Мартиросова М. Б. Библиотеки и Википедия // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 204-209. URL: http://donvrem.dspl.ru//Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=1763
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2016-й
Библиотеки
БИБЛИОТЕКИ И ВИКИПЕДИЯ
Сообщение на вебинаре «Формирование краеведческих знаний и потребностей в новой коммуникационной среде» в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Современная краеведческая деятельность библиотеки в цифровом формате» (Челябинск, 25 сентября 2015 г.). Впервые прочитано на XV Всероссийском научно-практическом семинаре «Проблемы краеведческой деятельности библиотек» (Владимир, 6—9 октября 2014 г.).
Википедия мало кого оставляет равнодушным. Кто-то восхищается полнотой и оперативностью обновления информации, а кто-то настроен более критично, ведь любой желающий может не только улучшить, но и испортить энциклопедическую статью. Википедия — единственный небиблиотечный ресурс, где указание источника информации является обязательным; над Википедией онлайн работают тысячи людей, это самая большая корпоративная база данных в мире, при этом она не превратилась в «мусорную корзину»; Википедия постоянно развивается, усложняется её структура, появляются новые проекты, а популярность продолжает расти. Вывод для нас неутешительный: Википедия заняла в информационном мире место, которое библиотеки занять не сумели. Наши зарубежные коллеги, так же, как и мы, переживают стадию размышлений о судьбах библиотек в современном мире, но, надо сказать, значительно плодотворнее. Здесь я представлю их мысли, сомнения и надежды. А также проекты, проблемы и пути их решения: как сосуществовать с Википедией.
Наши коллеги не делают вид, что Википедии не существует. Они отдают ей должное, но, не помещая на страницах своих сайтов прямые ссылки на статьи Википедии, как это принято у нас, а разъясняя методику эффективного её использования. Например, сайт «Campus Grotto», американский новостной ресурс о колледжах для студентов и абитуриентов, поместил статью, посвящённую цитированию Википедии в студенческих работах. Она рекомендует: «При выполнении исследований с помощью Википедии лучше смотреть на сноски в статье и найти ссылки на прямой источник, который цитируется в Википедии. Именно ссылки на источники сделают вашу работу достоверной» [1]. Ещё пример. Библиотека городского университета Сиэтла на своем сайте даёт несколько советов «Как мне использовать Википедию?» и подводит итог в довольно категоричной форме: «Для работ университетского уровня не приемлемо приведение информации из энциклопедической статьи в качестве основного источника» [2].
Объявление на сайте библиотеки знаменитого Массачусетского технологического института приглашает студентов на летние семинары в библиотеку. Одна из тем звучит так: «Текущие и перспективные возможности использования Википедии в научных исследованиях»: «“Ну, на самом деле...” — с этих слов вы начинаете, когда тема точности информации в Википедии всплывает в разговоре. Если вам это знакомо, приходите поделиться способами эффективного использования Википедии в своих исследованиях или в консультациях со студентами и преподавателями. Узнайте об использовании дополнительных приложений, ведущих к ценным ресурсам библиотеки. Присоединяйтесь к обсуждению будущего Википедии и информационного пространства» [3]. Семинар состоялся 22 июля 2014 года.
Пользователи Википедии, их мотивы и запросы стали предметом изучения библиотечной науки. Например, социологическое исследование «Как сегодняшние студенты используют Википедию при изучении предметов, связанных с исследованиями», опубликованное в 2010 году. Опрос проходил в шести колледжах США. Авторы исследования — учёные в области информационно-библиотечных наук, сотрудники Информационной школы Вашингтонского университета. Один из выводов довольно оптимистический: «Научные исследования могут начинаться с Википедии, но редко этим заканчиваются. Студенты используют комплексную информационную стратегию в своих исследованиях, полагаются на сочетание информационных ресурсов из научных источников и общедоступных интернет-сайтов» [4].
Другая публикация, 2012 года, называется «Вы просто вводите то, что ищете: использование старшекурсниками библиотечных ресурсов по сравнению с Википедией». В основе социологического исследования — опрос «один на один» 21 старшекурсника университета на юго-востоке США. Авторы исследования — сотрудники библиотечно-информационных школ Симмонс колледжа (Бостон) и Университета Теннеси: «Так или иначе, библиотекари считают, что “Гугл — это враг”, факт остается фактом, что студенты полагаются на него и другие бесплатные онлайн-ресурсы для проведения своих научных исследований. Это во многих случаях связано (по крайней мере, частично) с восприятием учащимися научной библиотеки и её ресурсов как “грозных” и с “запутанной навигацией”. По словам одного из респондентов, “При поиске в библиотечной базе данных вы не можете просто ввести то, что вам нужно, в отличие от Википедии”. Библиотека ответственна за предоставление лучших источников информации для всех типов академических дисциплин. Как показывает это исследование, не для всех в учебном заведении это так. Хотя мы не считаем, что академические библиотеки должны перенять организационные и информационно-поисковые возможности Гугл и Википедии некритично, возможно, мы можем встретить их на полпути» [5].
Библиотекари — не только пользователи и пропагандисты Википедии, но и инсайдеры. Как члены вики-сообщества они помещают ссылки на свои краеведческие материалы и цифровые коллекции, становятся редакторами Википедии, принимают участие в проектах «Википедия любит библиотеки» и «Вики-резидент». Приведу несколько цитат из статей, в которых библиотекари описывают свой опыт взаимодействия с Википедией.
Библиотекарь Университета Северного Техаса пишет в блоге: «После добавления ссылок на наши коллекции в более чем 600 статьях в Википедии резко увеличилось использование наших интернет-сайтов. В прошлом году более 400 000 уникальных пользователей перешли по ссылкам из Википедии в наши цифровые коллекции: “Портал по истории Техаса” и “Цифровая коллекция библиотек Университета Северного Техаса”» [6].
С результатом работы по добавлению ссылок на цифровые коллекции Библиотеки Томаса Уотсона Нью-Йоркского музея Метрополитен знакомит Уильям Блюхер: «Примерно за 2 года было добавлено 1700 ссылок. Это помогло значительно увеличить трафик наших электронных коллекций. Почти 60 % трафика поступает через Википедию. Просмотры страниц с 10 000 увеличились до 100 000 в месяц с момента начала работы с Википедией» [7].
Библиотекари университета Уэйк Форест в Северной Каролине рассказывают о том, как начинали свой путь в качестве редакторов Википедии, с какими трудностями столкнулись; дают советы об особенностях культуры вики-сообщества: «Понятно, что немного планирования и подготовки — и библиотеки смогут начать влиять на записи и категории в Википедии. Через этот тип сотрудничества, возможно, мы придём к совершенно новой группе пользователей, которые не вошли бы в наши двери другим способом. Мы, возможно, не решили вопрос Википедии в библиотеках, но мы думаем, что нашли эффективный способ поместить библиотеки в Википедию» [8]. Эта статья была написана ещё в 2008 году.
А с 2011 года «Wikipedia loves Libraries» (Википедия любит библиотеки) — так называется проект фонда Викимедиа [9]. Смысл того, что предлагает этот проект библиотекарям:
1. Стать представителем Википедии в своей библиотеке: вести обучение и консультирование по использованию Википедии; работать с местным вики-сообществом: предоставлять места для встреч, для работы над статьями, обучать сложному поиску и использованию библиотечных ресурсов, помогать в создании и редактировании статей по местной истории). Иначе говоря, максимально приблизить википедистов к сокровищам библиотеки на правах волонтёров.
2. Стать редактором Википедии: добавить внешние ссылки на библиотечные ресурсы; добавить идентификаторы, например, авторитетных файлов (VIAF [a], LCCN [b] и др.); структурировать и редактировать библиографию в примечаниях и ссылках; найти цитаты для улучшения статей Википедии; писать статьи о библиотеках, библиотечно-информационной науке, о книгах, журналах и газетах и т. д.
А вот мнение библиотекаря, высказанное в личном блоге, в статье от 22 марта 2014 года под названием «7 причин, почему библиотекари должны редактировать Википедию». Натали Биндер — библиотекарь-каталогизатор и IT-специалист в одной из публичных библиотек в сельской местности Флориды. Приведу несколько цитат из её статьи: «Я активный википедист. За последние несколько месяцев я сделала около тысячи правок, больших и малых. Но мне иногда кажется, что я единственный живой библиотекарь в вики-мире. И это очень плохо, потому что редактирование Википедии удивительно. Это может быть очень весело, и это профессионально полезно.
Ссылка не мертва! Но большинство людей, и особенно студентов, начинают (и часто заканчивают) свои исследования на Википедии. Но это лишь интернет-справочник. Часто, если поисковики не могут найти там ответ, они не звонят в библиотеку — они просто отказывают. Вместо того чтобы испытывать отчаяние от популярности Википедии, подумайте: что, если вы могли бы построить более сильную связь между Википедией и библиотечными ресурсами? Это не только разрешено, но и рекомендовано. Как библиотекарь, занимающий нейтральную точку зрения, вы могли бы привнести в Википедию сильные, заслуживающие доверия ссылки. Люди обращаются к Википедии, потому что хотят что-то знать. У вас есть возможность в буквальном смысле положить в их руки справочник, в момент, когда они будут его искать.
Статьям о библиотеках и информационной науке в Википедии не уделяется должного внимания. Они используются в основном информационными школами и не очень полезны для обычных людей. Это огромная проблема. Из-за отсутствия качественных статей на эти темы наша профессия выглядит неорганизованной и непонятной. Многие люди в первый или единственный раз сталкиваются с темой, например, метаданных, именно в статье в Википедии. Так что в следующий раз, когда вы найдете статью в Википедии о библиотеках или информационной науке, не соответствующей вашим стандартам, не только закатывайте глаза. Засучите рукава. Покажите людям, как полезны могут быть библиотекари» [10].
С 2013 года Библиотека Калифорнийского университета в Дэвисе проводит мероприятия, призванные помочь улучшить Википедию с помощью ресурсов библиотеки: обучение персонала, студентов и преподавателей редактированию, способам использования и оценки Википедии; оказание помощи действующим редакторам Википедии. Мастер-классы в библиотеке открыты и для новичков и для опытных википедистов и позволяют научиться эффективно работать над статьями совместно с другими заинтересованными участниками [11]. В публикации «Википедия и Национальная библиотека» на сайте Национальной библиотеки Израиля говорится о важности партнёрских отношений между библиотеками и фондом Викимедиа. Библиотека приглашает на обучающие семинары всех желающих стать редакторами Википедии [12].
Одним из вариантов взаимодействия библиотек с Википедией является совместный проект фонда Викимедиа и заинтересованных организаций-партнеров «Вики-резидент». Изначально он был рассчитан на GLAM-сообщество (галереи, библиотеки, архивы, музеи), затем распространился и на другие типы учреждений: научные, образовательные, СМИ и т. п. Цель проекта — увеличение числа источников качественного контента в Википедии с помощью вики-резидентов, сотрудников организаций-партнеров [13]. Например, благодаря работе вики-резидентов, в Википедию попали ценнейшие оцифрованные материалы Британской библиотеки [14], Национальной библиотеки Израиля, Королевской библиотеки Дании, Государственной библиотеки Нового Южного Уэльса (Австралия), Национальной библиотеки Шотландии, Национальной библиотеки Нидерландов и др. С полным списком партнёров фонда Викимедиа можно познакомиться на странице проекта [15].
Очередной шаг на пути продвижения библиотечных ресурсов через Википедию — авторитетный контроль. Авторитетные данные впервые были включены в Википедию по просьбе немецкого библиотечного сообщества. Затем, уже с целью массового авторитетного контроля идентификаторов в статьях Википедии о персонах был запущен VIAFbot. Это бот (программа) в английской Википедии, связывающий биографические статьи с соответствующими записями в Виртуальном международном авторитетном файле (http://viaf.org). VIAFbot исследовал название каждой статьи, чтобы определить регистрационный номер записи VIAF. Бот также сравнил существующие записи «Normdaten», использующиеся в немецкой Википедии, и зафиксировал различия между немецкой и английской Википедиями. В 2012 году бот связал 250 тысяч биографических статей в Википедии с библиографическими записями библиотек.
В статье от 14 октября 2013 года сотрудник OCLC [c] и вики-резидент в OCLC рассказывают о своей совместной работе над проблемой интеграции библиотечных данных в Википедии [16]. А вот результат работы: пример шаблона «Нормативный контроль» в английской и русской Википедии.
Примечательный факт: на Викиконференции США 2014 года пять докладов было посвящено взаимодействию с библиотеками и ещё два — c GLAM-сообществом в целом.
Джон Марк Окерблум, исследователь в области библиотечного дела, создатель электронных библиотек из Библиотеки Университета Пенсильвании, рассказал на Викиконференции о своем проекте «Вперёд в библиотеки» [17]. Попробую в двух словах изложить его суть. Например, пользователю нужна краеведческая информация — о персоне, организации, событии и т. п. Пользователь идёт на сайт своей региональной библиотеки? Нет. Он начинает с поисковой системы, чаще Яндекс или Гугл. А поисковая система, как правило, выдаёт в числе первых пяти хитов ссылку на статью в Википедии. Так что пользователь, в конце концов, попадает в Википедию, независимо от того, намеревался ли они идти туда изначально или нет.
Эта ситуация характерна для всего мира. Поэтому Окерблум и разработал приложение (ссылочный сервис), которое приглашает пользователя прийти в библиотеку, чтобы найти больше информации, чем изложено в статье Википедии.
Вот что представляет собой этот блок в статье Википедии об американском государственном деятеле Сэме Хьюстоне:
Блок с надписью «Библиотечные ресурсы» — это ссылки на книги и другие документы о нём (о персоне) или его — в любой библиотеке, которую читатель выберет. Так, если сервис знает, что вы являетесь пользователем Техасской университетской библиотеки, то одним кликом из страницы в Википедии вы попадаете в библиотечный каталог, и он автоматически показывает, какие документы Сэма Хьюстона или о нём есть в библиотеке. Или, в два клика... Пользователь может обратиться в каталог любой из 770 библиотек (из 25 стран), участвующих на сегодняшний день в проекте, и увидеть, что в них есть о Сэме Хьюстоне. Чем больше редакторов добавляют эти блоки или похожие шаблоны в статьи, тем шире будут представлены библиотечные ресурсы в Википедии.
Создание такого сервиса стало возможным благодаря авторитетным файлам. Автор проекта перечислил использованные им открытые базы данных: VIAF от OCLC; авторитетные файлы имён и предметов Библиотеки Конгресса; полное содержимое дампа Википедии (обширная текстовая база Википедии периодически сохраняется в виде дампов, которые всегда доступны для свободного скачивания).
Вернёмся к теме авторитетного контроля в самой Википедии. 30 октября 2012 года фонд Викимедиа запустил проект «Викиданные». Разработка проекта ведётся под руководством немецкой Википедии. Викиданные — это свободная, совместно наполняемая, многоязычная, вторичная база данных, в которой собрана структурированная информация для обеспечения поддержки Википедии, других проектов Викимедиа и не только их. Сегодня Викиданные содержат более 14 млн элементов [18]. Проект был осуществлён на пожертвования Института искусственного интеллекта Аллена, Фонда Гордона и Бетти Мур и Гугла на общую сумму 1,3 млн евро. В 2013 году проект получил грант от Яндекса в размере 150 тыс. евро.
Пример элемента. Репозиторий состоит, в основном, из элементов, каждый из которых имеет метку, описание и, скорее всего, один или несколько синонимов. Связи с внешними сайтами устанавливают соответствие со статьями вики, а утверждения детально описывают элемент. Каждое утверждение состоит из свойства и значения, с их помощью людей можно связывать с местом их рождения, политикам можно указать их партию и тому подобное. Там же указывают высоту гор, координаты зданий, можно связать элемент о деревне с районным центром, указать первое лицо в государстве и гимн, и т. д. Эти данные будут отображаться на всех языках.
Картину будущего Викиданных, да и всего интернета обрисовал один из основателей проекта, Денни Врандечич: «Мы интегрируемся со всё большим количеством внешних баз, в основном через связи идентификаторов. Сотни тысяч единиц информации из Викиданных уже связаны с VIAF, с Немецким авторитетным файлом, с крупнейшими базами данных о музыке, кино и многими другими. Если говорить о долгосрочных планах развития Викиданных, ключевой вопрос для нас: сможем ли мы стать тем, на что надеемся, — основным для Веба хранилищем сущностей с ID [d].
Мы видим будущее, в котором все сущности идентифицируются с помощью Викиданных. Приложения могут использовать Викиданные или нет, но мы всерьез надеемся, что идентификаторы станут важной частью Веба в 2015 году. Если у Викиданных получится добиться этого, я буду считать, что мы заложили важный камень в основание более интеллектуального Веба, где связь данных между разнородными источниками будет осуществляться легче, и это будет полезно каждому пользователю больше, чем мы даже можем сейчас представить» [19].
В этом будущем есть место и для библиотек. Воспользуемся мы новыми возможностями и интегрируем библиотечные ресурсы в эту стройную систему или нет? Зависит только от нас...
ЛИТЕРАТУРА
1. Using Wikipedia in Research // CampusGrotto: the inside source at college. 2006–2015. URL: http://campusgrotto.com/using-wikipedia-in-research.html (дата обращения: 24.06.2015).
2. How Do I Use Wikipedia? // City University of Seattle. Library & LRC. URL: http://www.cityu.edu/library/howto/use-wikipedia.aspx (дата обращения: 24.06.2015).
3. Current and Emerging Uses for Wikipedia in Research // MIT Libraries. URL: http://libcal.mit.edu/event.php?id=707000 (дата обращения: 24.06.2015).
4. Head A. J., Eisenberg M. B. How today’s college students use Wikipedia for course–related research // First Monday. 2010. Vol. 15, № 3. URL: http://firstmonday.org/article/view/2830/2476 (дата обращения: 24.06.2015).
5. Colón-Aguirre M., Fleming-May R. A. “You Just Type in What You Are Looking For”: Undergraduates' Use of Library Resources vs. Wikipedia // The Journal of Academic Librarianship. 2012. Vol. 38, № 6. P. 391–399. URL: http://faculty.washington.edu/jwj/lis521/colon%20wikipedia.pdf (дата обращения: 24.06.2015).
6. Belden D. Are you using Wikipedia to draw users to your online materials? // Library 2.0: the future of libraries in the digital age. [2007]. URL: http://www.library20.com/group/governmentdocuments/forum/topic/show?id=515108%3ATopic%3A29392 (дата обращения: 24.06.2015).
7. Wikipedia for Special Collections: A Conversation with Watson Library's William Blueher // Metropolitan New York Library Council. [2013]. URL: http://metro.org/articles/wikipedia-for-special-collections-blueher (дата обращения: 24.06.2015).
8. Pressley L., McCallum C. J. Putting the Library in Wikipedia // Information Today. 2008. Vol. 32, № 5. URL: http://www.infotoday.com/online/sep08/Pressley_McCallum.shtml (дата обращения: 24.06.2015, ссылка не доступна).
9. Wikipedia Loves Libraries // Wikimedia outreach. [2014]. URL: http://outreach.wikimedia.org/wiki/Wikipedia_Loves_Libraries (дата обращения: 24.06.2015).
10. Binder N. V. 7 reasons librarians should edit Wikipedia // N.V. Binder : Information is hierarchy. 2014. URL: http://nvbinder.wordpress.com/2014/03/22/librarians-should-edit-wikipedia (дата обращения: 24.06.2015).
11. Wikipedia at the UC Davis Libraries // UC Davis University Library. URL: http://www.lib.ucdavis.edu/ul/about/wikipedia (дата обращения: 24.06.2015).
12. Wikipedia at the National Library // The National Library of Israel. URL: http://web.nli.org.il/sites/nli/english/library/services/wikipedia/Pages/Wikipedia_course.aspx (дата обращения: 24.06.2015).
13. Вики-резидент // Викимедиа РУ. URL: http://ru.wikimedia.org/wiki/Вики-резидент (дата обращения: 24.06.2015).
14. Gray A. Wikipedia and the British Library // Digital scholarship blog / The British Library. [2013]. URL: http://britishlibrary.typepad.co.uk/digital-scholarship/2013/02/wikipedia-and-the-british-library.html (дата обращения: 24.06.2015).
15. Wikipedian in Residence // Wikimedia Outreach. URL: https://outreach.wikimedia.org/wiki/Wikipedian_in_Residence (дата обращения: 24.07.2015)
16. Klein M., Kyrios A. VIAFbot and the Integration of Library Data on Wikipedia // Code4Lib Journal. 2013. Issue 22. URL: http://journal.code4lib.org/articles/8964 (дата обращения: 24.06.2015).
17. Ockerbloom J. M. Forward to Libraries: Experiences connecting digital libraries, local libraries, and Wikipedia // SelectedWorks of John Mark Ockerbloom / University of Pennsylvania. URL: http://works.bepress.com/john_mark_ockerbloom/16 (дата обращения: 24.06.2015).
18. Викиданные. URL: https://www.wikidata.org/wiki/Wikidata:Main_Page (дата обращения: 24.06.2015).
19. Яндекс поддержал Wikidata // Хабрахабр. Блог компании Яндекс. URL: http://habrahabr.ru/company/yandex/blog/182360 (дата обращения: 24.06.2015).
СОКРАЩЕНИЯ
[a] VIAF (англ. Virtual International Authority File) — Виртуальный международный авторитетный файл.
[b] LCCN (англ. Library of Congress Control Number) — контрольный номер Библиотеки Конгресса США, серийная система числовой (для изданий) или буквенно-цифровой (для персон и тем) каталогизации записей, идентификатор базы данных и индикатор записи в американской национальной библиографии.
[c] OCLC (англ. Online Computer Library Center, Inc.) — некоммерческий членский компьютерный библиотечный сервис и научно-исследовательская организация, общественной целью которой является расширение доступа к мировой информации и сокращение расходов на информацию. Была основана в 1967 году как некоммерческий Библиотечный центр колледжа Огайо. Более 72 тысяч библиотек в 170 странах и территориях используют услуги OCLC для поиска, приобретения, каталогизации, заимствования и сохранение библиотечных материалов. Организация была основана Фредом Килгуром, головной офис находится в Дублине, штат Огайо, США.
[d] ID (от англ. identifier) — идентификатор, уникальный признак объекта, позволяющий отличать его от других объектов.
|