Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 

Культура / Библиотеки Ростовской области

Лариса Александровна Штавдакер

ПОДВИЖНИК КУЛЬТУРЫ

Татьяна Аркадьевна Марутова

Мои библиотечные университеты

В 1963 году я оканчивала 10-й класс вечерней школы в Пятигорске. Почему вечерней? Просто не хотелось учиться в 11-м (в этом году впервые добавили для обучающихся в средней школе ещё один год) и я за полгода до окончания 10-го перешла в вечернюю. Пришлось навёрстывать школьную программу, но впереди был год, который, как мне казалось, станет решающим в жизни: я готовилась выбрать профессию. Для этого, по моему понятию, следовало своими руками потрогать будущее главное дело своей жизни ― журналистику.

Вообще-то я мечтала стать писателем: сочиняла маленькие зарисовки о природе, которые иногда звучали по местному радио, посещала литературное объединение при редакции газеты «Кавказская здравница».

Моим наставником был писатель Иван Константинович Гаустов [1]: после окончания школы он устроил меня внештатным сотрудником в Пятигорскую краевую студию телерадиовещания. По заданию редакции я должна была рассказывать о трудовых подвигах рабочих машзавода. Герои меня не вдохновляли, а всё что я пыталась написать о них получалось скучным и оставляло ощущение неудовлетворённости.

Однажды Иван Константинович привёл меня в городскую библиотеку имени М. Горького. Она занимала тогда первый этаж старинного трёхэтажного здания по улице Дзержинского, 49. Гаустов, как писатель, бывал здесь часто, а мне тогда хватало книг домашней библиотеки, которые я в ту пору активно собирала. Пока разглядывала просторный читальный зал с высоченными окнами и красочные книжные витрины, посвящённые разным лицам, темам, юбилейным датам, Иван Константинович зашёл в кабинет директора. Увлекшись, я не сразу заметила Гаустова и высокую темноволосую, красиво сложённую женщину лет тридцати.

― Вот, Татьяна Аркадьевна, моя ученица Лариса, прошу любить и жаловать, ― полушутливо и как-то старомодно представил он меня директору библиотеки.

«Да ведь она красавица» ― сразу отметила я про себя, невольно задержав взгляд на её лице с тонким точёным носом и тёмно-карими умными глазами. Кстати, эту фразу позже мне не раз доводилось слышать от мужчин, которые приходили в библиотеку на литературные встречи, их Марутова всегда вела сама. В дверях читального зала непременно оставалось несколько гостей, не желающих пройти на свободные места в зале. Аргумент у них был один: «Отсюда лучше видно вашего директора».

Для меня встреча эта оказалось в определённом смысле судьбоносной: Татьяна Аркадьевна оставила меня в своей библиотеке, по её совету в этом же году я поступила на заочное отделение Ростовского культпросветучилища (так называлось в 60-х годах наше училище культуры).

Несмотря на свою занятость, в том числе большой общественной работой [2], Татьяна Аркадьевна незаметно опекала меня, интересовалась моими успехами. Она предоставила мне возможность постигать тонкости библиотечной профессии в разных отделах библиотеки: от комплектования и обработки до абонемента и читального зала. Это помогло мне не только легко получить диплом с отличием об окончании училища, но и сделать свой выбор в библиотечном деле: я решила стать библиографом.

В Ленинградский институт культуры им. Н. К. Крупской я поступила в 1965-м на дневное отделение. Театры, концерты, интересные встречи ― такими мне запомнились эти четыре года в городе на Неве.

После окончания 3-го курса я вышла замуж, жили врозь ― я в общежитии на Чёрной речке, а муж ― в Ростове (здесь я с ним и познакомилась пока училась заочно в культпросветучилище).

Мысли о жизни были непрактичные и по молодости глупые: по сравнению с Ростовом Пятигорск казался маленьким и провинциальным, хотелось работать в большой библиотеке, а к родным ездить в гости и чтоб недалеко (ночь под стук колес ― и в Пятигорске).

1969 год... До сих пор помню смешную ситуацию при распределении выпускников библиотечного отделения.

Декан Нина Григорьевна Чагина торжественно зачитывает:

― На работу в центральную городскую библиотеку города Пятигорска направляется Лариса Петелева».

Девчонки из группы переглянулись и зашептали: «Ты разве в Пятигорск едешь?». «Нет», ― отвечаю, понимая, что Татьяна Аркадьевна сделала на меня персональный запрос через Министерство.

А через несколько минут декан сообщает: «В Ростовскую областную научную библиотеку им. К. Маркса направляется Лариса Штавдакер».

В ответ раздался дружный смех теперь уж бывших студенток, а вслед возмущение нашего любимого декана таким несерьёзным отношением к важному моменту в жизни.

Сегодня, когда я сама учу молодых основам библиотечного краеведения в Ростовском училище культуры и порой слышу от студентов, что наша профессия не престижна, думаю, как им не повезло: они не встретили свою Татьяну Аркадьевну.

А для меня в выборе профессии главными стали аура БИБЛИОТЕКИ и обаяние личности моего первого директора.

Татьяна Марутова: путь в профессии

О себе Татьяна Аркадьевна рассказывает скупо: «Родилась 2 января 1930 г. в Кисловодске в семье служащих. Здесь же в 1950 г. после окончания Ессентукского библиотечного техникума начала трудовую деятельность. Создала детскую библиотеку № 2 и проработала в ней с детьми 10 лет. В эти же годы окончила Московский институт культуры по специальности библиограф-библиотековед. В 1960-м переехала в Пятигорск. Вначале заведовала библиотекой горкома профсоюза медицинских работников, затем, после сноса здания, в котором находилась эта библиотека, была переведена в отдел культуры объединённого курортного совета на должность методиста-библиографа. А спустя два года возглавила центральную городскую библиотеку имени М. Горького. Этой библиотеке посвятила почти четверть века, вплоть до ухода на пенсию в 1986 г.».

Несколько строчек из Памятки читателю [3], подготовленной Т. А. Марутовой к 50-летию основания библиотеки:

«В 1920 г. в «Доме учителя» была создана городская библиотека с фондом более 23 тысяч книг.

В 1927 г. при библиотеке открылся читальный зал.

В 1930 г. был создан специальный передвижной фонд с 2 тысячами экземпляров книг для малограмотных, а затем ― детское отделение.

В 1934 г. книжный фонд библиотеки уже составлял 43 тысячи экземпляров. В этом же году она стала называться Центральной.

В 1936 г., в год смерти А. М. Горького, библиотеке было присвоено имя писателя.

1945-1953 гг. были периодом восстановления народного хозяйства. За эти годы фонд увеличился в 2 раза, а число читателей выросло до 6 тысяч человек».

Надо заметить, что библиотек с такой историей было немало.

Коренные изменения статуса библиотеки начинаются в 60-х годах с приходом Т. А. Марутовой. «Лермонтовские конференции (с 1964 г.) и Лермонтовские праздники поэзии с 1968-го привлекли сюда многих писателей, литературоведов, ― рассказывает Татьяна Аркадьевна. ― Назову лишь несколько имён: Ираклий Андронников и Виктор Мануйлов, Расул Гамзатов и Михаил Дудин, Давид Кугультинов и Юлия Друнина... С Кайсыном Кулиевым меня познакомил ростовский поэт Ашот Гарнакерьян. Кстати, Кайсын посвятил мне целый цикл стихов под названием «Вечер у Машука».

Библиотека постепенно превращается в культурный центр города.

В 1966 г. библиотека участвует в Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве, в 1967 г. её награждают дипломом «Библиотека отличной работы», а в 1968-1969 гг. она заносится на городскую Доску почёта.

В начале 70-х Пятигорская центральная библиотека обслуживает в год 17 тысяч читателей и 37 предприятий своими передвижными библиотечками, осуществляет шефство над библиотеками пяти подшефных районов Ставропольского края.

«В библиотеках Министерства культуры очень слаба материально-техническая база, не обеспечены они современными средствами механизации и автоматизации, ― пишет Татьяна Аркадьевна в «Кавказской здравнице» [4], стараясь привлечь внимание общественности и властей. Ей удается это сделать: в январе 1971 г. горисполком принимает решение «Об улучшении организации библиотечно-библиографического обслуживания юношества». Однако Марутова с горечью замечает, что многое из этого решения остаётся на бумаге, особенно в части улучшения условий жизни главной городской библиотеки: ей так и не выделили дополнительного помещения для юношеского отделения, а обещанное ранее освободившееся здание детской библиотеки передали для расширения служб жилищного управления. Но руки она не опустила.

«Я придавала первостепенное значение библиографической работе, ― рассказывает Марутова. Уверена, что библиотечно-библиографическую культуру населения нужно поднимать со школьной скамьи. У меня всегда работали библиографы-энтузиасты. В разные годы это были Т. Г. Лифшиц, Н. К. Шахназарова, В. Б. Потоцкая, И. А. Безладная, Л. Е. Машкевич, которая возглавляет отдел библиографии до сегодняшнего дня. У них был удачный опыт проведения часов библиографии в городских школах № 5, 6, 16, 17 и др.»

Да, Татьяна Аркадьевна умела окружать себя единомышленниками. Не скрою, мне всегда было приятно получать от нее приглашения работать вместе. Когда освобождались должности библиографа, методиста, заместителя директора, она периодически давала мне знать, что пора бы вернуться домой. Увы, поспешное юношеское решение определило мою дальнейшую жизнь...

Особое внимание Марутова уделяла краеведению.

В 70-80-е годы Пятигорская библиотека стала и первой и единственной среди городских библиотек на Северном Кавказе, издающей серьёзные библиографические указатели, ретроспективные и персональные. «Запретов и трудностей для библиотечных изданий в те годы было много, ― вспоминает Татьяна Аркадьевна, редактор библиографического справочника. «Единые правила...», которыми руководствовалась цензура, позволяли библиотеке выпускать лишь библиографические списки. А здесь научное Предисловие, содержащее историю периодической печати Кавминвод более чем за 200 лет!». Этот справочник, как и другие [5], создавался при участии краеведов Евгении Борисовны и Леонида Николаевича Польских [6], действительных членов Географического общества СССР.

Но, пожалуй, для себя, как руководителя, Татьяна Аркадьевна считала главным делом построить дом для книг, специальное здание для библиотеки на 500 тысяч томов. Этого она добивалась в течение 20 лет. Помощь в разрешении вопроса проектирования и строительства библиотеки оказал Сергей Михалков, уроженец Пятигорска, его Почётный гражданин, депутат Верховного Совета СССР. В городе, где прошло его детство и были опубликованы первые поэтические строки, Сергей Владимирович непременно заходил в библиотеку, приезжая на родину. Татьяну Аркадьевну писатель называл самым милым библиотекарем края, хранительницей, начальницей своих книг в Пятигорске и старался пополнить библиотечные фонды. С любой оказией чемоданами присылал книги, которых в общей сложности набралось 600 экземпляров.

«...Старожилы города помнят, что раньше библиотека находилась в здании курортного совета. Но теснота, большое количество читателей, растущие книжные фонды, нечистоты и вода, заливающая подвалы, ― всё это настоятельно требовало другого помещения под библиотеку, ― делится воспоминаниями Татьяна Аркадьевна. ― Тогдашний секретарь горкома партии Алексей Корнеевич Ведерников поддержал мои планы. Новое здание было включено в план проектирования, но потом начались всевозможные проволочки. Я написала письмо Сергею Владимировичу с просьбой помочь городу, и Михалков обратился к председателю Госплана СССР Байбакову, после чего проект строительства библиотеки всё-таки утвердили. Через несколько лет из-за отсутствия денег стройка была заморожена.

Сегодня Марутова с лёгкой иронией вспоминает, что торжество по поводу открытия библиотеки городская власть почему-то запретила. (Коллектив, правда, всё равно нашёл способ отметить столь долгожданное событие. Было это в разгар горбачёвской антиалкогольной кампании, и шампанское приходилось доставать из-под стола)» [7].

Наконец-то, в 1982 г. город получил четырёхэтажное здание в центре под библиотеку.

Так сложилась жизнь, что выстроив дворец книги, «объект непреходящей её гордости, волнений и тревог», Татьяна Аркадьевна проработала в нем едва ли четыре года: тяжело заболела мама и пришлось уйти с должности. Маму подняла на ноги, но вернуться в библиотеку уже не смогла.

Марутова работала ответственным секретарём общества охраны памятников истории и культуры, в бюро путешествий и экскурсий, много писала в «Кавказскую здравницу» в рубрику «Родословная памяти» о людях, чьи имена носят улицы города, о его памятниках, мемориальном кладбище. Свою лепту Марутова внесла и в литературное и в библиотечное краеведение Пятигорья.

Не обходится без её участия ни одна задумка активистов городского краеведческого общества. Особой заботой Татьяны Аркадьевны является увековечение памяти Льва Толстого в Пятигорске. Так, по её инициативе Пятигорским краеведческим обществом выпущено 2-е издание буклета «Лев Толстой и Пятигорье» (составители Е. Б. и Л. Н. Польские); ею высказаны предложения о возобновлении конкурса по созданию памятника писателю, о переименовании улицы К. Маркса в улицу Л. Толстого и присвоении одной из пятигорских школ имени великого русского писателя.

Сегодня краеведческий центр в городе ― музей, во главе которого энтузиаст Лидия Ивановна Краснокутская. Такие люди, как она и Татьяна Аркадьевна, притягивают к себе, и вот уже Толстовские чтения на Кавминводах и другие региональные краеведческие конференции вошли в традицию. На одной из конференций «Книги Юга России XVIII в.-20-х гг. ХХ века как источник изучения культуры региона», организованных Донской публичной библиотекой совместно с Пятигорским краеведческим музеем в июне 1994-го ― мы снова встретились с Татьяной Аркадьевной.

«Я тебе пирожков напекла, ты ведь никак ко мне не выберешься» - шепнула она мне, сидя рядом в зале Бальнеологического института, где проходило открытие конференции. И на меня вдруг пахнуло юностью, чем-то давно ушедшим, материнским (Татьяна Аркадьевна знала, что мой приезд в Пятигорск - это ещё и повод побывать у мамы на могиле).

После конференции мы заговорили о её библиотеке.

«Современные агрессивные формы культуры (это особенно теперь проявляется на экранах телевизоров, на эстраде, в спорте) распространяются с быстротой эпидемии, ― сказала Татьяна Аркадьевна взволнованно. ― Если есть задача создать нормальное культурное общество, экономически, технически, научно развитое, нужно всеми средствами принимать серьёзные меры по поднятию общей культуры населения. А эту проблему без активного участия библиотек решить невозможно».

Целую программу изложила Марутова в своей статье «Жизнь без книги ― жизнь дикарей» [8]: от вопросов финансирования и комплектования библиотек в целом до организации деятельности главной городской библиотеки.

«Прошло уже 20 с лишним лет после сдачи здания в эксплуатацию, а капитального ремонта еще не было, ― пишет Т. А. Марутова. ― От строителей и архитекторов знаю, что через 10 лет после сдачи капитальный ремонт нужен любому современному зданию, а такому зданию, как библиотека, с насыпным фундаментом и плоской крышей при 700-тысячном книжном фонде ремонт совершенно необходим. Крышу частями много раз латали, но течи продолжаются. Фундамент оседает, появились трещины в стенах. Отсюда и перекос деревянных рам».

А уж далее и вовсе крик души, потому что такая организация деятельности библиотеки не что иное как личная позиция его нынешнего руководства!

«Вначале в библиотеке работали два лифта, была централизованная охрана, переплётная и художественная мастерские, работал буфет с приемлемыми ценами. Посетители заходили в красивое и светлое фойе, в стенах которого были «замурованы» скульптуры известного нашего мастера Е. Рукавишникова. Теперь фойе заставлено ларьками, и трудно понять, куда человек попал ― то ли на ярмарку, то ли в торговый дом, но только не в библиотеку... Можно развлечься у игровых автоматов. Здесь разместили свои товары более 10 торговых организаций. Раньше в буфете студенты и учащиеся старших классов, сами работники библиотеки могли выпить чашку горячего чая или кофе с пирожком, съесть тарелку супа. Теперь вместо буфета вам предлагают очки. На первом этаже складируют и торгуют телевизорами. Это грубое нарушение противопожарных условий. Рядом с книгохранилищем складируют взрывоопасные предметы.

...Третья часть всех читателей в библиотеке ― пенсионеры. Многие из них теперь лишены возможности выписывать периодическую печать на дом из-за высоких цен, они предпочитают полистать периодику в читальном зале или посидеть на проводимой в библиотеке литературно-музыкальной программе. Но не у всех хватает сил и здоровья подняться по лестнице на 3-4-й этажи. Нужен лифт, очень нужен. Только на одну смену нужны лифтёры» ― считает Татьяна Аркадьевна.

Позиция Татьяны Марутовой решительная: «пора библиотеку очистить от коммерческой скверны и возвратить ей статус светлого дворца знаний и культуры!»

«...Создание литературного музея в городе при Центральной городской библиотеке им. М. Горького ― еще одна ступенька к установлению связи с творческими людьми, с молодежью, которая больше всего нуждается в помощи опытных библиотекарей, в интересном общении. Музей нужен также для сохранения литературных ценностей, для будущих поколений. Все условия и предпосылки для этого созданы», ― убеждена Марутова.

А статью свою она закончила так: «Считаю целесообразным возродить общественный библиотечный совет, который способствовал бы популяризации библиотеки и привлечению средств из разных источников финансирования».

В этом вся Татьяна Аркадьевна, мой первый директор, наставник в профессии, настоящий подвижник культуры. На неё хочется равняться.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. И. К. Гаустов — автор книг для детей и юношества, изданных Ставропольским книжным издательством: «Отважный исследователь-альпинист» (1957), «Сиреневый факел» (1962), «Белый уголь» (1974), «Цветок невидимка». Написал многочисленные зарисовки о природе Пятигорья.
  2. В 1967-1995 гг. Т. А. Марутова — бессменный председатель городской комиссии содействия фонду мира, многие годы — член краевой комиссии содействия Фонду мира и член краевого комитета защиты мира; трижды избиралась депутатом горсовета, в 1971-1973 гг. возглавляла постоянную депутатскую городскую комиссию по культуре и спорту. Имеет много грамот, значков, медали «За доблестный труд», «Борцу за мир» и др. В 1972 г. удостоена звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».
  3. Центральная городская библиотека им. М. Горького: Памятка читателю. — Пятигорск, 1970.
  4. Марутова Т. Заботы библиотек // Кавказ.здравница. — 1974. — 28 июня.
  5. Библиографический указатель периодических изданий Кавказских Минеральных вод (1863-1975) / Центр. гор. б-ка им. М. Горького; Сост. И. А. Вершинкина, Е. Б. Польская, Л. Н. Польской. — Пятигорск, 1976. — 37 с. — (На обл. загл.: Периодическая печать Кавказских Минеральных вод. 1863-1975); Пятигорск в литературе. 1795-1980: Библиогр. указ. лит. / Центр. гор. б-ка им. М. Горького — Пятигорск, 1983. — 71 с.; Александр Сергеевич Пушкин на Кавказских Минеральных водах. 1820-1829 гг.: Библиогр. указ. лит. / Пятигорская центр. гор. б-ка им. М. Горького; Сост. Е. Б. Польская, Н. К. Шахназарова. — Пятигорск, 1981. — 26 с.
  6. Польская Евгения Борисовна (1910-21.01.1997), автор книг «Это мы, Господи, перед тобою», «Дорогие адреса», «И звезда с звездою говорит», «Ессентукские встречи» (последние три в соавторстве с Б. Розенфельдом); Польской Леонид Николаевич (24.10.1907-1993), краевед Пятигорска.
  7. Куджева Е. «Все мы ещё кое-чего стоим» // Кавказская здравница. — 2003. — 15 марта.
  8. Марутова Т. А. Жизнь без книги — жизнь дикарей // Кавказ. здравница. — 2003. — 13 мая.



 
ВК
 
Facebook
 
 
Донской краевед
© 2010 - 2019 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"