Исачкин В.В. Капканов жизни размыкая круг // Донской временник. Год 2014-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2013. Вып. 22. С. 229-234. URL: http://donvrem.dspl.ru//Files/article/m16/1/art.aspx?art_id=1336
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2014-й
Библиотеки Дона
В. В. ИСАЧКИН
«КАПКАНОВ ЖИЗНИ РАЗМЫКАЯ КРУГ»
Памяти С. М. Новиковой (1.12.1951 – 30.11.2012)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Театральную студию Донской публичной библиотеки Светлана Михайловна назвала «Все свои». Участники этих спонтанных спектаклей чувствовали себя приобщёнными к некоему священнодействию, которым ритуально руководила Новикова. Как в пословице «свой свояка видит издалека», самодеятельные актёры встречали единомышленников в огромных открытых залах библиотеки и в многочисленных закоулках.
«Чужой» не мог прибиться к студии, как в одноимённом фильме.
Кстати, о фильмах.
Как бы параллельно мыслям о театре возник киноклуб «АРС» — давняя мечта Светланы Михайловны. В кинозале библиотеки по пятницам стали показывать эксклюзивные фильмы, которые она отбирала сама. С 1998 года уже пятнадцать лет читатели ДГПБ имеют возможность смотреть классику мирового кино, отечественные шедевры, артхаузные фильмы, тематические, посвящённые мастерам кинематографа всех времён и народов. Откуда она доставала видеокассеты и диски с фильмами, одному Богу известно.
Перед каждым просмотром киновед Новикова подробно в течение получаса рассказывала об истории создания фильма, о деятельности режиссёра, об актёрах, о случаях, связанных со съёмками, о наградах, присуждённых фильму.
После просмотра следовала особенно интересная часть — обсуждение. Зрителям не терпелось поделиться впечатлениями, иногда спорили до хрипоты. Особенно если обсуждался проблемный фильм, затрагивающий сегодняшний день.
Помню, как возмущались зрители отдельными эпизодами кинокартины Балабанова «Брат», затрагивающими национальный вопрос, острейший в многонациональной России. Тогда встал пожилой кавказец, присутствовавший на просмотре, и успокоил зал, сказав, что понял стремление режиссёра показать правду жизненных ситуаций, и что на правду не обижаются, а делают правильные выводы.
Забегая вперёд, расскажу, как в ноябре 2012 года на традиционной пятничной встрече со зрителями, после просмотра фильма Андрея Прошкина «Орда» группа женщин в один голос благодарила киноклуб «АРС» за доставленное удовольствие и потом они добавили, что все из одного дома ходят специально в библиотеку, чтобы участвовать в обсуждении последних новинок кино. Светлана Михайловна, несмотря на ухудшение здоровья, пришла представить фильм зрителям и ответила на благодарность так: «Эти слова ваши, как бальзам на моё сердце, и если киноклуб помогает вам жить, то мы всегда рады видеть вас здесь». Такое завещание оставила, ведь это было последнее её выступление в киноклубе.
Теперь вернёмся к театральной студии. Ещё в 1997 году на встрече с ведущим актёром театра драмы имени Максима Горького Владиславом Ветровым, зная его тягу к режиссуре, Светлана Михайловна предложила ему присмотреться к сотрудникам библиотеки на предмет выявления «спящего» таланта.
Было бы желание и слово, которое сказано. Одним из первых откликнулся видеоинженер Пётр Михайлович Терлецкий [1]. Человек незаурядный: прекрасный фотограф, страстный любитель джаза и радиоаппаратуры (у него дома коллекция радиол от старых ламповых до современных магнитол с выносными колонками). Он согласился играть возрастные роли.
Сотрудница отдела гуманитарных наук Галина Омельченко была выбрана Ветровым из целого букета девушек, желающих блистать на сцене, может быть потому, что была чертовски мила.
Заведующий отделом автоматизации Дмитрий Безбородов [2], несмотря на занятость, согласился участвовать. Надо сказать, что с молодыми мужчинами даже в такой большой библиотеке туговато. Дима подошёл на все сто процентов: красив, обаятелен и талантлив. Он, конечно, играл героев-любовников.
Светлана Михайловна добилась одобрения и содействия администрации. После двух месяцев репетиций, без отрыва от основной работы, разумеется, на суд зрителей ко Дню библиотек представили первую премьеру — пьесу А. П. Чехова «Предложение». В спектакле звучала мелодия написанного Владом Ветровым [3] «Таганрогского вальса». Спектакль имел ошеломительный успех. Петру Михайловичу зрители присвоили звание «Народный артист». За один только выход с мухобойкой без всяких слов Михалыч навсегда получил бесконечную зрительскую любовь. Когда же он заговорил, то шквал аплодисментов не затихал.
Декорации к спектаклю были небогаты. Часть его игралась при закрытом занавесе. Тогда ещё висел в кинозале ДГПБ шикарный золотистый бархат огромного занавеса. Светлый костюм жениха Дима взял из своего гардероба. Мухобойка отца тоже своя. Зато старинное платье с оборками для невесты режиссёр занял в родном драмтеатре. Икону для сцены отцовского благословения соорудил художник библиотеки. Вот, пожалуй, и весь реквизит. Но игра потрясла. Таланты проснулись у многих. В этом, безусловно, заслуга Светланы Михайловны.
У неё было чутьё на талантливых людей, в какой бы сфере этот талант ни проявлялся: актёрской, музыкальной, танцевальной, литературной, в сфере изобразительных искусств, фотографии или даже кулинарии. Все эти сферы интересовали её чрезвычайно, создавая огромную единую сферу интересов Светланы Новиковой.
* * *
По образованию она историк: закончила Ростовский госуниверситет. По призванию – работник культуры в наиширочайшем смысле. Продолжая своё образование, Новикова окончила в 1986 году режиссёрское отделение Московского заочного университета искусств, а позднее высшие киноведческие курсы при Московском киноцентре.
Поэтому от преподавания истории она переходит в область кино, став редактором межобластного отделения Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства. Она «купается» в своём любимом кино, читает лекции, проводит встречи со зрителями, лично знакомится со многими деятелями кино и театра. Всё это пригодится, когда в 1994 году Светлана Новикова придёт работать в совершенно уникальную по масштабам деятельности Донскую государственную публичную библиотеку, крупнейшую на юге России.
Через пять лет, когда культурная, научная и общественная деятельность ДГПБ будет оценена по достоинству, когда будет победа в конкурсе среди учреждений культуры «Окно в Россию» в номинации «Библиотека года», станет очевидным, что отдел массовой работы, руководимый Светланой Михайловной, внёс в это свою лепту.
Культурный, то бишь духовный труд, обычно не очень заметен. Таково свойство этого труда. Куда более виден, особенно начальству, труд физический. Бросается, как говорят, в глаза и результат: плотины, мосты, котлованы. Возможно, по этой причине культурный труд малооплачиваемый, и библиотекари знают об этом. Но не зарплата влечёт их, а желание донести людям высокую культуру, гордость от приобщённости к благородному делу.
Как раз грандиозная Донская публичка позволяла Светлане Новиковой воплотить в жизнь давнюю мечту её души. Она готовилась и знала, как сделать, поэтому кипела и зажигала желанием коллектив сотрудников.
С чего всё начиналось? Как обычно, с нуля.
Огромное новое здание, мрачноватое снаружи, необходимо было каждодневно наполнять светом изнутри. Кому как не Свете делать это. Нести свет культуры в души читателей, зрителей, слушателей, пользователей библиотеки. Таких насчитывалось около сотни тысяч, и каждый со своими интересами. Их надо было предугадать и сформировать, если хотите.
Отдел массовой работы Светланы Новиковой начинался с пары стульев вокруг стола в кабинете замдиректора, где сидела она на телефоне вместе с первой помощницей Кодыш Еленой Иосифовной. Для технического оснащения всех мероприятий был привлечён в отдел вышеупомянутый Терлецкий; для оформительской работы и наглядной агитации всех концертов, выставок и встреч – Вадим Исачкин, в том же 1994 году. Внутренний дизайн всех помещений библиотеки, выставочного зала, кинозала, фойе и галерей на всех трёх этажах основного здания требовал постоянного обновления.
Первые встречи, организованные отделом, были приурочены к столетию Ю. А. Завадского. Пригласили актёров театра Моссовета Георгия Жжёнова, Ольгу Остроумову и Георгия Тараторкина. Так начиналась «Театральная гостиная».
«Музыкальные среды» открылись концертом «Лютневая музыка эпохи Возрождения» венгерского композитора Шандора Каллоши. Встреча проходила в отделе иностранной литературы.
Надо подчеркнуть, что коллектив библиотеки достаточно велик, более десятка отделов для работы с читателями в различных областях науки и искусства. Плюс инженерная служба, служба безопасности. Поэтому было где развернуться и у кого получить всестороннюю помощь. Практически все отделы, особенно абонемент, отдел искусств, краеведения, иностранной литературы активно проводили выставки и встречи, свои культурные мероприятия с читателями. Понимая это, Светлана Михайловна вела работу своего отдела таким образом, чтобы она дополняла и умножала заслуги Донской «публички» как культурного центра города, области, Юга России. И это удалось сделать.
В 1999 году к 250-летию Ростова‑на‑Дону Светлана Михайловна получила благодарность от мэра М. А. Чернышёва «За большой вклад в социально экономическое развитие города».
Но не будем забывать о театральной студии. Первой самостоятельной постановкой Светланы Новиковой была пьеса в стихах Леонида Филатова «Лисистрата». Ко дню Защитника Отечества она отобрала семь прелестниц разной комплекции и возраста. Завёрнутые в греческие хитоны, сотрудницы библиотеки обворожили весь малочисленный контингент мужчин не только внешним обличием, но и стихами.
Ответным ходом к женскому празднику был неподражаемый «Вечный треугольник» — пьеса-фарс Николая Евреинова. Русский текст пьесы, утерянный в начале прошлого века, восстановлен и переведён с французского. Фишка пьесы в том, что Евреинов описал события, происходящие с известными актёрами тех лет, и они же играли самих себя. Трудную задачу поставила Светлана Михайловна перед Владом Ветровым — возродить былой задор пьесы.
В пьесе три главные роли (три угла) плюс рабочий сцены. Эту дополнительную роль с блеском исполнил мастер немых сцен Пётр Михайлович Терлецкий. Роль любовника, конечно, играл Дима Безбородов. Героиню пьесы сыграла жгучая брюнетка отдела автоматизации Юлия Герт. Та ещё интрига! На роль мужа уговорили художника Вадима Исачкина.
Влад Ветров — своеобразный режиссёр. Его почерк состоял в том, что ни он, ни Светлана Новикова, ни кто-либо другой не знал, как будет строиться та или иная сцена, что будет происходить. Текст текстом, но ведь нужно его поставить в пространстве и во времени, в движении, в мимике актёров, в объятиях, страстных поцелуях, в диких воплях отчаянья и даже в стрельбе.
Влад Ветров всю дорогу к спектаклю импровизировал. Это надо было видеть! Как он проигрывал за каждого роль, показывал на себе, потом смотрел и тут же менял рисунок роли. Он творил, и мы, актёры, творили вместе с ним. Это было что-то! Каждая репетиция — праздник! Светлана Михайловна удивлялась, каждый раз видя новые нюансы, но авторитет режиссёра был непререкаем. Только на генеральной репетиции всё становилось на свои места. Нешуточные страсти полыхали по законам театра. По ходу пьесы она проигрывалась, как бы в трёх вариантах: глазами мужа, жены и любовника.
Когда Светлана Михайловна представляла студию «Все свои» на Ростовском телевидении, Влад Ветров признался в интервью: « Я люблю театр в любом его проявлении, в любом преломлении моей профессии. В идеале – искусством надо заниматься бескорыстно, что и делают наши актёры студии. Меня поразила актёрская сноровка людей, никогда до этого не имевших отношение к театру».
Всего он поставил шесть спектаклей. Среди них – трагикомическая вещь А. Аверченко «День человеческий», классическая «Свадьба» Чехова, знаменитая пьеса в стихах Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
Светлана Михайловна особенно ревностно относилась к костюмам и реквизиту. Жертвовала свои платья, украшения, веера, шкатулки, посуду, парики для спектаклей. Она болела душой за каждый выход актёров на сцену, за каждую реплику, вовремя сказанную. Влад Ветров очень занятой человек, и как художественный руководитель он выполнял главную задачу — ставил пьесу. Но всю черновую работу по шлифовке мизансцен, работе с актёрами выполняла Светлана Новикова. Она добивалась, чтобы реплики были услышаны, актёры не стояли спиной к зрителям в этот момент, чтобы телодвижения были заметны со всех точек зрительного зала, чтобы актёры знали последовательность выхода и ухода и многие другие нюансы. Зрители видят уже готовую работу всех причастных к спектаклю людей.
Часто Светлана Михайловна сама гримировала актёров перед спектаклем, рисовала жжёной пробкой усы, бороды, брови, иногда наоборот, отбеливала зубной пастой тёмную шевелюру Виктора Дьячкова, надевала парики на Владимира Семенкова, Алексея Светашова, Дину Талызину, примеряла чепчик Валентине Таршис (роль Коробочки в «Мёртвых душах»), облачала в платье Диму Безбородова, игравшего Агафью Тихоновну в «Женитьбе» Гоголя. Самое требовательное отношение к спектаклям студии — заслуга Светланы Михайловны.
Впоследствии, когда Владислав Ветров переехал в Москву в театр «Современник», она самостоятельно поставила ещё семь спектаклей и множество новогодних представлений, концертов, которые радовали коллег и гостей библиотеки.
В новом прочтении на сцене ДГПБ Светланой Новиковой были поставлены «Мёртвые души» Гоголя, «Пигмалион» Б. Шоу, «Посвящается Ялте» И. Бродского, «Свадебное происшествие» М. Зощенко, «Тетушка Чарлея» Б. Томаса.
Она была генератором идей. С её лёгкой руки ежегодный День библиотек превращался в заранее подготовленное шоу с танцами песнями и шутками, не считая кулинарных шедевров, разумеется. Один раз даже разыграли конкурс тортов: были сладкие замки, дворцы, макеты библиотеки из глазурованного шоколада, было лебединое озеро, золотые орешки и прочие чудеса кулинарии.
НАВАЖДЕНИЕ
«Наваждение», составленное из стихов Пушкина театральное действо к 200-летию со дня рождения поэта, – особый спектакль Влада Ветрова.
Надо признаться, что шестое июня был священным днём для Светланы Михайловны. Она приносила перо с автографом поэта из своей коллекции, старинный подсвечник, бюстик Пушкина и старинный томик прижизненного издания стихов из личной библиотеки. Приглашались пушкинисты, певцы, музыканты, поэты для доверительных, почти интимных бесед о поэзии, с чтением стихов и музыкой той поры.
О музыке хочется сказать особо. Это универсальное искусство, понятное всем без перевода, представлено в ДГПБ на самом высоком уровне исполнительского мастерства. Достаточно привести имя легендарной Сусанны Борисовны Арабкерцевой, приглашённой Светланой Новиковой. Профессор консерватории, лауреат международных конкурсов, она вела свой музыкальный салон — и это было чудо [4]. Публика валила валом, ещё бы, как она играла!
У Сусанны Борисовны был огромный репертуар, который она щедро дарила всем, желающим насладиться звуками рояля. Блистательная виртуозная игра её, магия исполнения классических произведений Моцарта, Бетховена, Гайдна, Шопена, современных композиторов Эннио Морриконе, Нино Рота, Ллойда Уэббера завораживала слушателей, заставляла смеяться и плакать.
В музыкальном салоне каждое выступление было посвящено отдельной теме, отдельной тональности, ритмике, музыкальным направлениям. Экспрессивная Сусанна Борисовна могла неожиданно вскочить, отбежать от рояля к какому-нибудь ребёнку, случайно пришедшему на концерт с родителями. Поговорить с ним и спросить, что бы он хотел услышать. Если ребёнок внятно мог что-то пожелать, она тут же исполняла, если нет — посвящала ему некий шедевр, играла для него.
Очень часто она играла для Светочки, для «Шахини» (так она называла свою подругу) непременно Вивальди. Та всегда присутствовала, участвовала в салоне словом и делом. Волшебство музыки, как наваждение увлекало, придавало силы.
Сколько раз выступали в библиотеке ведущие солисты Музыкального театра, джазовые коллективы, зарубежные исполнители, ростовские композиторы, казачьи ансамбли песни и пляски, самодеятельные коллективы донского края...!
Возвращаясь к «Наваждению», вспоминаю, как собрались все актёры с Владом Ветровом во главе в кабинете отдела массовой работы (тогда уже появился кабинет) для выработки концепции юбилейного спектакля. Читали любимые строки поэта, что-то предлагали. Не цепляло. Тогда Светлана Михайловна предложила взять наброски Пушкина к «Сценам из Фауста» «Мне скучно, бес...». Постепенно нанизывались друг за другом фрагменты, стихи, появился образ чёрта — хулиганские строки поэта, особая сторона творчества гения. Образ чёрта не только в «Сказке о попе и о работнике его Балде», он рассыпан по многим рукописям в рисунках. Эта трудная роль досталась мне, и пришлось вжиться, примостившись возле сцены, каждый раз выскакивать как... понятно кто... из табакерки.
Спектакль был пронизан музыкой, таинственным отблеском свечей и танцевальными вставками, в которых участвовали все сотрудницы отдела массовой работы: Галина Чернявская, Наталья Каткова и Галина Пак.
БЕДА ОТ НЕЖНОГО СЕРДЦА
Хочется рассказать о стихах. Спектакль с таким названием поставил со студийцами режиссёр Музыкального театра Олег Зимин. В отличие от Влада Ветрова, он знал о спектакле всё и добивался от актёров точного рисунка роли. Это водевиль, поэтому приходилось петь и плясать. Было интересно попробовать себя в новом амплуа. Пробовала себя и Светлана Михайловна, она начала писать стихи, скорее всего от того, что имела «нежное сердце».
Поэзия — область интимных переживаний. И не каждый решается выплеснуть их на публику. Стихи пишут многие, хоть раз в жизни. Писала и Светлана Новикова по случаю поздравлений, юбилеев, дат. Однако в этих стихотворных посланиях близким людям чувствовались незатёртые образы, свежие метафоры, яркие сравнения.
Не буду брать на себя смелость первооткрывателя, но, возможно, мои советы начать публиковать стихи были услышаны ею. Она стала регулярно читать мне сочинённые ею строки и эти обсуждения дали свои всходы. Светлана Михайловна собрала первую книгу стихов «Всё между строк» [5].
«Цветами мэй* глядишь в моё окно, \ Пронзает память тонкий аромат, \ Как лунный свет он уловим едва...\ О, тщетность бытия...\ Задёрну занавеску».
Мэй — это японская слива, цветущая в декабре, в день рождения Светланы Михайловны и в день её ухода от нас. Такая потаённая символика.
Книга вышла в 2000 году с моими иллюстрациями, чему я благодарен ей и судьбе. Книга была отмечена премией имени Бориса Примерова.
Светлана Михайловна никогда не чуралась литературной работы. Она много писала о кино, родной библиотеке, людях донской культуры [6]; после более двухсот публикаций в газетах и журналах края в 2004 году была принята в Союз журналистов России.
Чуть раньше, в 2002 году, Светлана Новикова получает почётную грамоту от Министерства культуры Ростовской области за многолетнюю плодотворную работу и большой личный вклад в пропаганду книги.
* * *
Мудрые слова: «Человек то, что он читает» – ложатся в основу, вызревают и набирают силу в мегапроекте «Территория слова» [7]. Цель проекта вернуть нашей родине статус самой читающей страны.
В рамках мегапроекта наметилось пять направлений.
Первое – «События». Это реальные встречи с поэтами, писателями, кинорежиссёрами, переносящими книги на экран. Такие, как Санжар Янышев, Денис Гуцко, Станислав Говорухин, Евгений Евтушенко, Дмитрий Быков, Александр Кабаков, Ольга Славникова, Людмила Улицкая.
Фотовыставка «Человек читающий». Более 200 работ со всех концов Ростовской области. Лучшие из фотографий выставлены в галереях первого этажа.
Второе – «Автор-Книга-Читатель» подразумевает презентации книг и обсуждение их с читателями. Такие книги, как «Внутри себя» А. В. Шапошникова, «Неудобно» Максима Ильинова, «Эрос, Танатос, Логос» Нади Делаланд, «Джинсовый омут» Элеоноры Леончик и другие. Ежегодные фестивали любителей поэзии: «Лирафест», «Ростовская лира.
Третье — «Все флаги в гости к нам». Это международный уровень встреч с зарубежными авторами, такими, как Томас Бруссинг, Фелицитас Хоппе и другие.
Четвёртое – «Для голоса и слуха». Это чтение вслух книг актёрами студии «Все свои» в библиотеке и за её пределами, вплоть до уличных выступлений, постановки классических произведений.
Пятое – «Книги поколений». Это показ экранизаций классических книг. Викторина перед фильмом с вручением ценных книг и последующее обсуждение таких шедевров, как: «Ярмарка тщеславия» Теккерея, «Декамерон» Боккачо, «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке...» Шарля де Костера, «Овод» Войнич, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Алые паруса» Грина, «Дети Арбата» А. Рыбакова и другие.
* * *
От Немецкого культурного центра им. Гёте в 2004 году Светлана Новикова получает благодарность за плодотворное сотрудничество, поддержку и личное участие в реализации проектов Института в рамках года культуры Германии и взаимодействии двух культур.
Были не только фестивали немецкого кино; итальянское кино в сотрудничестве с центром «Данте Алигьери»; французское в сотрудничестве с центром «Альянс Франсез»; корейское, японское, индийское, кино из Финляндии, колумбийское кино, всех не перечтёшь.
Международные связи не умаляют, а приумножают интерес к родному краю. Светлана Михайловна, стремясь углубить культурную инфраструктуру донского края, создаёт киноклуб «Донская Нива» под патронажем российской киноакадемии и добивается личного участия в лекциях Романа Розенблита, академика документального кино. Проводит правозащитный кинофестиваль «Сталкер», затем Международный миротворческий фестиваль документальных фильмов «Кавказ: вчера, сегодня, завтра» в рамках проекта «Мир без игры».
В 2006 году отдел, руководимый Светланой Михайловной, дабы соответствовать целям и задачам, стал называться Центром культурных программ.
За свой многолетний самоотверженный труд Светлана Новикова получила благодарность от Министерства культуры России (2007).
Много можно ещё сказать о деятельности этой женщины, этого светлого человека. Всё не вместится в статью.
Подошло время последней главы.
ЗЕРКАЛО СЕН-ЖЕРМЕНА
Не знаю, стоило ли браться за этот мистический спектакль. Светлане Михайловне захотелось поставить современного автора Акунина (Чхартишвили). Она переработала его пьесу, собрала театральную студию и за месяц до своего дня рождения начала репетиции. Спектакль для неё оказался последним. Не суждено было увидеть его на сцене.
Сюжет спектакля связан с переносом двух главных героев во времени, на сто лет назад и вперёд с помощью зеркала графа Сен-Жермена. Помните «Пиковую даму» – легендарная и опасная личность?
За год до этого своё шестидесятилетие Светлана Михайловна встретила грандиозной фотовыставкой своих работ «Мир до Евы». Она увлеклась фотосъёмкой портретов. И портреты удавались, это признавали все.
На данной выставке, судя по названию, портреты только мужские. Многие поговаривали, что этим она обидела женщин. Но кто хочет обижаться, тот обидится даже на цветок полевой. А в планах была последующая выставка женских образов, но не судьба.
Среди мужских портретов – известные культурные деятели Дона и России, зарубежные друзья, сотрудники и актёры студии. Конечно же, портреты близких: Геннадия Михайловича — мужа и помощника во всех начинаниях, сына Андрея с дочерью Настей. Внучка — единственное исключение всегда.
Хочется вспомнить о личных праздниках Светланы Михайловны. Дни рождения праздновались особенно: писались сценарии, актёры готовились. К очередному юбилею Светлана Михайловна собрала всевозможные шуточные «призы»: премию «Овация» как автору текстов песен, золотую пальмовую ветвь за киноведение и статуэтку «Ники», «Букеровскую премию» [8].
Мгновения любви в счёт жизни не идут
Мы в вечности с тобой, пока мы любим.
К изданию третьей книги «Светотень» [9] была разыграна известная телепередача «Апокриф» с ведущим Виктором Ерофеевым, роль которого пришлось исполнять мне. Повеселились тогда от души. Писателя Гришковца исполнил Лёва Малтызов, Татьяну Толстую исполнила Ольга Васильевна Черненко, роль Мураками — Михаил Мун [10], писателя Акунина — Виктор Дьячков [11]. Он же сыграл одну из главных ролей в «Зеркале Сен-Жермена».
* * *
Вернёмся к спектаклю. Рисунок ролей Светлана Михайловна успела наметить. Не знала только, что делать с зеркалом? Нужно ведь попадать в зазеркалье. А ей становилось всё хуже. Ложиться в больницу она не хотела. Говорила: «Сколько дадено мне, столько и проживу». До светлого праздника дня рождения она не дожила один день.
Актёры студии «Все свои» провожали своего основателя и режиссёра, как водится, аплодисментами. Все они тогда пообещали закончить постановку пьесы. И сделали это.
Исполнитель второй главной роли Александр Романюк [12] собственноручно изготовил зазеркалье с выдвижными дверями и подсветкой. Смена эпох демонстрировалась с помощью проекторов в окнах декораций. Такого технического уровня студия ещё не знала. Михаил Енсонович Мун сыграл хранителя музея. Китайский танец исполнила Даша Найденко.
Спектакль был показан к празднику Защитников Отечества, затем был представлен на конкурс самодеятельных коллективов области в малом зале театра драмы имени Максима Горького. Жюри конкурса «П-ART-ЕР» под председательством народного артиста России Михаила Бушнова наградило театральный коллектив библиотеки дипломом за второе место. Если есть Зазеркалье, то Светлана Михайловна видит дело рук своих и нежным сердцем радуется.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Терлецкий Пётр Михайлович (1934–2008), инженер по видео Донской публичной библиотеки, сотрудник отдела массовой работы (1993–2002).
- Безбородов Дмитрий Викторович (1969), заведующий отделом автоматизации Донской публичной библиотеки (1994–2001).
- Ветров Владислав Владимирович (1964), заслуженный артист РФ. До переезда в Москву работал в Таганрогском драматическом театре и Ростовском академическом театре драмы имени Максима Горького. Ныне актёр театра «Современник».
- Как музыка, ты вечна : [сб. воспоминаний о С. Б. Арабкерцевой] / отв. ред. Н. Мирзабекова. Ростов н/Д : Ковчег, 2010. 86 с.
- Новикова С. Всё между строк : стихи. Ростов н/Д : Книга, 2000. 63 с. (Б-ка альманаха «Южная звезда»)
- Новикова С. М. Путь сталкера : [об А. Кайдановском, актёре, уроженце города Ростова-на-Дону]; «... Не завершайте этот мир!» : [о С. Стародубцеве, рост. кинореж.] // Дон. временник. Год 2006-й. С. 123–126, С. 126–130; Её же. Ироничный мудрец: [о рост. кинореж. Р. А. Розенблите] // Там же. Год 2004-й. С. 131–132; Её же. Здравствуй, моя Библиотека! // Ковчег Кавказа. 2003. № 2 (апр.–июнь).
- Её же. «Человек то, что он читает» : [о мегапроекте Дон. публич. б-ки «Территория слова»] // Там же. Год 2009-й. С. 161–163.
- Её же. Пишу пейзаж души. Ростов н/Д : Дон. издат. дом, 2001. 122 с.
- Её же. Светотень : стихи. Ростов н/Д : Новая книга, 2007. 232 с.
- Мун Михаил Енсонович (1949), заместитель директора по новым технологиям (1993–2012), ныне – начальник отдела по связям с общественностью.
- Дьячков Виктор Николаевич (1952), заведующий сектором хранения периодических изданий отдела фондов и обслуживания
- Романюк Александр Владимирович (1987), инженер технического отдела.
- В названии статьи – строка из книги С. М. Новиковой «Светотень»
|