Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Чибисова С. П. Донской музей  // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2024. Вып. 33-й. C. 122-134 URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/2/art.aspx?art_id=2037

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 33-й

Музеи

С. П. Чибисова

ДОНСКОЙ МУЗЕЙ

От идеи до открытия в собственном здании

Донской музей. Фото из фонда Новочеркасского музея истории донского казачества. КП-24096/85 (Каталог археологических коллекций Донского музея / Сост. Х. И. Попов [Б. м., Б. г.]

Начало. 1860–1880-е годы

В деле создания Донского музея и строительства для него собственного здания выдающуюся роль сыграли донские общественные деятели А. М. Савельев и Е. А. Ознобишин.

Преподаватель рисования, статский советник Егор Андреевич Ознобишин (1837–1907) происходил из старинного, но обедневшего рода дворян Саратовской губернии, образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1854–1857) и Санкт-Петербургской Императорской академии художеств (1858–1863) [1]. В Академии начинающий художник занимался одновременно в классах жанровой и пейзажной живописи под руководством профессоров М. Н. Воробьёва и А. П. Боголюбова, будучи с 1863 г. личным стипендиатом наследника цесаревича Николая Александровича [2]. По окончании академии Е. А. Ознобишин получил звание классного художника II степени. Его пейзажные работы были отмечены малой и большой серебряными медалями. С 1866 г. художник жил в Новочеркасске, преподавал в мужской классической гимназии (1866–1876) и Мариинском Донском институте (1873–1876), состоял действительным членом Донского областного статкомитета (1887–1907).

Андроник Минаевич Савельев (1835–1875) происходил из донских казаков станицы Романовской. После окончания Новочеркасской мужской гимназии (1855) и историко-филологического факультета Харьковского университета он работал учителем русской словесности в Новочеркасской гимназии (1859–1872) и преподавателем русского языка и словесности в Донском Мариинском институте. В 1865 г. Савельев стал секретарём Донского статистического комитета; при нём впервые началось печатание «Трудов комитета», а также «Списка населённых мест Области войска Донского…» и нескольких других изданий, в частности областных «Памятных книжек». Савельев составил «Сборник донских песен» (1867), написал историческую монографию «Трёхсотлетие Войска Донского» (1870), был одним из главных сотрудников «Донского вестника» и редактором неофициальной части «Донских войсковых ведомостей» [3].

Познакомившись на педагогической службе, А. М. Савельев и Е. А. Ознобишин близко сошлись как единомышленники в деле сохранения исторических памятников. Они начали целенаправленную деятельность по созданию Донского музея, обратившись к наказному атаману Войска Донского.

С 1 октября 1865 г. в должности наказного атамана состоял генерал-адъютант Александр Львович Потапов (1818–1886), происходивший из воронежских дворян. Близкий друг поэта М. Ю. Лермонтова, А. Л. Потапов был культурным человеком, неравнодушным к истории Донского края. Оказалось, что его родной дед, генерал-поручик И. А. Потапов, в 1772 г. занимал должность обер-коменданта крепости св. Димитрия Ростовского, где содержался подследственный С. Д. Ефремов до отправки его в Петербург. За хорошее обхождение опальный атаман подарил своему невольному тюремщику седло и полную верховую сбрую, которые перешли по наследству внуку и, в бытность атаманом А. Л. Потапов, по свидетельству А. Карасёва, с гордостью показывал эти раритеты всем в Новочеркасске [4].

Сочувствуя делу создания Донского музея, атаман А. Л. Потапов в апреле 1867 г. командировал для осмотра некоторых музеев с целью изучения их устройства секретаря Донского статистического комитета А. М. Савельева, который посетил в Санкт-Петербурге сельскохозяйственный музей министерства государственных имуществ, Императорскую публичную библиотеку, педагогический музей военно-учебных заведений и в Москве — Румянцевский музей и этнографическую выставку, устроенную Императорским обществом любителей естествознания.

За участие в подготовке этой последней выставки атаман А. Л. Потапов был отмечен почётной наградой 2-й категории «за содействие в доставлении этнографических предметов донских казаков и калмыков» [5].

Вскоре после возвращения из столиц А. М. Савельев, совместно с Е. А. Ознобишиным, подготовил проект программы Донского музея, которая была оглашена им на собрании Донского войскового статкомитета 15 января 1868 г. В своём докладе А. М. Савельев отметил, что в Новочеркасске «существует горный музей и, кроме того, есть небольшая коллекция по отделу палеонтологии, а также археологических находок при зоологическом и минералогическом кабинетах новочеркасской гимназии». Эти коллекции он назвал незначительными и не представляющими «общего интереса». В то же время, поступающие предметы интересные «в археологическом или этнографическом отношениях», статкомитет вынужден передавать в Императорское археологическое общество «за неимением места для хранения». Таким местом мог бы стать «местный музей с более общим характером чем горный, соединяющий в себе образцы более замечательных произведений края, его промышленности, его археологические находки, предметы для его этнографии», который «должен удовлетворить насущной потребности всякого, желающего обстоятельно познакомиться с Доном» [6]. Хотя программа музея, по мысли докладчика, намечалась широкая, устанавливавшая, кроме археологического с историческим, сельскохозяйственный и этнографический отделы, но само осуществление идеи о музее предполагалось в скромном виде. Устроители рассчитывали, что музей больших затрат не будет требовать, а пополнение его будет производиться постепенно «путём доброхотных даяний членов статистического комитета и вообще лиц сочувствующих».

Главным камнем преткновения в открытии музея стала необходимость иметь для него собственное здание. Эта идея активно продвигалась статским советником Е. А. Ознобишиным. Заинтересованный в устройстве музея войсковой наказной атаман А. Л. Потапов пообещал отдать под музей дом на Платовском проспекте, приобретённый войском у есаула П. И. Турчанинова (на месте бывшей усадьбы атамана М. И. Платова). Однако, генерал Потапов вскоре получил другое назначение и уехал из области, а в вышеуказанном войсковом здании после его перестройки в 1871 г. разместили войсковой штаб.

В течение следующего десятилетия Е. А. Ознобишин неоднократно обращался с просьбами о содействии к атаману М. И. Черткову и к сменившему его атаману Н. А. Краснокутскому. Последний, в ответе на докладную записку о необходимости создания в Новочеркасске музея, выразил желание принять его программу к сведению в то время, «когда финансы края позволят приступить к открытию музеев» [7].

Дело получило продолжение только в июле 1881 г. со вступлением в должность донского наказного атамана князя Н. И. Святополк-Мирского. Выпускник Пажеского корпуса, дважды Георгиевский кавалер и герой войны за освобождение Болгарии от османского ига, князь был человеком не только высококультурным, но и весьма деятельным. Он ответил Ознобишину, что если идею музея утвердят в верхах, то он непременно воспользуется его предложением. В 1882 г. Егор Андреевич на свои деньги отпечатал 400 экземпляров новой «Программы Донского музея» и разослал её в научные учреждения и начальству.

Атаман Н. И. Святополк-Мирский выдал Е. А. Ознобишину мандат с просьбой оказывать его предъявителю помощь в собирании материалов и предметов старины. Все экспонаты будущего музея собирались в здании войскового правления.

 Е. Ознобишин, вдохновлённый новыми надеждами, написал в газете «Донской справочный листок» следующее: «Музей должен быть как можно ближе, доступнее простому человеку, потому что в простом человеке – в его мускульном труде – лежит будущность нашего государства и его величие: будет народ сыт – будут и школы, а будут школы, – будут и умные люди». Он полагал, что войсковая администрация сможет «при небольших затратах устроить отдельное здание для Донского музея – барачной системы», поскольку в «собственном здании можно гораздо удобнее, систематически расположить предметы – не стесняясь разными перегородками и капитальными стенами». Он предлагал это здание, дёшево и быстро возведённое, разместить в самом центре города – «в городском саду, в той его части, которая выходит на Платов проспект, к стороне областной почтовой конторы». Кроме того, по его мнению, «в здание музея, расположенное в саду и выстроенное в стиле самом обыкновенном – охотнее и смелее пойдёт простой станичник со своею старухой, привезший на базар продукты своего честного, полезного, но не совсем выгодного труда…» [8].

Князь Н. И. Святополк-Мирский оказался прекрасным экономистом. За время его атаманства общий войсковой капитал увеличился почти вдвое. Обширная деятельность князя, направленная на благоустройство города Новочеркасска, строительство зданий, мощение улиц, прокладку и озеленение бульваров обеспечивала приток пожертвований от донских дворян и купцов. Имея в своем распоряжении средства в сумме 36 тысяч руб., пожертвованные купцом Я. С. Поляковым на «общеполезные цели», атаман принял решение использовать их для постройки здания музея.

Таким образом, меценатом, на чьи деньги началось дело о строительстве здания музея, оказался Яков Соломонович Поляков (18321909), один из трёх знаменитых в то время братьев-банкиров Поляковых, строителей железных дорог на юге России, чья фамилия была на слуху как символ сказочного богатства. С 16 ноября 1868 г. он жил с семьёй в Таганроге, где имел собственный торговый дом, основал Управление каботажного Азовского буксирного пароходства (1871), Азово-Донской коммерческий банк и Донской земельный банк (1873). На основе этих банков он открыл в Таганроге Банкирскую контору Якова Полякова (ул. Петровская, 50), а в 1886 г. открыл Санкт-Петербургско-Азовский коммерческий банк. Я. С. Поляков получил звание потомственного почётного гражданина Таганрога. Он принимал активное участие в общественной жизни города, будучи гласным Таганрогской городской думы (18851902) и председателем комитета торговли и мануфактуры Таганрогской городской управы (18851904). За крупные пожертвования и работе  попечительских советах различных благотворительных обществ Я. С. Поляков был награждён орденами св. Владимира III ст. (1888), св. Станислава I ст. (1891), св. Анны I ст. (1896), получил чин действительного статского советника (1885), тайного советника (1900), а также возведён в потомственные дворяне (1888), несмотря на иудейское вероисповедание [9].

 

Конкурс на проект здания музея (ноябрь 1882 – февраль 1883)

По распоряжению атамана князя Н. И. Святополк-Мирского областное войсковое правление в ноябре 1882 г. объявило конкурс с премией на лучший архитектурный проект здания будущего музея. Вскоре, как сообщала местная газета: «Явилось пять проектов; все они – безвозмездные труды гг. архитекторов и инженеров. В большинстве планы оказались очень удачны. Некоторые фасады, как нам кажется, не совсем выражают идею, но тем не менее в общем – очень хороши. Честь и слава гг. труженикам! Не забудем, что работы эти были произведены лицами, имеющими свои постоянные занятия, что лица эти должны были в сравнительно короткое время приготовить проекты на состязание: чей окажется лучше?» [10].

В январе 1883 г. все представленные проекты были отправлены на рассмотрение в Санкт-Петербург, в институт гражданских инженеров, где в определении достойного премии проекта приняли участие профессора Р. Б. Бернгард, Д. Д. Соколов, Э. И. Жибер, И. С. Китнер и В. А. Шретер. «Такое строгое жюри признало достойным премии проект под монограммою “ватерпас и треугольник”, составителем которого оказался гражданский инженер Ф. А. Гаген» [11].

Фердинанд Августович фон Гаген (18491899) происходил из прибалтийских немцев, окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров (1876) и был откомандирован в управление Ростово-Владикавказской железной дороги. На Дону он активно занялся архитектурной деятельностью, построив несколько деревянных и каменных церквей в казачьих станицах. В 18821886 гг. Ф. А. Гаген работал старшим инженером Областного правления Войска Донского, участвовал в застройке Новочеркасска, где руководил возведением духовной семинарии, построил деревянный цирк и возвёл несколько домов по частным заказам, затем был переведён городским архитектором Екатеринослава [12].

После проведения конкурса дело вновь застопорилось в коридорах бюрократии. Чтобы подвинуть дело вперед, любители казачьей истории решили объединиться и организовать на Дону Общество любителей донской старины. Этот кружок местных краеведов возглавил коллежский секретарь Харитон Иванович Попов, секретарь областной земской управы [13]. В 1884 г. кружок выработал проект устава общества, целью которого было: «1) приведение в известность местных исторических археологических и этнографических памятников; собирание материалов для истории Донского края, и 2) содействие в устройстве историческо-этнографического отдела Донского музея.

Через войскового наказного атамана проект Общества был представлен на утверждение подлежащего начальства; но дело затормозилось, после того как поступило на заключение директора археологического института сенатора Н. В. Калачова. Пропагандируя усиленно губернские учёные археологические комиссии, учреждённые с 1884 г., сенатор Н. В. Калачов предложил войсковому начальству взамен Общества любителей донской старины открыть комиссию, но с условием, чтобы были отпущены средства из войскового капитала и отведено помещение. Учредители Общества любителей донской старины не согласились с этими предложениями, и вопрос об учреждении этого общества остался нерешённым» [14].

Однако, тем временем производились работы по изысканию донских древностей. «К коллежскому асессору Х. И. Попову, состоявшему в то время помощником управляющего атаманской канцелярией [15], поступало множество всякого рода памятников, которые за неимением помещения приходилось хранить там же, в канцелярии. Кроме того, отдельными лицами предпринимались изыскания в архивах станиц Старочеркасской, Раздорской, Семикаракорской и Мелеховской. В 1884 г. было вывезено из станицы Старочеркасской около 50 связок бумаг, принадлежавших станичному архиву.

Наконец, в ноябре 1890 г. при Областном правлении была образована особая Комиссия по устройству Донского музея под председательством И. М. Добрынина. Состав музея намечался из следующих отделов: археологического, нумизматического, с отделением портретов, старинного оружия, жалованных ковшей и пр., и горного, с палеонтологическим отделением» [14].

Бессменным членом этой комиссии, игравшим в ней одну из решающих ролей, был признанный казачий деятель, историк-любитель Х. И. Попов, бывший в 18901897 гг. советником Первого распорядительного отделения при Областном правлении [16]. 21 декабря 1897 г. он по прошению был уволен со службы в чине статского советника «с мундиром и пенсией из войскового вспомогательного капитала по 321 р. 64 коп. и из эмеритальной кассы военно-сухопутного ведомства по 386 руб. в год» [17]. Но и после отставки Х. И. Попов продолжил нести службу, став первым заведующим Донским музеем.

Приступить к сооружению в Новочеркасске здания для Донского музея оказалось возможным только через десять лет после проведения конкурса проектов, в 1893 г. Наказной атаман князь Н. И. Святополк-Мирский возложил заведование этим делом на Комиссию по устройству Донского музея и лично выбрал место, по его мнению, «наиболее удобное для названного сооружения», где находилось в то время «ничем не занятое ветхое здание, освободившееся за переездом в другое помещение Атаманской канцелярии». 2 марта 1893 г. инженерами строительного отделения был составлен акт осмотра бывшего здания канцелярии. Оказалось, что оно построено в 1829 г. «Нижний этаж из жёлтого местного камня, а верхний из пластин, и находится в ветхом состоянии, что ни для каких войсковых потребностей более не годно и в виду могущего последовать обрушения, должно быть разобрано». Акт подписали: областной инженер-архитектор А. А. Ященко, старший инженер Б. Краснов, младшие инженеры Н. И. Роллер и В. А. Альберти [18, л. 4 об.].

Определением Областного правления от 8 марта 1893 г. было решено: «рассмотрев изложенные в докладе обстоятельства и имея в виду, что в г. Новочеркасске не имеется свободного войскового места, на котором можно было бы произвести постройку здания для Донского музея, существующее же войсковое здание, в котором помещалась Канцелярия войскового наказного атамана, через 60 лет со времени постройки пришло в совершенную ветхость и ни к чему не пригодно, Областное правление признаёт полезным для войска иметь, взамен него пригодное здание, а потому определяет: на имеющиеся в распоряжении войскового наказного атамана средства для постройки для Донского музея назначить двор бывшей Атаманской канцелярии, с находящимся на нём зданием, причем строительные материалы от разборки этого здания Комиссии по организации Донского музея употребить на потребности сооружения здания для музея и служб при нем, но с тем, чтобы сооружённое здание этого музея считалось войсковым зданием» [18, л. 1–2]. На разборку ветхого строения и подготовку площадки под строительство со всеми бюрократическими проволочками ушёл еще почти год и, наконец, наступил долгожданный радостный день.

 

Закладка здания Донского музея

Освящение места для сооружаемого Донского музея и сама закладка его были совершены в пятницу, 6 мая 1894 г., в высокоторжественный день рождения Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича Николая Александровича, Августейшего атамана всех казачьих войск. Весь город в этот день был украшен государственными флагами. В Вознесенском кафедральном соборе литургию совершил преосвященный Иоанн (Митропольский), епископ Аксайский, в сослужении соборного духовенства. По окончании литургии совершено было молебствие. В соборе присутствовали военные и гражданские чины Войска Донского во главе с начальником войскового штаба генерал-лейтенантом А. Д. Мартыновым и помощником войскового наказного атамана по гражданской части генерал-майором А. М. Грековым. После службы состоялся военный парад, затем все участники направились к месту закладки здания на углу Платовского проспекта и Атаманской улицы. Атаман князь Н. И. Святополк-Мирский, по случаю нездоровья, не смог присутствовать на торжестве, выразив своё сожаление.

Для закладки были приготовлены две каменные плиты с углублением в нижней из них для доски и с высеченным восьмиконечным крестом на верхней. После молебствия, установленного для подобных случаев, и по провозглашении многолетия Государю Императору, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, по окроплении места закладки святою водой, вложена была в каменную плиту металлическая, покрытая никелем, доска с надписью. В заключение церемонии было совершено окропление святой водою всего приготовленного для здания места.

 

На первом этапе строительства (18941896)

Здание сооружалось по планам и чертежам члена Комиссии по устройству Донского музея, областного архитектора П. С. Студеникина хозяйственным способом под наблюдением председателя и членов Комиссии.

За основу был взят конкурсный проект недавно скончавшегося академика А. А. Ященко, доработанный П. С. Студеникиным. Как писала местная печать, судя по проекту здания, «оно обещает быть весьма красивым. В два этажа (с особым подвальным помещением для отопления) и довольно поместительным. В нём на первый раз предположены следующие отделы: 1) горный, 2) доисторической археологии, 3) позднейшей археологии, 4) этнографический, 5) исторический архив и 6) библиотека археологических, исторических, географических и т. п. изданий. Если же место позволит, то впоследствии могут быть прибавлены и другие отделы. Здание музея предположено вчерне закончить в сентябре текущего года, а в будущем году отстроить окончательно и открыть уже музей в полном его виде» [19].

Как упоминалось выше, двухэтажное здание музея возводилось на пожертвованную купцом Я. С. Поляковым сумму. Однако, израсходованных 35 994 руб. оказалось недостаточно [20]. В конце 1894 г. строительство заморозили. Здание, построенное вчерне без окон и дверей, окружённое забором простояло в центре города несколько лет.

В этот период войсковым наказным атаманом князем Н. И. Святополк-Мирским делалось всё возможное, чтобы зачислить строящееся здание музея в разряд «войсковых», что позволило бы не только достроить, но содержать и ремонтировать его в дальнейшем за счёт войсковых средств.

«Областное правление, по журнальному определению Войска Донского своему, состоявшемуся 10 июня 1896 г., от имени войскового наказного атамана возбудило ходатайство перед Военным министерством о разрешении принять в число войсковых учреждений в г. Новочеркасске Донского музея, формирование которого продолжается с 1882 г., и об ассигновании на окончание сооружаемого для музея здания, на которое затрачено уже из частных пожертвований до 36 тыс. руб., особого сверхсметного кредита из общего войскового капитала в сумме 46 412 руб. Потребные ежегодные расходы назывались следующие: на ремонт 1125 руб., на отопление здания – 260 руб.; на освещение, допуская таковое лишь в канцелярии музея и подвальном этаже, где будет помещаться центральное отопление, в зимние месяцы – 12 руб.; на содержание внутренней чистоты – 125 руб.; на очистку нечистот – 60 руб.; на страхование здания, полагая 20 коп. со 100 руб. стоимости – 150 руб.; на наём прислуги (2 человек по 120 р.) – 240 руб. Всех же расходов в год предполагалось 1972 руб. Сверх того, на первое время на такие нужды музея, как приобретение предметов древности, археологические разыскания, исследования и описание памятников старины, издания каталогов и сборников исторических материалов и др. признавалось необходимым назначить особое пособие из войсковых сумм в размере до 500 руб. в год в продолжении пяти лет, пока музей не будет иметь собственные средства (составление которых ожидалось из членских взносов, сборов с платных посетителей и частных пожертвований) и пока ещё не может оказать ему пособие город Новочеркасск из своих средств» [18, л. 60].

Переписка с Военным советом и другими учреждениями по этому вопросу заняла около года. Сначала было получено заключение от Инженерного комитета Главного инженерного управления от 13 ноября 1896 г. о признании представленной сметы: «правильною в техническом отношении, … на сумму 45 434 р., в том числе 1272 р. на вспомогательные работы, 1747 р. на вознаграждение техников, а затем на оптовые работы: 10 000 р. на устройство водяного отопления с вентиляцией, водопровода с ватерклозетами и выгребной ямы о 2-х отделениях; 395 р. на асфальтовые полы с устройством основания; 4784 р. – на изготовление цементных мозаичных полов; 1254 р. – на изготовление из гранита на железных косоурах парадной лестницы, 511 р. 50 к. – на положение гранитных ступеней входных площадок; 467 р. 50 к. на постановку железных решеток; 800 р. – на изготовление из дубового леса парадной двери с тамбуром; 78 р. – на постановку цементных балясин; 1500 р. – на лепные украшения и 1600 р. на постановку в окна внутренних решетчатых железных ставень» [18, л. 10 об. – 11].

Следующим шагом стало разрешение Военного cовета от 3 мая 1897 г. достроить здание музея «на счёт войскового капитала» [21]. Наконец, отношением войсковому наказному атаману Главного управления казачьих войск от 25 июня 1897 г. за № 744 за подписью большого друга и дарителя Донского музея помощника начальника Главного управления, тайного советника Н. А. Лемана сообщалось о согласии Военного cовета на принятие в собственность Войска Донского выстроенного на частные пожертвования здания для музея в г. Новочеркасске. Постановление включало следующие пункты: «1. Выстроенное вчерне здание для музея в г. Новочеркасске зачислить в число войсковых зданий Донского войска. 2. Разрешить войсковому начальству произвести достройку упомянутого здания согласно утверждённого Инженерным комитетом проекта и сметы и, согласно его указаний, но с тем, чтобы предварительно какого-либо распоряжения о строительных работах был представлен в Военное министерство на рассмотрение проект предположенного водяного отопления здания музея. 3. Указанные во 2 пункте строительные работы отдать в подряд, для чего и назначить установленным порядком торги. 4. На расходы по упомянутым строительным работам открыть по текущей Донской войсковой расходной смете особым последним сверхсметный кредит в сумме 45 434 р., с тем, чтобы в израсходовании денег был представлен своевременно надлежащий отчёт в донскую контрольную палату, а могущий быть остаток был причислен к общему войсковому капиталу. 5. Предоставить местному начальству обсудить вопрос относительно расходов, потребных на внутреннюю обстановку музея, и войти по сему предмету, а равно о расходах на содержание и ремонт музея, с особым представлением в установленном порядке. 6. Отпускать музею из войсковых сумм ежегодно в пособие по 500 р. в год в течение 5 лет, начиная с 1898 года, с зачислением этого расхода также в подлежащее подразделение Донской войсковой расходной сметы» [18, л. 7].

Главное управление казачьих войск при этом вернуло проекты и сметы на постройку здания музея: «1. Смета №1 на постройку здания Донского музея в г. Новочеркасске (65 л.). 2. То же № 2 на оставшиеся не произведёнными работы на постройку здания музея (37 л.). 3. Проект Донского музея в г. Новочеркасске на пяти отдельных листах (5 л.)» [18, л. 6].

 Завершающий этап строительства здания музея (1897–1899)

Таким образом, в 1897 г. начался завершающий этап строительства. Объявления о торгах на работы по достройке здания Донского музея были напечатаны после 27.08.1897 г. в «Донских областных ведомостях», в «Воронежских», «Астраханских», «Екатеринославских», «Саратовских», «Ставропольских», «Харьковских» губернских ведомостях, а также были разосланы: в департамент Народного просвещения, в Правление Императорского Московского университета, в редакцию «Правительственного вестника», в Ростовскую-на-Дону ремесленную управу и по всем округам Войска Донского [18, л. 14–15].

16 сентября 1897 г. состоялся торг на достройку здания Донского музея на сумму 20 668 руб. Участвовало три человека, низшую цену за подряд дал торгующий по свидетельству 2-й гильдии купец Григорий Ильич Могилевский – 15 740 руб. (ниже на 24,33%). Кроме того, к торгам было подано три запечатанных объявления от следующих лиц: торгующего по свидетельству 1-й гильдии купца Николая Ивановича Бардаша (ниже на 18%), крестьянина Егора Петровича Потапова 17 700 руб., торгующего по свидетельству 2-й гильдии купца Павла Никитина Кирюнина 18 843 руб. По условию работы должны были быть начаты немедленно по заключении контракта и полностью окончены к 1 августа 1898 г. В результате торгов 20 сентября 1897 г. был заключён контракт с Г. И. Могилевским, как предложившим наименьшую цену. При этом подрядчик принял от Комиссии по постройке здания музея приобретённые ею ранее материалы (кирпич в количестве 58 800 штук, коренные леса с подмостами и кружала) за 1500 руб. Все работы должны были производиться под наблюдением исполняющего должность (и. д.) областного инженер-архитектора П. С. Студеникина [18, л. 28].

Перечень работ и их стоимость неоднократно корректировались. Так согласно рапорту и. о. областного инженер-архитектора П. С. Студеникина в областное Правление Войска Донского от 15 сентября 1897 г. оказалось, что «по смете на достройку здания Донского музея… назначены кирпичные своды, причём потолки в залах от сводов на балках должны получиться волнистые. В виду того, что по заявленным ценам мастера Торлецкого предстоит возможность устроить по системе Монье совершенно плоские своды по балкам, то есть устроить прямые потолки в залах, которые красивее волнистых, и что такие своды будут легче и в то же время прочнее и дешевле кирпичных, просим заменить указанные кирпичные своды бетонными и исключить их из работ, которые назначены к отдаче с торгов 16 сего сентября». Это предложение было одобрено помощником войскового наказного атамана по гражданской части генералом А. М. Грековым [18, л. 170].

В результате работы на устройство бетонных сводов, бетонных и мозаичных полов в строящемся здании музея были отданы без торгов почётному гражданину Василию Александровичу Торлецкому за сумму 7447 руб. с условием выполнения к 20 июля 1898 г. С ним был заключён контракт 23 сентября 1897 г. [18, л. 33], в котором мастер дал письменные гарантии о том, что все работы он «должен производить из материалов хорошего качества, причём цемент для бетона непременно должен быть Новороссийского завода или завода Шварцкопфа. Работы должен начать немедленно по заключении контракта и по получении на них наряда от областного правления, а закончить не позже 20 июня 1898 г.» [18, л. 36].

В здании решено было устроить паровое отопление низкого давления, вентиляцию и водопровод, по смете и проектам, утверждённым Главным инженерным управлением 1 апреля 1898 г. Военный Совет, рассмотрев этот вопрос 7 августа 1898 г. постановил: разрешить войсковому начальству Войска Донского произвести в здании Донского музея работы по устройству водопровода и парового отопления с вентиляцией и другими соответствующими вспомогательными работами через фирму К. Зигель, не выходя из сметной суммы в 10 тыс. руб., с тем, чтобы по окончании работ был составлен отчёт в виде сметы с приложенными к нему чертежами и необходимыми оправдательными документами. То есть решено было производить работы хозяйственным способом [18, л. 130 об.].

Контракт был заключен 5 сентября 1898 г. с представителем фирмы Зигель Максимилианом Августовичем Вейтце, доверенным Ростовской на Дону конторы С.-Петербургского 1-й гильдии купца Курта Богданова. «Контора К. Зигель, принимая на себя устройство водопровода и парового отопления с вентиляцией, а также ватерклозетов и выгребной ямы в двух отделениях в здании Донского музея в г. Новочеркасске за 7445 руб., обязывается исполнить оное на точном основании прилагаемых к сему контракту условий». Работы должны были закончиться к 1 января 1899 г. [18, л. 134].

К работам по устройству отопления фирма приступила 19 октября 1898 г. Батареи парового отопления изготовили на заводе Петцольд и Ко. в Иноврацлаве (Польша) с задержкой на месяц [18, л. 190], поэтому окончание работ состоялось 20 февраля 1899 г. [18, л. 220].

13 марта 1899 г. при освидетельствовании Комиссией проведённых работ по устройству парового отопления низкого давления, вентиляции и водопровода в здании Донского музея было отмечено, что работы «произведены в общем удовлетворительно и согласно смете и проектов», «при испытании аппаратов отопления и вентиляции выяснилось, что они действуют вполне удовлетворительно», о чём и был составлен особый акт, подписанный советником хозяйственного отделения областного правления, статским советником И. Т. Семёновым, и. д. областного инженер-архитектора С. Я. Ткачёвым, инженерами строительного отделения В. А. Наумовым, Н. И. Роллер и М. И. Поповым [18, л. 226].

Однако, в дальнейшем потребовались кое-какие дополнительные работы по устройству отопления и вентиляции в здании, которые были поручены Торлецкому и окончены 9 августа 1899 г. [18, л. 258]. Для отопления здания по данным проекта конторы К. Зигель требовалось около 2200 пудов антрацита в год или, считая по 13 коп. за пуд, была потребно 286 руб., а за округлением – 300 руб. На наём истопника в течение 6 месяцев 150 руб. и за годовой надзор за водопроводом и ватерклозетом 50 руб., всего 200 руб. [18, л. 59].

В мае 1898 г. приступили к работам по вставке оконных и дверных блоков в строящемся здании. 11 мая 1898 г. подрядчиком Г. И. Могилевским были доставлены оконные колоды для второго этажа [18, л. 91]. Все окна должны были быть защищены решётками. 2 мая 1898 г. был заключён контракт с мещанином из г. Полтавы Фердинандом Фердинандовичем Трепке на устройство в здании музея, согласно одобренного образца, представленного им же, «внутренних решетчатых сдвижных железных ставень с постановкой их на место и окраской» в количестве 18 штук. Подрядчик обязался изготовить их к 1 июля того же года «из железа хорошего качества» за цену по 4 руб. 70 коп. за кв. аршин, а всего за 162.05 кв. аршин на сумму 784 руб. 49 коп. [18, л. 88].

Ставни были изготовлены фирмой Ф. Ф. Трепке своевременно и были освидетельствованы комиссией 11 августа 1898 г., причём оказалось, что «15 решёток совершенно готовы и сделаны удовлетворительно, из материалов надлежащего качества и согласно одобренного Областным правлением образца», три решётки требовали переделки и ввиду того, что работы по установке переплётов и подоконных досок ещё не были окончены, их не установили. Последние три оконные решётки были установлены фирмой Трепке 10 октября 1898 г. [18, л. 122].

С 8 мая 1898 г. и. д. областного инженер-архитектора П. С. Студеникин, не имея возможности работать в полную силу из-за своей болезни, «с личного согласия старшего советника Областного правления А. М. Грекова, поручил наблюдение за точным выполнением всех своих распоряжений по достройке здания Донского музея, а также и за качеством употребляемых в дело материалов младшему инженеру строительного отделения титулярному советнику М. И. Попову» [18, л. 89].

В мае 1898 г. приступили к устройству парадной лестницы и укладке ступеней в вестибюле и перед парадным входом. По проекту, утверждённому Инженерным комитетом Главного инженерного управления, парадная лестница должна была быть устроена из натурального Александровского гранита Екатеринославской губернии. Лестница из двух пролётов должна была иметь 38 ступеней длиной по 3 аршина, шириной по 8 вершков и высотой 3 вершка. Из того же гранита предполагались 15 камней ступеней трёх входных площадок вестибюля, а также наружного камня у двери парадного входа.

Областным правлением затребованы были цены от предпринимателей гранитных и мраморных работ по устройству лестниц из мрамора, гранита и пр. (срок окончания работ предлагался 20 июля 1898 г.). Были получены заявления от С. А. Тонитто и В. А. Торлецкого. Первый согласился принять на себя работы за цену за каждый уложенный в дело погонный аршин ступени 11 руб. 50 коп., а второй предложил при естественном граните цену в 12 руб., а при искусственном граните (бетонные ступени) – 5 руб. 50 коп.

В виду спешности работ архитектор Студеникин предложил вместо естественного гранита использовать искусственный, цена которого за погонный аршин по предложению В. А. Торлецкого составляла 5 руб. Предприниматель естественных и искусственных гранитных и бетонных работ, потомственный почётный гражданин В. А. Торлецкий был известен «своей благонадёжностью и аккуратным исполнением работ», а заявленная им цена оказалась весьма выгодной для войсковой казны. Образцы ступеней искусственного гранита, при рассмотрении их комиссией были признаны вполне пригодными для дела, к тому же такое устройство лестницы обещало «сбережение войскового капитала в размере до 900 руб.» Поэтому работы по устройству парадной лестницы были отданы В. А. Торлецкому без торгов, на общую сумму 802 руб. 50 коп. серебром, с условием, чтобы работы были закончены не позже 20 июня 1898 г. [18,  93–95].

Окончание всех работ по музею было назначено к 1 августа 1898 г. Но подрядчик Г. И. Могилевский попросил отсрочку на месяц, до 1 сентября, так как не успевал окончить работы к этому сроку по независящим от него причинам: «1) за болезнью наблюдающего за работами бывшего областного инженер-архитектора Студеникина, который не мог давать своевременно образцы рабочих шаблонов для штукатурных работ по музею, а чертёж на устройство тамбура из дубового леса был получен в последних числах июня 1898 г.; 2) была задержка по устройству коссоур под парадную лестницу, которые пришлось переделывать снова, потому что прежней конструкции коссоуры оказались лёгкими, а также переделка как колод дверных, так и оконных переплётов; кроме того были задержки ещё и по другим добавочным работам…» 18, л. 113].

Отсрочка была предоставлена, а после смерти архитектора П. С. Студеникина наблюдение за работами по зданию музея поручили младшему инженеру областного правления, архитектору Михаилу Иосифовичу Попову, выпускнику Санкт-Петербургской академии художеств (1894) [18, л. 114 об].

В результате, все работы по устройству сводов, полов и ступеней лестницы в здании Донского музея были окончены 15 октября 1898 г. Согласно акту освидетельствования от 19 октября работы были произведены «удовлетворительно и из материалов надлежащего качества». В ноябре 1898 г. с подрядчиком В. А. Торлецким произвели полный расчёт по завершённому контракту.

30 ноября 1898 г. Комитет по управлению г. Новочеркасска дал разрешение Областному правлению построить водовод в здании строящегося Донского музея «для получения воды из Новочеркасского водопровода, с тем, чтобы работы по устройству этого водовода произведены были по указанию временно заведующего водопроводом инженера Самсонова» [18, л. 170]. Водопроводную ветку в здание музея устроила контора К. Зигель [18, л. 177].

Близкое окончание строительства и отделки здания вызывало радостные ожидания и нашло отражение даже в столичной печати. Газета «Неделя строителя», приложение архитектурного журнала «Зодчий», поместила об этом довольно пространную заметку: «Работы по устройству в Новочеркасске Донского музея близятся к концу: заборы, окружавшие здание, снесли, мусор убрали, и делаются приготовления к замощению вокруг здания тротуаров; наружная отделка музея тоже закончена. В настоящее время взорам новочеркасского обывателя представляется красивое здание, стройное, кокетливое и как бы рисующееся тем, что оно ново, покрыто свежей краской и очень удачно исполнено. Художественные достоинства музея подчёркиваются в особенности нелепейшими старомодными соседями: зданием бывшей межевой комиссии, представляющим неуклюжее сооружение с высоко приподнятой крышей, производящей впечатление огромной и грубо сработанной шапки, нахлобученной на лоб, и зданием областных присутственных мест, тяжёлым и громоздким, напоминающим крепостную цитадель, которой предполагалось пользоваться как убежищем во время нападений диких орд степных кочевников. В здании музея Новочеркасск приобрёл воистину украшение, которым не стыдно будет и похвалиться перед заезжим человеком. Несколько портят впечатление в этом здании окна с частыми переплётами и толстыми рамами, рассчитанными, вероятно, на долговечность; очень жаль, что не были устроены эти окна из одного стекла» [22].

Одновременно с отделочными работами Комиссия по устройству Донского музея озаботилась подготовкой экспозиционного оборудования.

Для обстановки музея в январе 1898 г. были изготовлены: «витрины для верхнего этажа из липового дерева с берёзовыми точёными ножками и с еловыми днами с полировкой их снаружи под орех и с окраской внутри белой масляной краской, с постановкою петель и замков, но без вставки стекол по следующим ценам: 1) 14 шт. витрины односкатные длиной 3 аршина, шириной 1 аршин 2 вершка, высотой спереди 1 аршин 8 вершков, а сзади 1 аршин 12 вершков о 4-х ножках за 1 штуку – 25 р. 2) 10 шт. витрины двускатные, составные длиной 6 аршин, шириной 2 аршина 4 вершка, высотой спереди 1 аршин 8 вершков, а сзади 1 аршин 12 вершков о 6 ножках за 1 штуку – 45 руб. 3) 6 шт. такие же витрины как №1, но вместо ножек шкафики со стёклами за 1 штуку –70 руб. Всего на витрины 1220 руб.» [18, л. 58].

В феврале 1899 г. для меблировки заказали изготовить «а) три вешалки из липового дерева, полированного под орех, одна длиной по 4 аршина, а две по 7 аршин за цену 120 руб. б) два библиотечных шкафа из липового дерева, полированного под орех, с полками и со днами из соснового дерева и застеклёнными бемскими стёклами, один длиною 8 аршин высотой 5 аршин за цену 200 руб., а другой длиной 6 аршин, высотой 5 аршин за 150 руб. серебром;  в) две этажерки из липового дерева, полированного под орех в 1 кв. аршин каждая по 15 руб., а всего 30 руб.; 4) один стол из липового дерева, кроме крышки, с берёзовыми ножками, обтянутый сукном, мерою 1 ¾ аршина, шириною и длиной 5 аршин за цену 75 руб.». Столярных дел мастер Семён Игнатьевич Никитин обязался за 575 руб. изготовить всю эту мебель к 12 апреля 1899 г. [18, л. 231].

Им же были «построены стеллажи из материалов надлежащего качества» для архива в здании музея по чертежам, утверждёенным Инженерным комитетом Главного инженерного управления, за 280 руб. [18, л. 237]. Позже дополнительно, согласно рапорту и. д. областного архитектора С. Я. Ткачёва от 17 ноября 1899 г., столяром С. И. Никитиным было изготовлено ещё 19 витрин для здания Донского музея, которые по освидетельствовании их членами комиссии по постройке музея были найдены исполненными удовлетворительно, за что исполнителю уплатили 979 руб. 40 коп. [18, л. 273].

Начиная с 1899 г., Военный совет в своём заседании 7 августа 1898 г. постановил: «на содержание и ремонт здания музея отпускать из войсковых сумм ежегодно по 2037 руб. в год, с занесением этого расхода в подлежащее подразделение Донской войсковой расходной сметы, начиная с 1899 г. На содержание заведующего музеем из оклада по 1200 руб. в год отпускать ежегодно в течение 5 лет, начиная с 1899 г. в указанном размере, кредит, с причислением последнего к сумме, ежегодно ассигнуемой по §35 ст. 1 войсковой расходной сметы на выдачу ссуд и пособий из войскового капитала» [18, л. 131].

По распоряжению Комиссии по постройке здания Донского музея ко дню открытия музея слесарно-механической мастерской Ф. Ф. Трепке был поставлен «бронзированный алюминием прут» для вешания картин 16 аршин 10 вершков, весом 2 пуда 20 фунтов (стоимостью 10 руб.). В парадной лестнице «было поставлено и залито 38 пар бетончиков свинцом и 38 прутов, бронзированных для дорожек» на сумму в 38 руб. [18, л. 277]. Установлена точеная балюстрада из дубового леса в вестибюле. Незадолго до открытия музея, 20 ноября 1899 г., в музей завезли приобретённую в магазине Д. М. Фалченковой, мебель: «1 дюжина стульев – 30 руб., 1 кресло – 6 руб. 75 коп., 1 зеркало – 15 руб. 50 коп., всего на 52 руб. 25 коп.» [18, л. 285].

 

Открытие Донского музея

22 ноября 1899 года музей официально открылся. Торжество совершилось по специально разработанной программе. Накануне, 21 ноября, здание освятили, после чего на литии было провозглашено многолетие всем, принимавшим участие в устройстве музея и содействовавшим его формированию и «вечная память» основателю музея князю Н. И. Святополк-Мирскому и другим скончавшимся за это время сотрудникам [23].

 За неделю до открытия музея в зале заседания на видном месте установили доставленный из Таганрога гипсовый бюст князя Н. И. Святополк-Мирского работы Л. Е. Егорова (18481900) [24].

Дата открытия была выбрана неслучайно – в высокоторжественный день рождения и тезоименитства наследника Цесаревича и Августейшего атамана всех казачьих войск великого князя Михаила Александровича. Весь город с утра украсили государственными флагами. Во всех городских церквах было совершено торжественное богослужение. Всем генералам, штаб- и обер-офицерам и классным чиновникам следовало, по приказу войскового наказного атамана, «прибыть к началу богослужения в парадной форме».

По окончании литургии в кафедральном Вознесенском соборе состоялся парад на Соборной площади. В нём приняли участие: одна полусотня юнкеров новочеркасского казачьего училища, 1-я донская сотня, одна сотня от новочеркасской местной команды с хором войсковых музыкантов и два орудия от донской артиллерии, производивших салютационную стрельбу. Форма одежды была предписана парадная – в шинелях. Конный конвой был представлен от новочеркасского казачьего юнкерского училища [24].

После парада, в час дня, состоялось открытие Донского музея. В здание музея прибыли войсковой наказной атаман Константин Клавдиевич Максимович, начальник войскового штаба генерал-майор Вячеслав Иванович Пневский, областной предводитель дворянства Михаил Степанович Марков и множество представителей местных военных и гражданских властей и частных лиц. Собрание было чрезвычайно многолюдным. Среди приглашённых на торжество были архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий (Пархомович), епископ Аксайский Иоанн (Митропольский).

Торжество началось с молебна Господу Богу с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому. Затем под председательством войскового наказного атамана состоялось заседание. С докладом об истории музея выступил заведующий музеем статский советник Х. И. Попов.

Затем председателем собрания было дано слово статскому советнику Семёну Филипповичу Номикосову (1837–1900), видному члену Донского статкомитета, известному журналисту и краеведу, редактору «Донских областных ведомостей». Он обратил внимание присутствовавших на то, что историческое прошлое Дона полно геройских подвигов на поле брани. По его словам, «положение дел изменилось, и первое место теперь занимает задача мирного культурного существования», которая, однако, также требует борьбы и геройства. В открытии музея, заявил оратор, «нужно видеть проявление этого геройства; оно сопряжено было с трудами, работой и в дальнейшем потребуется такое же геройство; этому учреждению предстоит борьба, борьба света с тьмой, знания с невежеством» [14].

После этого донской атаман генерал-адъютант К. К. Максимович объявил музей открытым. В заключение торжественного собрания, которым сопровождалось открытие 22 ноября Донского музея, было прочитано подлинное письмо генералиссимуса А. Суворова к светлейшему князю Г. Потёмкину, принесённое в дар музею отставным полковником Митрофаном Алексеевичем Сербиновым. Письмо это было найдено Сербиновым в бумагах отца и хранилось им у себя около 20 лет; затем, по совету есаула И. П. Колпикова, было передано через последнего музею [25].

По закрытии заседания председатель Комиссии по устройству Донского музея И. М. Добрынин предложил присутствовавшим занести свои фамилии в особую книгу для посетителей, а затем приступили к осмотру древностей музея под руководством Х. И. Попова.

Для посетителей музей объявили открытым с воскресенья 28 ноября 1899 г.

 

Строительство дома для служб и хозяйственных построек

Однако, на этом дело о строительстве музея не закончилось.

Войсковой наказной атаман генерал-лейтенант К. К. Максимович обратился с рапортом от 13 сентября 1899 г. к военному министру с просьбой о разрешении «постройки служб и забора с воротами при здании Донского музея на образовавшийся от разрешённого на достройку здания музея кредита остаток в сумме, 8833 руб. 28 коп., и о продлении срока действия этого кредита на один год» [18, л. 268].

Незадолго до официального открытия музея, Военный совет журналом 23 октября 1899 г. разрешил «войсковому начальству Войска Донского произвести постройку помещений для одного истопника, двух сторожей, кухни с погребом, сарая для склада топлива, отдельного ретирадника и фасадного забора с воротами при здании Донского музея» [18, л. 289].

Сооружение этих построек началось в 1900 г. по проекту и. д. областного инженер-архитектора С. Я. Ткачёва. Согласно этому проекту, «по 1-й смете на постройку кирпичного здания для служб требовалось 7588 руб. 72 коп. По 2-й смете, на постройку кирпичного сарая и ретирадника во дворе, а также трёх столбов для ворот с цоколем под железную решетку с улицы, мощение двора, прокладку лещадных плит и сделание решетчатого деревянного палисада требовалось 2010 руб. 87 коп., а всего на 9 599 руб. 59 коп». Устройство железных ворот с калиткой и решётки, чертёж которых также представил архитектор Ткачёв, не были внесены в смету, так как было «невозможно определить их вес, а потому и точную их стоимость»; в интересах дела он предложил сделать ворота и решётку хозяйственным способом, что «обошлось бы гораздо дешевле, не более чем в 500 руб.» [18, л. 287–290].

Торги на выполнение этих работ состоялись 21 апреля 1900 г. Победу в торгах одержал крестьянин Калужской губернии Козельского уезда села Красное Тихон Ефимович Шестопалов. Проживал этот предприниматель в Новочеркасске на Почтовой улице в собственном доме, имея промысловое свидетельство на торговое предприятие 4-го разряда и 3-го класса, выданное из Новочеркасского областного казначейства 12 мая 1900 г. сроком на год. С ним заключили контракт на постройку служб при здании Донского музея на сумму 7573 руб., окончание работ было назначено к 15 мая 1901 г. [18, л. 331]. Подрядчик Т. Е. Шестопалов не подвёл, завершив дело даже раньше срока. В акте освидетельствования работ, подписанном заведующим Донским музеем Х. Поповым и гражданским инженером В. Наумовым 5 января 1901 г. отмечалось, что работы выполнены «удовлетворительно из материалов надлежащего качества» [18, л. 351]. Последним штрихом стало «устройство железных ворот с калиткой, такой же решётки для забора и зонта при парадном ходе при дворовом здании Донского музея». Изготовленные в слесарной мастерской Ф. Х. Фаслера на сумму 530 руб. 70 коп., они были установлены на место к 24 ноября 1900 г. [18, л. 332].

Официально дело «о постройке Донского музея, флигеля при нём и других служб» было закрыто только 5 марта 1907 г. «вследствие окончания этих построек и произведённых с подрядчиками расчётов об уплате им денег, и признании Донской контрольной палатой при ревизии отчётностей в расходе денег за эти постройки правильными» [18, л. 398].

 

Войсковые регалии в музее

В скором времени после открытия музей принял на хранение главные исторические реликвии донского казачества: войсковые клейноды, жалованные царские грамоты и знамёна. Для их размещения был выделен особый зал на втором этаже, который было решено отделить застеклённой переборкой, «устройство каковой по личному приказанию г. старшего советника Областного правления статского советника Добрынина, строительным отделением было поручено архитектору Н. И. Роллеру» [18, л. 348]. Изготовил переборку железных дел мастер Фаслер за 450 руб. и установил на место 2 октября [18, л. 347].

17 октября 1900 г. в Новочеркасске праздновался день войскового праздника Войска Донского. Праздник этот был установлен во время атаманства князя Н. И. Святополк-Мирского по случаю памятного для России события – избавления царской семьи от опасности во время крушения поезда 17 октября 1888 г. Согласно распоряжения новочеркасского коменданта, к 8 часам утра в здании Областного правления стали собираться военные и гражданские чины, которым вручались жалованные Войску Донскому грамоты, знаки атаманского достоинства, мундиры Государей Александра I, Николая I, Александра II и другие знаки царского внимания к войску; нижним чинам вручены были жалованные войску знамёна за боевые отличия. Все эти регалии выносились из областного правления и располагались на Атаманской улице.

Через некоторое время прибыл войсковой наказной атаман генерал-лейтенант К. К. Максимович, а затем торжественное шествие войскового круга направилось в кафедральный собор, куда внесены были все регалии. Литургию совершал преосвященный Иоанн (Митропольский), епископ Аксайский, в сослужении соборного духовенства. По окончании литургии совершено было молебствие с провозглашением многолетия Государю императору, Государыне императрице, Государю наследнику и всему Царствующему Дому. Едва раздался возглас протодиакона «многая лета», как началась салютационная стрельба из орудий.

После окончания молебствия шествие Войскового круга направилось по Платовскому проспекту к зданию Донского музея, куда и внесены были войсковые грамоты, знамёна и другие регалии на постоянное хранение вместо прежнего помещения их в зале областного правления [26].

В марте 1901 г. состоялось перенесение конного портрета первого августейшего атамана всех казачьих войск, наследника цесаревича Александра Николаевича работы художника Ф. Крюгера, подаренного Войску Донскому императором Николаем I в 1850 г. Для его установки в зале регалий столяром С. И. Никитиным был изготовлен пьедестал «мерою: в длину 5 аршин, с решеткою в длину 6 аршин, ширину 1 аршин 12 вершков и высоту 1 аршин 6 вершков., стоимостью 80 руб.». Мастеру заказали также следующее оборудование: «две тумбы, длиною по 7 аршин, высотой 1 аршин 2 вершка для войсковых регалий, под знамена, по 50 руб. каждая; две тумбы, длиною по 4 аршин, высотой 1 аршин 2 вершка, под знамена, по 27 руб. каждая; витрину для грамоты: 1 аршин 6 вершков х 1 аршин 2 вершка, со стёклами. 20 руб.» Всего на 254 руб. [18, л. 357].

Такова история создания Донского музея от идеи до открытия в собственном здании с доступной для публики краеведческой экспозицией, включившей в себя самые ценные реликвии и регалии Войска Донского.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРТУРА

  1. Крайсветная Л. В. Ознобишин Егор Андреевич и его деятельность в деле создания Донского музея. : Краеведческие записки : сб. науч. трудов / Новочеркасский музей истории донского казачества. Вып. 11. Ростов н/Д. : Альтаир. 2014. С. 241–246.
  2. Огарёва Н. В. Летопись жизни и творчества А. П. Боголюбова. Саратов : Изд-во Саратов. ун-та. 1988. С. 41. На обложке авт. не указан.
  3. Савельев Андроник Минаевич // Донцы XIX века : Биографии и материалы для биографий донских деятелей на поприще службы военной, гражданской, общественной, а также в области наук, искусств, литературы и проч. Новочеркасск : Областная войска Дон. типография, 1907. С. 418–419.
  4. Донские картинки  № 7 : Из памятной книжки А. А. Карасёва / Изд. типографии Ф. Туникова. Новочеркасск. 1908. С. 7.
  5. Всероссийская этнографическая выставка, устроенная Императорским Обществом любителей естествознания, состоящим при Московском университете в 1867 году. М., 1867. С. 99.
  6. Протокол обыкновенного собрания Донского войскового статистического комитета 20 ноября 1867 года // Донские областные ведомости. 1868. Часть неофициальная. 15 апр. (№ 14). С. 55.
  7. Ознобишин Е. Несколько слов по поводу открытия в Новочеркасске Донского музея // Донской справочный листок. 1882. 27 апр. (№ 78). С. 1.
  8. Его же. Несколько слов по поводу открытия в Новочеркасске Донского музея // Донской справочный листок. 1882. 23 апр. (№ 77). С. 2.
  9. Мовшович Е. В. Поляковы // Донской временник. Год 2002-й : краеведческий библиотечно-библиогр. журн. / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов н/Д., 2001. С. 155–157.
  10. Казачий вестник. 1883. 5 янв. (№ 2). С. 1.
  11. Разные известия // Неделя строителя : Прибавление к журн. «Зодчий», изд. С.-Петербург. о-вом архитекторов. 1883. 20 марта. (№ 12). С. 87.
  12. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842–1892 / Изд. Ин-та гражданских инженеров, составил по материалам, собранных Институтом гражд. инж. и по данным из арх. М-ва вн. дел и др. источников, гражд. инж. Г. В. Барановский. [Вып. 1]. СПб. : Типо-литография К. Л. Пентковского, 1893. С. 73.
  13. Памятная книжка Области войска Донского на 1881 год / Изд. Обл. войска Дон. статист. ком. Новочеркасск : Обл. В. Д. типография,1880. С. 34.
  14. В Донском музее // Донская речь. 1899. 23 нояб. (№ 230). С. 3.
  15. Памятная книжка Области войска Донского на 1887 год. Новочеркасск : Обл. В. Д. типография, 1887. С. 2.
  16. Памятная книжка Области войска Донского на 1890 год. Новочеркасск : Типография А. А. Карасёва, 1890. С. 17.
  17. ГАРО. Ф. 301. Оп. 8. Д. 2226.
  18. Там же. Оп. 25. Ч. 1. Д. 196.
  19. Закладка здания Донского музея // Донская речь. 1894. 8 мая (№ 53). С. 2.
  20. ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 886. Л. 1.
  21. Там же. Ф. 353. Оп. 1. Д. 513. Л. 3 об.
  22. Донской музей // Неделя строителя : Прибавление к журн. «Зодчий» – органу имп. СПб. о-ва архитекторов. 1898. 1 нояб. (№ 44). С. 255.
  23. Приазовский край. 1899. 21 нояб. (№ 305). С. 3.
  24. Там же. 19 нояб. (№ 301). С. 3.
  25. Донская речь. 1899. 24 нояб. (№ 231). С. 3.
  26. Войсковой круг // Приазовский край. 1900. 19 окт. (№ 277). С. 3.


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2025 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"