Мартиросова М. Б. Донская государственная публичная библиотека в социальных сетях: первые итоги работы // Донской временник. Год 2014-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2013. URL: http://donvrem.dspl.ru//Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=1771
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2014-й
Библиотеки
ДОНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ
Сообщение на межрегиональном вебинаре "Проблемы библиотечного обслуживания удаленных пользователей и перспективы их учета" (Ростов-на-Дону, 22 мая 2013 г.).
Выход библиотек в Интернет-пространство относится примерно к началу 2000-х годов. Это были представительские сайты с небогатым наполнением: структура библиотеки, ее история, характеристика фонда, новости и контактная информация. Значительным шагом в развитии сайтов можно назвать появление на них он-лайн каталогов. Одновременно с этим стали развиваться форумы и виртуальные справочные службы – Спроси библиотекаря, Спроси библиографа и др. Так началось взаимодействие библиотекарей с удаленными пользователями.
К концу 2000-х появилось библиотечное блоггерство. По словам профессора Челябинской академии культуры Татьяны Рубановой, пять лет назад библиотечные блоги исчислялись единицами, три года назад – десятками. Сегодня счет идет на сотни. По подсчетам разных специалистов, на сегодняшний день в России от 500 до 700 библиотечных блогов. Их количество постоянно растет.
Мы пришли в блогосферу только в конце 2012 года (http://donvrem.livejournal.com). 1. Почему так поздно 2. Какие цели мы преследуем, взявшись за это непростое дело. 3. Какую блог-платформу выбрали и почему.
Не знаю как в других областных библиотеках, но к нам безлимитный Интернет пришел только в 2011 году. А это, как вы понимаете главное условие работы в сетях.
С 2010 года мы создаем сайт «Донской временник» - своего рода хранилище данных – статей по истории донского края, опубликованных в альманахе за 20 лет его существования. Посещаемость сайта – 400-600 человек в день. Думая о том, как нам дальше развивать сайт, мы почувствовали потребность в «обратной связи». Блог дает такую возможность – общение с читателями, анонсы и обсуждение новых статей, ответы на вопросы, пожелания.
Блог для нас также и реклама краеведческих ресурсов, создаваемых в нашей библиотеке. Это дополнительная площадка для ссылок на наши ресурсы, причем аудитория блога – целевая.
Немаловажная функция блога - распространение информации о краеведческой работе библиотеки. Простота технологии публикации текстов, фотографий, видеозаписей на готовой блог-платформе дает возможность делать это оперативно и не привлекая программистов библиотеки.
По форме блог – это дневник. Он состоит из коротких постов и комментариев к ним. Выбирая блог-платформу между гугловским blogspot и Живым Журналом мы выбрали Живой Журнал именно потому, что там есть система френдов и активное комментирование. За 5 месяцев работы в ЖЖ мы получили 440 комментариев к нашим постам. Blogspot же отличает низкая социальная связность пользователей. Однако, эта блог-платформа дает больше возможностей автору блога: внешний вид, вставка разнообразных гаджетов, отсутствие рекламы и др. положительные моменты. На мой взгляд, эта платформа подходит даже для создания полноценного сайта, а не просто дневника.
Какие виды информации можно встретить в нашем блоге:
- авторские краеведческие очерки, заметки по истории донского края,
- представление новых статей, опубликованных на сайте «Донской временник»,
- перепечатка интересных фрагментов из дореволюционных книг или воспоминаний о Ростове и области,
- рассказы и фотоотчеты о прошедших в библиотеке краеведческих мероприятиях,
- отзывы сотрудников отдела краеведения на события из жизни города и области,
- публикация интересных материалов, присланных нашими друзьями из разных городов и районов области.
Следующий шаг навстречу нашим читателям мы сделали уже в этом году – в конце января была открыта группа ВКонтакте «Донской край – история, природа, культура» (http://vk.com/don_kray).
Первое отличие социальных сетей от блогов – аудитория. Во-первых она значительно больше. Живой Журнал – несколько миллионов, ВКонтакте – несколько десятков миллионов. Во-вторых – моложе. В-третьих – в социальных сетях люди, как правило, зарегистрированы под собственными именами, а не под никами, как в ЖЖ.
Второе отличие – форма подачи материала. Основным инструментом общения между пользователями ВКонтакте является так называемая стена – по сути являющаяся микроблогом. Большое значение имеет сопровождение текстовой информации иллюстрациями - изображение, видео, аудио-фрагменты.
Третье отличие – кроме текущих записей в микроблоге в группе есть место для постоянного хранения данных – фотоальбомы, видеоальбомы, аудиозаписи, документы. В группе также есть возможность подключить блок «Обсуждения». Здесь мы отвечаем на вопросы посетителей группы. Приложив немного усилий можно освоить язык вики-разметки и создавать бесконечное количество веб-страниц.
Также как и блог, группа ВКонтакте – площадка для рекламы краеведческих ресурсов библиотеки. Не только в виде постоянных ссылок в отдельном блоке, но и, по-возможности, в ежедневных постах.
Какие виды информации можно встретить в нашей группе:
- ссылки на материалы нашего блога,
- новые поступления книг в отдел краеведения,
- новости Донской публичной библиотеки, новости Донской электронной библиотеки,
- фотографии с мероприятий библиотеки,
- материалы об истории зданий, улиц Ростова-на-Дону,
- памятные даты,
- интересные высказывания о Ростове известных людей,
- сводный указатель донских казачьих фамилий на основе серии «Генеалогия и история донского казачества»,
- казачьи пословицы и поговорки,
- словарь языка донского казачества,
- перепост интересных материалов из других краеведческих групп.
- культурные новости Ростова и области.
|