Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Мартиросова М. Б. Создание краеведческих баз данных и интернет-культура библиографа: (из опыта работы Донской государстенной публичной библиотеки) // Донской временник. Год 2005-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 13. С. 204-206. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=1769

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2005-й

Библиотеки

СОЗДАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ БАЗ ДАННЫХ И ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРА БИБЛИОГРАФА

(из опыта работы Донской государственной публичной библиотеки)

Сообщение на VI Всероссийском научно-практическом семинаре «Проблемы краеведческой деятельности библиотек» (Екатеринбург, 28-30 сентября 2004 г.).

В отделе краеведения пять из шести компьютеров имеют доступ к всемирной сети Интернет. Мы проанализировали свои обращения к Интернету и пришли к выводу, что чаще всего их цели таковы:

1. Разыскание или уточнение наименований организаций, учреждений, профиля их деятельности (официальные сайты предприятий и организаций Ростовской области, базы данных предприятий).

2. Разыскание имён, уточнение инициалов лиц; (базы данных персоналий «Кто есть кто в Южном федеральном округе», «Женщины Дона» и др.).

3. Комплектование краеведческими изданиями (сайты ростовских издательств, Интернет-магазины).

4. Определение предметной области документа, незнакомая терминология (например, энциклопедии и словари «Рубрикон»).

5. Методические материалы («Центр ЛИБНЕТ», РНБ, РГБ).

6. Вопросы правописания (например, справочно-информационный портал «Грамота.ру»).

Естественно, чем лучше библиограф знает Интернет, тем чаще к нему обращается.

Эффективному использованию ресурсов Интернета в библиографической работе необходимо учиться и желательно на систематической основе. Дальнейшее самообразование позволяет углубить знания.

Обучение пользованию Интернетом является частью системы повышения квалификации сотрудников ДГПБ.

В прошлом учебном году выпущена вторая группа библиографов и библиотекарей ДГПБ по курсу «Поиск в Интернет» (42 часа).

Для библиографов городских, районных и сельских библиотек проводятся недельные стажировки или однодневные практикумы и семинары.

Содержательное наполнение курсов обучения:

1. Профессиональный поиск в Интернете.

2. Использование сервисов Интернета.

3. Основы web-дизайна.

Главным итогом курса является то, что библиограф преодолевает психологический барьер и начинает активно использовать Интернет наравне с традиционной частью справочно-библиографического аппарата библиотеки.

Курс web-дизайна дает важные знания и навыки в области Интернет-технологий. Он позволяет глубже и осмысленнее вести поиск, а также разрабатывать простейшие web-сайты. Примером служит сайт отдела краеведения ДГПБ (http://alumni.iubip.ru/ Martirosova/index.htm), который был сделан мною по окончании курса web-дизайна в рамках программы «Обучение и доступ к Интернет» американской некоммерческой корпорации «Прожект Хармони».

Кроме того, полученные знания нашли применение в проекте «Виртуальное путешествие по Дону». Остановимся на нём более подробно.

В процессе создания краеведческих баз данных библиографы накопили на своих компьютерах в папке «Избранное» немало ссылок на ростовские сетевые ресурсы.

В прошлом году, благодаря проекту «Виртуальное путешествие по Дону», работа в этом направлении приобрела систематический характер. Проект был поддержан грантом «Прожект Хармони».

Состав рабочей группы: А. В. Желябовская (зав. отделом автоматизации, руководитель проекта), О. А. Вершинин (программист), М. Б. Мартиросова (библиограф-краевед), а также сотрудники отделов экономики, краеведения и электронного зала.

Целью проекта было создание, размещение и поддержка на web-сервере ДГПБ онлайнового каталога полнотекстовых и библиографических ресурсов Интернет о Ростове-на-Дону и Ростовской области в формате Dublin Core.

Стандарт метаданных Дублинского ядра (Dublin Core) — набор элементов для описания сетевых ресурсов. Стандарт Dublin Core включает в себя 15 элементов и является наиболее известным структурированным форматом метаданных.

Мы ставили перед собой задачи:

— определить критерии отбора сетевых ресурсов;

— разработать структуру и содержательное наполнение каталога;

— разработать методические рекомендации по заполнению полей для описания сетевых ресурсов [1];

— провести обучающий курс для специалистов ДГПБ и муниципальных библиотек по отработке методики выявления и каталогизации сетевых ресурсов («Поиск в Интернет», «Основы web-дизайна» и «Каталогизация в формате Dublin Core»);

— начать работу по выявлению региональных сетевых ресурсов;

— разместить и протестировать массив каталога на web-сайте библиотеки (http://www.publib.rsu.ru).

По содержанию сетевые ресурсы о Ростовской области можно разделить на универсальные, тематические и ростовские страницы или статьи на универсальных или тематических общероссийских сайтах.

Универсальные ростовские ресурсы:

— Сайты, посвященные различным сторонам жизни какого-либо города или района. Например, «Аксайский район» (http://aksay.donpac.ru/spr).

— Интенет-порталы. Например, «Ростов.ру» (http://www.rostov.ru) — новости, справочный материал, объявления, адресные базы данных предприятий, фирм и организаций, товары и услуги, телефонный справочник, расписания движения транспорта и др.

— Интернет-магазины или базы данных (универсальные). Например на сайте «Объявления Ростова-на-Дону» (http://www.ornd.ru/) — базы данных частных объявлений о покупке, продаже бытовой техники, стройматериалов, транспорта, недвижимости, мебели, компьютеров, о предоставлении услуг и др.

Тематические ростовские ресурсы (посвященные одной организации или одной «теме»):

— Сайт полностью посвящен какому-либо предприятию, спортивному клубу, театру, школе и т.д. (представительские сайты или «визитные карточки»). Например, сайт Волгодонской АЭС (http://rosnpp.org.ru/index.shtml), сайт Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова (http://www.sholokhov.by.ru/).

— Тематические сайты. Например, «Вольная станица» — сайт о казачестве (http://fstanitsa.ru/). Электронная версия популярного учебника «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времён до 1917 г.» (http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC/).

— Интернет-магазины или базы данных (отраслевые). Например, интернет-магазин ростовской компании «Информатика» (http:// www.informatika.ru) — продажа компьютерной техники, программного обеспечения и других; сайт «Квартирный рынок» (http://kvartiru.ru) — базы данных по недвижимости в Ростове-на-Дону.

Ростовские страницы или статьи на универсальных или тематических общероссийских сайтах:

— Крупные корпоративные сайты могут содержать материалы о ростовских предприятиях или учреждениях. Например, страница «Сулинского металлургического завода» на сайте московской финансово-промышленной группы «МАИР» (http:/ /www.mair.ru/staks.shtml).

— Базы данных, справочники, где отдельные страницы, посвящены нашему региону. Например, на национальном портале «Природа» есть подробная информация о водных, лесных, минеральных и других ресурсах Ростовской области — (http://www. priroda.ru).

— Интернет-порталы, периодические сетевые издания, публикующие достаточно крупные материалы, статьи о Ростовской области. Например, сайт Агентства культурной информации (новости культуры российских регионов), в разделе Юг, регулярно публикуются материалы о Ростовской области (http://www.aki-ros.ru/default.asp? Region=4).

При создании каталога сетевых ресурсов одной из основных задач является оценка качества ресурса, связанная с анализом двух главных составляющих этого понятия — качества содержательного наполнения и качества технической реализации проекта.

Необходимым навыком информационной культуры пользователя сетевого ресурса является его критическая оценка, ввиду увеличения потока циркулирующей в Интернет информации и отсутствия реализованных в информационно-поисковых системах (ИПС) Интернет надёжных интеллектуальных алгоритмов поиска качественной информации. Последнее обстоятельство связано с тем, что, невозможно сформулировать смысловые критерии, которыми пользуется человек при принятии решения о релевантности ресурса (соответствии решаемой задаче). Так, документ, признанный ИПС релевантным по формальным критериям, может не оказаться таковым с точки зрения потребителя.

К критериям качества информации или показателям функциональной эффективности Web-ресурса можно отнести репрезентативность (правильно отобранная информация), доступность, точность, достаточность (полнота), экономичность (соотношение затрат и прибыли), релевантность, достоверность, защищённость, своевременность, верифицируемость (подтверждаемая информация) и т. д.

При знакомстве с Web-страницей или сайтом необходимо в первую очередь обратить внимание на следующее:

— Кто автор сайта, статьи? Является ли он сотрудником компании или учебного заведения?

Имеются ли в статье указания на уровень его компетенции по данному вопросу? Неподписанная страница может служить сигналом непрофессионализма автора. Кроме информации об авторстве в HTML-документе, важно определять авторство в специальных мета-тегах, которые размещаются в заголовке документа.

— Указывает ли автор источники получения информации? Принадлежат ли они к изданиям, авторам, вызывающим доверие?

— Кто представляет сервер и кто осуществляет финансовую поддержку сайта?

— Является ли представленный материал объективным и четко сформулированным, или он субъективен и недоработан?

— Является ли язык текста выдержанным и понятным, или отличается резкими высказываниями, неаргументированностью, нелогичностью?

— Какова цель размещения информации на данной странице? Пытается ли автор продать что-нибудь или внедрить в сознание читателя какую-либо идею?

— Насколько логично изложена информация? Не слишком ли много обобщений или других признаков неточности изложения? Заметны ли неточности в написании или грамматические ошибки, указывающие на низкий уровень знаний автора?

— Насколько современна данная информация? Когда последний раз она обновлялась? Для подтверждения актуальности материала используют размещение даты последнего обновления материала — обычно внизу или наверху страницы.

Сегодня на сайте ДПГБ можно увидеть промежуточный результат нашей работы. Каталог сетевых ресурсов пополняется. Возможен поиск по ключевым словам. Однако ещё не работает поиск по тематическим рубрикам — через список гиперссылок, по принципу web-каталогов на сайтах поисковых систем.

Созданный онлайновый каталог будет развиваться силами специалистов ДГПБ. В дальнейшем возможно присоединение на корпоративных началах к «Регистру полнотекстовых и библиографических ресурсов Интернет для библиотек» в рамках программы ЛИБНЕТ. С этим проектом можно познакомиться на сайте РГБ (http://www.rsl.ru/dc).

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Каталогизация сетевых ресурсов / Дон. гос. публ. 6-кн; сост.: А. В. Желябовская, М. Б. Мартиросова. — Ростов н/Л, 2003. — 36 с.



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"