Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Сединко С. А. Атаманский дворец. Рождение музея // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2021. Вып. 30-й. C. 78-83. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m3/0/art.aspx?art_id=1878

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 30-й

Музеи Ростовской области

С. А. Сединко

АТАМАНСКИЙ ДВОРЕЦ.

Рождение музея

Атаманский дворец – памятник архитектуры XIX – одно из красивейших зданий Новочеркасска с богатой историей [1]. В советское время его занимала администрация города. 

Здание Новочеркасского горкома КПСС (бывший Атаманский дворец). 1950- е гг.

И лишь в последнее двадцатилетие здесь разместился музей.

Создание музея в Атаманском дворце, да и получение самого здания – значительный этап в истории музейного строительства на Дону.

18 апреля 1980 года решением исполкома Новочеркасского городского Совета народных депутатов было предписано: «После завершения работ по строительству нового здания ГК КПСС, исполкома горсовета, передать существующее здание, как архитектурный памятник Музею истории донского казачества для размещения картинной галереи» [2].

В ближайшие четыре года директор музея Л. А. Гуров должен был заказать проектно-сметную документацию для реконструкции здания, подготовить документацию по оформлению художественного отдела музея и развернуть работы по реставрации произведений живописи.

Созданию экспозиции художественного музея в Атаманском дворце было уделено внимание и на областном уровне. В 1983 году в решении исполкома Ростовского областного Совета народных депутатов «О мерах по дальнейшему улучшению работы музеев области» намечено к 1990 году создать экспозицию художественного отдела в здании бывшего Атаманского дворца [3].

Исполком Новочеркасского городского Совета откликнулся на областное решение спустя четыре года: «Здание ГК КПСС и горисполкома по ул. К. Маркса, 7 /бывший атаманский дворец/ после завершения строительства нового здания ГК КПСС передать на баланс Музея истории донского казачества для создания в нём художественного отдела и других экспозиций Музея.<…>Просить Управление культуры Ростоблисполкома и Министерство культуры РСФСР о включении нового художественного отдела в состав Музея истории донского казачества, выделении в 1988–1990 гг. средств на реставрацию и создание экспозиций и штатов для его обслуживания» [4].

Сроки передачи здания в этих документах не указывались. Тем не менее, музей приступил к реставрации своих коллекций, в основном – живописи. Уже в 1980 году был составлен «План реставрации на 5 лет» [5, л. 7]. А в 1984-м – «Перспективный план реставрации до 1990 года».

Что же представляла собой коллекция живописи музея? Каковы её истоки?

Первая портретная галерея появилась в 1750-е годы в усадьбе войскового атамана Данилы Ефремова, в Красном урочище близ Черкасска [6]. В родовой галерее Ефремовых были собраны не только фамильные изображения, но и портреты знаменитых донских воинов. В XIX веке ефремовское собрание становится основой портретной галереи донских деятелей: войсковых и наказных атаманов, известных полководцев и доблестных героев. Традиция заказного парадного портрета, начатая Данилой Еремовым, была продолжена известными донскими родами: Иловайскими, Краснощёковыми, Грековыми, Орловыми, Астаховыми, Мартыновыми, Платовыми и другими [7, с. 87]. Ефремовская коллекция с 1837 года хранилась в Старочеркасском женском монастыре. Копии её и изображения последующих войсковых атаманов в 1863 году разместились во вновь построенном Атаманском дворце. А в конце XIX века коллекция переселилась в новочеркасский Донской музей. Часть уникальных картин хранилась с 1921 года в Старочеркасской станице, в музее имени Степана Разина, филиале Новочеркасского областного музея истории донского казачества. В дальнейшем его живописная коллекция вошла в фонды Новочеркасского музея [7, с. 87].

Более подробно история формирования художественного собрания Музея истории донского казачества представлена в статье Н. Бондаревой [8]. Она уделила особое внимание роли Н. Н. Дубовского, инициатора создания в Новочеркасске художественного музея. Именно проблема помещения стала на пути создания музея в 1913–1914 годах. Однако, после войны художественная коллекция, и, в частности, завещанные Новочеркасску работы самого Дубовского нашли своё место в художественном отделе музея (выделено автором. – С. С.). О том, что такой отдел в музее работал, подтверждает Н. Бондарева:

«На основании документов и писем Н. Н. Дубовского о предназначении коллекции Новочеркасску она в 1945–1947 годах была передана Русским музеем Музею истории донского казачества и органично влилась в существовавший уже художественный отдел» [8, с. 267].

Неудивительно, что создание полноценного художественного музея в 1980-х годах стало одним из определяющих направлений в работе Музея истории донского казачества.

Реставрацию живописной коллекции музея осуществляли Ростовские реставрационные мастерские во главе с Михаилом Егоровичем Соколенко. Всего за десять лет (1981–1992) было отреставрировано пятьдесят пять картин.

«Портреты донской войсковой знати получили широкую известность …. Впервые в Москве они были представлены в 1984 году на всесоюзной выставке «Реставрация музейных ценностей в СССР, развёрнутой в Центральном доме художника.<…> Около десяти лет понадобилось ростовским специалистам, чтобы возродить донскую парсуну – значительное явление в русской художественной культуре XVIII века». – отмечала искусствовед И. П. Гуржиева [7, с. 87].

В её статье, написанной в соавторстве с М. Е. Соколенко, затрагивались «вопросы как реставрации, так и начальной атрибуции (то есть определения художественного круга и времени создания), сделана попытка выявить историко-художественное значение, своеобразие живописной традиции, сохранённой на Дону вплоть до начала XIX века»  [7, с. 87].

Интерес к донской парсуне возрастал: в Москве в Третьяковской галерее предполагалась выставка. К сожалению, она не состоялась, но в преддверии её открытия, в 1993 году, был выпущен каталог «Донской парадный портрет ХVIII –ХIХ вв.» [9]. Из тридцати трёх представленных в каталоге портретов – девятнадцать принадлежит нашему музею.

Одновременно в музее шла работа по разработке концепции будущей экспозиции художественного отдела. Этим направлением занималась Наталья Александровна Алексеева (она же Бондарева. – С. С.), выпускница Ленинградского университета со специализацией искусствоведение. В годовых отчётах музея отложились подготовленные ею справки: «Вновь ожившие лица» (1982), «Русский портрет в собрании музея» (1983), «Предложение к структуре художественного отдела в бывшем Атаманском дворце» (23.07.1986) [5, л. 19], «Об использовании Атаманского дворца» (1988).

Обосновывая необходимость создания художественного отдела, она пишет: «лишь комплексное и целостное экспонирование даёт возможность говорить о художественных традициях, и в частности, донских традициях, представленных произведениями уникальными. Подобной экспозиции музеи области вообще не имеют, в Новочеркасске же её создание возможно с 1947 года» [8, с. 269].

И продолжает: «Создание самостоятельного художественного отдела в особом здании явилось бы разумным выходом в создавшейся ситуации»» [8, с. 269].

Где может разместиться художественный отдел? Автор отмечает, что «большие надежды возлагаются на решение о передаче бывшего Атаманского дворца. Но сроки всё время переносятся…» [8, с. 269].

А на пороге между тем стоял 1990-й год… Музей столкнулся с проблемой материального плана: в городской казне не нашлось средств для повышения зарплаты.

Созданный Совет трудового коллектива составил Обращение к Совету народных депутатов г. Новочеркасска (Вх. 598 от 06.07.90) [5, л. 27].

В Обращении коллектива музея к Совету народных депутатов города говорилось: «Понимая … всю сложность ситуации в стране, мы тем не менее идём на этот крайний шаг, являясь свидетелями равнодушного отношения местных властей к единственному в стране очагу материальной и духовной культуры донского казачества. <…>

Второй круг вопросов, выдвигаемых работниками музея, – отмечалось в Обращении – был связан непосредственно с его деятельностью. За годы существования музея коллекции его выросли более чем в 26 раз, во столько же раз возросли посещаемость и штаты. В то же время экспозиционные площади не выросли ни на метр, то же самое относится и к фондохранилищам. В музее практически нет помещений для исследовательской и других видов музейной деятельности. В связи с таким положением большая часть уникальных собраний музея недоступна посетителям, нет возможности обеспечить полную сохранность исторических памятников. <…> Требования музейных работников достаточно скромны: повысить зарплату сотрудников на шестьдесят процентов и передать музею освобождаемые партаппаратом помещения бывшего Атаманского дворца» [10].

Представители музея встретились с комиссией городского совета народных депутатов, получив подтверждения в справедливости требований. А. М. Фролов, заместитель председателя горисполкома, прокомментировал: «Передача музею Атаманского дворца вопрос решённый. Но это будет возможно лишь после завершения самого известного долгостроя в городе здания горсовета» [10].

Однако, выводы комиссии не получили статуса решения сессии. И музей решился на забастовку.

Коллектив музея объявил забастовку. Новочеркасск, 15 июля 1990 г.

Есть протоколы собрания с голосами «за» и «против». Этой забастовке городская газета «Знамя коммуны» уделила несколько публикаций: четыре из них в поддержку бастующих, две – против забастовки [11].

17 июля  в Новочеркасск прибыл Караван дружбы, и, как пишет газета: «Среди без малого пятисот подписей под требованиями бастующих … работников музея донского казачества появилось с десяток фамилий явно не советского происхождения. Их поставили жители Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Филадельфии и других городов из разных штатов США – участники Каравана дружбы…» [12].

«Яркие, броские лозунги, организованные дежурства у музея, сбор подписей и средств, застывшие туристические автобусы являли собой красочную картину»[13, с. 2]. Среди лозунгов: «Казаки и казачки! Атаманский дворец – музею!» [13, с. 2].

Забастовка сотрудников музея. Новочеркасск, 15 июля 1990 г.

Забастовка длилась четыре дня, затем музей прекратил забастовку, получив документальные подтверждения того, что передача Атаманского дворца состоится после его освобождения, когда будет достроено новое здание администрации.

Т. П. Бочарова, заведующая домом-музеем М. Б. Грекова, осуждая забастовщиков, тем не менее призналась: «Если подойти к забастовке и с другой стороны и расценивать её как “глас вопиющего в пустыне”, а именно так безответно кричит наша культура, то этот голос несомненно прозвучал» [13, с. 2].

Примечательно, что в это же время музей начинает отходить от первоначального замысла рассматривать Атаманский дворец как художественный музей. Пришло совершенно иное концептуальное решение: создание музея казачьей направленности – Войсковой атаманский дом.

Почему отошли от замысла художественного музея? Появились устремления и надежда вернуть зданию его первоначальное назначение. К этому подталкивали невольно и процессы возрождения казачества, очень активные в те годы. Идея для получения здания оказалась более привлекательной. Её горячо поддержал Валерий Андреевич Иванов, в то время руководитель Департамента культуры Ростовской области.

Над концепцией нового музея начинает работать Галина Андреевна Довгалева, заместитель директора по научной работе. Она придерживается мнения, что есть основной музей, где существующие экспозиции не охватывают всей широты проблематики казачьей истории. Экспозиция Атаманского дворца мыслится при наличии обновлённой и углублённой экспозиции основного здания как бы продолжением; она должна была выбрать тот круг вопросов, который не удалось осветить.

В архиве хранятся пожелтевшие машинописные «Записки о музеефикации Атаманского дворца» с отзывами известных музейных работников. Они датированы октябрём-ноябрём 1995 года.

Так Л. М. Жукова предлагает на втором этаже восстановить дворцовые интерьеры и портретную галерею, что по её мнению «даёт возможность расширить тему по истории института атаманства на Дону, роле и месте атаманов Войска Донского в общероссийском военном и гражданском управлении XVIII – начала XX вв.». По её мнению «во дворце необходимо разместить и такие темы, как «Новочеркасск – донская столица 1805–1918 гг.», «Донское казачество в Гражданской войне», «Новочеркасск как центр Белого движения» [14; 5, л. 57]

Л. М. Перепечаева считает «интересным замысел: показать историю самого здания, восстановить его основные интерьеры, рассказать о назначении его помещений и служб» [15; 5, л. 58]

Т. Н. Абрамова утверждает, что музеефикация Атаманского дворца, «позволит создать интересную, уникальную экспозицию, не имеющую аналогов в музеях Ростовской области» [16; 5, л. 59].

«Представляется возможным собрать воедино уникальное явление в культуре Дона – казачий портрет. Ведь портретная галерея знатных донцов и находилась изначально в Атаманском дворце» подчёркивает В. В. Рязанов [17; 5, л. 60].

Экспозиционный замысел дворца-музея «Войсковой атаманский дом» был готов в 1996 году. И в этом же году в газете «Голос истории» была опубликована статья «Атаманский дворец: прошлое и будущее» [18] А на следующий год экспозиционный замысел дворца-музея утвердил Департамент культуры и искусства Ростовской области [5, л. 51].

В марте 1997 года музей направляет обращение в Городскую думу с просьбой принять законодательное решение о передаче дворца (вне зависимости от конкретного времени передачи), что позволит заказать проектно-сметную документацию на реставрационные работы в нём.

 Музей использует любую возможность напомнить городским властям о необходимости передачи здания. И во время визига министра культуры Н. Л. Дементьевой состоялся разговор с мэром города Н. И. Присяжнюком.

В начале юбилейного 1999 года было создано общество друзей музея во главе с журналистом Евгением Васильевичем Халдаевым, которое оказывало помощь коллективу музея в подготовке к празднованию его столетия и последующей работе по сбору новых экспонатов. В состав общества друзей музея вошли такие известные в Новочеркасске руководители и общественные деятели как А. Л. Носков, Р. М. Фельдман, Ю. Б. Погребщиков, В. П. Фокин, А. М. Никифорова, А. Н. Лобов, Е. И. Кирсанов, В. И. Кулешов, Н. И. Бунина и другие.

23 декабря 1999 года состоялось торжество по случаю 100-летия музея. «Главное, что получил коллектив музея, – пишет краевед Е. И. Кирсанов, – наряду с многочисленными грамотами, званиями, знаками, это решение Губернатора Ростовской области В. Ф. Чуба выделить Новочеркасску 1,5 млн. руб. на то, чтобы закончить строительство административного здания, перевести туда администрацию и городскую Думу, а Атаманский дворец, наконец-то передать Музею истории донского казачества» [19].

23 марта 2001 года губернатор В. Ф. Чуб вручил музею символический ключ от Атаманского дворца.

Торжественная передача губернатором Ростовской области В. Ф. Чубом символического ключа от Атаманского дворца директору музея С. А. Сединко. 2001 г.

Многолетнее обещание городских властей передать Атаманский дворец музею состоялось.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Атаманский дворец // Новочеркасский музей истории донского казачества : офиц. сайт. URL: http://www.novochmuseum.ru/atamanskij-dvorec.html (дата обращения 29.07.2021 г.).
  2. О художественном отделе музея истории донского казачества : Решение исполкома Новочеркас. гор. Совета народ. депутатов № 158 от 18 апр. 1980 г. // НФ ГАРО. Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 868. Л. 50–50 об.
  3. О мерах по дальнейшему улучшению работы музеев области : Решение исполкома Рост. обл. Совета народ. депутатов № 506 от 03.07.1983 г. Прил. 1 к Решению облисполкома от 03.07. 1983 г. № 506 : План специализации музеев Ростовской области на 1983–1990 гг. и создания музейного комплекса «Серебряная подкова Дона» // ГАРО. Ф. Р-3737. Оп. 13. Д. 792. Л. 186.
  4. О передаче здания горисполкома на баланс Музея истории донского казачества : Решение исполкома Новочеркас. гор. Совета народ. депутатов Рост. обл. № 376а от 20.10.87 г. // НФ ГАРО. Ф. Р-5. Оп. 2. Д.  47. Л. 187.
  5. Атаманский дворец : папка // Научный архив Новочеркасского музея истории донского казачества.
  6. Левитский Г. Старочеркасск и его достопримечательности. 3-е изд. Новочеркасск, 1906. С. 190.
  7. Гуржиева И. П., Соколенко М. Е. Донской портрет XVIII века : из собр. Новочеркас. и Старочеркас. музеев Рост. обл. // Музей. 1988. № 9. С. 87–106.
  8. Бондарева Н. Художественное собрание Новочеркасского музея истории донского казачества: история формирования // Богатый колодезь. Вып. 1. Ростов н/Д., 1991. С. 264–270.
  9. Донской парадный портрет, XVII–XIX вв. : каталог : живопись, графика / М-во культуры и туризма РФ [и др. ; авт. вступ. ст. и сост.: Гуржиева И. П., Соколенко М. Е.]. Б. м. : Папирус АРС журнал "Художник", 1993. 24, [1] с. : ил.
  10. Цит. по: Овчинников А. Музей объявляет забастовку // Знамя коммуны. 1990. 14 июля. С. 1.
  11. : Овчинников А. Музей объявляет забастовку // Знамя коммуны. 1990. 14 июля. С. 1; Его же. Караван дружбы и забастовка // Там же.19 июля. С. 1; Синичкин А. Депутатский запрос // Там же. 24 июля. С. 2; Лукичёва Ф. Непродуманное действие // Там же. 24 июля. С. 2; Соглашение достигнуто // Там же. 26 июля. С. 1; Бочарова Т. Почему я против забастовки // Там же.28 июля. С. 1–2.
  12. Овчинников А. Караван дружбы и забастовка // Там же. 19 июля. С. 1.
  13. Бочарова Т. Почему я против забастовки // Там же.28 июля. С. 1–2.
  14. Жукова Лидия Михайловна, заведующая отделом исторических экспозиций Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. См.: Жукова Л. М. Замечания к записке по музеефикации Атаманского дворца (1860–1863 гг.) в Новочеркасске 23.10.1995 г. 
  15. Перепечаева Людмила Михайловна, старший научный сотрудник Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника. См.: Перепечаева Л. М. Отзыв на записку о музеефикации Атаманского дворца в г. Новочеркасске. 21.10.1995 г.
  16. Абрамова Татьяна Никитична, заведующая отделом Ростовского областного музея краеведения. См.: Абрамова Т. М. Предложение по музеефикации Атаманского дворца в Новочеркасске.
  17. Рязанов Валерий Васильевич, старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств. См.: Рязанов В. В. О музеефикации Атаманского дворца.
  18. Довгалева Г. А. Атаманский дворец: прошлое и будущее // Голос истории. 1996. Май. № 9. С. 2.
  19. Кирсанов Е. И. Слава и трагедия Новочеркасска. 1805–2005. (История казачьей столицы). Т. 1. Новочеркасск, 2005. С. 433–434.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"