Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Штавдакер Л. А. Просветительская деятельность публичной библиотеки в области краеведения // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 12. С. 225-227. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=306

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й

Библиотеки Ростовской области

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ОБЛАСТИ КРАЕВЕДЕНИЯ

 

В последнее десятилетие ХХ века многие публичные библиотеки в своей краеведческой деятельности стали уделять особое внимание распространению конкретных знаний о своей малой родине. Это направление в библиотечном краеведении можно с полным правом назвать просветительской деятельностью библиотеки в области краеведения.

Впервые «проблема определения сущности и границ этой деятельности» рассматривалась в сентябре 2002 года на 4-м Всероссийском научно-практическом семинаре по библиотечному краеведению [1]. Здесь она была представлена многоаспектно: от создания библиотекой первичных краеведческих документов [2], опыта собирания, обработки и использования воспоминаний о местных деятелях, так называемых материалов «устной истории» [3], до организации краеведческих чтений, конференций, конкурсов и других форм популяризации краеведческих знаний [4]. Были сделаны попытки определить место и роль библиотеки среди учреждений, приобщающих молодых к истории края [5]. Краеведы России оказались единодушны во мнении, что распространение краеведческих знаний соединило библиотеки в едином культурном пространстве с учреждениями образования, музеями и архивами, внесло изменение в содержание массовой краеведческой работы. В практике библиотечного краеведения это означало поворот от форм пропаганды книги к передаче достоверных знаний о крае.

В то же время в определении сути понятия «распространение краеведческих знаний» среди специалистов наметились определенные расхождения, что нашло отражение в «Руководстве по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ (области, края») [6]. Так, в этом документе к разделу «Распространение краеведческих знаний» отнесены и традиционные книжные выставки, и основные краеведческие ресурсы региона в электронной форме, с чем, на наш взгляд, трудно согласиться.

Между тем, опыт работы, накопленный библиотеками в распространении краеведческих знаний, позволяет рассматривать это направление краеведческой деятельности более широко, чему, по нашему мнению, соответствует такое понятие как «просветительство».

«Просветить, просвещать кого-то — даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовывать ум и сердце» [7]. «Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается». И далее там же: «Просвещенье — свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образованье, при ясном сознании долга своего и цели жизни». Этой мысли придерживается С. О. Шмидт, который считает, что краеведение во многом определяет направленность просветительской работы. [8]

В организации просветительской деятельности библиотек в области краеведения можно выделить три взаимосвязанных этапа: 1. Собирание библиотекой достоверной информации о крае; 2. Создание первичных краеведческих документов на основе достоверной информации о крае; 3. Популяризация (или распространение) краеведческих знаний.

Собирание библиотекой достоверной информации о крае — основа просветительской деятельности библиотеки в области краеведения, и, в частности, исследовательского краеведения. Такая информация содержится, прежде всего, в дореволюционных источниках, книгах и местных периодических изданиях, государственных и личных архивах. Для центральной библиотеки субъекта РФ (области, края) организация просветительской деятельности в области краеведения строится на извлечении достоверной фактографической информации о крае из дореволюционных источников и создании первичных краеведческих документов. Так, десятилетие в краеведении библиотечного журнала «Донской временник» (1993-2003), на наш взгляд, определяется прежде всего тем, что этот ежегодный краеведческий сборник является ценным и объективным источником краеведческой информации. Традиционная для библиотечных изданий форма календаря наполнена уникальными материалами о родном крае: краеведческими документами, ставшими библиографической редкостью и авторскими статьями, являющимися первой публикацией. К краеведческой сенсации, например, можно отнести то, что в течение нескольких лет на страницах «Донского временника» печаталась «Историческая записка о городе Ростове на Дону» Г. Х. Чалхушьяна [9], которая более ста лет была не доступна читателю, и никогда не публиковалась полностью.

Многие историко-краеведческие публикации подготовлены по материалам редкого фонда библиотеки. Среди них замечательные отрывки из книги Михаила Харузина «Сведения о казацких общинах на Дону», вышедшей в Москве в 1885 г. [10], воспоминания о посещении Донского края российскими императорами, зарубежные мемуары деятелей белого движения [12].

Книга нашего земляка, профессора Принстонского университета Григория Чеботарева «Россия — моя родная страна», вышедшая на английском языке в 1963 г. в США, была подарена Донской публичной библиотеке американским профессором Арашем Борманджиновым. На русский язык она не переводилась. Впервые главы из нее в переводе Татьяны Райш увидели свет в «Донском временнике» [13].

В последние годы библиотека на страницах своего ежегодника представляет наиболее интересные статьи из дореволюционных донских периодических изданий, позволяя нашему современнику прикоснуться к первоисточнику краеведения [14].

За минувшее десятилетие на страницах журнала свои исторические исследования о донском казачестве опубликовали А. В. Венков, В. Н. Королев, С. М. Маркедонов, В. П. Трут и др. [15]. О разных национальностях, проживающих в крае, рассказали читателям историки и краеведы А. Г. Терещенко, Е. В. Мовшович, С. А. Шпагин [16]. Многие статьи подготовлены на архивных материалах и при непосредственном участии сотрудников ГАРО, Таганрогского архива, архива ФСБ.

Обратимся к опыту сельских библиотек по созданию первичных краеведческих документов. Многие из них ведут активную поисковую работу и создают летописи своих сел [17]. Поисковая работа библиотек основана на сборе архивных документов и материалах «устной истории». Вот один из примеров. «Краеведы, читатели библиотеки поселка Рыбацкий Невской ЦБС г. Санкт-Петербурга собрали и передали в библиотеку документы по истории поселка Рыбацкий. Старожилы писали для библиотеки свои воспоминания. Архив зала истории и краеведения насчитывает более 1300 документов и около 100 экспонатов» [18].

Использование в краеведческой работе библиотек экспонатов (или вещественных документов), их наличие в муниципальных библиотеках, создание в библиотеках музеев и уголков быта — тоже веление времени [19].

Сбор, изучение краеведческих документов выводит библиотекаря или библиографа на новую профессиональную ступень. Главным для него самого становится приобретение достоверных знаний о своем регионе, малой родине. Отсюда библиотечный термин «краеведческий документ» для краеведа имеет прямое смысловое значение, а вовсе не идентифицируется с любым произведением печати, по содержанию, связанным с краем [20]. Приобретенные библиотекарем знания о крае требуют выхода на аудиторию, будь-то пользователи библиотеки, средства массовой информации или участие в общественном краеведческом движении. И здесь мы можем говорить о третьем этапе просветительской деятельности в области краеведения, собственно о популяризации (или распространении) краеведческих знаний.

В библиотеках накоплен интереснейший опыт такой работы во всем многообразии ее форм. Например, Владимирская областная библиотека совместно с Фондом культуры, областным обществом краеведов и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником ежегодно проводит краеведческие конференции, на темы, волнующие общественность региона: «Роль православной церкви в истории и культуре Владимирской земли» (2000 г.); «Владимир. Век XX» (2001 г.); «История населенных мест Владимирской области» (2002 г.). «Известные и неизвестные события и имена в истории и культуре Владимирской земли» (2003 г.) и краеведческий конкурс «Знай и люби родной Владимир» [21]. Цель конкурса — расширение краеведческих знаний о родном городе, Владимирском крае, о знаменитых земляках, прославивших его или позабытых; об общественной, экономической и культурной жизни города с древности до наших дней; воспитание гордости и уважения к истории своей малой родины. В таких мероприятиях принимают участие даже представители «соседних областей, Московской, Ивановской, а также гости из-за рубежа (США)». Для многих библиотек традиционной формой распространения краеведческих знаний стали краеведческие чтения [22] и как их разновидность генеалогические чтения.

Краеведческие клубы в самых разных вариациях и названиях действуют во многих библиотеках [23], являясь и местом общения краеведов, и одной из форм массовой работы библиотеки по распространению краеведческих знаний. Смотры-конкурсы библиотек «Моя малая Родина», зональные конференции по истории библиотек — распространенные формы библиотечного краеведения. Среди новых форм просветительской деятельности библиотек - уроки краеведения [24]. Уроки, безусловно, — традиционная форма школьного образования. «Школьные уроки краеведения способствуют укреплению семейных связей, так как на них широко представлены вопросы истории семьи, ее связей с окружающим миром природы и людей, с событиями нашего современного мира» (С. О. Шмидт) [25]. Какова же здесь роль библиотеки?

Она в том, чтобы оказать своевременную поддержку развитию школьного краеведения. В литературе высказывается мнение, что именно школьное краеведение в значительной мере способно заполнить образовавшийся в обществе идеологический и духовный вакуум [26]. Весьма перспективным, на наш взгляд, в плане распространения краеведческих знаний является взаимодействие библиотеки и школы. Этому помогает хорошо организованная, отлаженная система ежегодных школьных краеведческих конференций разного уровня, от районной, городской, областной, межрегиональной до всероссийской. За организацию этих конференций отвечают учреждения дополнительного образования. Каждая школа считает для себя престижным принять участие в таких конференциях, получить призовые места, подняться на уровень выше (район, область и т.д.). И здесь на помощь школе приходит библиотека как источник знаний и библиотекарь-краевед, или библиограф-краевед - первый помощник учителю и ученику. Потребность в такой поддержке очевидна.

Одним из ярких примеров тому стал всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — XX век» (1999 - 2004), в котором принимали участие 9000 школьников из самых отдаленных уголков России [27].

В своем познании родного края они все испытывали одни и те же трудности, так как «Библиографическая компонента исследований довольно небогата». По-мнению устроителей конкурса, это объясняется несколькими причинами. Во-первых, недоступностью для большинства участников нужной им современной исторической литературы, которую можно найти лишь в больших общенациональных библиотеках (иногда она попадает также и в областные или вузовские библиотеки, но ведь многим сельским школьникам или тем, кто живет в районных центрах, нелегко добраться до этих библиотек!). Во-вторых, юным возрастом авторам, которым часто трудно определить, с какими книгами им следует познакомиться прежде всего, чтобы осмыслить заинтересовавшую их проблему. И в третьих, острым дефицитом литературы, посвященной именно региональной истории и истории повседневности, то есть тому, что, как выясняется, интересует молодежь в первую очередь [28].

Реальное разрешение этих сомнений и трудностей - в участии библиотекарей как помощников учителей в осуществлении «идеи Ушинского о родиноведческом принципе», и в поисковой работе школьников в качестве научных руководителей отдельных тем. «Возрождение краеведения вообще и изменение качества школьного краеведения и уровня его преподавания — один из очень знаменательных показателей положительных перемен, происшедших в период после ХХ съезда и особенно в тот, который еще недавно называли периодом перестройки. Это и показатель изменений общественных представлений о роли провинции в истории нашей огромной многонациональной и многоконфессиональной страны» [29].

Это подтверждает и опыт российских библиотек, цели которых в развитии просветительской деятельности в области краеведения благородны, а именно:

- возрождение традиций края;

- постепенное восстановление утраченной в советский период исторической памяти поколений.

Перспективы развития просветительской деятельности библиотек в области краеведения видятся в создании в библиотеках комфортной среды, обеспечивающей возможность пользователям самостоятельно получать краеведческую информацию (краеведческий блок на сайте библиотек); в активной поддержке библиотеками поисковой краеведческой работы на всех ее уровнях.

«Любовь к родному краю, уважение к традициям и обычаям своего народа, бережное отношение к памятникам истории и природы являются составными частями общей культуры человека и приобретаются в процессе воспитания. Именно через знания можно обрести убежденность, что история малой родины неповторима и уникальна, неотделима от «большой» истории России. Только знания могут наполнить сердца чувством гордости и боли за землю, на которой живешь. Пробудить интерес к изучению местной истории и культуры у широких слоев населения, дать возможность углубить свои знания о крае — вот смысл нашей просветительской работы» [30].

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Цитата из Предисловия к сборнику докладов участников 4-го Всероссийского научно-практического семинара «Проблемы краеведческой деятельности библиотек» в Великом Новгороде. Сентябрь 2002 г. Готовится к печати в Российской национальной библиотеке.
  2. Захарова Г. Н. Историография населенных пунктов как вид библиотечного краеведения (Белгородская ГУНБ).
  3. Тропичева Е. И. Меморат как краеведческий источник (Архангельская ОНБ).
  4. Медведева Л. И. Библиотека малого города как центр краеведческой деятельности (Торопецкая ЦБС Тверской области); Петрова Л. А. Краеведческая работа библиотек Новгородской области: состояние и проблемы; Макарова Н. Н. Популяризация краеведческих знаний как одно из направлений деятельности отдела краеведения ЯОУНБ (Ярославская ОУНБ).
  5. Штавдакер Л. А. Библиотека в системе распространения краеведческих знаний (Донская ГПБ); Быстрых Т. И Распространение краеведческих знаний: современные направления и проблемы (Пермская ОУНБ).
  6. Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ (области, края): Проект /Рос. библиотечная ассоциация. — СПб, 2003. — С. 18-20. Документ был принят на VIII ежегодной сессии Конференции РБА 16 мая 2003 г.
  7. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. — М.; Эксмо-Пресс, 2000. — С. 541.
  8. Шмидт С. О. [академик РАО, проф., пред. Союза краеведов России] // Преподавание истории в школе. — 2003. — № 2.
  9. Донской временник. Год 1999-й. — С. 110-148; Год 2000-й. — С. 147-157; Год 2001-й. — С. 159-207; Год 2002-й. — С. 164-212; Год 2003-й. — С. — 156-204.
  10. Донской временник. Год 1995-й. — С. 110-144.
  11. Донской временник. Год 1998-й. — С. 97-102; Год 2003-й. — С. 39-42.
  12. Донской временник. Год 2002-й. — С. 115-132.
  13. Донской временник. Год 1997-й. — С. 192-228.
  14. Донской временник. Год 2003-й. — С. 6-8; 18-20; 132-134.
  15. Донской временник. Год 1996-й. — С. 133-136; Год 1997-й. — С. 153-183; Год 1998-й. — С. 75-78; Год 1999-й. — С. 84; Год 2000-й. — С. 24-27 [и др.]
  16. Донской временник. Год 1996-й. — С. 117-122; 137-153; Год 2000-й. — С. 104-109; 122-125.
  17. Захарова Г. Н. Историография населенных пунктов как вид краеведческой деятельности. (Белгородская ГУНБ); Беланова В. Ф. Возрождение традиций края — одно из направлений деятельности Грузинского филиала (Новгородская область).
  18. Перхальская Н. В. Использование элементов музейной деятельности для предоставления краеведческой информации в районной публичной библиотеке. (Библиотека № 6 ГУК «Невская ЦБС» г. Санкт-Петербурга).
  19. Емельянова Е. В. Не оборвется связь времен (Валдайская ЦБС Новгородской области); Петрова Л. А. Краеведческая работа библиотек Новгородской области: состояние и проблемы.
  20. Библиотечное краеведение: Терминологический словарь / М-во культуры РФ; Санкт-Петербург. гос. акад. культуры. — СПб, 1998, - С. 33.
  21. Илларионова Е. В. Из опыта работы Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького по распространению краеведческих знаний.
  22. Родионова И. П. «Старая Русса, Старая Русса, вечно хранить тебе верность клянусь я…» (Из опыта работы библиотек Старорусского района Новгородской области по литературному краеведению); Княжина А. Л. Перспективы развития краеведения в Курганской областной универсальной библиотеке им. А. К. Югова; Кокунько О. П. Краеведческие чтения на Брянщине: опыт и перспективы; Петрова Л. А. Краеведческая работа библиотек Новгородской области: состояние и проблемы и др.
  23. Киселева Е. Г.Современный опыт распространения краеведческих знаний (Клуб псковских краеведов (Псковская ОУНБ).
  24. Штавдакер Л. А. Донской край — твоя малая родина: Программа факультатив. занятий с учащимися в школе и библиотеке / М-во культуры Ростовской обл.; Донская гос. публ. б-ка. — Ростов н.Д, 1999. — 29 с.; Штавдакер Л. А. Библиотека в системе распространения краеведческих знаний (Донская ГПБ).
  25. Шмидт С. О. // Преподавание истории в школе. — 2003. — № 2
  26. Гладкий Ю. Н. Регионоведение / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. — М., 2000. — С. 48
  27. Губанова Е. Г. Человек в истории. Россия — XX век // Донской временник. Год 2004-й. — С. 205-206.
  28. Даниэль А. Историческая память и гражданская ответственность // Человек в истории. Россия ХХ век: Сб. работ победителей Всерос. конкурса ист. исслед. работ старшеклассников. 2000/2001. — М.,2002. — С. 11.
  29. Шмидт С. О. // Преподавание истории в школе. — 2003. — № 2.
  30. Макарова Н. Н. Популяризация краеведческих знаний как одно из направлений деятельности отдела краеведения областной библиотеки (Ярославская ОУНБ).

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"