войскового наказного атамана, сделали возможным планомерное сохранение и изучение региональной истории. По словам Харитона Ивановича Попова, «мысль об открытии на Дону в Новочеркасске местного музея с историческим архивом при нём возникла в 1882 году. Небольшим кружком лиц выработан был с этой целью устав… Общества любителей Донской старины [1] … Через два года после того по ходатайству инициаторов упомянутого выше предприятия испрошено было разрешение войскового наказного атамана войска Донского князя Н. М. Святополк-Мирского начать собирание предметов древности и старины для Донского музея и материалов для исторического архива» [2]. Первоначально этим занимался по поручению войскового наказного атамана статский советник, художник Г. А. Ознобишин. В 1884 году он писал Х. И. Попову, что знания и деятельность последнего «внушили мне и А. Л. Крылову мысль просить Вас принять на себя обязанность организовать в Новочеркасске Общество любителей Донской старины в целях скорейшего сформирования музея, этого вполне научного и [нужного] для донского края учреждения» [3]. Целенаправленное и регулярное формирование доисторического и исторического отделений будущего музея началось в том же году при канцелярии войскового наказного атамана, а четыре года спустя — при Областном правлении войска Донского [4. Л. 60; 5; 6; 7. Л. 2]. Коллекции складывались также в Новочеркасском горном музее и в учебных кабинетах Новочеркасской мужской гимназии. Некоторое время обсуждалась возможность создания целостного музея при Областном войска Донского статистическом комитете. Необходимость такого музея осознавалась тем лучше, чем больше этнографических и археологических находок отсылалось в Императорское археологическое общество: там они растворялись в общей массе присланных со всей России памятников [8].
Следующим подготовительным шагом в деле создания музея стало появление в ноябре 1890 года Комиссии по устройству Донского музея, учреждённой под председательством старшего советника И. М. Добрынина. В неё входили, помимо прочих, «из лиц по назначению войскового наказного атамана» советник Областного правления, член статистического комитета Х. И. Попов [9. Л. 3]; преподаватель Новочеркасского атаманского технического училища, член Археологического института В. В. Часовников, старший инженер Областного правления сотник П. Д. Траилин. Естественно, что состав комиссии не был стабильным ни численно, ни персонально.
Комиссия занималась не только созданием музея, но и формированием исторического архива и библиотеки при нём. Благодаря её деятельности археологические и библиотечно-архивные работы стали приобретать организованный характер, хаотичность и дилетантство постепенно сменялись профессиональным подходом [10; 11. Л 1 об.]. Временно коллекции располагались в одном из войсковых зданий, очевидно непригодных для их хранения и размещения, в связи с чем комиссия стала уделять особое внимание организации строительства специального здания.
В конкурсе на составление проекта музейного здания участвовали пять архитекторов; выбрали А. А. Ященко, а после его смерти в 1893 году проектирование продолжил П. С. Студеникин, которому, как исполняющему дела Областного инженера-архитектора, поручили наблюдать за строительством. После смерти Студеникина его преемником стал архитектор Попов [12.; 13. Л. 213].
Для строительства выделили место, на котором располагалось построенное в 1829 году здание на углу Платовского проспекта и Атаманской улицы, пришедшее в ветхость и покинутое Атаманской канцелярией. Определением Областного правления от 8 марта 1893 года Комиссии по устройству Донского музея разрешалось «строительные материалы от разборки этого здания… употребить на потребности сооружения здания для музея и служб при нём, но с тем, чтобы сооружённое здание этого музея считалось войсковым зданием» [13. Л. 1-2].
Двухэтажный особняк возводился на частные пожертвования; в 1894 году он был вчерне готов. Израсходованных 35994 рублей оказалось недостаточно [11. Л. 3, 4-4 об.; 14]; согласно смете, составленной городским архитектором, «на окончательную достройку здания» требовалось ещё 46400 рублей. В течение 1894-1897 годов делалось всё возможное, чтобы зачислить его в разряд «войсковых», что позволило бы не только достроить, но содержать и ремонтировать дом за счёт войсковых средств.
Положением Военного Совета от 3 мая 1897 года разрешалась достройка «на счёт войскового капитала»; кроме того, в течение пяти лет (начиная с 1898 года) предписывалось выделять ежегодное пособие в размере 500 рублей — на приобретение «предметов древности, археологические разыскания, описание памятников старины, издание каталогов и сборников исторических материалов и проч.» [9. Л. 3 об.]. Позднее стали выделяться деньги на отопление здания и на содержание заведующего музеем [15. Л. 2; 13. Л. 12].
Таким образом, в 1897 году начался завершающий этап строительства. Незадолго до открытия музея Военный Совет разрешил «войсковому начальству войска Донского произвести постройку помещений для одного истопника, двух сторожей, кухни с погребом, сарая для склада топлива, отдельного ретирадника и фасадного забора с воротами при здании Донского музея». Сооружение этих построек началось в 1900 году. Окончание всех строительных работ музейного комплекса завершилось через 7 лет [16; 11. Л. 2; 13. Л. 274, 301 об., 398].
В целях наиболее успешной подготовки музея к открытию Комиссия по устройству музея активизировала свою деятельность по приведению в систематический порядок собранных «предметов глубокой древности и позднейшего времени, распределению их по группам и отделам, по составлению общего указателя и каталогов… по разборке архивных дел и актов, собранных для исторического архива и составлению им описей и указателей и, наконец, по подготовлению библиотеки музея…» Уже в 1897 году возникла необходимость «возложить все упомянутые работы, при помощи других членов комиссии, … на одного из них… вполне ознакомленного с требованиями организации музеев и состоящего с самого возникновения предложения об устройстве на Дону музея хранителем древностей». Таким человеком стал Харитон Иванович Попов [9. Л. 3 об.-4].
22 ноября 1899 года музей официально открылся. В зале заседания на видном месте поместили доставленный из Таганрога гипсовый бюст «основателя этого музея» князя Святополк-Мирского работы А. Егорова [17; 18]. Церемония открытия шла по специально разработанной программе. В частности, накануне здание освятили, а в день открытия отслужили молебен. Среди приглашённых на торжество были архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий, епископ Аксайский Иоанн, войсковой наказной атаман и его помощник «по гражданской части», начальник Войскового Штаба, предводители дворянства, представители чиновничества, общественности, прессы [19; 20].
Экспонаты располагались уже в вестибюле. На обеих этажах особняка размещались архив и библиотека; на первом выставлялись геолого-минералогические, ботанические и зоологические коллекции, второй занимали культурно-исторические «древности», этнографические, церковные памятники старины. «Малый зал» представлял историю казачества [21. С. 1-1 об.].
Музей состоял из доисторического, исторического, естественно-исторического отделений, особого отделения войсковых регалий, библиотеки, исторического архива [4. Л. 60-65]. В основу естественно-исторического отделения легли коллекции бывшего музея Управления горной и соляной частями Области войска Донского, переданные в Донской музей перед его открытием; начало им положили инженеры Антипов, Желтоножкин и Васильев при составлении в 1863 году «пластовой карты» Донецкого каменноугольного бассейна [21. С. 1; 15. Л. 4 об.].
В библиотеку поступали местные и иногородние издания, их присылали издательства, магазины, научные и учебные учреждения, общества. В основном литература шла из Москвы и Санкт-Петербурга. Были и дарители. По мнению Х. И. Попова, «большой вклад в библиотеку и в музей вообще редкими изданиями, выписками, сообщениями, гравюрами и другими предметами сделал почётный член комиссии А. М. Каклюгин. По его же содействию музей получил все издания собирателя старинных актов П. И. Щукина…» [15. Л. 12-12 об.].
Архивные материалы поступали в музей и от учреждений, и от частных лиц. В основу исторического архива легли документы станичных архивов Хопёрского и Усть-Медведицкого округов. Уже в 1864-1866 годах Попов по поручению областного статистического комитета начал разбирать станичные архивы. По его словам, «отобранные из этих архивов дела составили ценный исторический и бытовой материал за время с начала 18 столетия». Собирательская деятельность статистического комитета, предоставившего для хранения документов свои помещения, шла постоянно, особенно проявили себя И. М. Сулин, В. В. Часовников (позднее иеромонах Авраамий), И. П. Попов [15. Л. 3-3 об.; 22]. Значительную роль в деле формирования и расширения коллекций музея, пополнения библиотеки и архива всегда играла Комиссия по устройству Донского музея (вероятно, ликвидированная в 1918 году) [4. Л. 60-60 об., 63; 23. Л. 10, 57, 58, 66; 24; 25. Л. 6 об.-7 об.].
Если прежде большинство археологических раскопок проводилось случайно, то благодаря деятельности Комиссии обследование городищ и курганов приняло организованный характер. Постоянной практикой стали пробные раскопки. Сотрудники выезжали не только в археологические, но и в этнографические экспедиции. Комиссия также издавала различные труды [26; 7. Л. 1-1 об.; 27].
Вот что писал Х. И. Попов, остававшийся на должности управляющего до 1920 года [27. Л. 104-104 об.; 23. Л. 72, 73; 28]: «Основная цель учреждения Донского музея — изучение истории края во всех её видах… первой задачей учреждения Донского музея была мысль выяснить исторические судьбы донского казачества во всех проявлениях минувшей его жизни и попутно — судьбы донского крестьянства вообще… Донской музей по самой цели устройства его и своему составу имеет характер учреждения научного, то и признано было, соответственно этому значению, сделать его широко доступным как для воспитанников учебных заведений, так и для посетителей всех классов без установления какой-либо платы» [25. Л. 1; 29. Л. 3].
Очевидно, что содержание музея и его немногочисленного штата, а также ведение исследовательской и собирательской работы попали в прямую зависимость от финансирования из войскового капитала [15. Л. 7]. Насколько титанической была работа заведующего — при отсутствии штата научных сотрудников — видно из письма Попова: «…от меня требуют невозможного. То, что собиралось 20 лет, хотят описать по мановению волшебного жезла… Положение невозможное… составление каталогов и материальных книг невозможно сделать вдруг и как-нибудь… [29. Л. 2-2 об.]. ... Меня распинают. Иван Михайлович, по-видимому, задался намерением стереть меня с лица земли… состав-то комиссии подобран так, что опереться не на кого. Н. А. Норов, И. Т. Семёнов, Е. Т. Решетовский, С. Я. Ткачёв и Л. В. Богаевский. Одни единомышленники председателя, другие подчинённые ему» [30].
Несмотря на подобные высказывания, трудно переоценить роль Комиссии по устройству Донского музея в деле пополнения и изучения музейных коллекций, укоренения и распространения научных методов работы не только в музейном деле, но и в архивном и в библиотечном.
Напряжённая деятельность заведующего и членов Комиссии по устройству Донского музея, частных лиц повлияла на повсеместное пробуждение интереса к памятникам старины, на активизацию деятельности по их собиранию, хранению и изучению. Комиссия приобрела множество ценных материалов по археологии, истории и этнографии Области войска Донского. Об обширности музейных коллекций свидетельствует каталог (указатель), изданный в начале ХХ века [4. Л. 17, 60 об.; 7. Л. 2 об.; 15. Л. 6; 31]
ИСТОЧНИКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 79. Л. 1-7.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 29. Л. 2.
- Ф. 699. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.
- Ф. 699. Оп. 1. Д. 11.; В 1908 г. было открыто сельскохозяйственное отделение естественно-исторического отдела. См.: Ф. 55. Оп. 1. Д. 751. Л.
- Ф. 699. Оп. 1. Д. 4. Л. 9-11.
- Ф. 699. Оп. 1. Д. 6. Л. 2.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 534
- Ф. 353. Оп. 1. Д. 513. Л. 1-5.
- Ф. 699. Оп. 1. Д. 7 а.; Попов Харитон Иванович (1834-1925) — историк, этнограф, один из основателей и первый директор Донского музея. См. «Донской временник». Год 2004-й. С. 108.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 886. Л. 1.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 73.
- Кирсанов Е. И. Слава и трагедия Новочеркасска. Т. 1. С. 424.
- Ф. 301. Оп. 25. Д. 196.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 248. Л. 1.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 515.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 483. Л. 1 об.
- Приазовский край. 19 нояб. 1899. № 304.
- Приазовский край. 24 нояб. 1899. № 308.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 1435. Л. 1.
- Приазовский край. 21 нояб. 1899. № 306.
- Богачёв В. В. Донской музей в г. Новочеркасске. Юрьев (Дерпт), 1913.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 956. Л. 49.
- Ф. 699. Оп. 1. Д. 20.
- Ф. 699. Оп. 1. Д. 10.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 751.
- Ф 55. Оп. 1. Д. 260. Л. 3 об.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 509.
- Ф. 699. Оп. 1. Д. 49. Л. 1, 7, 19, 20.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 536.
- Ф. 55. Оп. 1. Д. 1443. Л. 1-2.
- Донской музей (каталог) [Новочеркасск, 1902]. С. 1-224.
|