Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Копицына Е. И. Дважды рожденная // Донской временник. Год 2007-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2006. Вып. 15. С. 174-177. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=279

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2007-й

Библиотеки Ростовской области

ДВАЖДЫ РОЖДЁННАЯ

К 120-летию первой публичной библиотеки города Нахичевани-на-Дону (ныне библиотека-филиал № 16 имени А. С. Пушкина в Ростове). Историю библиотеки по архивным документам воссоздаёт краевед Е. И. Копицына. Её заметки, написанные в 1982 году к 100-летию библиотеки, ранее не публиковались.

Здание, в котором при советской власти разместилась библиотека имени Пушкина — это национализированный дом нахичеванского богача Марка Искандерова. Раньше фасад украшали портик и опирающийся на два столба балкон над входной дверью. В 1920-х годах здесь находилось художественное училище имени Врубеля, в котором преподавал Мартирос Сарьян.

В 1925 году библиотека занимала только нижний этаж. На верхнем, там, где теперь читальня [1], был пионерский клуб.

У библиотеки имени Пушкина Пролетарского района Ростова — две даты рождения. Дело в том, что её книжные фонды образовались путём слияния двух нахичеванских библиотек: Публичной платной (открыта 25 января 1887 года) и Народной бесплатной библиотеки-читальни (6 февраля 1905 года).

Возможно, слияние фондов произошло после Октября. Согласно справочнику 1914 года «Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону», обе числились как самостоятельные, хотя и находились в одном и том же доме при Городской Управе.

Подготовка к открытию Нахичеванской публичной платной библиотеки [2] началась в 1882 году, когда на это мероприятие городские власти выделили 400 рублей, а в последующие годы (в 1883, 1884 и 1885-м) выделялось по 600 рублей в год.

16 ноября 1885 года Нахичеванская Дума приняла решение ускорить срок открытия библиотеки. В специально созданную учредительную комиссию вошёл цвет нахичеванской интеллигенции: Р. Г. Патканян, Б. Г. Трапезунцев, Ф. С. Кечеков и другие. Комиссии предстояло составить списки книг, необходимых для первоочередного приобретения. За основу она положила правило: «Раз и навсегда не следует приобретать пустых, безнравственных книг. Неправильно, что бессодержательные книги развивают любовь к чтению». Был составлен хорошо продуманный список литературы. Предполагалось, что если какие-либо книги достать не смогут, то их надо будет заменить научной литературой (юридической, педагогической, медицинской).

Главное место в списке занимали книги русских и зарубежных классиков. Не забыли астрономию, «Жизнь животных» Брема, «Свод законов». Не забыли Белинского, Гегеля, Вольтера, Гарибальди.

На списке видны следы руки неизвестного нам цензора. Вычеркнут ряд книг, например, Золя — «Западня» и «Нана» (видимо, из «нравственных» соображений), «Социология» Спенсера (очевидно, это слово цензора напугало: «как бы чего не вышло»).

15 сентября 1886 года все русские книги были выписаны из Москвы у издателя Суворина, армянские затребовали из Тифлиса.

Под библиотеку приспособили помещение во флигеле Городской Управы на площади Толстого (ныне Гидрометуправление). Здание, которое занимала Управа с 1872 года [3], принадлежало ранее дворянину Лазареву, завещавшему сдавать его в наймы, а доходы перечислять на благотворительные цели. И городское управление, по 1920 год находясь в этом здании, ремонтировало его, перестраивало, достраивало и, как и ряд учреждений, находящихся при нём [4], в том числе библиотека, вносило квартирную плату.

Смета на 1887 год предусматривала:

Арендную плата за помещение....…120 р. в год

Жалование библиотекарю........….300 р. в год

Наём сторожа..................…130 р. в год

Отопление, освещение...........130 р. в год

Выписку периодических изданий .200 р. в год

Выписку новых книг и их переплет ..250 р. в год

Страховку имущества.............…70 р. в год

ВСЕГО………………1250 р. в год

Комиссия на 37 листах разработала положение и правила пользования библиотекой. Приведём выдержки:

«Городская библиотека находится в ведении Городской Управы, которая её поддерживает, устанавливает порядок и хранение залогов;

Книги должны быть исключительно разрешённые правительством;

Управе предоставляется право нанимать библиотекаря в залог или за поручительство благонадёжного лица. Она ведёт инвентарь имущества.

Библиотека должна иметь печатный каталог и книгу заявок».

А вот правила для подписчиков:

«Библиотека открыта с 9 до 19 часов ежедневно. В воскресенье и в праздники с 9 до 14 часов». Далее перечислены двунадесятые-церковные и праздники царской фамилии (22 дня в году) «для закрытия библиотеки» (надо учесть, что библиотекарь был один, это не сменная работа, а десятичасовой рабочий день, без выходных, с наполовину укороченными воскресеньями. Всего 22 выходных за год).

По плате за пользование читатели разделялись на три категории:

1) Желающие брать две книги (или одну книгу и один журнал) оплачивали по 40 копеек в месяц. Годовой абонемент стоил 4 рубля в год. Кроме того, каждый читатель должен был внести в библиотеку 5 рублей залога, из которого библиотека могла бы, в случае потери книги, восполнить утрату. При выписке читателя из библиотеки залог возвращали. «Подписная» же (абонентская) плата не возвращалась.

2) Желающие брать только одну книгу или один журнал соответственно оплачивали 30 копеек за месяц или 3 рубля за год. Залог составлял 3 рубля.

3) Книгу домой разрешалось брать на сутки (читатель оплачивал соответственно 5 копеек за книгу или 10 копеек за журнал).

Постоянным абонентам книгу разрешалось держать 15 дней, а журнал 7.

Если срок не соблюдался, взимался штраф: по 5 копеек за каждый просроченный день.

При утере книги с читателя взимались её стоимость и сумма, потраченная на её пересылку.

Справочной литературой и библиографическими редкостями разрешалось пользоваться только в читальне. То же касалось и новой литературы, поступившей в библиотеку в течение месяца. Абоненты пользовались читальней бесплатно, а прочим следовало уплатить за вход 5 копеек.

Под перечисленными правилами стояли подписи городского головы и членов Управы. 23 января 1887 года правила узаконили на заседании городской управы, и тогда же вынесли решение: «Открыть библиотеку 25 января сего года, ассигновать на расходы для торжеств 60 рублей».

18 марта 1899 года (через 12 лет после открытия библиотеки) в Думе утверждался пpoeкт торжественного празднования юбилея в честь столетия со дня рождения А. С. Пушкина [5]. В этот день Дума приняла решение: «Переименовать Публичную библиотеку в Пушкинскую. Отменить плату за чтение книг и журналов в библиотеке. Образовать путём ежегодного взноса по 500 рублей фонд для постройки нового здания библиотеки».

В досоветский период адрес библиотеки трижды менялся. С Полицейской площади она переселилась на Соборную (ныне 2-я Советская), потом вернулась на старое место, только теперь на первый этаж вновь отстроенного думского здания на площади, переименованной с Полицейской на «Графа Льва Николаевича Толстого»» (ныне площадь Толстого, 1/7).

Вопрос об учреждении Нахичеванской Народной бесплатной библиотеки-читальни [6] впервые обсуждался в Думе 28 октября 1903 года по докладу городского головы Балабанова. Балабанов сказал: «Приобрести потребное число книг несравненно легче, чем исходатайствовать разрешение на народные чтения и лекции и составить контингент соответствующих лекторов». Представленная им смета в сравнении со сметой Публичной библиотеки говорит об изменении курса рубля (стоимость помещения и зарплата) и о более бедном обзаведении самой библиотеки.

Он предложил следующие примерные годовые расходы:

Наём помещения с отоплением и освещением.....600 р.

Зарплата библиотекаря......................……420 р.

Зарплата сторожа...........................….180 р.

Первоначальное обзаведение.................….200 р.

Приобретение книг..........................…500 р.

Мелкие расходы..............................100 р.

ВСЕГО на год...............................2000 р.

В будущем расход должен был составить 1500 рублей (с исключением графы «первоначальное обзаведение» и сокращением до 200 рублей «приобретения книг»).

В этот день Дума постановила:

«Учредить бесплатную библиотеку, приняв расходы на средства города, и начиная с 1904 года «возбудить ходатайство о допущении в библиотеку читальню народных книг на армянском языке».

По уставу:

Сторож является истопником, уборщиком, гардеробщиком. Отмечено, что ему запрещено принимать вознаграждения за услуги.

В помещение не допускаются лица в нетрезвом виде, в непристойной одежде, дети моложе 10 лет.

На право пользования читальней посетителям выдаются годовые входные билеты.

Право на посещение читальни посетитель теряет за пользование книгами на дому.

Книги на дом выдаются только лицам от 15 лет.

Книги дают под залог, взамен читатель получает билет. Вместо залога можно представить поручительство от гласных, служащих, учителей, священнослужителей, домовладельцев. За прислугу поручаются её хозяева. Может поручиться и сам библиотекарь. Поручительство даётся на 6 месяцев, подпись удостоверяется надлежащим образом.

Книги на дом выдаются на 10 дней. За просрочку — штраф 1 копейка в день за каждую книгу.

Если читатель книгу испортил, он обязан её «купить» (оплатить библиотеке стоимость).

В дальнейшем отчёты показали, что штрафы явились доходной статьей библиотеки. Так, в январе 1907 года библиотеку посетило 3741 человек. За просрочку они были оштрафованы на 348 руб. 78 коп. ( в т. ч. 5 руб. 10 коп. — за утерю книг).

На библиотекаря, кроме выдачи книг, возлагались отчётность и бухгалтерия.

Время работы библиотеки — с 10 до 14 часов и с 16 до 21 часа.

Для библиотеки арендовали нижний этаж дома на углу 15-й линии и 1-й Соборной (современный адрес — 1-я Советская, 12) — помещение из шести комнат с выходом во двор. В этом помещении библиотека находилась до июня 1909 года.

Книги приобретали с 10%-й скидкой у ростовского букиниста Городецкого и в Бакинском армянском человеколюбивом обществе.

15 июля 1904 года была оформлена библиотекарем дочь коллежского асессора Татьяна Христофоровна (она же Искуги Хачатуровна) Гусикова с окладом 35 рублей в месяц.

И настал день, когда население оповестили: «6 февраля 1905 г. в 12 часов утра на углу Соборной и 15-й линии в доме Чорчоповой состоится молебен по случаю открытия Народной библиотеки».

В чём никак не везло устроителям библиотеки, так это с так называемыми «наблюдателями». Полагалось за библиотекой установить надзор. Эту работу всё время поручали учителям различных училищ, но через короткий срок те почему-то от неё отказывались. 19 сентября 1908 года в библиотеке появилась новая должность: помощница заведующей, на которую оформляли человека только на 6 зимних месяцев, когда бывал большой наплыв читателей (взяли Елизавету Тикиджиеву, на жалование 20 рублей в месяц).

Согласно справочной литературе, библиотека в 1909 году уже находилась в новой квартире в доме № 5 по 1-й Георгиевской (1-й Комсомольской) улице. Теперь на месте этого дома детсад.

С 1914 года библиотека занимала нижний этаж здания Городской Думы (пл. Толстого, 1/7).

Сохранились неполные статистические сведения о работе библиотеки за 1905-1906 и частично 1907 годы. Но и они дают нам возможность сделать кое—какие выводы о читательском составе библиотеки: Посещаемость библиотеки; Колебания по месяцам: 1905 за 11 месяцев 26309 от 1419 до 3975 1906 за 12 месяцев 31817 от 1878 до 3595 1907 за 5 месяцев 2426 до 4232

Возрастной состав

Когда библиотеку открыли, то в неё сразу поспешили малолетние (от 10 до 15 лет), составив 58 % от общего контингента (кстати, по уставу посещать они могли только читальню). Подростков тогда было 31 %, а взрослых — 11 %, Потребовалось время, чтобы для взрослых библиотека стала необходимостью, и читательский состав всё время постепенно «взрослел». В июне 1907 года число взрослых читателей возросло до 47 %. Подростки составляли 38 %, а малолетки 15 %. Число последних из месяца в месяц уменьшалась (в феврале 1905 года их было 1524 человека, а в июне 1907-го — всего 369). Почему так? Некоторые по причине нарушения «библиотечной» дисциплины могли лишиться поручителей. Могли и родители брать для детей книги домой. А могли и хозяева нянек и домашних учеников счесть неудобным для себя иметь в услужении читающих помощников (мальчишек и девчонок).

Национальный состав

В феврале 1905 года посетителей было: русских — 63 %, армян — 29 %, евреев — 8 %, проч. — 1 %.

Процент читающих женщин: русские — 32 %, армяне — 73 %, евреев — 79 %.

Социальный состав

В марте 1905 года было: мещан — 58 %, крестьян — 32 %, дворян — 5%, казаков — 1 %, почётных граждан — 3 %. духовенство и купцы — 1 %. Графы «военные» и «цеховые» вычеркнуты.

В деле имеется читательский билет «Нахичеванской Народной библиотеки имени поэта А. В. Кольцова» — последние три слова вычеркнуты. Вероятней всего, так как Ростовская читальня носила это же имя, его не утвердили. Было ли этой библиотеке присвоено имя какого-либо писателя, пока не установлено.

ИСТОЧНИКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

  1. В настоящее время здание находится на реставрации. Библиотека перемещена в полуподвальное помещение на Верхнее-Нольной, 15.
  2. ГАРО. Ф. 91 Оп. 1. Д. 373.
  3. Там же. Д. 39.
  4. Там же. Д. 330.
  5. Там же. Д. 940.
  6. Там же. Д. 117.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"