Малюкова Л. Н. Разумное, доброе, вечное: IX Чеховский книжный фестиваль. Таганрог, 15–16 мая 2015 г. // Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 226-227. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=1474
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2016-й
Библиотеки Ростовской области
Л. Н. МАЛЮКОВА
РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ
IX Чеховский книжный фестиваль. Таганрог, 15–16 мая 2015 г.
Ежегодно в мае при поддержке Федерального агентства по печати и коммуникациям, некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» и администрации города фестиваль собирает тысячи гостей. Кто только не побывал на его торжествах в Таганроге! А в Год литературы, 70‑летия Победы и 155-летия великого писателя фестиваль был поистине грандиозен. Выставки новинок «Лучшие книги – Таганрогу», экспозиция, посвящённая героям Великой Отечественной войны, ярмарка книг и сувениров, Всероссийская научно-просветительская конференция библиотек «Продолжение Чехова. Чехов, Чайковский, Левитан», встречи, лекции, дискуссии, семинары, мастер-классы, спектакли, конкурсы, презентации, флэшмобы с целью «продвижения» чтения – всё это, как и многое другое, в течение четырёх дней будоражило город.
На сей раз прибыли и те, кто постоянно заявляет о себе (среди них – писатели Ксения и Денис Драгунские, Борис Евсеев, Михаил Яснов, Михаил Мокиенко, Сергей Махотин), и те, кто участвует впервые (Павел Басинский, Мариэтта Чудакова, Евгений Антоненков), гости из Беларуси (Евгения Пастернак, Андрей Жвалевский), Израиля (артисты театра из Хайфы «Мифрас» привезли оригинальный спектакль «Каштанка и Той»), учёные, поэты, художники, композиторы, работники культуры. А в Драматическом театре имени А. П. Чехова фестиваль открылся творческим вечером народного артиста России Евгения Князева «Дом из стихов». На экране высветились строки Бальмонта «Жизнь коротка и быстротечна, И лишь литература вечна», зазвучали со сцены забытые стихи Ярослава Смелякова, Николая Асеева, Михаила Светлова, Давида Самойлова. По-особенному задушевно были восприняты стихи Маяковского, обращённые к Пушкину, и заключительный фрагмент из «Пиковой Дамы». Рискну заметить: столь эмоциональное вступление задало тон дальнейшему ходу событий, настроило всех на эстетическую волну. А как отозвались участники пресс-конференции о Таганроге и о Чехове! Борис Евсеев уверен, что только здесь мог родиться гениальный мастер, а для Ксении Драгунской наш город – мистический, полный неожиданностей и загадок, особенно после таинственной смерти Александра I.
Более чем на сорока площадках проходили торжества, и на каждой незримо присутствовал Чехов: в библиотеке, драматическом театре, в гимназии, в Доме Чайковского, во Дворце Алфераки, на Пушкинской набережной…
Немало и других исторических мест, связанных с известными именами: Пушкина, Гарибальди, лейтенанта Шмидта... Собираться на таком культурном пространстве интересно и полезно. Как говорил Блок, «прошлое страстно глядится в грядущее».
И невольно задаёшься вопросом: чем является фестиваль такого грандиозного масштаба для Таганрога, да и всей России? Что даёт он, в итоге, культурно-образовательному пространству?
Но – всё по порядку. Начну с того, как на многолюдной площадке, между театром и библиотекой, силами студентов ЮФУ, по изготовленным ими эскизам, открылся костюмированный флэшмоб. Под звуки муниципального камерного джаз-оркестра торжественно шли герои литературных произведений: печальная Дама с собачкой и с огромным «Ч» на груди, в чёрной маске, с крыльями мистический Демон, имитация образа Пушкина «Солнце русской поэзии», сияющая Царевна-Лебедь, с примусом юркий кот Бегемот, с картонным стулом и неизменным шарфом непобедимый Остап Бендер, весёлый барон Мюнхгаузен… Более тридцати персонажей! Аплодисменты, крики «браво!», восторги узнавания…
Переходим в аудитории, где нас ожидают лекции, диспуты, семинары. Такого рода встречи редки, и их результат зависит от уровня подготовленности аудитории, умения вести диалог, формулировать вопросы, развивать мысли, делать обобщения. Идёт дискуссия «Литература. Общество. Время» с участием Павла Басинского и Дениса Драгунского. Казалось, вот сейчас начнётся живой разговор о сложностях и противоречиях литературного процесса, о гражданственности и патриотизме, о последних произведениях Сергея Шаргунова, Захара Прилепина, Евгения Гришковца, Александра Кабакова, книги которых стоят на стеллажах, – есть о чем говорить, спорить. Но, увы, присутствующие – люди «не читаемые». Между тем среди них есть и студенты-филологи. Бесспорно, диалог ведущих между собой интересен. Но вопросы двух присутствующих «о языке» и «об Интернете» оказались весьма далеки от темы... Я задаю один из тревожных: «Может случиться так, что число читающих ещё более упадёт, и тиражи книг сведутся к одному экземпляру. Что будет с нами?» Мне отвечает со всей уверенностью Денис Драгунский: «А вы посмотрите на стеллажи. Сколько издаётся книг. Не читали бы – не покупали. А не покупали бы – не издавали: невыгодно». Его уверенность заразительна, и мне кажется – так есть и будет. Но… невольно возникает парадоксальный вопрос: отчего после всех бурных прений о необходимости для общества литературы как предмета изучения наши образовательные структуры вдруг сделали «послабление»: ввели в ЕГЭ по литературе сочинение, но – лишь по выбору. Как тут не вспомнить время, когда сочинение было обязательным и в школах, и на вступительных экзаменах в вузы; к тому же в школах литературу сдавали и устно. К книге – приобщали, читала вся страна. Нынче – иначе.
К счастью, открылось и другое. Неутомимая член-корреспондент Академии наук М. О. Чудакова, которая в семидесяти семи российских школах провела литературные викторины и мастер-классы, предложила учащимся таганрогских гимназий вопросы на тему «Знаете ли вы язык Пушкина и русскую историю ХIХ и ХХ веков?» И желающие отвечать нашлись. В итоге таганрожцы вышли в лидеры наряду со школами Гатчины и одной из Дагестана. Если учесть, что в Таганроге немало пишущих, то неудивительна и высокая активность, с которой проходили поэтические семинары с участием поэтов Ирины Ермаковой, Дмитрия Веденяпина и Глеба Шульпякова. Вопросы задавались самые насущные: можно ли научиться писать стихи? на каких поэтов можно ориентироваться? как оценивают в столичных журналах материалы авторов из провинции?.. На подъёме прошли и творческие занятия со школьной аудиторией у Жвалевского и Пастернак под названием «Как правильно придумать сюжет для рассказа и не только?» и художника-иллюстратора Антоненкова «Рисуем любимых героев» к 200-летию П. П. Ершова.
Хочу остановиться на лекционных программах фестиваля, которые собирали аншлаг. Ведь послушать живых авторов весьма занимательно: у каждого своя манера изложения, своя вдохновенная аура.
Независимость суждений и высокая эрудиция Чудаковой заражала с первых фраз. «Я пишу о минувшем веке и узнаю, что в нём столько неоткрытого», – начинала она своё выступление. Её раскрытие темы «Чехов и Булгаков» необычно. Она говорит о том, что Булгаков чувствовал себя продолжателем чеховских традиций и без «Каштанки» невозможно было бы «Собачье сердце», о движении от «бессюжетности» к чеховскому сюжету с «маленьким человеком», завершённому в «Дьяволиаде», о связи писателей на уровне «абстрактной философии и психиатрии», о том, что Булгаков не мог показать того, кого уничтожает советская власть, и потому придумал профессора Преображенского и Персикова. А литературные сближения «Сон Татьяны Лариной и Воланд, Маргарита», «Квакин и Тимур как параллели Пугачёва и Гринёва» особенно заинтриговывают.
Лекция Павла Басинского, автора трилогии о Толстом, интересна едва уловимым «стиранием» временных границ: перед нами возникает живая гениальная личность великого писателя с его мечтой о человеческом счастье, с болью от неустроенности мира и порой труднообъяснимых жизненных противоречий. Оригинальны комментарии Дениса Драгунского при обсуждении темы «Литература, политика, любовь: рассказ Чехова ”Соседи”» (Чехов для Драгунского любимый писатель, он его постоянно перечитывает). А на выступлении Бориса Евсеева «Сказки про Петра Ильича» (по книге «Чайковский и Волшебное перо») в Доме Чайковского зал не мог вместить всех желающих.
«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, что он есть», утверждал Чехов. Но чтобы увидеть «показанное», нужно читать, осваивать новые книжные богатства (кстати, за девять лет Таганрогу разные издательства подарили более двадцати тысяч книг). Станет ли фестиваль стимулом? Вопрос времени, наших творческих усилий и возможностей.
Но как велика наша благодарность участникам и организаторам таких грандиозных фестивалей, сеятелям разумного, доброго, вечного!
См. также: Овчинникова А. А. О сравнительной патологии воспаленного сознания: (книжные фестивали в Таганроге: два взгляда)
|