Наумов М. Подвижная народная уличная библиотека в станице Романовской // Донской временник. Год 2007-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2006. Вып. 15. С. 177-179. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=292
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2007-й
Библиотеки Ростовской области
ПОДВИЖНАЯ НАРОДНАЯ УЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В СТАНИЦЕ РОМАНОВСКОЙ
Сообщение организатора библиотеки, свящ. М. Наумова
К 115-летию центральной библиотеки Волгодонского района публикуем материал из Донских епархиальных ведомостей (1892. № 11. С. 438-446).
Запоздалое разрешение, данное в минувшем году Донским епархиальным начальством на открытие в станице Романовской подвижной народной уличной библиотеки (указ от 1 ноября 1891 г., за № 10968, получен 10 ноября), не дало возможности тогда же воспользоваться таковым разрешением и открыть библиотеку в конце осени и в начале ожидавшейся зимы, так как уличные библиотеки-читальни с этого именно времени должны быть убираемы с улиц, рискуя в противном случае праздно занимать места на улицах и быть недоступными для публики или вследствие снежных заносов, порчи стекол и самих рам, или вследствие невылазной грязи, как это и было в прошедшую зиму. Но нет, как говорится, худа без добра: пользуясь разрешением на открытие библиотеки, я в течение зимы усовершенствовал и расширил её до возможных для меня размеров, снабдив её таким количеством духовно-нравственного, патриотического и общеполезного материала, переменять который придётся не скоро. Чтения достанет приблизительно месяца на два или на три. Управив таким образом библиотеку, я в неделю Ваий [Праздник Ваий, или торжественный последний вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Ваиа — у евреев называется распускающая (оживающая) ветвь - Ред.] сего 1892 г., после божественной литургии, надлежащим образом освятил её, выяснив предварительно в особой речи прихожанам, что это такое за библиотека и каково её назначение. После освящения в понедельник страстной седмицы, арки расставлены были по местам, назначенным с согласия станичного правления, и заняли самые видные места и самые людные площади, именно: три арки № 1, 2 и 3 расставлены по улице, идущей от церкви прямо к пароходной пристани: № 1 около церкви, № 2 посреди улицы, около памятника, поставленного в память посещения станицы покойным Наследником Цесаревичем и В[еликим] К[нязем] Николаем Александровичем в 1863 году, и № 3 около самой пароходной пристани; затем № 4 на хлебной торговой площади и № 5 около станичного правления. Самый материал для чтения, управленный в рамы и ящики, выставлен был в арки накануне самой Пасхи. Появление такой новинки вызвало очень много разнообразных толков и разговоров, но все эти толки и разговоры, как пришлось убедиться, сводятся к одной мысли, что это дело очень хорошее и крайне полезное. За праздники Пасхи целые толпы народа окружали все нумера библиотеки, читали, говорили, толковали прочитываемое. Неграмотные платили грамотным красными яйцами, прося читать и читать, не давали им отдыха, как выразился мне один из них. Особенное внимание народное привлекали листы и брошюры с иллюстрациею, а также о курении табаку, о пьянстве, сквернословии, преследовании сквернословия и пасхальные. В арке № 3 выставлено между прочим раскрашенное изображение желудков — пьяниц и здорового человека. Над этими рисунками с особенным интересом, как оказывается, останавливается простой народ и очень характерно обзывает эти рисунки. «Это нашу грешную утробу на публику выводят», — обыкновенно выражается простой человек, и затем идут своеобразные толки, воспоминания и проч. О курении табаку многие и из грамотных, как оказалось, никогда нигде не читали и о греховности этой привычки никогда ни от кого не слышали и тем с большею охотою читали и перечитывали листы и листки о табаке. Не желая затрагивать, ради дней св. Пасхи, неправые умствования раскольников и тем возбуждать в такие великие дни мира и радости и без того никогда не полагающие в сердцах их чувства вражды ко всему православному, я в этот раз не выставил в библиотеке своей ничего противураскольнического. Отсутствие такого чтения было замечено народом, и я должен был объяснить причины такой неполности чтений с обещанием сделать это непременно после Пасхи. Словом, насколько это нововведение пришлось по вкусу и по сердцу простого народа, видно из того, что во время моего посещения на днях св. Пасхи приходских хуторов одни из хуторян просили у меня дозволения устроить и у себя в хуторе хотя один № такой библиотеки, на что я и дал им своё согласие, обещаясь сам выдавать им весь материал для чтений и заведывать их библиотекою, указав ей и место около хуторской школы грамоты, открытой мною у них в прошлом 1891 г.
Упомянув о материале для народного чтения, не могу не высказать своего сожаления о том, что такого материала слишком мало в нашей литературе. И потому задавшись мыслию снабдить свою библиотеку полезным народным чтением, а перечитав для этого целую массу брошюр, претендующих на народность, и убедившись в полной их непригодности, пришёл к мысли прибегнуть к «Троицким листкам» и листкам «Воскресного дня», из которых сброшюрованы мною свои книжки и выставлены народу для чтения. О листках для вкладывания в рамы нечего уже и говорить: их совсем нет, исключая изданных в Одессе, очень немногих, и притом из этих немногих немало также не подходящих для улиц. И если бы не были заблаговременно напечатаны мною свои собственные листы, то и показываться на улице было бы не с чем.
Для полноты сведений о размещённом мною по Романовской уличной библиотеке материале для чтения представляю вниманию читателей самый список этого материала, материала по нумерам:
Арка № 1-й около церкви
Средняя рама: трёхместная. Тут вложены: Символ веры, лист синод. издания; Молитва Господня, изд. метахромотипии, с рисунком, описание наружного вида Спасителя, изд. Одесское; боковые рамы: О необходимости посещать храм Божий, Одесское изд.; О воскресных и праздничных днях, тоже изд. Одесское; О милостыни нищим, изд. Одесское; Листок законов о вере, церкви, её обрядах и таинствах, напечат. мною. Брошюры в арке № 1: составленная из «Троицких листков» и «Воскр. дня»: № 63, Церковная молитва выше домашней; № 253, Храм Божий — страж Божий; № 154, Храм Божий — отрада для души; к ним же присоединены листки и «Воскресного дня»: № 124, О благоукрашении храмов Божиих; О помощи нуждающимся в пропитании; Страждущие от неурожая. Это одна брошюра. Вразумление виновного в пренебрежении к храму Божию, 2 изд. отд. распр. дух.-нрав. книг. Это вторая брошюра. Третья брошюра. Пасхальная, составленная из «Троицких листков», именно: № 517, Как нам проводить Пасху; № 471, Красота Пасхального богослужения; № 216, Пасхальное слово Златоустого; № 215, Сошествие во ад; № 472, Чему учат нас мироносицы.
Арка № 2-й среди улицы около памятника
Средняя рама: Тяжкий грех сквернословия, Одесское изд.; О преследовании сквернословия, мною напечатан.; боковые: Против пьянства, Одесское изд.; Доброе слово земледельцу, тоже Одесское изд.; О богатстве и бедности, Одесское изд.; Жертвователям и благотворителям на святые обители Афонские — предостережение, мною напечат.; брошюры в арке № 2-й: 1) Брошюра Пасхальная (см. выше в № 1) и 2) «Перст Божий», изд. А. Кириллова.
Арка № 3-й у пароходной пристани
Средняя рама: из «Троицких листков»: До чего доводит пьянство, с рисунком желудков, взятых из брошюры о пьянстве, изд. Афонск. русск. Пантелеимон. монастыря; Доброе слово наёмному человеку; боковые: Жертвователям и благотворителям на святыни Иерусалимские — предостережение, мною напечатан.; Листок народного здравия — как спасать утопленников, мною напечатан.; О воскресных и праздничных днях, Одесское изд.; О курении табаку, Одесск. изд. Брошюры в арке № 3-й: 1) из «Троицких листков» и «Воскресного дня»: Не укради, Не божись, До чего ослепляет распутство, О кротком обращении с животными; 2) брошюра: О пьянстве — Слепяна.
Арка № 4-й на торговой хлебной площади
Средняя рама: из «Троицких листков»: Доброе слово торговым людям; Не божись понапрасну; боковые: Доброе слово земледельцу, Одесск. изд.; Жертвователям и благотворителям на святые обители Афонские — предостережение, мною напечат.; Листок «Воскресного дня» — О кротком обращении с животными; листок Троицкий: Не укради. Брошюры в арке № 4-й: 1) из «Троицких листков»: Дымная привычка; Горькая правда о невинной забаве; Непобеждённый враг земли русской; Кому можно и кому грешно жить подаянием; Бегайте блудодеяния; 2) Пасхальная с листком «Предостережение от новых вероучений» изд. Афонск. монаст.
Арка № 5-й около станичного правления
Средняя рама: Тяжкий грех сквернословия, Одесское изд.; О преследовании сквернословия, мною напечат.; боковые: Казак Землянухин в Лондоне в 1813 г., мною напечатанный; Преданность русского солдата своему Государю, мною напечат.; О воскресных и праздничных днях, Одесское изд.; Листок законов о вере, церкви, её обрядах и таинствах, мною напечатан. Брошюры в арке № 5-й: 1) Пасхальная (см. выше), из «Троицких листков» составленная, и 2) Какой вред приносит табак.
Для желающих воспользоваться моим примером и открыть у себя в приходе такую же библиотеку-читальню, объясняю некоторые подробности её устройства. Романовская народная уличная библиотека состоит из 5 арок: № № 1, 2, 3, 4 и 5. Каждый нумер разделяется на три отделения, из коих среднее выведено собственно аркою, а верх боковых спущен несколько наклонно вниз. Всё это выкрашено масляною краскою и врыто на 6 четвертей в землю. Сзади каждого из таковых нумеров прибито поперёк две доски и в верхней из этих поперечных досок сделаны железные петли, а в другой, нижней, посредине каждого отделения поперечные прорези. Внизу около самой земли прибита ещё одна поперечная доска частию для устойчивости всей арки, а частию для обозначения той части столбов, которая должна быть зарыта в землю с расчётом при этом удобства читающих. Отдельно от этих арок заготовлено 15 рам, разделённых на две половины в размере одного листа каждая половина. Все рамы вкладываются в особые подрамники, в которых с задней стороны привинчены сверху крючья, а внизу железные же петли. Этими крючками вешаются рамы с подрамниками на означенные выше, устроенные в каждом отделении арки, железные петли, а привинченные внизу подрамников петли вкладаются одновременно в означенные же выше и сделанные в другой поперечной доске прорези, так что самые эти петли выходят из доски наружу сзади арки. Таких рам (каждая в два листа) в каждой арке по три, исключая арки № 1-й, в которой одна средняя рама трёхместная, и, следовательно, во всей № 1-й арке помещается не 6, а 7 листов. Кроме того, при каждом среднем отделении арок, внизу средних рам, помещаются двухместные, в две брошюры, а в № 1 трёхместные, в три брошюры, ящики, приспособленные к свободному чтению и перелистыванию брошюр сквозь стеклянные подъёмные крышки. По бокам ящиков привинчены по одной железной пластинке с отверстием на конце. При вложении ящиков на место, пластинки проходят сквозь прорези, сделанные для них в поперечной доске арки, отверстиями своими выходят сзади арки наружу по одной линии с петлями рам, и затем всё это задвигается железным болтом по всей ширине арки и с боку замыкается замком. Сами брошюры прибиваются наглухо к особым для них приготовленным дощечкам и посредством сделанных сзади ящиков отверстий вкладаются наискось в свои места в ящиках, так что подъёмная стеклянная крышка ящика, поднимающаяся обыкновенно не выше двух вершков, не даёт возможности вынуть брошюры вперёд, а придвинутый тесно заднею стороною ящик к поперечной доске и прихваченный туго болтом не даёт возможности высунуть её назад. По арке каждого нумера сделана надпись печатными буквами: «Посвящается православному русскому простому народу», а в средней раме каждой арки на карнизе написано: «Народная уличная библиотека», с соответственным нумером, каковая надпись сделана также и на железных, возвышающихся с средины арок, небольших флагах. На крайних столбах каждой арки на одной высоте с рамами прибиты особенные дощечки с наклеенными на них такими обращениями:
1) Православному русскому простому народу Кто бы ты ни был, православный простой русский человек: земледелец или торговец, ремесленник или простой подёнщик, хозяин или работник, не проходи без внимания предлагаемого для пользы твоей чтения. Если ты грамотный, прочитай внимательно, что здесь предложено твоему вниманию. Если неграмотный, попроси грамотного прочитать и выслушай прочитанное на пользу тебе. Не думай, что ты потеряешь чрез эту остановку много дорогих минут. Эти минуты, которые ты проведёшь за чтением или слушанием читаемого, быть могут важнее и дороже для твоей души всех часов целого дня, проводимого тобою в суетах и хлопотах, иногда совершенно бесполезных для твоей души.
2) Гг. читающим журналы и газеты
Усерднейше прошу гг. читающих журналы и газеты доставлять мне подлинниками или только указывать те статьи, заметки и известия, которыми можно делиться с простым русским народом и которые в каком бы то ни было отношении могли быть ему полезны.
3) Ревнителям народного блага
Наконец, всех ревнителей народного блага и вообще людей зажиточных прошу усерднейше устраивать, по моему примеру, такие же уличные библиотеки и выставлять их на возможно людных местах, на площадях, базарах, около торговых лавок и проч.
Листки, статьи и прочие мелкие известия, заимствованные из газет и журналов, полезные для народа, будут отпускаться в приходской церкви для этой надобности бесплатно.
4) Обращение к полиции
Открыв, с разрешения Донского епархиального начальства, для всеобщего пользования народную уличную библиотеку, покорно прошу местную полицию наблюдать, между прочим, и за тем, чтобы к библиотеке лошадей и волов не привязывали, возами и повозками её не застанавливали, балаганами и палатками не застраивали и не заслоняли, объявлений торговых на неё не наклеивали, а также и за тем, чтобы бесчинств около ней никаких не производилось и чтобы лица, не интересующиеся чтением, не занимали скамей и не препятствовали желающим читать.
Учредитель библиотеки, приходский священник М. Наумов.
Примечание. При каждой таким образом управленной арке устроена наглухо врытая в землю скамья с расчётом удобного чтения в ней брошюр в ящиках. На Пасху и в высокоторжественные дни при арках ставятся особые праздничные флаги.
|