Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Головкина Г. И.  Он ведал искусством // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2022. Вып. 31-й. C. 54-56. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/2/art.aspx?art_id=1906

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Музеи

Г. И. Головкина

ОН ВЕДАЛ ИСКУССТВОМ

 

Л. Д. Мальцева, В. В. Рязанов, В. Н. Романенко и А. П. Токарев в Ростовском областном музее изобразительных искусств. 2007 год

4 февраля 2022 года ушёл из жизни Валерий Васильевич Рязанов – искусствовед, член Союза художников России, заслуженный работник культуры РФ. Кажется, вместе с ним ушла целая эпоха. Так оно и есть – эпоха его большой творческой художественной жизни. Мы были знакомы почти полвека. Казалось, что будем вечны в этом нескончаемом потоке жизни, незабываемых встреч, открытий новых выставок и художников, бесконечных споров об искусстве. Мы не спешили, мы просто жили…

Валерий Васильевич пришёл в Ростовский областной музей изобразительных искусств в 1964 году и был предан ему до конца жизни. Нет, нет, однажды, а точнее в 1975 году, он работал в течение четырёх лет секретарём Ростовского отделения Союза художников. И все-таки любовь к музею победила, в 1978-м он вернулся в музей.

В. В. Рязанов окончил искусствоведческий факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в 1971 году. Искусствовед-исследователь и художественный критик, он занимался атрибутацией, выявляя авторство произведений неизвестных художников России и западноевропейского искусства, а также много внимания уделял истории культуры Дона прошлого и настоящего. Ему принадлежит открытие таких имён, как Сергей Корольков, Дмитрий Фёдоров, Андрей Чиненов, сыгравших большую роль в художественной жизни Дона начала ХХ века. Рязанов всегда умел соединить эту преемственность традиций искусства с современными мастерами. Он достаточно объективно относился как к известным мастерам, так и к молодым, начинающим художникам – умел отметить важные стороны таланта и творчества, искренности и образованности, юмора и деликатности авторов, тактично дать советы.

Валерий Васильевич был инициатором многих выставок; выстраивая их концепцию, он лично каждому художнику находил тему и поддерживал его в работе. Такие выставки он проводил в Семикаракорске, Сальске, Константиновске, Волгодонске, Новочеркасске. Он всегда находил время побывать в мастерской художника, увидеть процесс работы, поговорить в неофициальной обстановке. Рязанов был первым, открывая нам самобытных талантливых художников – Евгения Филимонова, Николая Медведева, Людмилу Оганову, Рубена Мурадьяна. Один из его успешных долгосрочных проектов – постоянные выставки современных художников в Донской публичной библиотеке. Двадцатилетие сотрудничества Рязанова с библиотекой оказалось достаточным, чтобы о библиотеке заговорили как о серьёзном культурном центре [1].

Старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств В. В. Рязанов был рецензентом и председателем дипломной комиссии на художественно-графическом факультете Педагогического института Южного Федерального университета. Он прекрасно знал студентов-дипломников, следил за их творческим ростом, приглашал на выставки; интуитивно и, конечно, профессионально угадывал в начинающих художниках творческую искорку.

Валерий Васильевич был моим соавтором в создании ежегодных выставок-конкурсов молодых художников Дона с 1999 года (она действует и по сей день). Александр Семергей, Александр Савеленко, Оксана Бегма, Татьяна Лусегенова, Наталья Курманаевская, Михаил Аржанов и другие тогда молодые участники этих выставок стали известными художниками.

Валерия Васильевича любили и уважали в коллективе музея. Он помогал молодым сотрудникам, умел настроить их на творческую работу, рассказать о ценности музейной коллекции.

Запомнился такой случай. В залах, где была обновлена экспозиция русского искусства, проходил научно-методический совет, и Валерий Васильевич обратился к сотрудникам, объясняя, как можно переставить работы, чтобы каждая заиграла по-новому, а экспозиция смотрелась интересней.

 Мы все его любили слушать, готовить с ним выставки, проекты, обсуждать новые веяния в искусстве, делать разборы произведений современных художников.

В конце 1980-х Рязанов с Галиной Алексеевной Коробовой выезжали в Москву и Петербург за пополнением коллекции музея произведениями современных художников. И, когда они привозили новые работы, проходили целые дебаты о живописи.

Рязанов был хорошим рисовальщиком, и часто на наших научно-методических советах делал наброски и шаржи на сотрудниц; они были узнаваемы, с юмором и с характером. Валерий Васильевич работал в женском коллективе и всегда это помнил. Каждый год 8 марта он приходил с портфелем полным весенних фиалок и поздравлял всех женщин музея. Он любил музей, любил книги, кстати, у него – большая библиотека и не только по искусству. Он любил птиц, прекрасно знал их разновидности, и его веранда в доме была наполнена их пением и трелью.

Многочисленные статьи Валерия Рязанова (а их более ста!) опубликованы в местных и центральных изданиях, в том числе энциклопедиях [2], в альманахе «Донской временник» [3], в каталогах и художественных альбомах [4]. Среди «героев» Рязанова – художники С. С. Скопцов, В. М. Клёнов, А. Д. Чередниченко, Г. К. Артёмов, Г. С. Запечнов, Т. Ф. Теряев, О. М. Лусегенов.

Много лет Рязанов собирал и работал над большим материалом по истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону. В 2011 году вышла его книга «От первого приюта до наших дней». «Авторская рукопись ‑ исследование буквально с первых же строк властно втягивает и увлекает, – так отозвался о книге Рязанова художник А. Ф. Мартиросов. – Поток исторических фактов, их достоверность, понимание и осмысление последствий геноцида, потрясавших мир, а главное, – позиция самого автора, утверждающая суть победы добра над злом, достойны особого внимания и уважения» [5].

Работа Валерия Васильевича отмечена и в области и на российском уровне. Заслуженный работник культуры Российской Федерации Рязанов награждён знаком «Лучший работник культуры Ростовской области» и золотой медалью Союза художников России «Василий Суриков» (2014), высшей медалью в изобразительном искусстве за заслуги в области культуры Республики Армения «Арчил Горки»; избран почётным членом Российской Академии художеств (2017).

Светлая ему память!

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Исачкин В. В. Двадцатый проект // Донской временник. Год 2015-й. Вып. 23. Ростов н/Д., 2014. С. 168 –170.
  2. Рязанов В. В. История изобразительного искусства // Новочеркасск : энцикл. Новочеркасск, 2005. С. 189–206.
  3.  Его же. Александр Васильевич Тимофеев // Донской временник. Год 2001‑й. Ростов н/Д., 2000. С. 4–85; Его же. У фонтана мечты : (рост. период творчества Г. К. Артёмова) // Там же. Год 2002‑й. Ростов н/Д., 2001.  С. 15–16; Его же. Мастер экслибриса Александр Силин // Там же. Год 2003‑й. Ростов н/Д., 2002. С. 140–142; Его же. Его вдохновляла Россия : [о С. С. Скопцове]; Знакомые всё лица : [об А. Д. Чередниченко] // Там же. Год 2007‑й. Ростов н/Д., 2006. С. 133–135; Его же. Земля пахла полынью... : [о Г. Запечнове] // Там же. Год 2009‑й. Ростов н/Д., 2008. С. 117–118; Его же. Поэмы в красках // Там же. Год 2010‑й. Вып. 18. Ростов н/Д., 2009. С. 109–110; Его же. Образы в камне : [о К. Коляде] // Там же. Год 2014‑й. Вып. 22. Ростов н/Д., 2013. С. 173–175.
  4.  Его же. Экслибрисы Дмитрия Уздемира // Уздемир Д. Экслибрисы. Ростов н/Д., 2006.С. 7–9; Его же. «Ваши картины трепетно чисты» // Николай Медведев : пастель. Ростов н/Д., 2007. С. 6–10; Таганрогская картинная галерея : Живопись, графика. XVIII–XX вв. /вступ. ст. В. В. Рязанова. С. 7–12. Таганрог, 1998; Изобразительное искусство Российской Федерации. Юг России : [авт. вступ. ст. В. В. Рязанов]. М., 2013.
  5.  Его же. От первого приюта до наших дней : из истории изобраз. искусства Нахичевани-на-Дону. Ростов н/Д., 2011. С. 7.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"