Мартиросова М. Б. Продвижение краеведческих ресурсов в интернет-среде: комплексный подход // Донской временник. Год 2017-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2016. URL: http://donvrem.dspl.ru//Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=1773
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2017-й
Библиотеки
ПРОДВИЖЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Сообщение на XVII Всероссийском научно-практическом семинаре «Проблемы краеведческой деятельности библиотек» (Рязань, 4–7 октября 2016 г.).
В начале 2000-х первые шаги в продвижении библиотечных ресурсов во всех региональных библиотеках были схожие: создание представительского сайта, переход на web-каталогизацию или, по крайней мере, организация доступа к электронному каталогу через сайт, создание первых цифровых коллекций и электронных продуктов. Суть продвижения была проста: обеспечить доступ через интернет. Тогда этого было достаточно. Сегодня мы точно знаем, что объемы выложенной информации ничего не решают, если нет продуманной стратегии их продвижения.
Что изменилось в интернет-пространстве за 10 лет? Прежде всего, количество сайтов. В мире сегодня свыше 326 млн доменных имен [1], а в России, в зонах RU, SU и РФ зарегистрировано свыше 6 млн доменных имен [2]. Цифры огромные, однако, отметим, что статистика не является точной. По некоторым данным порядка 80 % зарегистрированных в мире доменов заморожены и не развиваются своими владельцами.
Выросло и количество пользователей. По данным ВЦИОМ доля ежедневных интернет-пользователей в России за 10 лет выросла в 10 раз. Тех, кто обращается к интернет-ресурсам каждый день, в 2006 г. было 5 %, сегодня — 53 % [3]. Всего же в России уже 84 млн человек в возрасте от 16 лет и старше являются пользователями Интернета [4]. .
В этой связи нас интересует вопрос: среди десятков миллионов интернет-пользователей в России какова потенциальная аудитория краеведческих ресурсов на сайтах библиотек?
Приблизиться к ответу на этот вопрос можно с помощью исследования Яндекса «Развитие Интернета в регионах России» [5]. В топ-100 самых посещаемых доменов во всех городах России попали 28 доменов. Это те сервисы, которые востребованы пользователями рунета вне зависимости от географии. В среднем на эти сайты приходится треть просмотров страниц из каждого города: ВКонтакте, Одноклассники, Mail.Ru, Avito, Youtube, Aliexpress, Фобос и др.
Наряду с сайтами, которые одинаково популярны по всей России, в каждом городе есть сотни своих локальных ресурсов, которые посещают только там. Распространенные типы — это городские форумы, доски объявлений, местные магазины, городские СМИ, сайты местных организаций. В среднем на такие локальные сайты приходится около 2,5 % всех просмотров. Выше среднего интерес к местным сайтам в Хабаровске, Челябинске и Калининграде (там они получают по 3–4 % трафика), а в Красноярске, Казани и Севастополе — 7 %.
Выходит, что мы можем претендовать на 2,5 % трафика наших земляков, причем наряду с местными новостями, форумами и магазинами. Но стоит отметить, что эти выводы в большей степени относятся к представительским сайтам библиотек как местных учреждений, в отношении же краеведческих сайтов и порталов чуть больше оптимизма. Например, об этом говорит география посетителей ресурсов Донской государственной публичной библиотеки: если представительский сайт (dspl.ru) имеет 65 % местных посетителей и 35 % иногородних, то краеведческий сайт (donvrem.dspl.ru) показывает другую картину — 34 % местных и 66 % иногородних. Таким образом, то, что Яндекс называет «локальными сайтами, посещаемыми только местным населением», никак нельзя отнести к краеведческим сайтам в полной мере.
К тому же, когда мы говорим о долях процента аудитории, надо иметь в виду, от какой цифры. По данным глобальной статистики мейл.ру каждый день от 80 до 100 млн посетителей просматривают от 2 до 4 млрд страниц рунета. Глобальная статистика Liveinternet дает еще большие цифры: 170 млн посетителей и около 6 млрд просмотров.
Итак, с потенциальной аудиторией более-менее понятно; теперь о месте наших сайтов среди миллионов других. Как судить о популярности, если не по рейтингам? Некоторые системы сбора интернет-статистики предлагают свои рейтинги посещаемости сайтов. Например, Рейтинг Mail.Ru, Рамблер.Топ100, Top1000-RU от Хотлога (top1000-ru.hotlog.ru). Последний интересен тем, что является сводным рейтингом самых популярных сайтов Рунета и рассчитывается по данным нескольких крупнейших систем интернет-статистики. Чтобы попасть в Top1000, нужно иметь не менее 20 тыс. посетителей в день. Есть ли такие примеры среди сайтов наших коллег? Сложно сказать, так как не все пользуются публичными счетчиками. С уверенностью можно утверждать, например, что в рейтинге Top1000 за 29 августа 2016 г. нет ни одной государственной или муниципальной библиотеки.
Можно ли изменить положение дел? Главный вопрос: хотим ли мы изменений, считаем ли важным и приоритетным в своей работе достижение лидерства в интернет-среде. Мы привыкли к тому, что наша область ответственности распространяется только на содержание сайта. Но, как показывает опыт, полезный, интересный и уникальный контент — важное, но не единственное условие успеха. Успех — в совместной работе web-программиста, web-дизайнера и SEO-специалиста.
Коротко: SEO-специалист выполняет поисковую оптимизацию (внутреннюю и внешнюю), целью которой является повышение позиций сайта в поисковой выдаче Яндекса и Гугла. Такой специалист может быть в штате библиотеки; возможно, найдутся библиотеки, которые оплатят услуги коммерческой фирмы. Важно, чтобы продвижением занимался тот, кто больше всех заинтересован в успехе, тот, кто отвечает за результат. Конечно, я имею в виду библиотечного специалиста.
В двух словах о SEO-технологиях: существуют методы внутренней оптимизации и внешней. Внутренняя оптимизация сайта — комплекс мер, направленных на изменение содержимого сайта для лучшей индексации и ранжирования в результатах поиска по целевым поисковым запросам. К работам по внутренней оптимизации относятся:
• работа со структурой сайта;
• работа с контентом сайта.
Эффективность мероприятий по внутренней оптимизации легко проверить, используя такой целевой показатель, как доля переходов из поисковых систем.
Методы внешней поисковой оптимизации, наверняка, знакомы всем:
• регистрация в каталогах поисковых систем;
• обмен ссылками;
• социальные сети;
• создание и ведение блогов;
• др.
Многое из перечисленного более-менее успешно делается в библиотеках. Эффективность мероприятий можно проверить по таким целевым показателям, как тематический индекс цитирования и количество переходов со сторонних сайтов.
Любая система интернет-статистики дает возможность проанализировать источники трафика. Видно, откуда приходят пользователи на сайт: из поисковых систем, по ссылкам на сторонних сайтах, из социальных сетей и т. д.
Остановимся на таких краеведческих ресурсах нашей библиотеки, как «Донская электронная библиотека» [6] и сайт «Донской временник» [7]. Пользуясь библиотечной терминологией, можно условно «Донскую электронную библиотеку» назвать книгохранилищем, а «Донской временник» — читальным залом. В электронной библиотеке основной инструмент поиска — каталог, а посетителям сайта и поисковым роботам о каждой книге доступна самая краткая информация (библиографическое описание).
«Донской временник», напротив, состоит из текстов, открытых к индексированию поисковыми системами, а также из справочников и указателей, созданных на основе книг «Донской электронной библиотеки» и раскрывающих их содержание. Таким образом, книгу найдет не только тот, кто точно знает ее заглавие, но и тот, кто ищет в поисковой системе конкретные сведения.
Результат работы виден на первой диаграмме, первый столбец. Показаны переходы с сайта «Донской временник» на сайт «Донской электронной библиотеки»: темный цвет — 2015 г., светлый — 8 месяцев 2016 г.
Интересные данные получаем из сравнения одних и тех же показателей на разных сайтах: например, переходы из Живого Журнала, ВКонтакте, Фейсбука и Википедии. На первой диаграмме выделены направления, по которым продвижение не ведется (Живой Журнал и Википедия). И результаты имеем соответствующие. В остальных случаях динамика положительная.
Продвижение услуг не менее важное направление деятельности. Наша справочная служба на сайте библиотеки заработала весной 2010 года [8]. Вначале наблюдался рост числа обращений, последние четыре года идет падение. Тем не менее, общее количество справок увеличивается за счет расширения, так сказать, «зоны обслуживания»: в 2013 г. — появилась группа ВКонтакте [9].. А благодаря «сарафанному радио», стал популярен в народе наш адрес электронной почты, который активные пользователи опубликовали на популярных генеалогических форумах. Отсюда, собственно, и трафик.
Автоматизация библиотечных процессов лет 25 назад началась с каталогов. Новые технологии сулили фантастические возможности. Сегодня приходится признать: ожидания во многом не оправдались. Каталоги так и не стали ядром наших интернет-ресурсов. Интерфейс представляет собой одинаково унылое зрелище в исполнении четырех самых популярных автоматизированных информационно-библиотечных систем: OPAC-Global, Web Ирбис, АС Библиотека-3, MARC-SQL. Наши каталоги по-прежнему в большинстве своем (за исключением ИРБИС) вне поля зрения поисковых систем. А пустые окошки поисковых полей и логические операторы вводят в ступор не только бедных читателей, но и многих библиотекарей.
Мы вынуждены искать новые способы, как донести до пользователя содержание каталога. Казалось бы, простейшая вещь: иметь возможность скопировать результаты поиска в каталоге и поделиться ими. И тут все не просто: нужно использовать дополнительные программные приспособления для осуществления этой операции. Усложняется работа справочной службы, но, главное, эта функция недоступна пользователям. Поэтому приходится буквально брать читателя за руку и вести в каталог. Ставя ссылки на тематические выборки из электронного каталога на различных библиотечных ресурсах, мы надеемся, что пользователь оценит его возможности в полной мере и в следующий раз захочет использовать электронный каталог в своей работе.
Например, в «Донской электронной библиотеке» представлен алфавитный список газет, а ссылка на конкретный год ведет в электронный каталог периодики, где можно выбрать номер газеты и открыть ее текст. Или пример рубрики «Из зала новых поступлений» на представительском сайте нашей библиотеки: каждую книгу кроме аннотации сопровождает оглавление, фрагмент в PDF и ссылка на книги автора в электронном каталоге. Кроме того, кнопка «Заказать в читальный зал» ведет в электронный каталог, а кнопка «Заказать копии страниц» ведет на страницу службы ЭДД.
На слайде я попробовала представить все виды краеведческих ресурсов, которые есть в библиотеках. Они могут находиться на одном сайте — представительском или краеведческом, могут размещаться на разных сайтах библиотеки. По большому счету это не важно. Мероприятия по продвижению в первом и во втором случае будут мало чем отличаться.
1. Сайт (имеем в виду совокупность веб-страниц краеведческого содержания, открытых для индексирования). Главное его преимущество — возможность полноценно использовать внутреннюю поисковую оптимизацию. На сайт ведут ссылки из справочной службы и социальных медиа
2. Электронная библиотека (коллекции документов в PDF или другом формате в массе своей не распознанных). К документам электронной библиотеки ведут ссылки с сайта, из социальных медиа и справочной службы.
3. Электронный каталог (поисковый интерфейс АИБС). На него ведут ссылки с сайта, из электронной библиотеки и справочной службы.
4. Справочную службу продвигают социальные медиа и сайт.
Об исключительной важности продвижения в интернет-среде говорит американский публицист и популяризатор науки Джеймс Глик: «Непроиндексированный сайт в интернете так же забыт и заброшен, как и книга в библиотеке, поставленная не на ту полку» [10].
Примечания и библиография
[1] Domain Name Industry Brief. URL: http://www.verisign.com/en_US/domain-names/dnib/index.xhtml (дата обращения: 19.09.2016)
[2] Технический центр Интернет. URL: http://www.tcinet.ru/statistics/0000000 (дата обращения: 19.09.2016)
[3] Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети. URL: http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/leisure/article/novoe-o-cifrovoi-gramotnosti-ili-rossijane-osvaivajuts.html (дата обращения: 19.09.2016)
[4] Проникновение Интернета в России. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-za-2015-god-internet-auditorija-v-rossii-uvelichilas-eshche-na-4-mln-chelovek (дата обращения: 19.09.2016)
[5] Развитие Интернета в регионах России / Яндекс. URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016 (дата обращения: 19.09.2016)
[6] Донская электронная библиотека / Донская государственная публичная библиотека. URL: http://dspl.ru/eLib (дата обращения: 19.09.2016)
[7] Донской временник / Донская государственная публичная библиотека. URL: http://donvrem.dspl.ru (дата обращения: 19.09.2016)
[8] Спроси краеведа / Донская государственная публичная библиотека. URL: http://dspl.ru/online/askspecialist/kray.html (дата обращения: 19.09.2016)
[9] Донской край: история, природа, культура. URL: https://vk.com/don_kray (дата обращения: 19.09.2016)
[10] Глик Д. Информация = The information : История. Теория. Поток / Джеймс Глик ; пер. с англ. под ред. Д. Тимченко. Москва, 2013. С. 437.
|