Скрынникова Л. И. Новые формы межбиблиотечного взаимодействия как процесса неприрывного образования библиотекарей // Донской временник. Год 2003-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2002. Вып. 11. С. 218-220. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=298
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2003-й
Библиотеки Ростовской области
НОВЫЕ ФОРМЫ МЕЖБИБЛИОТЕЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ЧАСТЬ ПРОЦЕССА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
(на примере города Таганрога)
В современный период, когда пересматриваются и меняются традиционные основы библиотечной деятельности, осуществляется реструктуризация библиотек, меняются требования читателей к их возможностям и качеству обслуживания, неоспорим факт необходимости переподготовки персонала.
Библиотечная сеть г. Таганрога представлена 115 библиотеками (муниципальных — 16, профсоюзных — 14, технических — 9, ведомственных — 9 , учебных — 20, школьных — 47). Из них только школьные и муниципальные библиотекари постоянно повышают свою квалификацию, но работники 55 % городских библиотек различной ведомственной принадлежности, не имеют такой возможности.
Зачастую руководители предприятий, организаций не заинтересованы в том, чтобы тратить средства на обучение библиотечного персонала. Не радует и перспективы обучения даже казалось бы более удачной категории — муниципальных библиотекарей. Статистика объективна. Из 124 сотрудников ЦБС лишь 5 чел. (4 %) ежегодно повышают свою квалификацию (т.к. работают областные курсы повышения для директоров ЦБС, зав. структурными подразделениями Центральной библиотеки). Поэтому роль методических отделов на местах чрезвычайно важна.
Для объективной оценки ситуации, мы постоянно сотрудничаем с психологами, социологами, консультируемся, проводим совместные исследования.
В 2001 году отдел методики и практики библиотечной работы ЦГПБ имени А. П. Чехова совместно с Южно-российским психологическим институтом провели социологическое исследование «Актуальность проблематики переподготовки библиотечных работников города». Цель — создание на базе методического отдела «Центра профессионального консультирования» (ЦПК).
Исследование проводилось среди библиотекарей всех ведомств (кроме школьных). Анализ результатов проводился по схеме:
1. «что имеется в наличии на сегодня»
2. «перспективы развития».
2 % респондентов оценили на «отлично» результативность своего обучения, 28 % — «удовлетворительно», 28% — не смогли ответить на вопрос, 37 % — оценили на «хорошо» и 5 % — «плохо», т. е. персонал городских библиотек самостоятельно осознает недостаточность обучения и повышения квалификации.
Анализ пространства удовлетворяемых потребностей в сфере труда (уровень квалификации, организация труда, переподготовка на другую специальность, отношение читателей и т. д.) указывает на некомфортную ситуацию. Прослеживается крайняя неудовлетворенность технологией и техникой, с которой работают библиотекари, перспективами трудовой карьеры, нервными нагрузками на работе.
С другой стороны, люди удовлетворены отношениями в коллективе, содержанием и качеством своего труда, возможностью проявить инициативу. В данной ситуации, мы видим, что одна из задач «ЦПК» — научить библиотекаря, если он не в состоянии изменить ситуацию, измениться самому.
Структура профессиональных читательских интересов вызывает обеспокоенность: лишь 2/3 опрошенных регулярно читают журнал «Библиотека», остальные издания по разным причинам не отслеживаются, т.е. повышение квалификации за счет самообразования практически не происходит.
Если учесть, что чуть более половины персонала городских библиотек имеет специальное высшее и среднее специальное образование (33 % и 21 %), а стаж работы большинства (72 %) составляет от 10 до 30 лет, то вопросы повышения квалификации переходят из области умозрительного интереса в плоскость насущной необходимости, чтобы хоть как-то соответствовать новому уровню профессионализма.
Кроме того, крайне актуальна тема «старения» библиотечных кадров (до 24 лет — 1 %, 23-29 лет — 1 %,30-39 лет — 25 %, 40-49 лет — 49 %, старше 50 лет — 24 %,). Через 10 лет просто некем будет заменить кадры.
Идея создания Центра профессионального консультирования как формы межбиблиотечного взаимодействия на внутригородском уровне зиждется не на пустом месте, что подтверждается и материалами исследования: 75 % полностью приветствуют и поддерживают его создание, 24 % не знают и сомневаются в его необходимости, 1 % (1 чел.) относится к идее крайне отрицательно.
Значительный практический интерес представляет анализ пожеланий респондентов к работе «ЦПК». Наибольший интерес вызывают занятия по справочно-библиографическому аппарату библиотеки — 88,4 %, информационному обслуживанию — 85,87 %, (думаю, что трудности касаются библиотекарей, не имеющих специального образования), современному подходу к библиотечному обслуживанию — 86,96 %, психологические аспекты общения и речевая культура — 71,91 % и т. д. Т.е. все позиции, которые мы предложили, они интересны в той или иной степени. И то, что 33,7 % респондентов интересуются темой «Как писать проект и получить грант» говорит об изменении в сознании библиотекарей.
Приблизительно одинаковую ценность в глазах библиотечного персонала имеют такие традиционные формы занятий, как лекционно-практические, индивидуальные и групповые консультации. Более настороженно воспринимаются еще «неустоявшиеся» формы работы: разбор конфликтных ситуаций и интерактивное обучение (режим диалога человека и ЭВМ).
Среди предложенных в исследовании дополнительных программ обучения 81,5 % поддерживают программу «Мир художественной культуры», 70,63 % — «Юридический практикум», 65,2 % «Практические занятия с использованием сети Интернет», 56,5 % «Психологический тренинг», 40,2 % — «Основы актерского мастерства». Оптимальным режимом обучения большинство участников опроса назвали режим с занятиями не чаще 1 раза в месяц без отрыва от основной работы.
В нашей ЦБС четко налажена схема повышения квалификации ее сотрудников. Но мы идем дальше, ориентируясь на свои достижения, творческий потенциал, связи с учебными заведениями, библиотеками области.
Какие задачи сможет решить «ЦПК»:
1. осуществит повышение квалификации библиотечных специалистов разного уровня образования и опыта работы;
2. повысит качество работы библиотек города в соответствии с новыми достижениями науки и практики библиотечного дела;
3. сохранит кадровый потенциал, создаст условия для профессионального и личностного роста библиотекарей, повысит престиж библиотечной профессии;
4. укрепит библиотечное сообщество
В чем уникальность этой деятельности? Прежде всего в том, что в отличие от других систем повышения квалификации наряду с профессиональными дисциплинами используются развивающие программы, формирующие коммуникативно-речевую и личностную культуру библиотекарей, дающие практические знания в области организации библиотечного пространства, цветоведению, организации массовой работы и индивидуального общения с коллегами и читателями специалистами смежных областей культуры: режиссерами, актерами, художниками, стилистами, психологами.
Организация партнерских программ обучения («Библиотека + театр», «Формирование художественной культуры») — это новые творческие связи не только с учреждениями культуры города, но и региона (в перспективе мы надеемся на совместную деятельность с Ростовским художественным училищем им. Грекова, Городским Московским педагогическим университетом и т.д.).
Этими принципами мы руководствуемся в своей практической деятельности. Многие ли Центральные городские библиотеки проводят научно-практические конференции? Думаю, что нет. Это прерогатива крупных научных библиотечных центров. Однако особенность нашей библиотеки позволяет это делать.
6-7 сентября 2000 года благодаря гранту Президента Российской Федерации состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «А. П. Чехов в библиотечно-информационном пространстве России», проект которой был разработан и осуществлен отделом методики и практики библиотечной работы совместно с другими специалистами библиотеки. [2]
В 2001 г., в год 125-летия ЦГПБ имени А. П. Чехова, состоялась научно-практическая конференция (Публичные библиотеки: исторический опыт и перспективы развития» с участием Донской государственной публичной библиотеки (г. Ростов-на-Дону), библиотек и учебных заведений области. В конференции принимали участие члены РАЕН, Академии педагогических и социальных наук. Международной академии экологии и природопользования, преподаватели Таганрогского радиотехнического университета, специалисты ДГПБ, Ростовского училища культуры. Конференция обозначила основные проблемы, которые стоят перед библиотеками области и наметила стратегические планы публичных библиотек, которые связаны с развитием их структуры, обучением персонала, корпоративным сотрудничеством.
Если рассмотреть научно-практическую конференцию как форму повышения квалификации, то это — многовариантный пример обучения, включающий в себя умение организовать (т. е. необходимы знания менеджмента и маркетинга), подготовить научный доклад, выступить с ним, обменяться практическим опытом и реализовать совместные планы. Подготовка встреч такого уровня требует не только финансовых затрат. Раскрываются организаторские, коммуникативные, интеллектуальные и научные способности каждого, изучается и приобретается опыт партнерского сотрудничества.
АПРИКТ (Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма) использует принцип опережающего обучения, который предусматривает «получение новых знаний, навыков, позволяющих в течение ряда лет чувствовать себя комфортно в профессиональном информационном поле, а главное — надеяться на повышение своего служебного статуса в ближайшей перспективе».
За последние годы кадровая ситуация в ЦБС г. Таганрога осложняется. Нарушаются нормальные (30-35 %) пропорции возрастных границ. Анализ 2000 года показал, что сотрудников (до 30 лет — 12 %; от 31-45 — 50 %, с 46 лет — 38 %.) То есть, резерва для смены нашей возрастной категории нет. В то же время, не предвидится в ближайшее время и повышений по служебной лестнице. Поэтому реализация самых смелых творческих замыслов, планов, подготовка научных статей, докладов, выступлений на научно-практических конференциях — это возможность самореализации человека, усиление мотивации его к личностному и профессиональному росту.
1. Повышение квалификации — процесс трудный, интересный и открыт для творческих внедрений. Какие главные задачи этого процесса?
2. Вывести проблему переподготовки библиотечных кадров на городской уровень, привлечь внимание руководителей промышленных предприятий, организаций, ведомств к улучшению финансирования и содержания библиотек.
3. Способствовать привлечению научного, творческого потенциала города к решению проблем повышения квалификации, продвижение образовательных и просветительских программ, развивающих творческие, индивидуальные способности библиотекарей.
4. Сформировать единое библиотечно-информационное пространство города, создать условия для партнерских взаимоотношений между библиотеками разных систем и ведомств.
5. Скоординировать действия библиотек разных систем по профориентации молодежи, формированию положительного имиджа библиотечной профессии.
«Кто хочет достичь цели, должен ее знать» — это азбучное правило менеджмента, мы используем в своей работе.
Новые формы межбиблиотечного взаимодействия ЦГПБ имени А. П. Чехова г. Таганрога — это итог размышлений, исследований и многолетнего опыта.
Имя А. П. Чехова, город, с его уникальной историей, наша открытость новым идеям и замыслам, творческий поиск и желание интересно работать, создают неповторимость и своеобразие библиотеки.
Доверие, с которым к нам относятся библиотекари города, области, я, надеюсь, и России дорогого стоит. Не даром, перед входом в методический отдел, можно увидеть обращение: «Наша радость от вашего посещения не знает границ!».
А основную цель, на мой взгляд, которою должны преследовать все структуры, занимающиеся непрерывным образованием библиотекарей и информационных специалистов на федеральном, областном, городском уровнях я сформулирую, перефразируя слова американского рекламиста Д. Огилви о своем агентстве:
«Мне хочется, чтобы все наши сотрудники считали, что работают в лучшей библиотеке в мире. Чувство гордости творит чудеса».
ПРИМЕЧАНИЯ
- Сообщение на Второй международной конференции «Перспективы развития непрерывного образования для библиотекарей и информационных специалистов» (Москва, 3-6 декабря 2001 г.).
- А. П. Чехов в библиотечно-информационном пространстве России : материалы науч.-практ. конф. 6-7 сент. 2000 г. / Упр. культуры администрации г. Таганрога ; ЦГПБ им. А. П. Чехова. — Таганрог, 2000. — 96 с.; Донской временник. Год 2001-й. — С. 213-217.
|