Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Федотова Т. А. За честь и верность профессии! // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2022. Вып. 31-й. C. 46-54. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/2/art.aspx?art_id=1905

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Музеи

Т. А. Федотова

ЗА ЧЕСТЬ И ВЕРНОСТЬ ПРОФЕССИИ!

 А.А. Горбенко в рабочем кабинете. 2005 г. ОФ_31248-11

2017 год останется памятным годом в истории Азова, его музея: в мае коллеги из музеев Ростовской области, члены Союза музеев России поздравили Азовский музей-заповедник со 100-летием образования. В июле в городе отгремели залпы пушек и звон клинков участников XIII Всероссийского фестиваля военно-исторических клубов «Осада Азова», посвящённого Азовскому осадному сидению донских казаков 1641 года. А в декабре город простился с одним из своих почётных граждан, с заслуженным работником культуры РФ, директором Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника Анатолием Александровичем Горбенко.

Переоценить значение личности этого человека для Азовского музея и музейного дела в Ростовской области невозможно. За те сорок четыре года, в течение которых А. А. Горбенко возглавлял музей, с учреждением случились глубокие перемены. Реально воспринимая вызовы, предъявлявшиеся жизнью, он точно определял приоритеты в развитии музейного дела в Азове и области. Благодаря ему в древнем Азове сегодня есть прекрасное учреждение культуры – Азовский музей-заповедник!

Начало пути в профессию «музейщика» у Анатолия Александровича пришлось на послевоенное детство. Оно проходило в селе Приморка Неклиновского района Ростовской области. Подростком он любил осматривать окрестности села, пробираться на косу Курячья к остаткам старой крепости. Как и многих послевоенных мальчишек его привлекали окопы, остававшиеся со времён Великой Отечественной. Подростку всё было интересно. Поэтому занятия Анатолия Горбенко в школьном кружке истории никого не удивляли.

Для получения среднего образования (на тот момент оно было 11-летним), родители отправили Анатолия в Таганрог, к родной тётке. По окончании школы юноша остался в городе и попробовал себя в рабочих профессиях: сначала на заводе «Красный котельщик», а после неудачной попытки поступить в вуз, пошёл работать в механосборочный цех завода «Виброприбор».

Но в 1968 году мечта стать студентом исторического факультета Ростовского госуниверситета стала для него реальностью. В те годы студенты-первокурсники не только дневного, но и вечернего отделений перед началом первого в их жизни семестра проходили практику. В фондах Азовского музея-заповедника от того времени хранится фотография из личного архива Анатолия Горбенко. На ней группа студентов и руководитель практики Т. Жидкоблинова. После окончания, как водится, фото на память. На фотографии для Анатолия Горбенко руководитель практики Т. Жидкоблинова сделала надпись, оказавшуюся пророческой: «Упорному, настойчивому «историку» на добрую память о жарких предстуденческих днях лета 1968 года» [1].

Первокурсники истфака РГУ после студенческой практики.

Анатолий Горбенко – 3-й ряд, 1-й слева. 1968 г., август, г. Ростов-на-Дону. АМЗ_ОФ_31248-8

Эти качества действительно помогли Анатолию Александровичу стать грамотным историком-археологом, а крестьянская основательность, умение видеть чуть больше других – хорошим хозяйственником и руководителем.

Учёба на вечернем отделении вуза – занятие не из простых. В Советском Союзе студенты-вечерники, как и заочники, обязаны были совмещать учёбу и работу. Поездки из Приморки в Ростов отнимали много времени. Поэтому Горбенко пришлось искать место работы поближе к месту учёбы.

Так в октябре 1970 года студент-вечерник РГУ стал научным сотрудником Азовского краеведческого музея. Именно здесь он окончательно увлекся археологией. Тогда же директор музея Е. П. Чумакова обратила внимание ещё на одно качество молодого специалиста: он умел слушать, но никогда не шёл на поводу мнения большинства, если в его представлении оно было ошибочным. Анатолий Александрович умел направить человека к размышлению. Поэтому председателя Азовского горисполкома Л. И. Измайлова не удивило предложение Евдокии Петровны Чумаковой, планировавшей перейти на преподавательскую работу, назначить на её место А. Горбенко. Правда, было одно обстоятельство, которое пришлось срочно «исправлять». А суть его заключалась в том, что учреждение культуры, на котором среди прочих задач лежала ещё и задача по идеологическому воспитанию населения, мог возглавлять человек с партбилетом. Так, решая кадровый вопрос, партийная организация городского отдела культуры в спешном порядке приняла Анатолия Александровича кандидатом в ряды КПСС. Пока продолжался кандидатский стаж, студент 6-го курса истфака РГУ А. Горбенко считался исполняющим обязанности директора музея. В декабре 1973 года он – уже директор Азовского краеведческого музея.

Хозяйство, принятое 25-летним руководителем, состояло тогда из двух объектов: помещения на площади III Интернационала (ныне Петровская) и порохового погреба (памятник конца XVIII в.) на территории бывшей Азовской крепости. Их общая площадь составляла 552 м2. Пороховой погреб, не взирая на его плохое состояние, привлекал внимание уже с первого взгляда. «Главное» же здание музея ничем особенным не выделялось, и о том, что здесь расположен музей напоминала только вывеска.

Она появилась ещё в 1959 году, когда горисполком наконец-то выделил под музей помещения в обычном жилом доме, построенном для работников завода КПА. Музею отвели площадь трёхкомнатной квартиры и помещение, предназначавшееся изначально под магазин. При этом никого не смутила полутораметровая разница в уровнях размещения помещений. Их объединили путём устройства дополнительного дверного проёма в капитальной стене, а в нижний зал вели высокие ступени.

В 1960 году в этих помещениях и открылся музей. Здесь всё было крохотным, поэтому рабочие места научных сотрудников находились прямо в экспозициях. Вскоре для них приспособили подвальное помещение магазина, где не было окон. Кроме сотрудников, здесь же находилась выставка о происхождении жизни и человека на земле, а также около двух десятков кресел (по пять в блоке) для заседаний общественного совета музея и других мероприятий. Столь же крохотное помещение, выделенное музею в соседнем доме («дом Ковалёва»), использовалось для хранения фондов. Обеспечивать сохранность здесь музейных предметов оказалось верхом искусства музейных работников. Стараниями этих же сотрудников число музейных предметов увеличивалось. Росло и количество туристов.

Поэтому вопрос о новом здании для музея по-прежнему оставался открытым. Только в феврале 1966 года, затем в марте 1970-го, по предложению городской общественности и с согласия Ростовского облисполкома, Азовский горисполком передаст музею в долгосрочную аренду помещения на улице Московской, 38–40 [2]. Так спустя 70 лет после его постройки здание Азовской городской думы и управы станет ещё одним музеефицированным объектом в Азове. Но прежде, чем в нём разместится музей, пройдёт ещё несколько лет. По разным причинам ремонтно-восстановительные работы на объекте продвигались очень медленно, или не шли вовсе. К тому же часть здания продолжала занимать Азовская типография № 1.

Как раз на этой стадии вопроса о здании директором музея и был назначен А. А. Горбенко. Уже в первый год работы в этой должности Анатолию Александровичу удалось сдвинуть дело с мёртвой точки: в девяти залах первой очереди музея были оштукатурены стены, смонтированы отопительная и канализационная системы, у парадной лестницы появились перила, а на угловых башнях – шпили с флюгерами. За 1974 год силами сотрудников музея (5–7 человек) было убрано, затем вывезено строителями 40 тонн мусора. Перед фасадом менявшегося на глазах горожан здания появились 12 юных елей. Большое внимание музею уделял председатель Азовского горисполкома Лукьян Иванович Измайлов. При всяком удобном случае он заглядывал на его объекты, оказывал практическую помощь, давал советы А. А. Горбенко.

К лету 1976 года музей переехал в новое здание. Азовский горком КПСС обязал руководителя музея открыть для посещения залы первой очереди к 59-й годовщине Октябрьской революции.

В канун праздника, 5 ноября 1976 года, просторные светлые залы в новом здании музея приняли первых посетителей. То, что они увидели в залах, было нетипично для города, а потому многих приятно удивило. И директор музея, и научный коллектив понимали, что подготовить и открыть большую полноценную краеведческую экспозицию за 4–5 месяцев непросто, а в условиях нараставшего дефицита материалов – невозможно. Но открыть музей надо было. Анатолий Александрович предложил тогда необычный выход: пригласить в залы музея московских и ростовских художников.

Такого количества художественных полотен, выполненных в разных техниках, Азов ещё не видел. Впечатления азовчан и гостей города от знакомства с музеем в эти дни сохранились в Книге отзывов за 1976 год: «Мы получили большое удовлетворение от встречи с произведениями художников Дона и московских художников», «Работники музея сделали достойный подарок жителям и гостям города Азова…», «Очень приятно, что в г. Азове появился …, серьёзный центр культуры. Желаем ему всегда так волновать сердца и умы как сегодня, в день его открытия!» [3].

В будущем коллектив музея во главе со своим директором ещё не единожды затронет умы и сердца своих посетителей. Но именно тогда в Азовском музее зародилась традиция формирования коллекции по изобразительному искусству. Предпочтение отдавалось работам местных и донских мастеров кисти. С тех пор минули почти пять десятилетий, но традиция продолжает жить. Более того, с 1993 года у Азовского музея-заповедника работает собственный выставочный зал «Меценат», где очень часто художникам, творческим людям и сотрудникам музея по-прежнему удаётся волновать сердца и умы людей.

Но выставки – это на время. Жителей Азова, туристов из разных уголков страны всегда интересовала история древнего города. За подготовку экспозиции для нового здания взялись специалисты Ростовских художественных мастерских. Правда, одним из условий, выдвинутых художниками, должно было стать обеспечение их необходимыми материалами со стороны музея. Однако в условиях острого дефицита в стране многие товары и материалы приобрести за безналичный расчёт оказалось почти невозможным. Тогда заказы музея на изготовление для экспозиции оборудования Азовский горисполком предложил разместить на местных предприятиях.

Правда, сроки по заказам нередко срывались, а сделанное оборудование не всегда отвечало требованиям. Не помогали звонки, письма, разбор ситуации на планёрках. Параллельно, как сказали бы сегодня, директор музея искал альтернативный вариант решения вопроса. Поиски привели его в низовья Волги, на Астраханский завод «Торгмаш», где изготавливались стеклянные витрины для торговых залов. Парадоксальность ситуации отметила газета «Комсомолец [4]. Но «находка», сделанная Анатолием Александровичем, на два последующих десятилетия дала не только Азовскому, но и другим музеям области, возможность выставлять свои коллекции в неплохих по тому времени витринах.

С 1976 по 1980 годы музей подготовил и открыл сорок восемь выставок, в том числе на базе собственных фондов – двадцать одну. Благодаря музею и в первую очередь его директору жители Азова и гости города получили возможность увидеть картины знаменитых русских художников И. И. Шишкина, Ф. С. Рокотова, В. А. Серова, И. К. Айвазовского и других мастеров кисти из Русского музея, Эрмитажа, Государственного музея этнографии. В 1979 году Азовский музей посетило более двухсот тысяч человек (в 1974-м – менее 50 тысяч).

В следующем десятилетии коллектив музея вновь приступил к подготовке стационарной краеведческой экспозиции. На этот раз за её построение взялись проектно-художественные мастерские из г. Николаев УССР. Одновременно в музее заканчивались ремонтные работы в залах здания второй очереди. После их ввода экспозиционная площадь музея увеличивалась в два раза и составляла уже более полутора тысяч квадратных метров. Однако реализовать предложенный николаевскими художниками-оформителями проект не удалось: залы по истории советского периода, сдававшиеся первыми, получились не совсем удачными из-за многочисленных отступлений от проекта в связи с дефицитом расходных материалов. И снова директор музея начал поиски, на этот раз новых проектантов и исполнителей. Сложность состояла в том, что художников, специализировавшихся на создании экспозиций, в стране тогда почти не было, а имевшихся нужно было ждать.

Пока руководитель Азовского краеведческого музея решал организационные вопросы, сотрудники музея продолжали формировать и изучать коллекции, делать выставки. Ошеломляющий успех выпал на долю скелета трогонтериевого мамонта, обнаруженного у села Кагальник Азовского района в 1964 году. После долгих лет реставрации он в 1982 году вернулся в Азов [5]. В октябре того же года посетители музея уже разглядывали эту необычную и до сих пор достаточно редкую находку. Тогда никто не догадывался, что подобные находки ещё впереди, а палеонтологическая коллекция Азовского музея станет единственной в своём роде среди музеев Ростовской области и юга страны.

Удивительно, но при всей занятости, директор музея успевал не только бывать на археологических и палеонтологических раскопках как руководитель учреждения, но и в качестве рядового рабочего. Такое «вхождение» Анатолия Александровича в область практической работы приносило свой результат.

 Внутренний двор будущего здания Азовского краеведческого музея.

Директор музея А. А. Горбенко только-что отправил каменщику ведро с раствором. 1974 г. ОФ_31248-12

От каждого научного сотрудника музея он требовал такого же подхода. Всякий раз, объясняя важность формирования научных коллекций, а не просто набора «древностей», А. А. Горбенко не уставал повторять музейную истину: каждый предмет, попадающий в фонды музея, является тем «кирпичиком», из которого складывается история. Сегодня фонд музея насчитывает более 240 тысяч единиц, а археологические коллекции являются самыми многочисленными.

В 1970–1980 годы в Азове и в соседних с ним районах шло массовое строительство различных народно-хозяйственных и социально-бытовых объектов. Азовский музей как археологический отряд Азово-Донецкой экспедиции (с 1984 года – самостоятельная экспедиция) курировал эти объекты и вёл спасательные работы на археологических памятниках. Особую тревогу у директора музея и археологов вызывало отношение некоторых строительных организаций к памятникам Азова. А. А. Горбенко не мог оставаться равнодушным наблюдателем за тем, как из-за стремления любой ценой выполнить план, а порой из-за безразличия и непонимания ситуации, под ковшом экскаваторов разрушались и гибли памятники истории.

Между строителями и музеем складывались непростые отношения. В отдельных случаях в споры приходилось вмешиваться прокуратуре Азова. В этой борьбе за памятники истории и культуры краеведческий музей поддержали тогда многие учёные Дона, Москвы, Ленинграда, депутат Верховного Совета СССР В. Тимченко. Специалисты музея и Азовское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в очередной раз предлагали утвердить для Азова специальные охранные зоны вокруг памятников истории и выделить зоны регулируемой застройки. Столь же важным для сохранения исторической памяти являлся вопрос музеефикации остатков Азовской крепости (земляные валы, пороховой погреб, Алексеевские и Генуэзские крепостные ворота). Но если вопрос охранных зон пусть медленно, но решался, то с музеефикацией крепости всё было намного сложнее.

Понимая, что решение кардинальных вопросов может затянуться на годы, А. А. Горбенко продолжал работать над имиджем и содержанием музея. В 1980-е годы Азовский краеведческий музей окончательно определился с приоритетами в своей деятельности. Именно в этот период археологические отряды музея при содействии и участии учёных Ростовских вузов ведут спасательные и исследовательские раскопки в Азове, в Песчанокопском, Неклиновском, Азовском и других районах области.  Археологические коллекции музея росли быстро. Некоторые из них почти сразу приобрели статус уникальных. К их числу следует отнести коллекции кашинной керамики, предметы кочевников Юга России, составившие так называемые курганные коллекции, где присутствовали изделия из золота и серебра.

В начале 1990-х годов эти коллекции Азовского краеведческого музея привлекли внимание зарубежных специалистов. С 1991-го по 2009 годы Азовский музей совместно с Эрмитажем и ведущими музеями Юга России принял участие в восьми зарубежных выставках, в том числе в Японии, Германии, Шотландии, Австрии, Франции. Лучшие находки Азовского музея-заповедника увидели посетители Эрмитажа (2008 г.) и Казанского Кремля (2014 г.).

Открытие выставки «Рекорды Азовского района», посвященной 80-летию Азовского района.

А. А. Горбенко принимает азовский каравай. 2004 г. ОФ_31141-98

В ходе поисков города Асгард, основанного якобы героем скандинавского эпоса Одином в низовьях Дона в середине I в. до н. э., в Азов в 2001 году приехал известный норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал. Знакомство с археологическими коллекциями Азовского музея укрепило его в выводах о роли античных городищ в развитии цивилизаций. Он профинансировал работу российско-норвежской археологической экспедиции 2001–2002 годов, а азовские археологи, учёные Дона получили убедительные доказательства наличия у средневекового Азака обширных связей с мировыми цивилизациями Востока, Запада, с Русью.

Оставаясь преданным профессии археолога, Горбенко прекрасно понимал значение «добытых» специалистами знаний для пополнения истории не только Донского края, но юга страны, а в некоторых случаях и мировой истории. По мнению Анатолия Александровича «богатейшая археология Азова требует уважительного, серьёзного и фундаментального подхода» [6, с. 5]. По такому же принципу в музее шла работа над уникальной и единственной среди музеев Юга России палеонтологической коллекцией.

Специалисты знают, что путь музейного предмета, особенно археологического или палеонтологического, на выставку или в экспозицию требует участия реставраторов. Обращение к специалистам на стороне – дело дорогое и долгое. Решение этой проблемы Анатолий Александрович увидел в наличии у музея собственных специалистов.

Лаборатории по обработке и реставрации керамики и таксидермическому направлению появились в музее уже в конце 1970-х годов. С середины 1980-х реставраторское направление в деятельности музея получило дальнейшее развитие. Сегодня реставраторы музея возвращают вторую жизнь предметам из металла, дерева и бумаги, осуществляют консервацию и реставрацию палеонтологических костных останков. Специалисты отдела природы сами собирают и готовят гербарии, изготавливают чучела представителей фауны.

Но любая типологическая коллекция без должного изучения является обычным набором предметов. И только научно-исследовательская работа способна заставить её «говорить» языком эпохи, создать её образ в экспозиции или на выставке. Анатолий Александрович считал, что без этого вида деятельности «любой музей даже с самой интересной экспозицией будет колоссом на глиняных ногах. Попытки оторвать вершину (экспозицию) от серьезной науки ведут к гибельным последствиям для музеев» [6, с. 6].

Поэтому в 1980–1990-е годы научный коллектив музея много времени проводит за изучением научной литературы, архивных документов, источников, хранящихся в фондах учреждения. Результатом этой работы стали научные разработки по разным темам, среди которых исследования памятников каменнобалковской культуры, археологические разведки и раскопки в разных районах Ростовской области, изучение курганных могильников, античных поселений на месте Азова, Азовские походы Петра I, Азовская крепость в войнах России.

Появилась потребность в издательской деятельности. И директор, как главный редактор, и научные сотрудники, как авторы статей, многому учились впервые. Первые издания музея сегодня воспринимаются как проба пера: скромные по объёму и дизайну, они до сих пор востребованы по содержанию [7]. Многовекторность исследований, осуществлявшихся научными сотрудниками музея, заставила руководителя задуматься о серийных изданиях. Теперь это были «Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону» (с 1989 г.) [8], «Донские древности» [9] и «Очерки истории Азова» [10] (с 1992 г.). В них можно было найти статьи и монографии не только научных сотрудников Азовского музея, но коллег из музеев Ростовской области и Северного Кавказа, учёных донских вузов, археологов и историков из Москвы, Ленинграда. При этом научные статьи сотрудников Азовского музея-заповедника сегодня можно встретить не только в собственных, но и в научных изданиях страны и зарубежных изданиях. Так ещё в 1970-е годы недоступный для городского музея вид деятельности стал привычным уже к концу 1980-х годов.

Ведя исследовательскую работу, сотрудники музея не только собирали коллекции, но становились открывателями того или иного события в истории края, а нередко и истории страны. Впервые в 1981 году (и пока единственный в истории Азова раз) в городе состоялось выездное заседание Русского географического общества. В сентябре город принимал известных полярников, учёных страны в связи с празднованием 100-летия уроженца Азова, известного исследователя Арктики Р. Л. Самойловича. Сотрудники Азовского музея вернули отечественной истории имя этого незаслуженно забытого человека. Мемориальный музей, посвященный нашему знаменитому земляку и открытый в том же году, до сих пор остаётся единственным в стране.

С 1994-го по 2001 годы А. А. Горбенко сумел расширить материально-техническую базу учреждения. В эти годы двор музея снова превратился в строительную площадку, только ещё более масштабную, чем двадцать лет назад. При финансовой поддержке города и области, а также за счёт собственных средств во дворе музея один за другим появились четыре многоэтажных здания. И все эти годы, без полноценных выходных и отпусков, Анатолий Александрович совмещал должность директора музея с должностью прораба стройки.

К началу 2000-х годов площадь музея увеличилась почти в два раза. Теперь можно было расширить экспозицию, обустроить фондовые хранилища, реставрационные мастерские, рабочие места научных и технических работников. Разросшееся музейное хозяйство требовало внимания и заботы. Пришлось создать небольшую строительно-ремонтную бригаду, следившую за всеми объектами музея. Всегда нарядным и красивым оставалось главное здание музея, ставшее визитной карточкой города.

Но несмотря на грандиозные перемены в материальной базе музея, его руководителя и ведущих специалистов учреждения не оставляло в покое состояние остатков Азовской крепости, порохового погреба. В те сложные и непростые времена угроза наземным памятникам и культурному слою Азова, а также некоторым помещениям самого музея была реальностью. Аналогичные вопросы волновали и другие музеи области. Музейщиков услышали. В целях сохранения музейных объектов Малый совет областного Совета народных депутатов, опираясь на постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности», 25 февраля 1992 года принял решение №40 – «Об областной собственности». Согласно ему объекты историко-культурного наследия и художественные ценности учреждений культуры, а равно помещения ими занимаемые, были отнесены к объектам федеральной собственности. В соответствии с этим документом в подчинение Департаменту культуры и искусства Администрации Ростовской области перешли все музейные объекты. Это решение спасло тогда многие учреждения культуры, памятники.

Музеи области, в том числе Азовский, получили все свои объекты в управление. Постепенно пришло понимание того, что в сложившихся условиях деятельность музея уже не может оставаться прежней: наличие разных по значению и времени появления объектов, создание новых экспозиций, работа над другими проектами требовали закрепления этого не только в структуре, но в статусе самого музея.

Постановлением Губернатора Ростовской области № 370 от 7 августа 2002 года Азовский краеведческий музей был переименован в Государственное областное учреждение культуры «Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник». Отныне статус музея полностью соответствовал его задачам и содержанию. С 2004 года музей приступил к оформлению регистрационных документов на каждый музейный объект. Теперь памятники истории оказались под защитой. Охранное обязательство на памятник федерального значения «Остатки Азовской крепости» музей получил в 2010 году.

Но ещё раньше, в течение 2006–2009 годов, преобразилась территория вокруг памятника конца XVII века – порохового погреба: появились служебно-хозяйственное помещение для сотрудников, интерактивная площадка, зелёные насаждения. В самом погребе, ставшем главным экспонатом, открылась новая экспозиция. Год от года опрятный и ухоженный вид приобретают валы Азовской крепости, ставшие с 2005 года местом для реконструкции баталий 1641 года между турками и донскими казаками.

Мечта Анатолия Александровича Горбенко о признании территории Азова памятником истории и культуры пока не превратилась в реальность, но для дела всегда хорошо, когда профессия и личные интересы совпадают во времени и пространстве. У Анатолия Александровича всё это совпало. И совсем не случайным событием в его жизни стало вручение ему в 2010 году в Москве, на Всероссийском музейном фестивале «Интермузей», диплома «За честь и верность профессии». Тогда же Азовский музей-заповедник был признан лучшим музеем фестиваля!

Сегодня Азовский музей-заповедник, оставаясь одним из ведущих музеев Ростовской области, имеет все возможности приумножить сделанное коллективом под руководством А. А. Горбенко и развить намеченное им. Пожелаем же ему удачи в достижении новых успехов!

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. АМЗ. ОФ_1248/8. ПИ1_12207.
  2. Там же. ОФ_ АМЗ КП-27894/7, ПИ1-10808; КП-27894/18, ПИ1-10810.
  3. Там же. Архив. Книга отзывов за 1976 год. С. 6.
  4. Рашин В. В Астрахань… за табуретом, или почему в Азове нет краеведческого музея // Комсомолец. 1977. 15 дек. С. 3.
  5. Семёнова С. В. Азовская диковина // Донской временник. Год 2009-й. Ростов н/Д., 2008. С. 146–148
  6. Горбенко А. А. Юбилейный выпуск // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2003 году. Вып. 20. Азов, 2004.
  7. Материалы к семинару «Итоги исследований объединённой Азово-Донецкой археологической экспедиции Азовского краеведческого музея, Ростовского ордена Трудового Красного знамени государственного университета и Ростовского ордена «Знак Почёта» государственного педагогического института в 1976–1981 гг.» / Азов. краевед. музей. Азов, 1981; Итоги исследований Азово-Донецкой археологической экспедиции в 1982 году: (материалы к семинару). Азов, 1982; Исследования  Азово-Донецкой археологической экспедиции в 1983 году: (материалы к семинару). Азов, 1983; Итоги исследований объединённой Азово-Донецкой археологической экспедиции Азовского краеведческого музея, Ростовского ордена Трудового Красного знамени государственного университета имени М.А. Суслова и Ростовского областного музея краеведения в 1984 году : (тезисы докл. к семинару). Азов, 1985.
  8. Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 1988 году. Вып. 8. Азов, 1989; … в 1993 г. Вып. 13. Азов,1994; …в 2009 . Вып. 25. Азов, 2011; … в 2013–2014 гг. Вып. 29. Азов, 2016. и др.
  9. Очерки истории Азова / Азов. краевед. музей. Вып. 1. Азов, 1992; То же. Вып. 2. Азов, 1994; Перепечаева Л. Б. Азов – пограничная крепость России к. XVII – н. XIX вв. Азов, 2006. (Очерки истории Азова. Вып. 11); Бурлака В. О. Азов – город с тысячелетней историей. Азов : Изд-во Азов. музея-заповедника, 2009 (Очерки истории Азова. Вып. 12). и др.
  10. Донские древности / Азов. краевед. музей. Вып. 1. Азов, 1992;  Донские древности. Вып. 2. Азов, 1994; Горбенко А. А., Косяненко В. М. Некрополь Паниардиса (Крепостного городища). Азов, 2011 (Донские древности. Вып. 11). и др.


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"