Стефанова Е. К. Значок-реликвия // Донской временник. Год 2014-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2013. Вып. 22. С. 199-200. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/2/art.aspx?art_id=1318
Донские музеи
Е. К. СТЕФАНОВА
ЗНАЧОК-РЕЛИКВИЯ
Константиновская средняя школа № 1 была образована в 1934 году (по реестру значилась под № 25). Поначалу она занимала здание бывшего мужского реального училища и носила имя детской газеты «Ленинские внучата», которая издавалась в Ростове. Обучалось в ней 603 учащихся, работало 19 учителей. Помимо образовательных занятий, велись дополнительные – по спортивной гимнастике и по изучению сигнальной азбуки; действовал детский хор [1].
Большим событием для нашей школы было рождение музея «В сердце своём сохрани», который создала выпускница 1941 года, учитель Валентина Тимофеевна Мельникова, участница Великой Отечественной войны (памяти прошедшей войны и был посвящён этот музей).
В 1990-е годы здание стало разрушаться, а позже в нём случился пожар. Школу перевели в новое. И в 2010 году было принято решение возродить музей под названием «Страницы жизни любимой школы».
От старых коллекций уцелели лишь снаряды, футляры от противогазов и каски. Помощь в сборе новых материалов оказывали учащиеся, их родители, выпускники, учителя. Так у нас появились горшки (изделия казаков-гончаров), старинное зеркало, аттестаты и похвальные грамоты учащимся 1930-х годов; к военным экспонатам добавились книжка красноармейца и письма с фронта выпускников нашей школы, позже нам передали и юбилейные медали.
Послевоенных экспонатов, конечно, больше, они возвращают нас в 1950‑е – 1970‑е годы. Это школьная форма, парта с чернильницами, ручки с перьями, учебники. Из предметов новейшего времени представлены пионерские и комсомольские значки, а также награды за отличную учёбу – кубки и грамоты. Конечно, об истории города рассказывают и фотографии Константиновска разного времени. Установлены стенды, посвящённые учителям школы, участвовавшим в Великой Отечественной войне (фотографии), выпускнику школы, краеведу Александру Михайловичу Кошманову, книгам о Константиновске. Наконец, настоящим украшением музея служит изготовленный детьми макет казачьего дворика.
Здесь регулярно проводятся школьные уроки, заседания клуба «Константиновский краевед», встречи с краеведами – как с местными, так и с нашими гостями; сюда приходят поэты читать свои стихи.
Мне хочется рассказать об одном из первых экспонатов музея – о значке общества «Долой неграмотность», выпущенном к 10-летию Октября.
Это общество, существовавшее в нашей стране со 2 сентября 1923-го по 27 февраля 1936 года, выпустило немало таких значков, внешне простых, но выразительных; на большинстве из них запечатлён образ В. И. Ленина.
Один из таких значков и подарила музею в 2010 году выпускница школы Людмила Александровна Калашник. К сожалению, ни она, ни её мать Наталья Акимовна Саломатина, коренные константиновцы, не смогли вспомнить, кому принадлежала реликвия. Возможно, в 20‑е годы значок выдали кому-то из членов семьи…
До революции в Константиновской имелись церковно-приходская школа, реальное и ремесленное училища, Александровское женское училище для девочек и другие учебные заведения. Однако в казачьих семьях традиционно старались дать образование сыновьям; из женщин имели возможность получать образование в основном те, кто происходил из зажиточных семей. Поэтому 28 марта 1924 года в станице прошло профсоюзное собрание женщин под председательством Пухляковой и секретаря Чаплеевской. В постановлении говорилось: «Учитывая, что самым большим процентом неграмотного населения являются женщины, мы, женщины, члены профсоюзов станицы Константиновской, дабы выполнить завет нашего дорогого Ильича “К десятой годовщине революции у нас не должно быть неграмотного” и окончательно покончить со своим невежеством, постановляем немедленно вступить в члены общества “Долой неграмотность” и помогать таковому своим активным участием достигнуть положительных результатов» [2].
В стране тогда вышло более миллиона букварей; Наркомпочт взял на себя обязательство бесплатно их распространять среди крестьян через предприятия связи. Буквари выпускали и для детей, и для взрослых; последние: на серой обёрточной бумаге, назывались просто «Долой неграмотность», и начинались со слов «Мы не рабы, рабы не мы». Но всё же ни букварей, ни ручек, ни карандашей, ни перьев и бумаги не хватало. Согласно статистике, в Константиновском районе по школам на сорок учащихся был всего один детский букварь [3].
Почти в каждом населённом пункте создавались агитационные пункты, проводились митинги по острым вопросам. При участии населения ремонтировали учебное оборудование, школьные здания; создавались и новые школы.
К 1932 году страна достигла всеобщей грамотности. А через два года развернулась работа по переходу к семилетнему образованию (в целом по району она завершилась к концу 1935 года).
Четвёртый и пятый пункты постановления облисполкома, в котором говорилось о завершении ликвидации неграмотности в области к 1 мая 1939 года, посвящались нашему району. В пункте четвёртом подчеркивалось: «За досрочное обучение всех допризывников силами общественности и полный охват обучением взрослых премировать: Константиновский районо – 3 тысячи рублей, председателя райисполкома т. Иванова – 650 рублей, зав. районо т. Иванча – 500 рублей, райвоенкома т. Тучина – 500 рублей [4].
Деятельность по ликвидации неграмотности в Константиновском районе завершилась к 1 ноября 1939 года. Согласно решения облисполкома, району, в соответствии с условиями социалистического соревнования, присудили первую премию: переходящее Красное Знамя Ростовского обкома ВКП(б) и облисполкома и 20 тысяч рублей [5].
ПРИМЕЧАНИЯ.
- В советской школе. Ростов н/Д : Ростиздат, 1938. С. 6–18.
- ГАРО. Ф. Р-2287. Оп. 1. Д. 836. Л. 37–38.
- Лаукайтис О. Г. История образования в Константиновском районе Ростовской области в 20–90-е годы ХХ века. Волгодонск, 1999. С. 9.
- ГАРО. Ф. Р-3737. Оп. 2. Д. 122. Л. 48–50.
- Там же. Д. 189. Л. 31, 32, 35.
|